"Степи", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Степи", 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stepi.docx | 39.86 КБ |
razdatochnyy_material.docx | 13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в форме технологической карты на тему: «Степи», проведенного в 4 «Г» классе
Класс: 4 «Г»
Образовательная система: «Планета знаний».
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: «Степи»
Цель: -формировать знания учащихся об особенностях природы степей, животного и растительного мира;
Задачи:
1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Познакомить учащихся с географическим положением степной зоны России;
- формировать умение определять природную зону по основным признакам;
2. Развивать умения работать с картой (раздаточным материалом);
- развивать познавательную активность , логическое мышление , наблюдательность.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, России;
- воспитывать культуру общения , умение слушать.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-развитие умения работать с информацией;
-развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
-развитие мышления: умение сравнивать, сопоставлять, выделять лишнее, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать.
-формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
-формирование умения грамотно строить речевые высказывания;
-формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
-формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.
3. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
Планируемый результат:
- познакомятся со степной зоной России;
- получат представление о том, какие животные и растения обитают в степи;
- узнают, что некоторые из растений и птиц занесены в «Красную книгу»
- научаться находить, показывать на географической карте степную зону России .
Основные понятия: «степь», «экологические проблемы».
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.
Ресурсы:
Основные: Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 4 класс. Учебник.
Дополнительные: раздаточный материал, карточки с заданиями, презентационный материал.
Форма работы: беседа, индивидуальная, работа в парах.
Технологическая карта урока
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формируемые УУД |
I этап Организационный момент Цель – активизация учащихся. II.Постановка цели и задач урока. | Настраивает детей на работу. | Взаимное приветствие. Анализирует услышанное. | -Прозвенел звонок, -Начинаем наш урок. -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Татьяна Романовна. -Все тихонечко садитесь. -Снова пришёл долгожданный миг- Нам пора в дорогу, Он зовёт нас в загадочный мир, Таинственный мир природы. -Я предлагаю вам продолжить путешествие по природным зонам России. -Сегодня на уроке мы познакомимся со следующей природной зоной, её положением на карте, климатом, растительным и животным миром, а также с занятиями населения. | Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: самоопределение. |
III. Изучение нового материала Цель – познакомить с природной зоной- степь. | Организует практическую, исследовательскую работу по изучению природной зоны. Направляет детей на формулирование темы урока. | Отгадывает загадку. Учувствуют в практической, исследовательской работе по изучению природной зоны. |
- Послушайте загадку о новой природной зоне, с которой мы сегодня познакомимся. Какая ширь здесь и приволье! Куда ни глянь – полей раздолье. Южнее полосы лесов Лежит ковёр из трав, цветов. Здесь простор ветрам и птицам, Грызунам, волкам, лисицам. Здесь суховеи любят петь А зовётся это …(степь) Слайд№1,2 -Степи располагаются южнее зоны лесов. Они занимают территории на юге Восточно- Европейской и Западно- Сибирской равнин. Сплошная полоса степей простирается до Алтая. Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые травянистой растительностью. В степной зоне солнце поднимается над горизонтом выше, чем в лесной. Поэтому в степи много света и тепла. Здесь длинное жаркое лето, короткая зима. Летом часто бывают сильные ветры – суховеи. Иногда они перерастают в чёрные пыльные бури. Зима на западе степной зоны теплая, а на востоке холодная, с сильными ветрами- буранами. Летом на большей части территории выпадает мало осадков. Это приводит к недостатку влаги. Почвы степей очень плодородны, они содержат много перегноя. Их называют чернозёмами. Растительность степей представлена травянистыми растениями. Чаще всего здесь встречаются засухоустойчивые растения: например, ковыль, типчак, полынь. У них длинные ветвистые корни, которые могут добывать влагу с большой глубины. Узкие листья испаряют мало влаги. Слайд№2 Ковыль- Многолетнее растение .