"Что такое минералы", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по окружающему миру "Что такое минералы", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chto_takoe_mineraly.docx31.07 КБ
Файл chto_takoe_mineraly.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира, проведенного в 3 «В» классе Федоренко Татьяной Романовной

Тема: «Что такое минералы».

Цель: Познакомить учащихся с понятием, что такое минералы.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с понятиями о минералах;

2. Развивать анализ, сравнение, обобщение, логическое мышление, память, внимательность.

3. Воспитывать любовь к предмету.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • Умение выполнять, анализировать объекты с целью выделения признаков, по заданным критериям;

Коммуникативные УУД:

  • Умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • Умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;

Регулятивные УУД:

  • Умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
  • Умение высказывать свое предположение (версию);
  • Умение вносить необходимые дополнения, исправления с свою работу, если она расходится с образцом;
  • Умение работать по предложенному учителем плану;

Личностные УУД:

  • Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Познавательные УУД:

  • Умение выполнять, анализировать объекты с целью выделения признаков, по заданным критериям;

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

  • Умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • Умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;

Регулятивные УУД:

  • Формировать умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • Работать по коллективно составленному плану;
  • Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характер сделанных ошибок;
  • Высказывать своё предложение;

Личностные УУД:

  • Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Методы обучения: словесная, наглядная, частично-поисковая;

Формы организации познавательной деятельности:

  • Фронтальная;
  • Индивидуальная;

Тип урока: изучение нового материала.

Этапы урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организация класса

1. Приветствие, знакомство, проверка готовности к уроку.

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя; волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. 

- Здравствуйте, ребята, я рада всех вас видеть. Меня зовут ……, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Тихо присаживайтесь!

- Я желаю вам хорошего настроения и удачи на уроке.

Приветствуют учителя.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Сообщение темы урока.

Определение целей урока.

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

- На прошлых уроках вы узнали о горных породах.

- Какие бывают горные пароды? Приведите примеры.

Какие обломочные горные породы вы знаете?

- Какую роль играет солнце в разрушении горных парод?

- Какую роль играет ветер в разрушении горных парод?

- Какую роль играет вода в разрушении горных парод?

- Какую роль играют растения в разрушении горных парод?

- Что остаётся после разрушения огромных скал?

- А эти пароды мы в какую группу отнесём?

-Можно ли сказать, что осадочные горные пароды образуются из магматических или вулканических?

«провожу работу по проверке умений, обучающихся определять образцы горных пород»

На доске запись:

1 - гранит

2 - каменный уголь

3 - известняк

4 - глина

5 - песок

6 - базальт

7 - торф

8 - галька

- Посмотрите внимательно на образцы горных пород.

«В таком порядке: «

1 - гранит

2 - каменный уголь

3 - известняк

4 – глина

5 - песок

6 - базальт

7 - торф

8 - галька.»

- Теперь посмотрите на доску и скажите мне в таком ли порядке как на доске расположены названия горных пародв приведённом примере? (да)

- Правильно.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучили на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

-Определите цели урока исходя из названия темы.

- Основная цель урока – узнать, из чего состоят различные горные пароды.

-Горные пароды бывают осадочные и магматические. Осадочные горные пароды: известняк, торф, каменный уголь, и др. Магматические горные пароды: гранит, базальт.

- Обломочные горны пароды: глина, песок, галька, гравий.

- Днём под палящим солнцем горные пароды нагреваются, а ночью наоборот охлаждаются, что ведёт к разрушению горных парод.Вода и ветер играют большую роль в образовании горных парод.

- После разрушения огромных скал остаются: песок, глина, галька.

- Эти пароды мы отнесём к осадочным.

- Осадочные горные пароды образуются из магматических или вулканических.

- Ответы: 4, 7, 1, 6, 2, 5, 3, 8.

III. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику.

- Из чего состоят сами твёрдые горные пароды?

- Это зёрна минералов. Минералы– это природное тело, образующееся в глубинах и на поверхности Земли, входящее в состав горных парод. У каждого минерала свои особые свойства, своё имя, свой химический состав и облик. Минерал в горном пароде как отдельный человек в толпе: у него своё «лицо», «характер», «одежда». Безгранично царство минералов. Известно более трёх тысяч минералов и минеральных видов. (2слайд)

- Некоторые горные породы имеют в своём составе только 1 минерал: кварцевый песок, например, состоит из кварца, а известняк из кальция. (3слайд)

- Слово «грант» произошло от слова «гранум» - зерно. Объясните, почему гранит получил такое название.

- Обратите внимание на то, что в граните зёрна отличаются друг от друга цветом, блеском, размером.

- Рассмотрите под лупой кусочек гранита. Что вы наблюдаете?

- Это полевой шпат, от его окраски зависит цвет гранита.

- Какие ещё зёрнышки вы видите?

- Это кварц.

- Есть в граните частички в виде блестящих пластинок – слюда.

«Показываю обучающимся из коллекции образцы: слюды, кварца, полевого шпата.»

- Чаще всего гранит залегает глубоко в земле, но в некоторых случаях он выходит на её поверхность и образует целые горы. Гранитные камни не редко встречаются на полях, лугах и в лесах. Иногда их бывает так много, что они мешают обрабатывать землю.

