"Домашние животные", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по окружающему миру "Домашние животные", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zhivotnye.pptx1.43 МБ
Файл domashnie_zhivotnye.docx109.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Домашние животные

Слайд 10

Не трогай чужое домашнее животное, каким бы оно симпатичным оно ни было!

Слайд 14

Домашние животные млекопитающие птицы рыбы насекомые

Слайд 15

Домашние животные всеядные растительноядные хищные

Слайд 18

Домашнее задание Прочитать текст учебника на с. 29-31. По рисункам рассказать, как живут домашние животные.



Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира, проведенного в 2 «Г» классе Федоренко Татьяной Романовной.

Тема урока: «Домашние животные»

Цель: углубить знания о домашних животных.

Задачи урока:

  1. Изучить  особенности домашних животных, обобщить знания, ознакомить детей с редкими домашними животными.
  2. Развивать умение анализировать и обобщать.
  3. Воспитывать бережное отношение к домашним животным.

Оборудование: мультимедиа комплекс, презентация.

Литература: Учебник «Окружающий мир», 2 класс О.Н. Федотова и др., Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 2 класс, поурочные планы по учебнику О.Н. Федотовой и др.

План урока

I. Организация класса

II. Проверка домашнего задания

  1. Изучение нового материала

   1.Объявление темы и  целей урока

   2. Беседа о домашних питомцах

   3. Анализ иллюстраций учебника на с. 30-31

   4. Чтение и анализ текста учебника на с.31

   5. Рассказ учителя об одомашнивании животных

   6. Выполнение заданий

IV. Закрепление материала, изученного на уроке

V. Итог урока

Ход урока

I. Организация класса

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодняшней урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут …...

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Улыбнитесь друг другу и мне.

- Это поможет преодолеть трудности. Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположен на парте учебник, тетрадь, пенал.

 II. Проверка домашнего задания

 - Вы уже много узнали о млекопитающих, и сейчас мы поверим, насколько вы хорошо запомнили сведения о зверях, а проверку проведём в форме игры. Игра будет командная: каждый ряд – команда. Игра называется  «Знатоки зверей»:  Команда № 1  «Растительноядные», Команда № 2  «Хищники», Команда № 3  «Всеядные».

- Я буду задавать каждой команде по очереди по одному вопросу, отвечать будет один человек из команды, если он ошибся, у вас будет ещё один шанс ответить, если команда ошиблась второй раз, вопрос переходит к другой команде. Выкрикивать нельзя, будем снимать очки. Определить победителей нам поможет …

  1. Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
  2. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)
  3. У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (Заяц)
  4. Про какого животного европейцы говорили, что у него 2 хвоста? (Слон)
  5. Какой хищный зверь любит малину? (Медведь)
  6. Как называется процесс смены шерсти у животных? (Линька)
  7. У какого зверя няньку зовут пестуном? (Медведь)
  8. Чье жилище называют гайно? (Белка)
  9. Какой лесной житель сушит грибы на дереве? (Белка)
  10. Какие звери летают? (Летучая мышь)
  11. Кого называют королем грызунов? (Бобр)
  12. Кто может смотреть в разные стороны? (Заяц)
  13. Кого называют шатуном? (Медведь)
  14. У какого животного самая длинная шея? (Жираф)
  15. Как назвать гнездо белки? (Гайно)
  16.  Подземное животное из сказки «Дюймовочка»? (Крот)
  17. Этот зверь не стережет добычу в засаде, как кошка, а догоняет ее? (Волк)
  18. Поведение какого зверя предсказывает погоду? (Бурундук и др.)
  19. Какой зверь запутывает свои следы, что его не выследишь? (Заяц)
  20. Кто носит ветвистые рога: самец или самка лося? (Самец)
  21. Когда родятся медвежата? (Зимой)
  22. Кто самый крупный из сухопутных зверей? (Слон)
  23. Что делает еж зимой? (Спит)
  24. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)

Подведение итогов игры.

- Молодцы ребята, ответили на все вопросы, а определить победителей нам поможет. …  Победила команда, … они получают диплом «Лучшие друзья зверей», за отличные знания. А лучшими знатоками животных стали…….