У него прямостоячие стебли. Листовые пластинки обычно очень узкие. Ковыли идеально приспособлены к жизни в степях. Они обладают оригинальными способами распространения семян. Цветет ковыль в мае – начале июня. Потом появляются плоды, острые и колючие. Колючими волосками семена растения «цепляются» к земле, чтобы укорениться. Ковыль считают гордостью Донских степей. Слайд№3 Типчак или (овсяница валлийская)- многолетнее травянистое пастбищно- кормовое растение. С узкими щетиновидными серо-зелеными листьями и узкой метелкой. Хорошо приспособлен к жизни в степи. Слайд №4 Полынь- многолетнее (реже однолетнее) травянистое или полукустарниковое растение. Высотой 3—150 см, с толстым деревянистым корнем. Стебли обыкновенно прямые. Всё растение имеет более или менее густое беловатое или сероватое опушение, часто серебристые или войлочные. Листья всего чаще перисто-раздельные. Слайд №5 -Весной , когда в почве много влаги, расцветают тюльпаны, ирисы, гиацинты. Эти растения имеют подземные побеги- луковицы, в которых находится запас питательных веществ. -Животные степей живут в условиях открытой местности . Среди них много насекомых , особенно кобылок и кузнечиков. Слайд№6 Кузнечик,Кобылка-насекомое семейства саранчовые, опасный вредитель сенокосов, пастбищ, посевов зерновых. Кобылка - насекомое, очень похожее на кузнечика. У неё такое же расположение задних лап: с коленом, высоко поднятым над туловищем. На спинке и у кобылок, и у кузнечиков сложены жёсткие надкрылья. Питается растительностью.. Причём это травоядное насекомое легко приспосабливается к поеданию любых растений: их листьев, семян, плодов, а в некоторых случаях и стеблей. Слайд№7 Степная дыбка-крупный кузнечик с удлинённым стройным телом зелёного или желтоватого цвета. Во время охоты сидит неподвижно, добычу ловит передними ногами. Питается сверчками, клопами и жуками. Вывод:-Как мы с вами заметили эти насекомые очень хорошо приспособлены к жизни в степи и не испытывают трудностей в добычи пищи. -В степях также обитают бурые лягушки, черепахи и ящерицы. Слайл№8 Черепаха- степная, или среднеазиатская, отличается от болотной черепахи. Хотя черепаха называется степной, живет она в полупустынях и пустынях .Окраска панциря степной черепахи хорошо подходит к цвету окружающей пустыни и нередко спасает ее от хищников. К тому же она в случае опасности втягивает шею, лапы и хвост между щитами панциря, убирая таким образом уязвимые части тела. Она может долго обходиться без воды, получая ее вместе с сочными кормами. Когти у степной черепахи тупые и широкие, ими она легко роет землю, когда устраивает норы. Слайд№9 -Ящерицы — пресмыкающиеся из отряда чешуйчатых. Способны отбрасывать часть хвоста (аутотомия). Через некоторое время хвост восстанавливается, но в укороченном виде. Большинство ящериц — хищники. Мелкие и средней величины виды питаются в основном различными беспозвоночными: насекомыми, паукообразными, червями. -В степи встречаются и ядовитые змеи- степная гадюка, щитомордник. Слайд№10 -Степная гадюка- маленькая, но опасная ядовитая змея. Верхняя часть тела змеи имеет серо-бурый окрас. Окрас светлеет к середине спинки. Вдоль позвоночника гадюки зигзагами идет темная полоса. Боковой узор представляет собой череду очень темных пятен с нечеткими краями. По твердой поверхности перемещается достаточно небыстро. Хорошо лазает по деревьям. Питается змея яйцами и птенцами, разоряя гнезда птиц. Также в ее обычный рацион входят грызуны и ящерицы. Слайд №11(Щитомордник) -О нем нам расскажет….