"Степи", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект урока  по окружающему миру "Степи", 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepi.docx39.86 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx13 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока окружающего мира в форме технологической карты на тему: «Степи», проведенного в 4 «Г» классе

Класс: 4 «Г»

Образовательная система: «Планета знаний».

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: «Степи»

Цель: -формировать знания учащихся об особенностях природы степей, животного и растительного мира;

Задачи:

1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Познакомить учащихся с географическим положением степной зоны России;

 - формировать умение определять природную зону по основным признакам;

2.  Развивать умения работать с картой (раздаточным материалом);

- развивать познавательную активность , логическое мышление , наблюдательность.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, России;

- воспитывать культуру общения , умение слушать.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-развитие умения работать с информацией;

-развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

-развитие мышления: умение сравнивать, сопоставлять, выделять лишнее, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать.

-формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

-формирование умения грамотно строить речевые высказывания;

-формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

-формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.

3. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

Планируемый результат:

- познакомятся со степной зоной России;

- получат представление о том, какие животные и растения обитают в степи;

- узнают, что некоторые из растений и птиц занесены в «Красную книгу»

- научаться находить, показывать на географической карте степную зону России .

Основные понятия: «степь», «экологические проблемы».

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство.

Ресурсы:

Основные: Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 4 класс. Учебник.

Дополнительные: раздаточный материал, карточки с заданиями, презентационный материал.

Форма работы: беседа, индивидуальная, работа в парах.

Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формируемые УУД

I этап

Организационный момент

Цель – активизация учащихся.

II.Постановка цели и задач урока.

Настраивает детей на работу.

Взаимное приветствие. Анализирует услышанное.

-Прозвенел звонок,

-Начинаем наш урок.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Татьяна Романовна.

-Все тихонечко садитесь.

-Снова пришёл долгожданный миг-

Нам пора в дорогу,

Он зовёт нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

-Я предлагаю вам продолжить путешествие по природным зонам России.

 -Сегодня на уроке мы познакомимся со следующей природной зоной, её положением на карте, климатом, растительным и животным миром, а  также с занятиями населения.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:  самоопределение.

III. Изучение нового материала

Цель – познакомить с природной зоной- степь.

Организует практическую, исследовательскую работу по изучению природной зоны.

Направляет детей на формулирование темы урока.

Отгадывает загадку. Учувствуют в практической, исследовательской работе по изучению природной зоны.

  1. Работа по карте

- Послушайте загадку о новой природной зоне, с которой мы сегодня познакомимся.

       Какая ширь здесь и приволье!

       Куда ни глянь – полей раздолье.

       Южнее полосы лесов

       Лежит ковёр из трав, цветов.

       Здесь простор ветрам и птицам,

       Грызунам, волкам, лисицам.

       Здесь суховеи любят петь

       А зовётся это  …(степь)

Слайд№1,2

  -Степи располагаются южнее зоны лесов. Они занимают территории на юге Восточно- Европейской и Западно- Сибирской равнин. Сплошная полоса степей простирается до Алтая. Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые травянистой растительностью. В степной зоне солнце поднимается над горизонтом выше, чем в лесной. Поэтому в степи много света и тепла. Здесь длинное жаркое лето, короткая зима. Летом часто бывают сильные ветры – суховеи. Иногда они перерастают в чёрные пыльные бури. Зима на западе степной зоны теплая, а на востоке холодная, с сильными ветрами- буранами. Летом на большей части территории выпадает мало осадков. Это приводит к недостатку влаги. Почвы степей очень плодородны, они содержат много перегноя. Их называют чернозёмами. Растительность степей представлена травянистыми растениями. Чаще всего здесь встречаются засухоустойчивые растения: например, ковыль, типчак, полынь. У них длинные ветвистые корни, которые могут добывать влагу с большой глубины. Узкие листья испаряют мало влаги.

Слайд№2

Ковыль- Многолетнее растение .У него прямостоячие стебли. Листовые пластинки обычно очень узкие. Ковыли идеально приспособлены к жизни в степях. Они обладают оригинальными способами распространения семян. Цветет ковыль в мае – начале июня. Потом появляются плоды, острые и колючие. Колючими волосками семена растения «цепляются» к земле, чтобы укорениться. Ковыль считают гордостью Донских степей.

