«Весна. Природа весной", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по окружающему миру «Весна. Природа весной", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.71 МБ
Файл rasteniya_vesnoy.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 2 «Г» класс

Слайд 2

Подснежник

Слайд 3

Одуванчик

Слайд 4

Тюльпан

Слайд 5

Пролеска

Слайд 6

Хохлатка

Слайд 7

Медуница

Слайд 8

Мать - мачеха

Слайд 9

Гусиный лук

Слайд 10

Чистяк весенний

Слайд 11

Фиалка душистая

Слайд 12

Тополь

Слайд 13

Сирень

Слайд 14

Смородина



Предварительный просмотр:

 Конспект урока окружающего мира в форме технологической карты на тему: «Весна. Неживая природа весной. Растения весной.», проведенного во 2 «Г» классе.

Образовательная система: «Планета знаний».

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: «Весна. Неживая природа весной. Растения весной.»

Цель:- формировать у учащихся представление о весенних растениях

Задачи:

  1. Формировать у  учащихся представление о характерных признаках в неживой природе, об изменениях в жизни растений весной;
  2. Показать связь этих изменений с неживой природой;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; воспитывать интерес и любовь к природе.

1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Познакомить учащихся с представлением об изменениях в жизни растений весной, как необходимого звена связи в жизни с растениями

- показать связь этих изменений с неживой природой;

2. Развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, внимание, память, любознательность ,

 3. Воспитывать  любовь к природе и растениям, интерес к предмету.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-развитие умения работать с информацией;

-развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

-развитие мышления: умение сравнивать, сопоставлять, выделять лишнее, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать.

-формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

-формирование умения грамотно строить речевые высказывания;

-формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

-формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.

3. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

Планируемый результат:

- познакомятся согранами чувств;

- получат представление о том, как нужно ухаживать за ушами и почему их нужно беречь;

- узнают, что некоторые рекомендации существуют;

Основные понятия: «ухо- орган равновесия».

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы:

Основные:. Окружающий мир. 2 класс. Учебник.

Дополнительные: презентационный материал.

Форма работы: беседа, работа в тетради.

Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формируемые УУД

I этап

Организационный момент

Цель – активизация учащихся.

II.Постановка цели и задач урока.

III.Изучение нового материала

Цель – познакомить с органом равновесия.

IV.Первичная проверка понимания.

V. Первичное закрепление

Цель – закрепить умение находить, показывать зону степей, а также составлять цепи питания .

VI. Физкультминутка.

VII.Работа в тетради.

Настраивает детей на работу.

Направляет детей на формулирование темы урока.

Взаимное приветствие. Анализирует услышанное.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Слайд 1

-Прозвенел звонок,

-Начинаем наш урок.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Татьяна Романовна.

-Все тихонечко садитесь.

-Послушайте внимательно стихотворение А. Фета и скажите, о каком времени года в нем говорится?

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет. (Весна)

- Как вы догадались. Что в стихотворении говориться о весне?

-Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц; освобождение рек ото льда; солнце находится выше над горизонтом, чем зимой; весной цветут ландыши.)

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

-Перечислите названия весенних месяцев. (Март, апрель, май.)

-Вспомним, в каком месяце приходит весна? (В марте.)

-Да, по календарю весна наступает в марте, а в природе весна может настать в феврале, а иногда в апреле.

-А вы знаете, как март называется в народе? ( «Утром года». Мы просыпаемся утром, а природа просыпается от зимнего сна именно в марте. Поэтому месяц и получил такое название.)

-В народе март еще называют «капельником». За что он получил такое название? (В этом месяце звенит капель.)

-Еще март называют «протальником». Почему? (Появляются первые проталины.)

-Его называют и «месяцем света». Почему? (Солнце светит ярче, день становится длиннее.)

-Этот месяц называют «грачевник». Почему? ( Прилетают грачи.)

-Прослушайте стихотворение, скажите, о каком из месяцев идет речь.

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

-Какие признаки этого месяца вы услышали? (Ответы детей)

-Прослушайте стихотворение, скажите, о каком из месяцев идет речь.

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?... (Май)

-Какие признаки этого месяца вы услышали. (Ответы детей)

-Хорошо

- Весной лучики у солнышка длинные  они первым делом достигают до крыш домов, начинают топить снег и начинается капель.

-Что образуется в результате капели? ( Сосульки.)

-Ребята, а вы знаете, что сосульки растут? Утром, когда снег таит от яркого солнца, образовавшаяся капель сразу замерзает от холодных стен дома. Поэтому сосульки делаются толстыми, а после обеда стены дома прогреваются, сосульки начинают плакать и удлиняться. От слез сосулек бегут ручьи.