- Попробуем разъединить частички гранита.

- Гранит очень прочный камень.

- Прочитайте по цепочке текст параграфа в учебнике (ч. 2, с. 14,15).

- Обратите внимание на многочисленность минералов, которые различаются тем, из каких частиц (молекул и атомов) состоят и как расположены эти частицы.

- Рассмотрите минералы на рисунках. Какие вы видели в природе?

- Все вы, конечно же, видели ювелирные изделия. Чем они украшены?

- В древние времена драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зелёные камни назывались изумрудами. А все голубые – Сапфирами. Позже заметили, что некоторые драгоценные камни были твёрже других и дольше сохраняются. Учёные установили, что ценность камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но и от твёрдости.  Слово «драгоценный» можно использовать только к четырём особенно ценным камням – алмазу, рубину, изумруду, и сапфиру. Остальные камни относятся к полудрагоценным.

- Многие минералы имеют цвет и блеск. Почти все минералы твёрдые и прочные. Самую высокую твёрдость имеет алмаз. Если провести им по поверхности любого камня, он оставит след. Обработанные и отшлифованные алмазы называют бриллиантами. Они в тысячи раз твёрже, чем самые прочные граниты и базальты. Из алмазов делают резцы для твёрдых сплавов. Загадка алмаза в том, что при нагревании выше 1850 градусов он теряет свою твёрдость и превращается в хрупкий, мягкий графит – как бы в свою противоположность.

- Все горные породы состоят из минералов. Некоторые горные пароды состоят только из одного минерала, другие – из нескольких. Например, кварцевый песок состоит из минерала кварца, а гранит состоит из трёх минералов – кварца, полевого шпата, слюды.

- Больше всего в граните зерна красного цвета.

- Если рассмотреть под лупой излом любого камня, то мы увидим разноцветные зёрна.

- Частички гранита разделить нельзя, они крепко соединены между собой.

- Графит – стержень в карандаше, мел – известняк (используется при побелке стен), песок – кварц.

- Камнями – минералами, самоцветами (побелочными камнями)

2. Работа по тетради №3, стр4.

3. Работа по тетради №4, стр4.

4. Просмотр видеоролика «Что такое минералы».

Сейчас откройте свою печатную тетрадь на странице 4, посмотрите на номер 3.

- Прочитайте задание.

- Нам нужно дополнить предложения. Давайте я буду читать предложения, а вы дополнять.

- 1. В граните можно увидеть зёрна таких минералов, как…

2. Кварцевый песок состоит из…

3. Известняк состоит из…

4. …  – один из самых твёрдых минералов. А из которого сделан грифель карандаша можно сломать руками.

- Хорошо, молодцы, посмотрите на следующее задание ниже.

Вы видите рисунки изделий минералов. Мы с вами говорили, какого цвета они могут быть?

- Раскрасите цветными карандашами нужного цвета.

- А сейчас просмотрите внимательно видеоролик, чтобы смогли ответить на вопросы.

VII.Итог урока

1.Итоги урока.

2.Рефлексия.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Сравнение предметов и объектов, умение находить общее и различия; умение группировать классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

- Что нового узнали на уроке?

- Сотни лет люди изучают минералы и горные пароды, сотни лет они верно служат человеку, но ещё много в мире камня не ясного, спорного, загадочного.

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?  Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?  Понравилась ли вам, то как вы работали на уроке? Оцените себя.

- Гранит, песок, глина используют в строительстве. Торф, каменный уголь применяют в качестве топлива. Алмаз используют для изготовления различных приборов (часов, слесарных резцов), а гранит – для изготовления карандашей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое минералы?

Слайд 2

1 - гранит 2 - каменный уголь 3 - известняк 4 - глина 5 - песок 6 - базальт 7 - торф 8 - галька

Слайд 4

Кварцевый песок Известняк

Слайд 5

Гранит Полевой шпат Кварц Слюда

Слайд 6

Рубины Изумруды Сапфиры Алмазы

Слайд 7

С пасибо!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Что такое мастер- класс?"

В докладе даётся объяснение понятия " мастер - класс" и как его применять на практике....

Что такое мастер-класс.

В данной статье даны значения слова "мастер-класс", а также отличие от других форм трансляции педагогического опыта....

Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.

Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Что такое минералы"

Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Что такое минералыЦель урока: познакомить учащихся с горными породами и минералами, их применением; учить различать составные части гранитаПланируемые резу...

Конспект урока на тему"Что такое минералы? Полезные ископаемые" (УМК"ПНШ"3 класс)

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с горными породами и минералами, их применением; учить различать составные части гранита.Планируемые результаты предметные: познакомиться с поняти...

Классный час для инклюзивного класса (2 класс) "Что такое дружный класс"

Классный час "Что такое дружный класс" разработан дефектологом (учителем ресурсного класса) для проведения во 2-м инклюзивном классе, где обучается ребенок с расстройством аутистического спе...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Что такое минералы?»

Цели деятельности учителя:формирование знаний о минералах и их особенностях.Планируемые результаты:Предметные:- Уметь различать минералы.- Знать отличительные особенности минералов.- Знать, что такое ...