Слайд№3

Типчак или (овсяница валлийская)- многолетнее травянистое пастбищно- кормовое растение. С узкими щетиновидными серо-зелеными листьями и узкой метелкой. Хорошо приспособлен к жизни в степи.

Слайд №4

Полынь-  многолетнее (реже однолетнее) травянистое или полукустарниковое растение. Высотой 3—150 см, с толстым деревянистым корнем. Стебли обыкновенно прямые. Всё растение имеет более или менее густое беловатое или сероватое опушение, часто серебристые или войлочные. Листья всего чаще перисто-раздельные.

Слайд №5

-Весной , когда в почве много влаги, расцветают тюльпаны, ирисы, гиацинты. Эти растения имеют подземные побеги- луковицы, в которых находится запас питательных веществ.

-Животные степей живут в условиях открытой местности . Среди них много насекомых , особенно кобылок и кузнечиков.

Слайд№6

Кузнечик,Кобылка-насекомое семейства саранчовые, опасный вредитель сенокосов, пастбищ, посевов зерновых. Кобылка - насекомое, очень похожее на кузнечика. У неё такое же расположение задних лап: с коленом, высоко поднятым над туловищем. На спинке и у кобылок, и у кузнечиков сложены жёсткие надкрылья. Питается растительностью.. Причём это травоядное насекомое легко приспосабливается к поеданию любых растений: их листьев, семян, плодов, а в некоторых случаях и стеблей.

Слайд№7

Степная дыбка-крупный кузнечик с удлинённым стройным телом зелёного или желтоватого цвета. Во время охоты сидит неподвижно, добычу ловит передними ногами. Питается сверчками, клопами и жуками.

Вывод:-Как мы с вами заметили эти насекомые очень хорошо приспособлены к жизни в степи и не испытывают трудностей в добычи пищи.

-В степях также обитают бурые лягушки, черепахи и ящерицы.

Слайл№8

Черепаха- степная, или среднеазиатская, отличается от болотной черепахи. Хотя черепаха называется степной, живет она в полупустынях и пустынях .Окраска панциря степной черепахи хорошо подходит к цвету окружающей пустыни и нередко спасает ее от хищников. К тому же она в случае опасности втягивает шею, лапы и хвост между щитами панциря, убирая таким образом уязвимые части тела. Она может долго обходиться без воды, получая ее вместе с сочными кормами. Когти у степной черепахи тупые и широкие, ими она легко роет землю, когда устраивает норы.

Слайд№9

-Ящерицы  —  пресмыкающиеся из отряда чешуйчатых. Способны отбрасывать часть хвоста (аутотомия). Через некоторое время хвост восстанавливается, но в укороченном виде. Большинство ящериц — хищники. Мелкие и средней величины виды питаются в основном различными беспозвоночными: насекомыми, паукообразными, червями.

-В степи встречаются и ядовитые змеи- степная гадюка, щитомордник. 

Слайд№10

-Степная гадюка- маленькая, но опасная ядовитая змея. Верхняя часть тела змеи имеет серо-бурый окрас. Окрас светлеет к середине спинки. Вдоль позвоночника гадюки зигзагами идет темная полоса. Боковой узор представляет собой череду очень темных пятен с нечеткими краями. По твердой поверхности перемещается достаточно небыстро. Хорошо лазает по деревьям. Питается змея яйцами и птенцами, разоряя гнезда птиц. Также в ее обычный рацион входят грызуны и ящерицы.

Слайд №11(Щитомордник)

-О нем нам расскажет….(фамилия ребёнка).

Щитомордник- змея средних размеров. Обычная длина ее длина — 50-60 см. Эти змеи значительно толще степных гадюк. У него небольшое тело желтовато-серого цвета , с темными поперечными полосами на туловище. Окраска верхней стороны тела обыкновенного щитомордника бурая или серо-коричневая, с поперечными темно-коричневыми пятнами. Для людей укус обыкновенного щитомордника весьма болезнен. На месте введения яда и во внутренних органах возникают сильные кровоизлияния. Питается мелкими грызунами, ящерицами и птицами.

