Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках познания мира.
статья

Грюкачева Анна Михайловна

Выступление на августовской конференции педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПОЗНАНИЯ МИРА

Грюкачева  А.М.

«Образован не тот, кто много знает, а тот - кто хочет

много знать, и кто умеет добывать эти знания».

В.П. Вахтеров.

На основе приоритетов стратегического плана развития образования разработана и реализуется сегодня Государственная программа, развития образования на 2005-2010 года одной из ключевых задач которой, является переход на 12-летнее среднее общее образование[1].

Основная цель 12-летнего образования - это формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде.

Для того, чтобы выжить в динамичном мире, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность, поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной образовательной практики.

        Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны Вселенной рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в начальной школе претворить в жизнь их планы и мечты, вывести детей на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои таланты, создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.        

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать особенности организации исследовательской деятельности младших школьников, которые должны удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать потребностям и интересам данным учащимся;

-  учёт способностей и природных задатков ученика;

- вызывать интерес;

- быть посильной для данных учащихся;

- вызывать познавательную активность ученика;

- чёткая организация процесса и соблюдение всех этапов работы;

- учёт предшествующей подготовки и опыта школьников;

- координирующая работа учителя.

Обогащение исследовательского опыта младшего школьника предполагает: выделение этапов с учетом возрастных особенностей и специфики начальной школы;

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи этапа обогащения исследовательского опыта первоклассников включали в себя: поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Второй этап - второй класс начальной школы -  ориентирован: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому  классу начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно было стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. На протяжении всего этапа также обеспечивалось обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. 

        Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта. Схема проведения исследования с младшими школьниками представлена в таблицах приложение 1 и 2.

Цель учителя начальной школы в данном направлении – создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Выделяем четыре блока умений, необходимых ребёнку исследователю:

1 блок. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ

- организация рабочего места; планирование работы.

2 блок. УМЕНИЯ И ЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА

- выбор темы исследования; целеполагание; умение видеть проблему; умение выдвигать гипотезы; умение выстроить структуру исследования; методы исследования;  общелогические методы; поиск информации.

3 блок. УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

- структурирование информации; выделение главного; упорядоченное хранение информации.

4 блок. УМЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ

- формы представления результатов; требования к докладу; требования к речи докладчика.

Начиная с первого класса,  я  проводила опытно-педагогическую работу по развитию исследовательских умений и приобщению учащихся к исследовательской деятельности. Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо было готовить учеников  постепенно.

Предлагаю вашему вниманию задания и упражнения для развития исследовательских умений.

Многие учёные утверждают, что увидеть и сформулировать проблему часто важнее и труднее, чем её решить. Умение видеть проблему - свойство, характеризующее мышление человека.

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для этого мы выполняли следующие упражнения:

  • продолжи неоконченный рассказ;
  • составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге;
  • опишите один день вашей воображаемой жизни) или, используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
  • определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, мела);

Например: упражнение «Неоконченный рассказ»:

На уроке в 1 классе по теме «Осадки» мы предлагали детям продолжить незаконченный рассказ:

«Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Но сделать это надо несколькими способами:

- представить, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега?

- представить, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или лётчик, отправляющийся в полёт;

- представить, что ты ворона, сидящая на дереве;

- представить, что представитель дорожной службы или дворник.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения.

В работе над проектом «Помоги зимующим птицам»  использовали упражнение «Давайте вместе подумаем»

Перед учащимися мы ставили проблему:

- Как птицы узнают дорогу на юг? Детям предлагалось выдвинуть свои предположения. Работа проводилась в группах, и каждая группа выдвинула свою гипотезу.

Также на других уроках  использовали аналогичные задания: Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолёты летают? Почему бывают день и ночь?  Почему дети любят компьютерные игры?

Для тренировки умения выдвигать гипотезы  применяли упражнения на обстоятельства: учащимся предлагалось придумать условия, при которых данный предмет (книга, дерево, зонт) будет очень полезным?

Задания «Найди возможную причину события» направлено на развитие выработки гипотезы и на установление причинно - следственных связей. Например, детям предлагали  найти возможные причины следующих событий:

- дети стали больше играть во дворах;

- Миша весь вечер мастерил кормушку;

- пожарный вертолёт весь день кружил над лесом;

Умение проводить эксперимент

На первом этапе обучения мы давали учащимся общий алгоритм выполнения. В них отражалась цепочка вопросов или "шагов", которые подсказывали, что нужно сделать. Для этого пользовались листом «Учусь ставить эксперимент». 