(фамилия ребёнка). Щитомордник- змея средних размеров. Обычная длина ее длина — 50-60 см. Эти змеи значительно толще степных гадюк. У него небольшое тело желтовато-серого цвета , с темными поперечными полосами на туловище. Окраска верхней стороны тела обыкновенного щитомордника бурая или серо-коричневая, с поперечными темно-коричневыми пятнами. Для людей укус обыкновенного щитомордника весьма болезнен. На месте введения яда и во внутренних органах возникают сильные кровоизлияния. Питается мелкими грызунами, ящерицами и птицами. Слайд №12 -Типичные птицы степей- жаворонки. Серо-бурое оперение делает их незаметными на фоне степной растительности. Жаворонки быстро бегают по земле , высматривая добычу. Питаются они насекомыми , которых подбирают с земли или склёвывают с низких растений. Жаворонки- превосходные певцы , поют они только на лету. Слайд№13 -В степи обитает самый маленький журавль –красавка. -О нём нам сейчас расскажет….(фамилия). Журавль –красавка- меньше обыкновенного журавля и весит немного больше двух килограммов. Взрослые особи серого цвета с белыми и черными пятнами. Голова журавля украшена по бокам пучками белых перьев, которые хорошо заметны издалека. Журавль-красавка – птица перелетная. Слайд№14 -Одной из самых крупных птиц – дрофа. -О ней нам расскажет…..(фамилия). Дрофа- Дрофа прекрасно бегает и неплохо летает, хотя взлетать ей тяжеловато. У неё сильные, толстые ноги с широкими пальцами. Живут дрофы в богатых растительностью степях. Оперение имеет рыжий и белый цвет. Отличное зрение помогает дрофе издали заметить опасность. Питаются семенами злаков и всевозможных трав, выискивают молодые побеги, а также и луковиц дикого чеснока, не брезгуют мелкими насекомыми и личинками. Особым деликатесом для этих крупногабаритных крылатых являются ящерицы, лягушки и мыши. Дрофа- редкая охраняемая птица. Слайд№15 Среди птиц степей есть и хищники, которые охотятся на открытых пространствах, например степной орёл. -О нем нам сейчас расскажет …..(фамилия) Степной орёл- степной орел занесен в Красную Книгу. Степные орлы в отличие от других хищников не охотятся на лету, а используют для засады удобные высоко расположенные площадки. Степной орел относится к отряду хищных птиц. Поедают орлы в основном небольших млекопитающих (сусликов, песчанок, зайцеобразных), иногда охотятся на птиц, часто питаются падалью. Слайд №16,17 Из млекопитающих в степи обитают грызуны, зайцы , сайгаки, хорьки, волки лисицы. Из грызунов здесь встречаются суслики и хомяки. Наиболее крупные грызуны-Сурки. Сурки- (байбак) – это небольшой зверек. Глаза и уши маленькие. Мех густой и пышный под цвет высохшей травы. Большую часть своей жизни эти животные любят проводить в своей норе. В качестве еды эти зверьки выбирают травянистые растения, богатые протеинами. Слайд№18 -В степях обитает заяц-русак. В отличии от беляка он полностью не белеет зимой. У него более длинные уши и остроконечный черный хвост, а лапы короткие и узкие. Слайд№19(Сайгак) -Также в степях обитает такое живот как сайгак. -О нём нам расскажет….(фамилия) Сайгак- по облику своему похоже на овцу на высоких тонких ногах. Самая примечательная особенность сайгака – горбатая морда с нависающим мягким подвижным хоботком надо ртом. Окраска этих зверей летом желтовато-рыжая, без белого «зеркала» в области хвоста. Сайгаки ведут дневной образ жизни, а ночью спят. Для взрослых животных самым опасным врагом является степной волк, от которого можно спастись только бегством. Питается он травянистыми растениями. Слайд№20 Степной хорёк – питается сусликами и хомяками. Хорьки, живущие около рек и озёр, охотятся также и на водяных полёвок. Слайд№21 К более крупным степным хищникам относят- волка и лисицу . В степи также обитает интересный зверь- корсак. Слайд№22 Корсак- хищное млекопитающее .Корсак похож на обыкновенную лисицу, но заметно мельче. У этих представителей семейства морды короткие с мелкими зубами. Мех имеет серый окрас с рыжеватым или желтоватым оттенком. На груди, животе и горле мех светлый. Хвост имеет темный кончик. Поскольку корсаки обитают в засушливом климате, то воду они получают из пищи.. Охотятся эти представители семейства псовых в вечерние и ночные часы. В рацион входят грызуны: мыши, хомяки, полевки, тушканчики и суслики. Слайд№23 -Издавна степь называли житницей России. Она давала много хлеба. Основное занятие населения в степной зоне – земледелие. Хорошо развито и животноводство. На западе степной полосы с давних времен выращивают пшеницу, высокоурожайную кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник. Всюду сады, в них растут яблони, груши, сливы, абрикосы, а