Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Для чего нужна экономика?" (УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок раскрывает роль экономики в нашей жизни, её составные части, формирование понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_chego_nuzhna_ekonomika.docx | 32.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Старощербаковская СОШ
Урок окружающего мира
3 класс
(УМК «Школа России)
Учитель начальных классов:
Гребенщикова Татьяна Анатольевна
2021 г.
Цель: раскрыть роль экономики в нашей жизни, её составные части, формирование понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика»
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся различать понятия «потребность», «товар», «услуга»; выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; анализировать, обобщать и делать выводы
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, словарей, справочников.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Основные понятия: экономика, потребность, услуга, товар
Ресурсы: учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, А.А. Плешаков; мультимедийное оборудование, тексты для чтения, карточка с таблицей для индивидуальной работы, карточки для групповой работы
- Организационный момент Слайд 2
Тихо мальчики за парты сели,
На меня все посмотрели.
Тихо девочки за парты сели,
На меня все посмотрели.
Всем, всем добрый день!
Всем учиться нам не лень!
- Самоопределение к деятельности
- Начнем наш урок со стихотворения, которое я вам прочитаю, и мне кажется, что вы найдёте в нём много новых и интересных слов.
Экономику - науку –
Не придумаешь от скуки.
Чтобы лучше понимать,
Как хозяйством управлять,
Нам нужны ее ученья
Для дальнейшего уменья.
А потребности у нас
Всё растут из класса в класс.
И товарооборот
Всё растет из года в год.
Но ресурсы иногда
Ограниченны бывают
И возможности не все
Перед нами открывают.
Мы настроились серьезно
С экономикой дружить,
Чтобы в будущем достойно
Нашей Родине служить.
Ярослав Ромашев
- О какой науке идёт речь в этом стихотворении?
- Какие ещё новые слова вы услышали?
(карточки со словами: экономика, хозяйство, потребности, товарооборот, ресурсы)
- Определение темы и цели урока
- Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
- На какой важный вопрос будем сегодня искать ответ? (Для чего нужна экономика?)
- Проверим свои предположения, прочитайте тему урока (учебник, с. 38) Слайд 3
- Извлеките информацию из учебника, какие задачи мы поставим перед собой?
(Узнаем, что такое потребности человека, товары и услуги. Научимся раскрывать роль экономики в нашей жизни)
(карточки со словами: потребности, товары, услуги)
- Какие умения будем формировать?
(табличка с умениями)
Умения:
- Сравнивать
- Исследовать
- Рассуждать
- Обобщать
- Делать выводы
- Группировать
- Анализировать
- Работать в группе, паре
- Работа по теме урока
- Актуализация знаний
А) Экономика Работа в группах (Поиск в словаре значения слова)
Слайд 4
- Вспомните, что такое экономика? (хозяйственная деятельность людей)
Слайд 4
- Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом», а «номос» - «закон». А планета Земля – это и есть наш дом. Получается, что экономика – это правила и законы ведения хозяйства.
- Куда можно обратиться за помощью, чтобы найти более точный ответ? (Интернет, Словарь) (Словарь 3 шт.)
- Прочитайте, как об этом написано в словаре?
(В словаре Ожегова написано: Экономика – это оpгaнизaция, cтpyктypa и cocтoяниe xoзяйcтвeннoй жизни или кaкoй-нибyдь oтpacли xoзяйcтвeннoй дeятeльнocти)
Слайд 4
(Иначе можно сказать, что экономика – наука о рациональном, т.е. правильном и разумном ведении хозяйства)
Б) Отрасли экономики Работа в паре ( Карточка № 1)
- Это сложная наука. В ней много отраслей xoзяйcтвeннoй дeятeльнocти. Вспомним их! - Разбейтесь на пары. Рассмотрите рисунки, данные в карточке № 1, и соотнесите их с названиями отраслей с помощью стрелок.
(сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля)
- Назовите эти отрасли, первая- …вторая…
- Кто согласен, встаньте
- А отрасли экономики связаны между собой?