Эй ручей, чей ты, чей?

Я от снега и лучей.

Я бегу, я смеюсь.

Я сейчас с другим сольюсь.

- Лучики солнца все сильнее пригревают. Что же происходит со снегом и с почвой весной от этих лучей? ( Снег тает, а почва оттаивает.)

-Лучики растапливают снег, он испаряется и поднимается вверх, охлаждается и превращается в кучевые облака.

-Почему облака называют кучевыми? (Они похожи на кучи ваты, сугробы снега. Облака пушистые, большие, легкие.)

-Люди заметили, что как только появляются кучевые облака, значит наступила весна.

-Какие изменения с приходом весны мы наблюдаем на водоемах? (Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает.)

-Как нужно себя вести на водоемах при таянии льда? ).

- От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Кто из вас знает, как называется разлив реки? (Половодьем.)

-Что такое половодье?

-Это усиленный продолжительный приток воды, который может быть обусловлен:

-весенним таянием снега

-летним таянием снега

- Ребята, все ли весенние дни солнечные и теплые? (Нет, выпадают осадки.)

-Какие осадки выпадают весной? ( В марте – снег, в апреле – снег, дождь, в мае – дождь.)

-Бывают ли весной грозы? Когда? ( В мае.)

-У нас гроза случилась 28 марта , но у нас она может быть и раньше .

-Почему?

-Потому что у нас весна наступает раньше, чем в других частях страны.

-Просмотрим видеоролик о весне

-Какие изменения вы увидели?

IV. Физкультминутка.

Все сосульки, как и дети,

Вырастают на рассвете.

Только утром в толщину,

Вот в такую ширину.

Плачут глупые сосульки

Мы хотим опять зиму.

И поэтому сосульки

К вечеру растут в длину.

V. Изменения в живой природе.

-Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? ( На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, цветы, затем появляются листья.)

-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести.)

-Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми весной? (тюльпан, пролеска, гусиный лук, хохлатка, мать мачеха, одуванчик, медуница, подснежники, серёжки, ).

-Послушайте внимательно о травянистых растениях.

Слайд 2

1.Подснежник- этот цветок всем знаком с детства. Кто помнит сказку 12 месяцев? Эти неприхотливые трогательные цветы с белыми цветками- колокольчиками одними из первых появляются ранней весной. Цветут подснежники около месяца, хорошо переносят перепады температур и не боятся ранневесенних морозов. У нас подснежники не цветут.

Слайд 3

2.Одуванчик-многолетнее растение, значительно различаются по высоте 5-50см и диаметром соцветия от 1см до 5 см. Цветут одуванчики очень длительно, образуя за сезон огромное количество семян.

Слайд 4

Она  представляет  собой  кусочек  тонкой  кожи,  натянутой  туго,  как  на

бapaбaне. Когда  ушная  раковина  улавливает  какой-то  звук  и  по  наружному

слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием

этого звука начинает вибрировать, то есть колебаться. Вибрируя, барабанная

перепонка  передает  звук  в  СРЕДНЕЕ  УХО,  которое  находиться  в  глубине

черепа.

3.Тюльпан-в отличии от культурных собратьев они зацветают гораздо раньше, уже в апреле. Всего насчитывается более 100 видов этого растения.

Слайд 5

4.Пролеска- пролеску иногда называют голубым подснежником, из –за  внешнего сходства с ним, а еще потому, что появляется она, как только сойдет снег. На самом деле это разные растения. Эти голубые или синие цветочки так же не пугают весенние морозы.

Слайд 6

5.Хохлатка- неприхотливое морозоустойчивое растение , цветет ранней весной. В высоту хохлатка достигает до 20 см. После цветения ее наземная часть отмирает, после этого растение не боится никакого механического воздействия, нипочем ей ни затаптывание  ни перекопка.

Слайд 7

6. Медуница- цветет в апреле- мае. Хорошо растет на легких, хорошо увлажненных почвах. После цветения образует множество разноцветных листьев.

Слайд 8

7. Мать мачеха-они появляются и развиваются до глубокой осени, а семена разносятся ветром после созревания. Цветет в апреле-мае. Она первая украшает землю ,выводя на первые весенние лужайки хороводы золотистых головок.

Слайд 9

8. Гусиный лук- самый скромный, но заслуживает особого внимания благодаря своим целебным свойствам. Луковицы гусиного лука используют при приготовлении отваров, которыми лечат желтуху и водянку, бронхиальную астму и даже эпилепсию. Можно также делать из них кашицу для быстрого заживления ран. Они неприхотливы, приспособлены для украшения оранжереи.