на юге – виноград. На бахчах зреют сахарные арбузы, ароматные дыни; на огородах выращивают овощи. Всю весну, лето и осень люди выращивают различные культуры. Выращенную продукцию перерабатывают на промышленных предприятиях. Мы с вами тоже живем в степной зоне. Большой ущерб земледелию наносят сильные сухие ветры и пыльные бури. Они иссушают почву и развевают её верхний слой. В степной зоне развито животноводство. На нераспаханных участках степей пасут скот, чаще всего овец. Имеются в этой зоне и месторождения каменного угля, нефти и природного газа. От чрезмерного выпаса скота разрушается почва, гибнут растения и редкие животные. Из-за распашки степей и неограниченной охоты многие животные стали редкими. Сильное воздействие человека на природу степей привело к тому, что целый ряд животных и растений находится на грани исчезновения. - Ребята как вы уже знаете всех животных, птиц и растения находящиеся под угрозой исчезновения заносят в Красную книгу. В ростовской области тоже есть своя «Красная книга». В неё вносят редкие и исчезающие виды животных, растений и птиц. Например, такие как дрофа, степной орёл, сайгак, корсак, журавль-красавка, стрепет. Живая и неживая природа, растения и животные – всё в природе взаимосвязано. Одно зависит от другого. Люди часто нарушают равновесие в природе. Поэтому важно сохранять баланс в природе. Ведь если один вид исчезнет, то другие виды тоже начнут вымирать. | Личностное УУД: - интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные УУД: - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные УУД: - умение слушать собеседника, а также участвовать в диалоге;
Познавательные УУД: - умение с помощью загадок получать необходимую информацию для определения темы урока. |
IV.Первичная проверка понимания. Цель – | Отвечают на вопросы учителя. | - Итак , сейчас проверим кто же сегодня был внимателен на уроке и сможет ответить на мои вопросы. -Какие растения растут в степях? Как они приспособлены к условиям жизни?(типчак, полынь,ковыль). -Какие животные обитают в степях? Приведите примеры их приспособленности к условиям жизни. (сурок, хорёк, сайгак, суслик). - Как называется самый маленький журавль в степи? (журавль-корсак) - Что случится со степными животными, если будут распаханы сохранившиеся участки степи?(начнут медленно вымирать и исчезать) -Какие зерновые культуры выращивает человек в степной зоне?( пшеница, овёс) -Каких животных выращивают в нашей местности ?(коров, овец,) -Как нарушает равновесие в природе сам человек?(распахивает земли, охотится на редких животных и птиц) -Ребят, а каких степных животных вы хоть раз в жизни видели в живую. | Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: умение работать с источниками информации. Личностные УУД: умение преодолевать трудности | |
V. Первичное закрепление Цель – закрепить умение находить, показывать зону степей, а также составлять цепи питания . | Ковыль, типчак, полынь Заяц-русак, хорьки, суслики, сурки Степной орел Истребляют посевы Ящерица, корсак | -Выполним небольшую самостоятельную работу. Вам необходимо составить характерные для степей цепи питания: 1. из трёх звеньев; 2. из четырех звеньев. -Ребята, теперь откройте учебник на с.148 и внимательно рассмотрите иллюстрацию степи . -Какие степные растения изображены на рисунке? -Для каких животных, изображенных на рисунке, растения являются пищей? -Какая из этих птиц является хищной? -Что служит пищей для орла? -Какой вред приносят грызуны посевам? -Вы заметили, что между растениями и животными есть связь, давайте составим цепь питания. -Составьте как можно больше цепей питания. Старайтесь правильно её составить, за эту работу каждый получит оценку. Возьмите литок, который у вас лежит на парте и подпишите его. -Сначала из трех звеньев. а)ковыль-степная дыбка-сурки типчак-заяц-русак-корсак ковыль-заяц-русак-лиса типчак-кобылка-корсак типчак-заяц-русак-корсак -А теперь по сложнее, из 4-х звеньев. б)ковыль-кузнечик-ящерица-степной орёл ковыль-кобылка-ящерица-степной орёл типчак-степная дыбка-ящерица-степной орёл | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос, применить полученные знания; уметь составлять цепь питания. Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение. | |
