"Чудо предмет"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тип урока: урок – исследование
Тема урока: Чудо предмет.
Цель урока: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе коллективной учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.
Задачи: а) Познавательные УУД- учить добывать знания в разных источниках, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы, способность анализировать, сравнивать.
б) Регулятивные УУД- создать условия для нахождения информации о понятии «магнит»;
- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно;
- учить детей выделять из информации главное и второстепенное;
-актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
в) Коммуникативные УУД- формировать опыт публичного выступления;
- создать ситуацию успеха для каждого участника на занятии;
- умение взаимодействовать друг с другом.
г) Личностные УУД- способность к самооценке на основе критерия успешности исследовательской деятельности.
Оборудование: индивидуальный набор предметов для каждого участника исследования - дерево, бумага, магниты, металл, пластмасса. Материал для исследования- рукавица с магнитом внутри, металлические и пластмассовые ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, пластмассовые пуговицы, крючки, таз с водой, удочки, рыбки, металлические предметы.
Ход занятия
- Организационный момент
Мы теперь не просто дети,
Мы- исследователи.
Мы узнаем всё на свете
Досконально о предмете:
Что? Когда? И как растёт?
Сколько раз в году цветёт?
Почему в ночи сверкает?
Отчего в воде не тает?
Разгадаем мы секрет
И на всё найдём ответ!
-Кто такие исследователи? По каким признакам вы это определили? ( Исследователи совершают открытия, исследуют, любят находить ответы на разные вопросы, изучают живое и неживое).
- Поднимете смайлик, который показывает ваше настроение в начале занятия.
- Пожелаем друг другу успешной работы.
- Актуализация опорных знаний.
-Ребята, сейчас я покажу вам предмет, который обладает волшебным свойством. Предлагаю вам выяснить, в чём заключается волшебство этого предмета.
- Назовите предметы, которые находятся на демонстрационном столе. (Ложка деревянная, металлическая, пластмассовая. Болтик, ластик, лист бумаги.)
- При помощи моей рукавицы возьмите каждый из представленных предметов.
-Какие предметы удалось взять в руки, а какие нет. Объясните почему?
- Каковы ваши предположения?
- Итак: металлическую ложку, болтик вы взяли, а остальные предметы нет, т.к. в рукавице находится….магнит.
- Где мы встречаемся с магнитом в повседневной жизни. (Магнитная азбука, магниты на школьной доске, хозяйственные магниты-держатели, и.т.д.).
-Сегодня мы с вами исследуем магнит и выясним, какими свойствами, кроме притягивания обладает магнит.
III. Формирование новых знаний. Групповая форма работы.
- Выбираем командира группы. Вспоминаем правила работы в группе.
А) Теоретическая часть
- Давайте построим пирамиду « Исследование». С чего начинается строительство? ( С основы)
- Основа исследования – тема. Любое исследование начинается с выбора темы исследования.
- Обсудите в группе, какой предмет может быть темой исследования, а какой нет. Объясните свой выбор.
- Итак, сделаем вывод. Тема должна быть интересна, чтобы исследовать предмет, мы должны иметь возможность видеть его, наблюдать за ним, трогать, нюхать и т.д. Если нет возможности видеть предмет в жизни, его очень трудно исследовать.
- Какую тему вы предложите для нашего исследования. ( Чудо-предмет).
- Темы бывают фантастические, Экспериментальные, теоретические. К какой группе относится наша тема?( Экспериментальная).
- Экспериментальные темы – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов.
- Определим цель и выделим соответствующие задачи нашего исследования.
Итак, сделаем вывод. Цель- выяснить, что такое магнит, какими свойствами и способностями обладает. Задачи: а) изучить литературу; б) с помощью опытов, экспериментов выявить свойства магнита; в) составить таблицу «Свойства магнита»
-Сейчас нам необходимо сделать предположение, какую проблему мы решим в ходе проведения исследования. Для решения проблемы потребуется гипотеза по теме исследования.
- Итак, сделаем вывод. Наша гипотеза- возможно магнит называют чудо – предметом потому, что он притягивает к себе предметы. Предположим, что магнит может притягивать абсолютно все предметы на земле. Что, если магнит притягивает только металлические предметы.
- Составим план нашей работы. Спланируем свои исследовательские действия.