- Как вы думаете, какие отрасли экономики работают, чтобы мы могли утром выпить стакан молока (сельское хозяйство – разведение животноводства, транспорт, чтобы молоко отвезти на молочный завод, промышленность – переработка молока, упаковка в различную тару, торговля, где мы покупаем молоко)
В) Краеведческий материал
- Участвует ли наша местность, т.е. деревни и сёла, в которых мы живём, в экономической жизни страны?
- Подумайте! Какие из отраслей экономики есть в нашей местности? (сельское хозяйство, торговля, транспорт, промышленности нет)
Слайд 5
- Наша деревня знаменита тем, что в ней находится кооператив «Сады Барабы», который хорошо известен в нашей области и за её пределами.
Слайд 6
А так же Барабинский плодово-ягодный госсортоучасток. Председатель кооператива «Сады Барабы» - Неволина Н.Г., заведующая ГСУ – Воробьёва Н.М.
Слайд 7
А в с. Новоульяновское сохранились животноводческие фермы, где разводят новую породу крупного рогатого скота – герефорд.
- Без чего не может работать экономика? (без денег)
Г) Финансовая грамотность
Слайд 8
Блиц опрос
-Может ли человек купить всё, что ему захочется?
-Что нельзя купить ни за какие деньги? (здоровье, любовь, дружбу и т.д.)
- Как называют человека, продающего товар? А человека, покупающего товар?
- Куда обычно идут покупать товар? Чем отличается супермаркет от обычного магазина? (В супермаркете очень большой ассортимент разнообразных товаров, которые находятся в свободном доступе, а не за прилавком)
- В нашей деревне супермаркет или обычный магазин?
- Как найти в супермаркете товар, на который снижены цены? (по цветным ценникам)
(В определённые дни в магазинах проводятся акции, когда продают товар по сниженным ценам)
Совет: Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.
- А чтобы этого не произошло, что надо сделать? (составить список того, что надо купить и придерживаться его)
- Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
- Открытие новых знаний
- Вернёмся к словам потребности, товары, услуги
- Какую задачу вы поставили перед собой?
(Узнать, что такое потребности человека, товары и услуги)
- Сегодня мы начнем подготовку к проекту «Чему учит экономика»
- Каждая группа получает План заданий по изучению понятий: потребности, товары, услуги. Работать будете с учебником и раздаточным материалом. В итоге получатся опорные таблички для дальнейшего изучения темы.
Правила работы в группах
- Не забываем соблюдать правила работы в группах. Выбираем ответственного и распределяем обязанности
I группа Потребности (Приложение 1)
Слайды 9, 10
(В словаре написано: Пoтpeбнocть – это нaдoбнocть, нyждa в чём-нибyдь, тpeбyющaя yдoвлeтвopeния)
Защита (аплодисменты)
- А у вас какие потребности? Что вам нужно?
II группа Товары (Приложение 2)
Слайд 11
(В словаре написано: Товар – это пpoдyкт тpyдa, изгoтoвлeнный для oбмeнa, пpoдaжи)
Защита (аплодисменты)
- Что производят люди для достижения главной задачи экономики?
III группа Услуги (Приложение 3)
Слайд 11
(В словаре написано: Услуга – это дeйcтвиe, пpинocящee пoльзy, пoмoщь дpyгoмy)
Защита (аплодисменты)
- Что предоставляют люди для достижения главной задачи экономики?
- Справились с поставленной задачей?
- Пусть встанет та группа, которая оценивает свою работу на отлично
( я согласна с вашей самооценкой)
- Пусть встанет та группа, которая оценивает свою работу на хорошо
3. Закрепление изученного материала
А) Дидактическая игра «Товар – услуга» (товар - хлопок, услуга - топнуть ногой)
- Я читаю предложение, а вы должны определить, что это: товар или услуга?