VI .Итог урока Рефлексия Цель – подвести итог проделанной работы. | В умеренном поясе Пшеница, кукуруза, подсолнечник, арбузы и т.д. | -Вот мы и закончили своё путешествие в ещё одну природную зону – степь. -Где расположена зона степей? -Какие климатические условия в степной зоне? -Какие сельскохозяйственные культуры выращиваются в степной зоне? -Какие животные обитают в степи? - Почему природа степей нуждается в охране? Назовите животных степной зоны , занесенных в Красную книгу России. -Чем занимается население степной зоны? С какими трудностями они сталкиваются? -Для того, чтобы вы лучше усвоили материал о степных зонах, вы дома прочитаете текст учебника на с.145-150, рассмотрите иллюстрации и ответите на вопросы на с.145. -Наш урок подошел к концу, спасибо за плодотворную работу. До свидания! | Регулятивные УУД: Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД: умение применять полученные знания Коммуникативные УУД: умение точно выражать свои мысли. Личностные УУД: Уметь оценивать свою работу на уроке. |
Предварительный просмотр:
Щитомордник- змея средних размеров. Обычная длина ее длина — 50-60 см. Эти змеи значительно толще степных гадюк. У него небольшое тело желтовато-серого цвета , с темными поперечными полосами на туловище. Окраска верхней стороны тела обыкновенного щитомордника бурая или серо-коричневая, с поперечными темно-коричневыми пятнами. Для людей укус обыкновенного щитомордника весьма болезнен. Питается мелкими грызунами, ящерицами и птицами.
Журавль –красавка- меньше обыкновенного журавля и весит немного больше двух килограммов. Взрослые особи серого цвета с белыми и черными пятнами. Голова журавля украшена по бокам пучками белых перьев, которые хорошо заметны издалека. Журавль-красавка – птица перелетная
Дрофа- прекрасно бегает и неплохо летает, хотя взлетать ей тяжеловато. У неё сильные, толстые ноги с широкими пальцами. Живут дрофы в богатых растительностью степях. Оперение имеет рыжий и белый цвет. Отличное зрение помогает дрофе издали заметить опасность. Питаются семенами злаков и всевозможных трав, выискивают молодые побеги, а также не брезгуют мелкими насекомыми и личинками. Особым деликатесом для этих крупногабаритных крылатых являются ящерицы, лягушки и мыши.
Степной орёл- степной орел занесен в Красную Книгу. Степные орлы в отличие от других хищников не охотятся на лету, а используют для засады удобные высоко расположенные площадки. Степной орел относится к отряду хищных птиц. Поедают орлы в основном небольших млекопитающих (сусликов, песчанок, зайцеобразных), иногда охотятся на птиц, часто питаются падалью.
Сайгак- по облику своему похож на овцу на высоких тонких ногах. Самая примечательная особенность сайгака – горбатая морда с нависающим мягким подвижным хоботком надо ртом. Окраска этих зверей летом желтовато-рыжая, без белого «зеркала» в области хвоста. Сайгаки ведут дневной образ жизни, а ночью спят. Для взрослых животных самым опасным врагом является степной волк, от которого можно спастись только бегством. Питается он травянистыми растениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Может ли пингвин жить в степи?" Урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова)
"Может ли пингвин жить в степи?" - обобщающий урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова). Этот урок позволяет учащимся закрепить знания по теме "Природная зона - степи"...
Урок по окружающему миру "Зона степей.Степь и человек.
Урок в 4 классе. Ребята самостоятельно работают в группах("географы", "биологи". "зоологи", "экологи"). У каждой группы своё задание. Они работают с учебником, картой, энциклопедиями. Ответы уча...
Методическая разработка по окружающему миру по теме: "Зона степей. Степь и человек." 4 класс.
Семейный альбом...
Степи. Растения и животные степей.
Презентация к уроку познание мира 4 класс...
Урок по окружающему миру "Степь. Растительность и животный мир степей" 3класс
Урок проектно-исследовательской деятельности, изучение нового материала по предмету окружающий мир на тему: "Степь. Растительность и животный мир степей"....
Методическая разработка по окружающему миру по теме: "Зона степей. Степь и человек." 4 класс.
Интересный урок при изучении темы: "Зоны степей"...
"Степи: животный мир степей".
Цели:· воспитательная: воспитание любви к природе;·...