- Давайте ответим на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?
- Итак, сделаем вывод. Для достижения цели нашего исследования нам необходимо: подумать самостоятельно, посмотреть дополнительную литературу, спросить у других людей, посмотреть в сети Интернет, понаблюдать, провести опыты, эксперимент.
Б) Научная часть. Групповая форма работы.
- Дайте определение: Что такое магнит?
1 группа- работа со словарями Ожегова, Даля
2 группа – найти ответ на вопрос в энциклопедиях: обладает ли Земля магнитными свойствами.
3 группа- найти в сети Интернет ответ на вопрос: кто и когда обнаружил магнит.
Выступление участников групп.
- Магнит - магнитный камень, железняк, руда, со свойствами притягивать железо и, обращаясь на перевес, указывать на север и на юг…..
- Магнетизм – это невидимая сила, которая действует на некоторые металлы, особенно на железо и сталь. Магнитное поле – это район вокруг магнита, в котором действует его сила. Земля имеет магнитное поле. Оно действует как поле гигантского стержневого магнита, проходящего через середину Земли.
- В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валяются под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягивались. Магнис понял, что эти странные камни не признают материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название « магнит».
Физминутка.
- Поиграем в игру « Притягивает - не притягивает». Я – магнит, а вы – предметы, которые я назову. Если магнит притягивает, значит подбегаете ко мне.
В) Экспериментальная часть
- Выясним, какими свойствами обладает магнит. Проведём опыты и эксперименты. Составим таблицу « Свойства магнита»
- Правила проведения опытом.
1. нельзя ничего пробовать на вкус.
2. Нюхать осторожно, направляя воздух ладонью.
3. Не все опыты можно проводить самостоятельно. За помощью обращаемся к взрослым.
4. С колющими, режущими предметами обращайся осторожно. Не играй с ними.
Опыт 1. Обследование предмета тактильным способом.
- Возьмите предмет в руки: какой он на ощупь
Вывод: магнит твёрдый, холодный, тяжёлый.
Опыт 2. Воздействие магнита на разные предметы.
Всё ли притягивают магниты?
Цель: Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы
Материалы: предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит.
В ходе эксперимента надо разделить все предметы на две группы: металлические и не металлические. Поднеся магнит по очереди к предметам первой и второй группы. Мы определяем, что неметаллические предметы не притягиваются к магниту, но и некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения.
Вывод: магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
«Как достать скрепку из воды не намочив рук»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.
Материал: Стаканчик с водой, железные предметы, магнит.
В стакан с водой опускаем несколько скрепок канцелярских. Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы в воде. Такой же опыт с песком.
Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.
Опыт 3. Способность намагничивать металлические предметы
-Я беру ножницы, подношу к ним скрепку, отпускаю. Что произошло? (скрепка упала). А теперь я возьму магнит, приложу его к ножницам и немного подержу. Теперь убираю магнит и подношу скрепку. Что вы видите? (Скрепка не падает). Почему? ( Ножницы намагнитились и стали магнитом).
- Проведите опыт самостоятельно с металлическими и неметаллическими предметами.
Вывод: магнит может намагничивать металлические предметы.
Опыт 4. Наличие у магнитов двух полюсов: северного и южного.
-Возьмите магнит с красным и синим концами. Красный цвет- это южный полюс, синий цвет- это северный полюс.
Приложите магниты друг к другу красными концами. Что произошло? (Они отталкиваются).
Теперь синими концами. Что произошло? (Они притягиваются).
А теперь разноокрашенными. Что произошло? (Отталкиваются).
Вывод: у магнита есть 2 полюса - южный и северный. Одинаковые полюса отталкиваются, разные полюса – притягиваются.
- У вас на столе магнит. Попробуйте определить, какая сторона будет южной, а какая северная.
- У Земли, как и магнита, тоже есть южный и северный полюс.
Опыт 5. Действие магнитного поля Земли.
«Магнитная стрелка»
Цель: Познакомить со свойствами магнитной стрелки.
Материал: Магнит, магнитная стрелка на подставке, иголка, полоски красного и синего цвета, пробка, сосуд с водой.
Покажите детям магнитную стрелку (на подставке), дайте им возможность экспериментально убедиться в том, что она представляет собой магнит.