Слайд №12

-Типичные птицы степей- жаворонки. Серо-бурое оперение делает их незаметными на фоне степной растительности. Жаворонки быстро бегают по земле , высматривая добычу. Питаются они насекомыми , которых подбирают с земли или склёвывают с низких растений. Жаворонки- превосходные певцы , поют они только на лету.

Слайд№13

-В степи обитает самый маленький журавль –красавка.

 -О нём нам сейчас расскажет….(фамилия).

Журавль –красавка- меньше обыкновенного журавля и весит немного больше двух килограммов. Взрослые особи серого цвета с белыми и черными пятнами. Голова журавля украшена по бокам пучками белых перьев, которые хорошо заметны издалека. Журавль-красавка – птица перелетная.

Слайд№14

-Одной из самых крупных птиц – дрофа.

-О ней  нам расскажет…..(фамилия).

Дрофа- Дрофа прекрасно бегает и неплохо летает, хотя взлетать ей тяжеловато. У неё сильные, толстые ноги с широкими пальцами. Живут дрофы в богатых растительностью степях.  Оперение имеет рыжий и белый цвет. Отличное зрение помогает дрофе издали заметить опасность. Питаются семенами злаков и всевозможных трав, выискивают молодые побеги, а также и луковиц дикого чеснока, не брезгуют мелкими насекомыми и личинками. Особым деликатесом для этих крупногабаритных крылатых являются ящерицы, лягушки и мыши. Дрофа- редкая охраняемая птица.

Слайд№15

Среди птиц степей есть и хищники, которые охотятся на открытых пространствах, например степной орёл.  

-О нем нам сейчас расскажет …..(фамилия)

Степной орёл- степной орел занесен в Красную Книгу. Степные орлы в отличие от других хищников не охотятся на лету, а используют для засады удобные высоко расположенные площадки. Степной орел относится к отряду хищных птиц. Поедают орлы в основном небольших млекопитающих (сусликов, песчанок, зайцеобразных), иногда охотятся на птиц, часто питаются падалью.

Слайд №16,17

Из млекопитающих в степи обитают грызуны, зайцы , сайгаки, хорьки, волки лисицы. Из грызунов здесь встречаются суслики и хомяки.

Наиболее крупные грызуны-Сурки.

Сурки-  (байбак) – это небольшой зверек. Глаза и уши маленькие. Мех густой и пышный под цвет высохшей травы. Большую часть своей жизни эти животные любят проводить в своей норе. В качестве еды эти зверьки выбирают травянистые растения, богатые протеинами.  

Слайд№18

-В степях обитает заяц-русак. В отличии от беляка он полностью не белеет зимой. У него более длинные уши и остроконечный черный хвост, а лапы короткие и узкие.

Слайд№19(Сайгак)

-Также в степях обитает такое  живот как сайгак.

-О нём нам расскажет….(фамилия)

Сайгак- по облику своему похоже на овцу на высоких тонких ногах. Самая примечательная особенность сайгака – горбатая морда с нависающим мягким подвижным хоботком надо ртом. Окраска этих зверей летом желтовато-рыжая, без белого «зеркала» в области хвоста. Сайгаки ведут дневной образ жизни, а ночью спят. Для взрослых животных самым опасным врагом является степной волк, от которого можно спастись только бегством. Питается он травянистыми растениями.

Слайд№20

Степной хорёк – питается сусликами и хомяками. Хорьки, живущие около рек и озёр, охотятся также и на водяных полёвок.

Слайд№21

К более крупным степным хищникам относят- волка и лисицу .

В степи также обитает интересный зверь- корсак.

Слайд№22

Корсак- хищное млекопитающее .Корсак похож на обыкновенную лисицу, но заметно мельче. У этих представителей семейства морды короткие с мелкими зубами. Мех имеет серый окрас с рыжеватым или желтоватым оттенком. На груди, животе и горле мех светлый. Хвост имеет темный кончик. Поскольку корсаки обитают в засушливом климате, то воду они получают из пищи.. Охотятся эти представители семейства псовых в вечерние и ночные часы. В рацион входят грызуны: мыши, хомяки, полевки, тушканчики и суслики.