(похлопали, топнули)
* Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску (Услуга)
* Вы зашли в аптеку и купили лекарство (Товар)
* Вы смотрите концерт (Услуга)
* Вы едите в автобусе (Услуга)
* Вы купили книгу (Товар)
* Вам доставили почту (Услуга)
Б) Тест «Проверь себя» Презентация Слайд 12
- Что такое потребности людей?
Т Всё, что требуется людям для жизни
М Умение видеть красивое вокруг себя
- Главная задача экономики?
Л Производство товаров и оказание услуг
Р Удовлетворение разнообразных потребностей людей
- Что такое товары?
А Это предметы, которые человек производит
У Это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности
- Что такое услуги?
Д Проведение экскурсии, лечение больных, обучение детей
Т Добыча полезных ископаемых
ТРУД
- Для чего нужен труд?
(Это потребность человека, так как без труда не будет хлеба, одежды, обуви и всех остальных потребностей, которые мы рассмотрели сегодня на уроке)
Г) Творческое задание (рисунки: ножницы, стиральная машина, машина, пылесос, кастрюля, букет цветов)
- Используя полученные знания, придумайте задания одноклассникам по теме урока, пользуясь данными рисунками и словами: профессии, услуги, потребности
(например: С какой профессией связаны ножницы (парикмахер)? Какую услугу можно оказать, используя кастрюлю (приготовление пищи)? Какая потребность удовлетворяется с помощью кастрюли? (потребность в еде)
- С какой профессией………………..?
- Какую услугу можно оказать с помощью …..?
- Какая потребность удовлетворяется……………?
V. Итог
- Смогли мы ответить на вопрос, который возник в начале урока?
(Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей)
- Где сможем применить знания, полученные на уроке?
(везде, в повседневной жизни, сходить в магазин, совершить покупку, получить какую-либо услугу)
Слайд 13
- В интернете на детском портале «Солнышко» для вас есть раздел «Экономика для детей», где вы можете узнать, что такое бизнес, почему растут цены, почему денег всегда бывает мало и как их лучше тратить. Тем ребятам, которые заинтересовались экономикой, я советую прочитать экономические сказки.
Сайт: Детский портал «Солнышко»-http:www.solnyshko.ee
(визитки сайта)
- Домашнее задание (устно озвучу, а в презентации покажу, записывать не будем в дневник, запишут потом)
Слайд 13
- Повторить изученный материал по учебнику
- Выполнить задания в рабочей тетради:
1) вместе со взрослыми составить список товаров, которые ваша семья приобрела в течение недели, и услуг, которыми вы воспользовались
- Рефлексия
На доске картинки: чемодан, телефон, мясорубка, корзина.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем
Мясорубка – информацию переработаю
Телефон - поделюсь информацией
Корзина – всё выброшу
- Выберите предмет, как вы поступите с информацией, полученной на уроке?
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
- Оценивание
(оценка – словесная, а отметка – цифровое значение)
- Ребята, у нас сегодня был необычный урок. И для вас и для меня. Вы меня удивили и порадовали. Все были большими умницами. Всем пять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру 3 класс тема: "Для чего нужна экономика"
Цель: познакомить с понятием «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономикиЗадачи: мотивировать учащихся к изучению раздела «Чему учит экономика»- познакомить с поня...
Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).Тема: «Путешествуем с археологами». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результаты:Предмет...
Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Что такое Бенилюкс" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результа...
Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Что такое Бенилюкс" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результа...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Путешествие по материкам». УМК "Школа России"
Тема урока: «Путешествие по материкам». Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «физическая карта мира»; сравнение глобуса и карты; знакомство с океанами и матери...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Город на Неве». УМК "Школа России"
Тема:Город на НевеЦели деятельности учителя:формирование представления о Санкт-Петербурге; ознакомление с достопримечательностями города на Неве; формирование представления об истории памятника в Санк...
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс Тема: "Экономика и экология" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с двумя сторонами экономики - полезной и опасной (положительной и отрицательной);Планируемые результаты: ·...