Пусть дети поместят магнитную стрелочку на подставку (убедившись, что она может на ней свободно вращаться). После того, как стрелка остановится, дети сравнивают расположение ее полюсов с расположением полюсов магнитов, вращающихся на нитях (или – с магнитами, плавающими в мисках с водой), и приходят к выводу, что их расположение совпадает.
Вывод: магнитная стрелка – как и все магниты – показывает, где у Земли север, а где - юг. Стрелка компаса всегда показывает на север из-за действия магнитного поля Земли.
Обратите внимание. Если в вашем расположении нет магнитной стрелки на подставке, ее можно заменить обыкновенной иголкой. Для этого надо ее намагнитить, обозначив северный и южный полюса соответственно полосками красной и синей бумагой (или ниток). Затем – положить иголку на пробку, а пробку поместить в плоский сосуд с водой. Свободно плавая в воде, иголка повернется в том же направлении, что и магниты.
- Проверим результат нашего исследования
№ п/п | Опыт | Результат исследования | |||||||||
1. | Обследование предмета тактильным способом. | твёрдый | мягкий | холодный | тяжёлый | ||||||
2 | Воздействие магнита на разные предметы. | Притягивает | |||||||||
металл | резина | дерево | бумага | стекло | пластмасса | ||||||
3 | Способность намагничивать металлические предметы | Металлические предметы | Неметаллические предметы | ||||||||
4 | Наличие у магнитов двух полюсов: северного и южного. | Южный с южным | Южный с северным | Северный с северным | |||||||
отталкиваются | отталкиваются | отталкиваются | |||||||||
притягиваются | притягиваются | притягиваются | |||||||||
5 | Действие магнитного поля Земли | север | юг | запад | восток |
IV.Заключительный этап работы: защита исследовательской статьи.
-Если всю нашу работу, которую мы провели сегодня на занятии, записать. Что у нас получится? (исследовательская статья). Подтвердились или нет наши предположения ( гипотезы) ?
- Какая последняя деталь пирамиды, которую мы собираем в течении нашего занятия.(Статья, доклад, выступление).
- - Что такое магнит: кусок железной руды
- Есть магнитное поле
- Притягивает к себе только металлические предметы
- Имеет 2 полюса: северный и южный
- Земля – большой магнит
доклад |
опыты, эксперименты, наблюдения, ит.д. |
методы |
гипотеза |
цель, задачи |
тема |
V. Рефлексия.
- Оцените свою деятельность на занятии. Продолжите предложение
- В результате проведённых опытов я……..
- Я узнал….
- Я научился….
- Мне понравилось
- Мне не понравилось……
- Как вы считаете, нам удалось провести исследование? Почему?
-Поднимете смайлик, который показывает ваше настроение в конце нашего занятия.
-Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного занятия по предмету "Окружающий мир" 4 класс, тема: "Приручение огня" Дополнительный материал для любознательных: Невидимая сила. Чудо волны (звук и свет). Что чувствуют приборы? Проект: Человек проникает в тайны природы.
Сценарий внеклассного занятия (работа с одаренными детьми)Образовательная программа: Школа 2100Предмет: Окружающий мирАвтор учебника: А.А. ВахрушевКласс: 4Учитель: Кулешова С.П.§ 23, тема:...
Урок чтения по теме "Описание чуда в поэтическом тексте. В.В. Лунин «Я видела чудо»
Урок чтения в 1 классе по учебнику Е.И.Матвеева «Литературное чтение» (развивающая система Эльконина - Давыдова). Тема: " Описание чуда в поэтическом тексте. В.В. Лунин «Я видела чудо»"...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....
Урок -исследование "Чудо предмет"
Цель урока: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе коллективной творчески- исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ....
Методическая разработка урока ИЗО во 2 классе. Тема: «Что за чудо!Вот так чудо» (Рисование черепахи)
Создавать графическими средствами выразительные образы природы....
Воспитательное мероприятие "Рождественские посиделки "Чудо, чудо, рождество! ""
Сценарий воспитательного мероприятия...
Внеклассное мероприятие по предмету окружающий мир "Обыкновенное чудо"
Внеклассное мероприятие по предмету окружающий мир "Обыкновенное чудо"...