ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ
план-конспект по окружающему миру
Изучение мира животных – одна из составляющих экологической грамотности человека, формирование которой должно идти с детского возраста, чтобы изменить сознание, без которого нельзя остановить нарастание экологического кризиса.
Знакомство с жизнью животных родного края дает возможность понимания ребенком тех невидимых нитей, которые связывают все живое вокруг, того, что разумное поведение человека по отношению к «братьям нашим меньшим» поможет сохранить их разнообразие и экологическое благополучие окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 545.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан» в с. Башмак
Ленинского района Еврейской автономной области
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
по теме:
«Разнообразие природы родного края»
(проекты «Животные нашего края»)
Учитель:
Плетнёва Валентина Алексеевна
с. Башмак, 2021 г.
Конспект урока
Класс - 3
УМК - Школа России
Продолжительность урока – 45 минут.
Тема – «Разнообразие природы родного края (проекты «Животные нашего края»)».
Номер урока в данной теме - 3
Тип урока - презентация результатов проектной деятельности
Цель - создание условий для повышения уровня знаний учащихся о животных родного края.
Задачи урока:
Личностные: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей по охране природы.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную - составление страниц «Животные родного края», входящих в «Книгу природы родного края».
Познавательные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации.
Коммуникативные: уметь слушать собеседника, отвечать на вопросы, излагать свое мнение, свою оценку событий.
Предметные: систематизировать знания о животных родного края.
Методы и технологии: наглядно-демонстрационный метод, метод проектов, обучение в сотрудничестве, элементы проблемного обучения.
Оборудование: проектор, экран, карточки с деформированным текстом, презентации учащихся, памятки.
Ожидаемые результаты: обучающиеся научатся грамотно представлять результаты совей работы; у обучающихся продолжится формирование умения слушать собеседника; обучающиеся научатся бережному отношению к природе.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Скажите, вы умеете удивляться? Что вас удивляет?
Анализ ответов учащихся.
Да, удивление – это интересное состояние. Оно появляется от чего-нибудь, поражающего неожиданностью, странностью или загадочностью.
2. Мотивация учебной деятельности
А вы знаете, что крокодил глотает камни? Разве не удивительно? Вы знаете, для чего крокодил это делает?
Просмотр ролика https://urok.ecobiocentre.ru/wp-content/uploads/2020/11/Rolik-Zhivotnye-rodnogo-kraya.mp4
А чем вас удивляет мир животных?
Анализ ответов учащихся.
Мир животных удивителен своим многообразием форм, образов, которые поразительно соотносятся с их средой обитания. Мир животных хранит в себе много тайн и загадок. Но он открыт для любознательных и наблюдательных!
На уроке мы начнем заполнять страницы «Книги природы родного края», узнаем, каких животных можно увидеть рядом с нашим селом, поговорим о необходимости их сохранения.
3. Актуализация знаний
Давайте вспомним, кто такие животные?
Анализ ответов учащихся.
Животные – это живые организмы, которые питаются, дышат, передвигаются, строят жилища, приносят потомство. Есть животные дикие и домашние, травоядные и хищники, насекомоядные и всеядные. С древних времён, наблюдая за животными, люди замечали сходства и различия в их строении, поведении, условиях обитания. Исходя из своих наблюдений, они делили животных на группы, что помогало им осмыслить систему живого мира.
Так на какие же группы делятся животные по их отличительным признакам?
Анализ ответов учащихся.
Животные по отличительным признакам делятся на 6 групп: звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные пресмыкающиеся. Все они разные: большие и маленькие, рычащие и хрюкающие, летающие и лазающие, прыгающие и ползающие.
А какие же основные отличительные признаки имеет каждая из этих групп животных? Мы рассмотрим отличительные признаки 4-х групп животных: зверей, птиц, насекомых и рыб.
Работа с деформированным текстом. Работа в группах.
Прочитайте тексты, в которых дано описание одной из групп животных. Ответьте, о какой группе животных идет речь? Назовите их отличительные признаки.
1. Животные этой группы имеют 4 ноги, их тело покрыто шерстью, которая помогает им выжить в суровую зиму. Шерсть у них может быть длинной и короткой, густой и редкой, колючей и очень мягкой. Она может быть любой длины и любого цвета. Только они выкармливают своих детёнышей молоком, поэтому эту группу животных еще называют _______________.