- Молодцы, ребята! На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с животным миром.

  1. Изучение нового материала

   1. Объявление темы и  целей урока

  - Чтобы определить тему сегодняшнего урока, давайте отгадаем загадки.

1. Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое (Корова).

 

      2. Заплелись густые травы,

Закудрявились луга.

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога (Баран).

  1. Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник (Лошадь).

  1. Что за зверь

  Со мной играет:

  Не мычит, не ржёт, не лает,

  Нападает на клубки,

  Прячет в лапках коготки (Котёнок)!

  1. Наша добрая подружка

Даст нам перьев на подушку,

   Даст яичек для блинов,

   Куличей и пирогов (Курица).

  • Что объединяет всех этих животных?

  (Это домашние животные.)

      - Тема нашего урока - «Домашние животные». На сегодняшнем уроке мы выясним. Какие животные относятся к домашним, какую пользу они приносят людям.

      2.   Беседа о домашних питомцах

- Каких животных мы называем домашними?

(Которые живут в домах, у людей.)

- Как мы отличаем домашних животных от диких?

(Дикие животные сами добывают себе пищу, сами спасаются от врагов, сами заботятся о жилище и потомстве.)

- Какие домашние животные содержатся у вас дома?

- Каких  домашних млекопитающих вы знаете?

- С какой целью разводят коров? Коз и овец? Свиней? Кроликов?

- Каких  домашних птиц вы знаете?

- Гуси – удивительно интересные жители птичьего двора.

- Чем отличаются домашние гуси от диких?

- Где проводят зиму дикие гуси? А где домашние?

- Могут ли домашние гуси перезимовать без помощи человека?

Гуси питаются преимущественно растительной пищей. С помощью своего снабженного режущими краями клюва они щиплют траву и злаки, капусту и другие огородные растения, обрывают листочки, ягоды, стручки и колосья, ловко вышелушивают последние и обнажают зерна, роются на дне мелких луж, ища и там корм. Некоторые виды едят, кроме того, насекомых, ракушек и мелких позвоночных. Дикие гуси улетают на юг. Домашние гуси не могут сами добывать себе пищу, их обязательно нужно кормить.

Гусь для человека это мясо, пух, перо.

      3.  Анализ иллюстраций учебника на с. 30-31

- Откройте учебник на с. 30.

Рассмотрите первую иллюстрацию слева.

- Каких домашних животных вы видите на рисунке?

(Оленя и собаку.)

- В каком регионе России можно наблюдать такую картину?

(На Севере.)

- Олень – первый помощник человеку на Севере. Его запрягают в оленью упряжку. Сани на Севере называются нарты, а управляет ими каюр. Люди питаются мясом оленей, из их шкур шьют одежду и обувь. Северяне спят на оленьих шкурках и даже изготавливают из них дома.

Собака помогает охотиться.

- Посмотрите на второй рисунок. Кого вы видите?

(Девочку, кошку и мышку.)

-Как вы думаете, нравится ли девочке кошка?

- Почему вы так решили?

- Какую пользу приносят кошки?

- Посмотрите на следующий рисунок. Как вы думаете, какая ситуация изображена на иллюстрации?

- Действительно, мальчик, гуляя в лесу, заблудился, а собака по запаху смогла его найти.

- Посмотрите на следующее изображение. В каком регионе происходит действие?

(На Кавказе, Алтае.)

- Каких домашних животных вы видите?

(Овцы, лошадь, собака.)

- Чабан, так в горах называют пастухов, пасёт отару овец. Он передвигается на лошади. Собака помогает держать отару.

- Ребята, как вы думаете, есть ли хищники на рисунках?

(Собака, кошка)

- А растительноядные?

(Олень, лошадь, овцы.)

- Кто знает, чем питается Северный олень?

(Ягелем.)

- Может ли человек прожить без домашних животных?

(Одни животные помогают человеку перевозить тяжести, другие дают мед, молоко, яйца, пух, шерсть, третьи становятся преданными друзьями людей.)