-А на каких деревьях появляются первые   листочки весной? (тополь, сирень, смородина , фиалка душистая, чистяк весенний, гусиный лук цветет у колледжа).

Слайд 10

1.Тополь-по временным скоростям тополь стоит на одном из первых мест среди наших деревьев. Не даром ребятишки во время весенней обрезки подбирают именно тополевые ветки. В воде на окошке они тотчас пускают рост и через 2-3 дня уже покажутся остренькие как шило зеленые кончики плотно скрученных в почке листьев. И рыжая смолка, склеивавшая почку, пачкая стекло и пальцы, даст о себе знать ароматом- едва ли не самым прекрасным запахом нашей весны. И улицы, и бульвары – весь город , запестревший первой бойкой зеленью тополей , насыщен этим смолистым духом. И даже летом после каждого дождя тополь напоминает о себе дивным запахом- живой памятью весны.

Слайд 11

2.Сирень- одно из любимых растений многих садоводов России. С наступлением весны сирень радует глаз большими кистевидными или метельчатыми соцветиями, распространяя вокруг сильный , приятный запах. Да и сам куст очень сочного зеленого цвета, до самых холодов сохраняющий свою листву. Листья сирени напоминают большую каплю. Есть сирень обыкновенная и начало её цветения приходится на конец мая – начало июня.

Слайд 12

3.Смородина- весной, после того как сошёл снег, корни смородины начинают активно расти, им хватает и питания и влаги, но в засушливую летнюю погоду они нуждаются в поливе примерно раз в 5 дней, вода для полива должна быть теплой. Многие садоводы совершают ошибку – поливают куст сверху, это неправильно, так как увлажнение листьев может привести к развитию мучнистой росы.

-Откройте свои учебники на стр  53-ей

-Рассмотрите иллюстрации травянистых растений.

-Послушайте внимательно о травянистых растениях.

-После опыления цветки увядают, а на их месте появляются плоды.

-Рассмотрите  на стр 53-ей плоды орешника, ивы и сосны.

-Хорошо

-Откройте свои рабочие тетради на стр 33-ей

-Найдите задание  55-ое выполните его

-Вам необходимо вставить пропущенные слова. Ответы можно найти в учебнике.

Весной солнце поднимается на небосклоне выше, чем зимой. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Тает снег, на реках начинается ледоход.  Реки выходят из берегов.

-Хорошо выполним задание 56-ое

-Прочитаем задание вслух

Явления природы- таяние снега, туман, половодье, рождение детенышей.

Тела природы- льдина, снежинка, птица, солнце.

-Хорошо

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:  самоопределение.

Личностное УУД:

- интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные УУД:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать собеседника, а также участвовать в диалоге;

Познавательные УУД:

- умение с помощью беседы  получать необходимую информацию для определения темы урока.

Коммуникативные УУД:  уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: умение работать с источниками информации.

Личностные УУД: умение преодолевать трудности

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос, применить полученные знания;

уметь составлять цепь питания.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос, применить полученные знания;

уметь составлять цепь питания.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

Регулятивные УУД:

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД: умение применять полученные знания

Коммуникативные УУД:  умение  точно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

Уметь оценивать свою работу на уроке.

VIII .Итог урока

Рефлексия

Цель – подвести итог проделанной работы.

-Наш урок подошел к концу.

-Как звучала тема нашего урока?

-С какими травянистыми весенними растениями вы сегодня познакомились?

-Что вы о них запомнили?

-Спасибо за плодотворную работу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Весна: пробуждение природы" 1 класс Школа 2100

В процессе данного урока учащиеся смогут самостоятельно определить признаки весны, указав приметы весны. Презентация направлена на поиск путей решения проблемных ситуаций....

Урок «Окружающий мир» Тема: "Весна: пробуждение природы". 1 класс

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.Цели урока:1.Показать пробуждение природы и научить ребят наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событ...

Внеклассное мероприятие "Весна идёт.Весне дорогу!" 2 класс

Внеклассное мероприятие на тему "Поиски, находки, сценарии" Встреча весны это особый праздник. Вспомним как встречали весну раньше и как мы это делаем сейчас....

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Охрана природы весной. Правила поведения в природе"

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Охрана природы весной. Правила поведения в природе." УМК "Перспектива"...

Весна,весною,о весне 3класс Гармония

Презентация урока Русский язык...

Раскраски "Весна".Уголок природы "Весна"

Раскраски "Весна".Уголок природы "Весна"...

«Охрана природы весной. Правила поведения на природе»

laquo;Охрана природы весной. Правила поведения на природе»Цель: познакомить с особенностями охраны природы в весенний период, стимулировать бережное отношение к природе.Предметные результаты:Зн...