2. Не все представители этой группы могут летать. Только ___________ имеют 2 ноги, их тело покрыто перьями. Не будь у них перьев, они не смогли бы летать. Перья спасают от холода и жары, от ушибов и царапин. Перья хвоста помогают им держать равновесие, делать повороты и остановки.
3. Многие из них могут летать. Другие вылетают, только чтобы создать семью, а потом теряют крылышки. Среди них не летают такие, как жуки-жужелицы. Редко летают, хотя и имеют крылья жуки-плавунцы, кузнечики. Значит, умение летать – хотя и важный признак многих из них, но не главный. Оказывается, главным признаком _____________________ является наличие 3 пар ножек. Тело их покрыто панцирем. Название эта группа получила от слова «насечки», которые имеются у них на брюшке.
___________________ живут в воде, умеют плавать. У них вместо конечностей есть плавники. Но это не главный их признак. У них есть жабры. Они могут дышать под водой. Их тело покрыто чешуей.
Итак, отличительные признаки разных групп животных –
Группа животных – звери:
1.количество конечностей – 4 ноги,
2.вскармливают детенышей молоком;
Группа животных – птицы:
1. Количество конечностей – 2 ноги,
2. Тело покрыто перьями;
Группа животных – насекомые:
1.количество конечностей – 6 ножек,
2. Тело покрыто панцирем;
Группа животных – рыбы:
1. Дышат жабрами,
2. Тело покрыто чешуей.
Вывод: отличительные признаки разных групп животных характеризуют их приспособленность к выживанию в привычной для них среде обитания.
4. Работа по теме урока. Презентация проектов учащихся по теме «Животные родного края».
Что же такое - привычная для животных среда обитания?
Всё правильно – привычная для животных среда обитания - лес, поле, луг, река, озеро и так далее. Но иногда диких животных можно увидеть совсем рядом с нами, с нашим домом, в нашем селе.
Посмотрите, как красиво выглядит наша малая родина с высоты птичьего полета, какая живописная местность вокруг нашего села!
Давайте поищем, где ваша улица, дом.
А где дом культуры, детский сад, наша школа?
Ученики нашего класса приготовили проекты о животных нашего края. Они подобрали загадки, интересные факты из жизни животных и фотографии, которые доказывают, что эти животные живут совсем рядом.
Ученик 1
Он украшен хохолком,
Дом его – в дупле сухом.
Знает весь лесной народ,
Что зовут его … (удод).
Удод - представитель семейства удодовых из отряда Птиц-носорогов, небольшая ярко окрашенная птица с длинным узким клювом и хохолком, иногда раскрываемым в виде веера.
У этих птиц очень короткий язык, и они не могут с его помощью заглатывать пищу. Поэтому им приходится подбрасывать добычу в воздух и ловить.
В мае 2008 года, в связи с 60-летием страны Израиль, были объявлены выборы национальной птицы этого государства. В результате голосования был выбран удод.
Он щегла и славку сумел опередить,
Чтоб национальной птицей Израиля побыть.
Существовала народная примета: если крестьянам казалось, что удод кричит «Худо тут!», урожай будет плохим, а вот если слышался крик «Буду тут!», то ждали богатого урожая.
На этой фотографии вы видите удода в нашей школе. Он пробил стекло на лестничной клетке и никак не мог выбраться наружу. Сотруднице школы Сурдейкиной Ольге Юрьевне пришлось его спасать.
Ученик 2
Днем те птицы отдыхают,
Ночью пищу добывают.
Они хищные, но все же
Крики их на плач похожи.
Кто же плачет там, в ночи?
Ну, конечно же ... (сычи).
Мохноногий сыч - небольшая сова с крупной широкой головой, с ярко выраженным лицевым диском и маленькими перьевыми ушками.
Совы могут вращать их шеи на 270 градусов. Очень интересная система собирает кровь, чтобы накормить мозг и глаза, когда движение шеи сокращает кровообращение.