- Не всех животных, которые живут рядом с человеком, считают домашними. Аисты, ласточки, воробьи, мыши, мухи живут рядом с людьми, но это дикие животные. Они сами добывают себе пищу, спасаются от врагов, сами заботятся о жилище и потомстве. О пище, здоровье, жилье, потомстве домашних животных заботится человек.

4. Чтение и анализ текста учебника на с.31

- На с. 31 найдите текст. Среди домашних животных…

Громко и чётко прочитает… .

На с. ? откройте словарь и найдите значение словосочетания «Предки животных». Повадки – это поведение животных.

5. Рассказ учителя об одомашнивании животных

- Знаете ли вы, как человеку удалось приручить диких зверей?

- Самым первым животным, которого человек сделал своим другом, была собака. Древние охотники, загоняя крупного зверя в глубокую яму, нередко брали на помощь собак, ценя их удивительно тонкое чутье, способность выслеживать и поднимать с лёжки  зверей. Часть добычи люди отдавали собакам. Так, с общей охоты и началась дружба человека и собаки.

Когда первобытные  люди охотились на кабанов, диких козлов, быков и баранов, они приносили детенышей этих зверей — поросят, козлят, телят, ягнят в свои стойбища. Дети играли с ними, животные привыкали брать пищу из рук людей и постепенно становились ручными. Прирученных животных держали в загонах и на волю не отпускали.

  Во все времена люди с любовью и заботой относились к четвероногим помощникам, кормильцам и друзьям. Люди изображали своих любимцев сначала на наскальных рисунках, потом на глиняной посуде, вышивали их на занавесках, полотенцах, скатертях, вырезали из дерева и камня.

   Они и сейчас живут рядом с нами — наши верные друзья и неизменные спутники — домашние животные.

  О них слагали стихи, сказки и легенды. О кошках, собаках, коровах, лошадях, овцах, козах и свиньях придумано множество пословиц и поговорок, а поведение этих животных отразилось в большом количестве народных примет, связанных с природными явлениями и жизнью человека.

- Ребята, а знаете ли вы  пословицы,  в которых говориться о домашних животных?

Корова на дворе — харчи на столе.

Собака – друг человека.

И собака помнит, кто ее кормит.

- Все мы с детства знаем, что собака - друг человека, верный, преданный, неизменный, на всю ее собачью жизнь. И любит она своего хозяина всегда и всякого, и он для нее самый-самый. Собака приносит огромную пользу здоровью своего хозяина, спасает от одиночества и плохого настроения. Есть специально обученные собаки, которые помогают передвигаться слепым людям по городу, собаки, которые ищут наркотические вещества, взрывоопасные устройства и людей, собаки – спасатели.

Конечно же, собаки – это ещё и защитники. Даже самая маленькая собачка способна отпугнуть воров, если никого нет дома.

- Итак, все любят собак. Но какое нужно знать правило при встрече с чужой собакой?

 (Не трогай чужое домашнее животное, каким бы симпатичным оно ни было.)

- Если на вас залаяла собака – не нужно кричать, убегать, махать руками, так как собака может принять ваши действия за угрозу. Нужно спокойно плавно и медленно отойти от неё в сторону.

    -   В наши дни, люди начали одомашнивать и других диких  животных.  Но не все виды животных способны ужиться с человеком  и только немногие смогли преодолеть страх перед ним. Разные народы приручали самых неожиданных животных – антилоп, крокодилов, питонов и др. Но приручить - не значит одомашнить! Число одомашненных животных невелико - около 25 видов. Для одомашнивания необходимо, чтобы содержащиеся  в неволе животные, принесли потомство. Целью одомашнивания является использование животного в сельском хозяйстве или в качестве домашнего питомца. Послушайте об одном удивительном животном которого удалось приручить.

  Медведь. Раньше маленьких медвежат специально забирали у матери, чтобы приручать и принудительно выполнять вещи не свойственные дикому животному для собственного людского удовольствия. Однако теперь, большинство этих огромных животных держат в качестве домашних животных только из-за того, что они попали в какую-либо беду. Так молодой человек, который работает в организации по спасению редких животных, в одной из экспедиции наткнулся на малюсенького медвежонка-гризли, весящего не более 10 килограмм возле своей застреленной браконьерами матери. Малыш был бы обречён на мучительную смерть, если бы парень не решил взять его с собой. С тех пор прошло уже 7 лет, а молодой человек и его необычный домашний зверь до сих пор являются самыми лучшими друзьями. У медведя, как у настоящего члена семьи есть своё место за обеденным столом. И мало того, он даже стал свидетелем на свадьбе у своего хозяина.