Слайд№23

-Издавна степь называли житницей России. Она давала много хлеба. Основное занятие  населения в степной зоне – земледелие. Хорошо развито и животноводство. На западе степной полосы с давних времен выращивают пшеницу, высокоурожайную кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник. Всюду сады, в них растут яблони, груши, сливы, абрикосы, а на юге – виноград. На бахчах зреют сахарные арбузы, ароматные дыни; на огородах выращивают овощи. Всю весну, лето и осень люди выращивают различные культуры. Выращенную продукцию перерабатывают на промышленных предприятиях. Мы с вами тоже живем в степной зоне.   Большой ущерб земледелию наносят сильные сухие ветры и пыльные бури. Они иссушают почву и развевают её верхний слой. В степной зоне развито животноводство. На нераспаханных участках степей пасут скот, чаще всего овец.  Имеются в этой зоне и месторождения каменного угля, нефти и природного газа. От чрезмерного выпаса скота разрушается почва, гибнут растения и редкие животные. Из-за распашки степей и неограниченной охоты многие животные стали редкими.

Сильное воздействие человека на природу степей привело к тому, что целый ряд животных и растений находится на грани исчезновения.

- Ребята как вы уже знаете всех животных, птиц и растения находящиеся под угрозой исчезновения заносят в Красную книгу. В ростовской области тоже есть своя «Красная книга». В неё вносят редкие и исчезающие виды животных, растений и птиц. Например, такие как дрофа, степной орёл, сайгак, корсак, журавль-красавка, стрепет.

Живая и неживая природа, растения и животные – всё в природе взаимосвязано. Одно зависит от другого. Люди часто нарушают равновесие в природе. Поэтому важно сохранять баланс в природе. Ведь если один вид исчезнет, то другие виды тоже начнут вымирать.

Личностное УУД:

- интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные УУД:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать собеседника, а также участвовать в диалоге;

 

Познавательные УУД:

- умение с помощью загадок  получать необходимую информацию для определения темы урока.

IV.Первичная проверка понимания.

Цель  

Отвечают на вопросы учителя.

- Итак , сейчас  проверим кто же сегодня был внимателен на уроке и сможет ответить на мои вопросы.

-Какие растения растут в степях? Как они приспособлены к условиям жизни?(типчак, полынь,ковыль).

-Какие животные обитают в степях? Приведите примеры их приспособленности к условиям жизни. (сурок, хорёк, сайгак, суслик).

- Как называется самый маленький журавль в степи? (журавль-корсак)

- Что случится со степными животными, если будут распаханы сохранившиеся участки степи?(начнут медленно вымирать и исчезать)

-Какие зерновые культуры выращивает человек в степной зоне?( пшеница, овёс)

-Каких животных выращивают в нашей местности ?(коров, овец,)

-Как нарушает равновесие в природе сам человек?(распахивает земли, охотится на редких животных и птиц)

-Ребят, а каких степных животных вы хоть раз в жизни видели в живую.

Коммуникативные УУД:  уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: умение работать с источниками информации.

Личностные УУД: умение преодолевать трудности

V. Первичное закрепление

Цель – закрепить умение находить, показывать зону степей, а также составлять цепи питания .

Ковыль, типчак, полынь

Заяц-русак, хорьки, суслики, сурки

Степной орел

Истребляют посевы

Ящерица, корсак

-Выполним небольшую самостоятельную работу. Вам необходимо составить характерные для степей цепи питания:

1. из трёх звеньев; 2. из четырех  звеньев.

 -Ребята, теперь откройте учебник на с.148 и внимательно рассмотрите иллюстрацию степи .

-Какие степные растения изображены на рисунке?

-Для каких животных, изображенных на рисунке, растения являются пищей?

-Какая из этих птиц является хищной?

-Что служит пищей для орла?

-Какой вред приносят грызуны посевам?

-Вы заметили, что между растениями и животными есть связь, давайте составим цепь питания.

 -Составьте как можно больше цепей питания. Старайтесь правильно её составить, за эту работу каждый получит оценку. Возьмите литок, который у вас лежит на парте и подпишите его.

-Сначала из трех звеньев.

а)ковыль-степная дыбка-сурки

типчак-заяц-русак-корсак

ковыль-заяц-русак-лиса

типчак-кобылка-корсак

типчак-заяц-русак-корсак

-А теперь по сложнее, из 4-х звеньев.