Еще издревле вокруг этой маленькой птицы ходило много легенд. Наши предки верили, что тот, кто увидит ее, будет испытывать трудности в жизни. Дескать, подобно черной кошке перебежавшей дорогу, это пернатое способно накликать беду. Но на самом деле сыч – это всего лишь маленькая сова с очень необычной внешностью.
Этого мохноного сыча нашла за школой учитель начальных классов Кудрешова Светлана Владимировна. Он никак не мог взлететь, но видимых повреждений мы не нашли. Мы выпустили его на свободу в лесок за улицей Степной.
Ученик 3
Черненькая бровка,
Рыженький бочок,
Меж синиц и дятлов
Кружит как волчок,
По стволам вниз головой.
Угадайте, кто такой? (Поползень).
Поползень – небольшая птица из семейства поползневых, отряд воробьинообразные.
Поползень очень похож на дятла в миниатюре, но подвижен и любопытен как синичка. На немецком языке его название так и звучит – дятлосиница (Spechtmeise).
Уникальность этой птицы заключается в том, что в поисках корма она ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую даже вверх ногами, умеет висеть вниз головой на ветках.
Поползней очень часто можно встретить в нашем селе. Этот поползень прилетел к школе.
Ученик 4
Птичка хищная, сама
Под луною рождена.
Как назвать нам птичек этих,
Что летают на планете?
Люди думали, гадали,
В честь Луны её назвали.
А названье дали так:
Вместо «А» там «мягкий знак». (Лунь)
Полевой лунь - дневная хищная птица отряда соколообразных. Относится к семейству ястребиных.
Активный образ жизни ведут днем и в сумерки. Благодаря своим длинным крыльям и хвосту, полевой лунь может бесшумно парить над землёй и выслеживать грызунов (мышей, полёвок и хомяков) и земноводных, насекомых, рептилий. Разоряет гнезда других птиц и съедает птенцов.
С добычей птицы играют, кидая ее в воздухе и снова ловя. Занесён в Красные книги ряда регионов России.
Хищные птицы – редкие гости в населенном пункте. Видно в лесу совсем мало корма, раз этот полевой лунь прилетел к школе, чтобы поохотиться на голубей, которые живут на школьном чердаке.
Ученик 5
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но с новой весною я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю,
Как птичка порхаю. (Бабочка).
Павлиноглазка Артемида - ночная бабочка семейства павлиноглазок. Видовое название дано в честь греческой богини Артемиды - всегда юной богини охоты, плодородия, покровительницы всего живого на Земле.
Бабочка обитает на Дальнем Востоке России - в Приморском крае, на юге Хабаровского края, в Амурской области; а также в Китае, Японии, Корее.
Эту уже неживую Павлиноглазку мы с ребятами 3 класса нашли на улице Новой.
5. Физкультминутка:
Уснул бельчонок. (Закрыть глаза, расслабиться, положить ладони на веки и, слегка надавив на них, помассировать движениями по часовой стрелке и против нее)
И вдруг проснулся. (Поморгать глазами. Руки опустить)
Больше спать он не хотел. (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся. (Руки развести в стороны, опустить вниз (выдох))
Улыбнулся. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)
Побежал. (Бег на месте)
6. Продолжение работы по теме урока.
Ученик 6
Нет ни пёрышка на ней,
Ночью лишь летает.
Днём ночует, где темней,
Вниз главой свисая. (Летучая мышь).
Летучие мыши - обобщающее название для представителей отряда рукокрылых.
Летучая мышь – это единственное животное на нашей планете, которое способно летать. Передние лапки-«крылья» летучих мышей – это длинные пальцы, соединенные кожаными перепонками. Растопыривая пальчики и раскрывая «крылья», зверьки могут летать и укрываться, если им холодно.
В 600 году до н.э. греческий баснописец Эзоп написал басню про летучую мышь, которая заняла деньги, чтобы начать бизнес. По сюжету, бизнес прогорел, и она была вынуждена прятаться в дневное время, чтобы избежать встречи с теми, кому должна деньги. Именно поэтому, согласно басне, летучие мыши появляются только ночью.
К сожалению, эту летучую мышь на школьном крыльце нам с ребятами 5 класса тоже не удалось увидеть живой.