- Ребята, поднимите руки те, кто считает, что иметь такого домашнего животного безопасно.

- Поднимите руки те, кто считает, что не следует заводить таких домашних животных. Почему вы так решили?

- Правильно, ребята! Дикие животные непредсказуемы. Не следует держать диких зверей дома – так и человек будет в безопасности, и животным комфортнее в естественной среде обитания и лучше наблюдать за ними в зоопарке, где созданы необходимые условия.

      6. Выполнение заданий

а) - Итак, давайте вернёмся к домашним животным, которые живут у нас дома.

- Их можно разделить на несколько групп: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые.

- Приведите примеры домашних животных, являющихся млекопитающими.

- Птицами.

- Рыбами.

- Насекомыми.

Учащиеся составляют схему.

-        На какие группы по способу питания можно разделить всех домашних животных?

(Хищники, растительноядные, всеядные.)

-        Приведите примеры домашних животных каждой группы.

б) – Человек проявляет заботу о домашних питомцах: кормит, ухаживает. Лечит, обустраивает им жилище. Давайте определим, в чем живут  домашние животные.

Пчела

Сарай

Собака

 

Курица

будка

Корова

птичник

улей

Утка

курятник

IV. Закрепление материала, изученного на уроке

  - Откройте рабочие тетради на с. 26.

- Рассмотрите рисунки домашних животных. Определите, к какой группе каждое из них относится.

-Обозначьте млекопитающих буквой «м», птиц – «п», насекомых – «н», рыб – «р».

 (Шелкопряд - насекомое; почтовый голубь - птица; верблюд - млекопитающее; гуппи - аквариумная рыбка.)

  - На с. 26 в 35 задании дополните каждую группу примерами домашних животных нашего края.

Учащиеся дополняют своими примерами каждую группу животных.

•        Млекопитающие: верблюд, корова, свинья, лошадь, овца, коза, кошка, собака.

•        Птицы: почтовый голубь, утка, гусь, курица, индейка, перепелка.

•        Рыбы (аквариумные рыбки): гуппи, меченосец, золотая рыбка, гурами, неон.

•        Насекомые: шелкопряд, пчела.

Задание 36.

-        Напишите отгадку. (Собака.)

Задание 37.

Учащиеся записывают, как собака помогает человеку. Школьники вспоминают о собаках-поводырях, о собаках-спасателях тонущих людей, о собаках-ищейках, об охотничьих и сторожевых собаках.

V. Итог урока

- О какой группе животных мы с вами вели речь на уроке?

  • Какую пользу приносят домашние животные?
  •  Для городских жителей понятие “домашние животные” чаще ассоциируется   с “домашними любимцами (питомцами)”, которых   содержат в клетках, аквариумах, террариумах и других “домиках”, а другим (например, кошкам, собакам, кроликам) разрешают свободно перемещаться по помещению.
  • Что вам понравилось на уроке?

- Мне понравилось, как работали …

До свиданья!

ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Каких животных называют домашними?

Как ты их отличаешь от диких?

Вокруг человека много животных. Но не все из них - ДОМАШНИЕ.

Аисты, мыши, мухи живут рядом с человеком. Но это ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. Они сами добывают себе пищу, сами спасаются от врагов, сами заботятся о жилище и потомстве.

Где проводят зиму дикие гуси? А где — домашние? Могут ли они перезимовать без заботы человека?

Домашних животных человек кормит, оберегает от врагов и болезней, разводит для своих нужд. Кошек и собак человек поселяет в своём доме, а коров, кур, пчёл — в коровниках, птичниках, ульях.

Может ли человек прожить без домашних животных? Почему?

Одни домашние животные помогают человеку перевозить тяжести. От других он получает мёд, молоко, яйца, шерсть. Многие домашние животные становятся его преданными друзьями.