б)ковыль-кузнечик-ящерица-степной орёл

ковыль-кобылка-ящерица-степной орёл

типчак-степная дыбка-ящерица-степной орёл

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос, применить полученные знания;

уметь составлять цепь питания.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

VI .Итог урока

Рефлексия

Цель – подвести итог проделанной работы.

В умеренном поясе

Пшеница, кукуруза, подсолнечник, арбузы и т.д.

-Вот мы и закончили своё путешествие в ещё одну природную зону – степь.

-Где расположена зона степей?

-Какие климатические условия в степной зоне?

-Какие сельскохозяйственные культуры выращиваются в степной зоне?

-Какие животные обитают в степи?

- Почему природа степей нуждается в охране? Назовите животных степной зоны , занесенных в Красную книгу России.

-Чем занимается население степной зоны? С какими трудностями они сталкиваются?

-Для того, чтобы вы лучше усвоили материал о степных зонах, вы дома прочитаете текст учебника на с.145-150, рассмотрите иллюстрации и ответите на вопросы на с.145.

-Наш урок подошел к концу, спасибо за плодотворную работу. До свидания!

Регулятивные УУД:

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД: умение применять полученные знания

Коммуникативные УУД:  умение  точно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

Уметь оценивать свою работу на уроке.



Предварительный просмотр:

Щитомордник- змея средних размеров. Обычная длина ее длина — 50-60 см. Эти змеи значительно толще степных гадюк. У него небольшое тело желтовато-серого цвета , с темными поперечными полосами на туловище. Окраска верхней стороны тела обыкновенного щитомордника бурая или серо-коричневая, с поперечными темно-коричневыми пятнами. Для людей укус обыкновенного щитомордника весьма болезнен. Питается мелкими грызунами, ящерицами и птицами.

Журавль –красавка- меньше обыкновенного журавля и весит немного больше двух килограммов. Взрослые особи серого цвета с белыми и черными пятнами. Голова журавля украшена по бокам пучками белых перьев, которые хорошо заметны издалека. Журавль-красавка – птица перелетная

Дрофа-  прекрасно бегает и неплохо летает, хотя взлетать ей тяжеловато. У неё сильные, толстые ноги с широкими пальцами. Живут дрофы в богатых растительностью степях.  Оперение имеет рыжий и белый цвет. Отличное зрение помогает дрофе издали заметить опасность. Питаются семенами злаков и всевозможных трав, выискивают молодые побеги, а также не брезгуют мелкими насекомыми и личинками. Особым деликатесом для этих крупногабаритных крылатых являются ящерицы, лягушки и мыши.

Степной орёл- степной орел занесен в Красную Книгу. Степные орлы в отличие от других хищников не охотятся на лету, а используют для засады удобные высоко расположенные площадки. Степной орел относится к отряду хищных птиц. Поедают орлы в основном небольших млекопитающих (сусликов, песчанок, зайцеобразных), иногда охотятся на птиц, часто питаются падалью.

Сайгак- по облику своему похож на овцу на высоких тонких ногах. Самая примечательная особенность сайгака – горбатая морда с нависающим мягким подвижным хоботком надо ртом. Окраска этих зверей летом желтовато-рыжая, без белого «зеркала» в области хвоста. Сайгаки ведут дневной образ жизни, а ночью спят. Для взрослых животных самым опасным врагом является степной волк, от которого можно спастись только бегством. Питается он травянистыми растениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Может ли пингвин жить в степи?" Урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова)

"Может ли пингвин жить в степи?" - обобщающий урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова). Этот урок позволяет учащимся закрепить знания по теме "Природная зона - степи"...

Урок по окружающему миру "Зона степей.Степь и человек.

Урок в 4 классе. Ребята самостоятельно  работают в группах("географы", "биологи". "зоологи", "экологи"). У каждой группы своё задание. Они работают с учебником, картой, энциклопедиями. Ответы уча...

Степи. Растения и животные степей.

Презентация к уроку познание мира 4 класс...

Урок по окружающему миру "Степь. Растительность и животный мир степей" 3класс

Урок проектно-исследовательской  деятельности, изучение нового материала по предмету окружающий мир на тему: "Степь. Растительность и животный мир степей"....

"Степи: животный мир степей".

Цели:·                   воспитательная: воспитание любви к природе;·...