Ученик 7
Он пушистый, длиннотелый,
Длиннохвостый, гибкий, смелый,
Мышку в норке подстерёг,
Ловкий шустренький … (хорёк).
Амурский степной хорь - хищник, подвид степного хорька из семейства куньих.
В переводе с латинского языка, хорек – это вор. То есть, получается степной вор.
Хорьки не боятся людей. Во времена Средневековья жители Европы одомашненных хорьков считали чем-то вроде современных кошек. Их держали дома для истребления мышей, чтобы создавать уют, и даже применяли в целях охоты на диких кролей. Сегодня люди разводят этих животных наравне с котами и собаками, так как они привязчивые и игривые домашние любимцы.
Хорьки умеют бегать задом наперёд так же быстро, как и просто бегать.
В России этот вид относится к исчезающим, встречается только в бассейнах рек Амур и Зея.
Этого амурского степного хорька мы наблюдали у перекрестка на улице Новой. Увидев нас, он сразу побежал к нам, не боялся людей. Затем скрылся в траве на лужайке.
Ученик 8
Семейства оленевых дикие козы,
В лесу не страшны им ни зной, ни морозы,
Зато от волков убегают, как пули,
Животных мы как называем? (Косули).
Косули - парнокопытные семейства оленевых.
Если вы видите косулю с рогами, значит, перед вами самец – у самок этих животных рогов нет.
Косуля всегда держится вблизи водоёмов. Это животное пьёт много и часто, и, зная это, хищники часто поджидают добычу у водопоя.
Лишённый агрессии нрав, изящное телосложение и мирное поведение сделали их любимцами множества людей, несмотря на то, что полюбоваться ими можно только с расстояния, так как приручению они не поддаются.
Жителям нашего села повезло наблюдать очень близко самца косули. Совсем маленьким детеныш косули попал в руки лесозаготовителей, они его вырастили, затем работники охотхозяйства увезли его в родную среду обитания - в лес.
Ученик 9
Размером она с небольшую собаку,
Но может, как волк, она броситься в драку.
Стоячие уши и хищные зубы.
Из меха пушистого рыжая шуба.
Полевки лесные – объект ее пищи.
Плоды, насекомых в лесу она ищет…
Боится ее вся домашняя птица.
Как имя же рыжей плутовки? (Лисица).
Лиса – это сравнительно крупное хищное млекопитающее животное, которое относится к семейству псовых.
Хвост для лисы – не просто украшение, а важный орган. Он помогает поддерживать животному равновесие во время бега, также в зимнее время лисы оборачиваются им, чтобы защититься от холода.
Не зря лисиц называют очень умными животными. У них существует один интересный способ избавления от блох. Лисы заходят глубоко в воду с палкой в зубах, и блохи перебираются на эту ловушку. Через время зверек выбрасывает палку, а с ней и надоедливых блох.
Лиса очень красива и хитра. Эти характерные черты, передающиеся на генетическом уровне, позволили дожить этому животному до наших дней.
Лето 2020 года выдалось очень дождливым, вода залила луга и поля. Очень трудно стало охотиться лисицам. Эта очень худая, голодная лиса прибежала к курятнику одного из домов на улице Новой. Хозяевам пришлось её прогнать на луг возле села.
Ученик 10
Много бегает она,
Но медлительна всегда.
Может и до ста дожить,
Если правильно кормить.
Панцирь тело защищает,
Каждый это точно знает.
Дети быстро отвечайте,
Зверя живо угадайте! (Черепаха).
Дальневосточная черепаха, или китайский трионикс - пресноводная черепаха, представитель семейства трёхкоготных черепах, одна из наиболее известных мягкотелых черепах.
Дальневосточные черепахи очень подвижны, быстро бегают, плавают, ныряют и хорошо закапываются в песок.
У них очень длинная и гибкая шея, которая легко изгибается и что дает ей большую ловкость в плане укуса. Нрав у китайских триониксов довольно злобный, поэтому обращаться со взрослыми особями рекомендуется в специальных перчатках и брать их нужно только за заднюю часть панциря. Костные пластины во рту очень острые и в природе служат для того чтобы раскусывать улиток, так что прокусить кожу ей не проблема.
Трионикс китайский занесен в Красную книгу РФ.