Рассмотри рисунки. Какую помощь человеку оказывают эти животные? Есть ли среди них хищники?

Среди домашних животных есть и растительноядные, и хищники, и всеядные. Всех их человек приручил очень и очень давно. Однако многие повадки* животные сохранили от диких предков*. Лошадь лягается, коза бодается, кошка царапается.

Не трогай чужое домашнее животное, каким бы симпатичным оно ни было!

Сообщи соседу по парте о том, каких домашних птиц и для чего разводят в вашем крае. А он тебе расскажет о домашних млекопитающих.

Дополнительно

Яки. Это необычные быки. Их высота достигает двух метров, вес - тысячу килограммов. Главное, что бросается в глаза, это их шерсть. По бокам она настолько длинна, что почти достигает земли, образуя как бы юбку. Это очень важно для яков, ведь они, обитая в горах, пасутся в часто еще заснеженных долинах. Добывать себе корм из-под снега яки могут острыми и крепкими копытами. А вот спать на снегу холодно, нужна подстилка. Это как раз и есть та самая юбка, которая дает возможность животным спокойно отдыхать на снегу даже в сильные морозы. Яки не боятся холода, потому им не нужны теплые помещения. Для них не надо заготавливать корм - яки сами его добывают. А дают яки людям многое. Например, очень теплую шерсть. С одного взрослого яка ее настригают до трех килограммов. Из этой шерсти ткут покрывала, валяют войлок, а из шерсти яков-телят делают ткань для одежды. Яки дают и молоко. Не так много литров 500 в год, но оно очень жирное и полезное. Наконец, яки - отличные вьючные животные. На них перевозят грузы, и с поклажей в 150 кг як может пройти по крутым горным тропинкам. Не случайно яков используют на Алтае и в Бурятии.

Овцы. Из овечьих шкур шьют тулупы, полушубки, дубленки. Лучшие в мире овчины получают из овец романовской породы. Овчины легкие, красивые, прочные, теплые. Романовские овцы были выведены крестьянами бывшей Ярославской губернии. У овец романовской породы есть еще очень важное для человека качество - они приносят много ягнят. Овцы других пород обычно рождают одного ягненка, иногда двух-трех, романовские, как правило, двух-трех, нередко четырех, некоторые и шесть, а бывали случаи, когда сразу рождались девять. Шерсть овчины - не единственное, что получает человек от овец. Овцы дают молоко. Из этого молока готовят знаменитые овечьи сыры и брынзу. О мясе - баранине - и говорить нечего. Ценится и курдючное сало - очень вкусный и полезный продукт. Люди заметили, что у некоторых овец у основания хвоста, в так называемом курдюке, откладывается запас сала. И вывели специальные курдючные породы.

Козы. Козы дают людям многое: молоко, шерсть, мясо, кожу, пух. Издавна люди заметили, что одни домашние козы дают больше шерсти или пуха, другие - больше молока. И тогда они стали намеренно отбирать и разводить тех, которые им были нужнее. И вот теперь выведено немало пуховых, шерстных, молочных пород. Знаменитые на весь мир оренбургские пуховые платки делают из пуха коз оренбургской породы. Платки эти очень красивые, теплые и такие тонкие, что большой платок можно пропустить сквозь маленькое колечко. Как ни высоко ценится пух и шерсть коз, но во многих странах мира их разводят главным образом из-за молока. Козье молоко жирное, питательное. Хотя оно отличается своеобразным привкусом, который не каждому нравится. Оно очень полезно больным людям и детям, из козьего молока делают великолепные сыры и другие молочные продукты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...

Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.

Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных.          Развивать умение раб...

урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.

Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких.  На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занковас применением технологии критического мышлениячерез чтение и письмо"Одомашнивание животных. Домашние животные и ...

Учебно - методический комплект. Окружающий мир. 2 класс. Тема: "Домашние животные. Значение диких животных"

Предмет: окружающий мир.Класс: 2.Тема урока: Домашние животные. Значение диких животных. Цели урока: ·        углубить знания о домашних животных, относящихся к...

«Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных»

Занятие по русскому языку в Центре культурно-языковой адаптации детей мигрантов....