Наводнение 2020 года заставило покинуть привычную среду эту черепаху. Хозяева нашли её в цветнике перед домом на улице Новой, закинули в мешок и вывезли на реку Биджан.
7. Проблемное задание.
Учитель
Прослушайте текст и ответьте на вопрос, какую проблему затрагивает это сообщение?
«Летом в нашем поселке в кустах возле пруда поселились дикие утки. Утиная колония жила своей жизнью, оглашая окрестности то сердитым, то ликующим кряканьем. Но местные мальчишки так просто, забавы ради разорили их гнезда, повредив при набеге одной уточке крыло. Когда пришло время улетать на юг, утки собрались в стаю и покинули наши края. А та, что с поврежденным крылом, осталась. Ей трудно было подняться высоко в небо, летать она могла только низко над землей. Она редко выплывала днем, а если показывалась, то только в стайке с домашними гусями, пристроившись к ним, будто малый ребенок к родителям. Гуси были дружелюбны, не отгоняли чужую от себя, позволяя плавать рядом с собой.
А вот мальчишки… Мало того, что они поступили жестоко, искалечив птицу и разлучив с сородичами, так даже видя ее безвыходное положение, ни разу не покормили. А ведь ее могли загрызть собаки, она могла замерзнуть…».
(Луханина Ирина, 13 лет, п. Шарлово, Ульяновская область. Журнал «Юннатский вестник»,2007)
Анализ ответов учащихся
Огорчает безответственное и жестокое отношение людей к природе и к животным.
Можем ли мы помочь животным, какие живут в нашем краю?
Учитель предлагает ознакомиться с правилами ответственного поведения, которые должен соблюдать каждый, чтобы сохранить животный мир родного края.
Анализ ответов учащихся.
Каждый из нас может помочь животным, если будет:
- Заботиться о подкормке зимующих птиц;
- Активными участником природоохранных акций;
Если будет соблюдать правила ответственного поведения в природе:
- Не мусорить, находясь на природе,
- Не поджигать траву,
- Не разорять птичьих гнезд,
- Не ловить бабочек ради забавы.
Всем участникам урока раздается
ПАМЯТКА ДЛЯ ЮНОГО ЗАЩИТНИКА ПРИРОДЫ
- НЕ забывай развесить кормушки и подкормить птиц!
- НЕ шуми, находясь на природе!
- НЕ разоряй птичьи гнезда!
- НЕ лови бабочек ради забавы!
- НЕ поджигай траву!
- НЕ бросай незатушенные спички!
- НЕ оставляй незатушенный костер!
- НЕ мусори, находясь на природе!
- НЕ оставляй и не сжигай в лесу бытовой мусор!
- НЕ загрязняй воду моющими средствами!
8. Домашнее задание
Ребята поразмышляйте с родителями, какие растения могут оказаться на страницах «Книги природы родного края»?
9. Рефлексия.
Что нового и интересного узнали о животных нашего края?
Источники:
- Методические рекомендации по проведению Всероссийского урока «Эколята – молодые защитники природы» для учащихся начальной школы (3-4 класс) «Животные родного края». К.В. Сенчилова, Л.А. Касаткина, И.В. Козельская, А.В. Панин, М.В. Севастьянова, Н.С. Севастьянов: ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр», 2020 — 18с.
- https://urok.ecobiocentre.ru/wp-content/uploads/2020/11/Rolik-Zhivotnye-rodnogo-kraya.mp4
- https://nukadeti.ru/zagadki/pro_zhivotnykh
- https://ru.wikipedia.org/
- Фотографии жителей села Башмак ЕАО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Животные нашего края"
В презентации размещены многие животные Владимирского края, краткое их описание....

Голобородько_Словарь – справочник по окружающему миру «Животные нашего края»
Краткосрочный творческий проект учащихся 4 класса МБОУ "СОШ № 8" города Бийска...

растения и животные нашего края
ребята побывают в гостях в лесу, познакомятся с растениями леса, будут отгадывать загадки, играть...

Урок кубановедения "Растения и животные нашего края"
Урок кубановедения "Растения и животные нашего края" для 3 класса. Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных и растений Краснодарского края, проанализировать пути о...