Большое значение имеют домашние наблюдения и эксперимент. Например, для домашнего наблюдения и проведения эксперимента мы давали задания:  придумайте способ измерения высоты дерева; пронаблюдайте за прорастанием ростка из семени фасоли, проведите эксперимент и проверьте, какие из веществ являются растворимыми (сахар, соль, песок, сода). Проводя эксперименты с реальными объектами мы « Измеряли объём капли», «Выясняли какой макет птичьей кормушки более удобный», «Как измерить пульс без специального прибора» и т.д.

Умения самостоятельно осуществлять поиск информации

Одной из особенностью является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Она связана с тем, что они не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения. Сбор литературных данных должен осуществляться практически на всех этапах проведения исследования. Для преодоления этих трудностей мы учащимся на уроках предлагали следующие задания:

  • метод «помет» при чтении;
  • поиск ответа на заранее заготовленный вопрос (в указанных источниках);
  • работа для домашнего поискового исследования пример задания представлен в приложении 3.

Например: учащимся предлагалось, прочитать текст, и записать в таблицу признаки собаки и волка. Прочитай рассказы о животных и распредели их в три клетки.

Ориентировка в словаре, справочной литературе 

  • возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о ____________________________________________________
  • найди по оглавлению рассказ Л. Толстого “Какая бывает роса на траве”. Запиши, на какой странице заканчивается этот рассказ_________________
  • какое слово стоит в словаре В. Даля после слова мастерица _____________

Ориентировка в тексте, ключевые слова

В книге “Введение в историю” открой стр.____ Найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его ____________________

Ответы на вопросы к тексту 

  • найди статью “Растения луга”. Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить ________________________________________________
  • найди статью “Вода и её свойства” В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением.
  • в разделе “Растения и животные водоёма” найди статью “Необычное? Нет, обычное”
  • о чём рассказывает эта статья? Определи тему _______________________

В последние годы всё большую помощь исследователям оказывает всемирная компьютерная сеть. Интернет компенсирует нехватку информации, интернет позволяет получить информацию, которая пока  нигде не опубликована. С целью обучения детей умению получать информацию из Интернета мы предлагали задания типа:

На день рожденья Вашей маме подарили великолепную комнатную пальму - драцену. Чрез некоторое время растение наклонилось, листья стали желтеть, скручиваться и опадать, на стволе появились белые пятна. Вы обещали помочь и найти в Интернет информацию о том, чем может болеть драцена, и как ее вылечить. Поисковая система в ответ на ваш запрос выдала список сайтов.

Прочитайте список сайтов и запишите номера тех сайтов, на которых может быть представлена информация о заболеваниях драцены.

Вывод

Результататами моей работы по развитию исследовательских умений учащихся является:

- активное участие учащихся в интеллектуальных и творческих конкурсах школы и города;

- в 2008г. интернет фестиваль «Современный урок» в номинации организация проблемно исследовательской деятельности на уроке.

- в 2009г. Бигалина Регина заняла 1 место в пятом городском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов с работой «ДЖД - 30 лет спустя»;

- в 2010г. Сысенко Арина заняла 2 место в городском конкурсе научных проектов с исследовательской работой «Нешкольные проблемы школьного ранца»

- в 2010г. 1 место в интернет фестивале современный урок

-   2010 г. исследовательская работы «Нешкольные проблемы, школьного ранца» Усманова Далия - номинация «Юный исследователь» в областном конкурсе исследовательских работ младших школьников «Зерде».

-   2011 г. была руководителем исследовательской работы «Кто раскрасил радугу» БостекпаевДиас - 2место в VII городском конкурсе исследовательских работ младших школьников.

-  2011 г. была руководителем исследовательской работы «Розовый снег» Усманова Далия – 2 место в VII городском конкурсе исследовательских работ младших школьников.

-  2013 была руководителем исследовательской работы «Розовый снег» Усманова Далия  - лауреат в международном фестивале «Звёзды нового века»

-  2014г. была руководителем исследовательских работ

«Почему мне не покупают ноутбук?» Гресь Валерия - 3 место в Х городском конкурсе исследовательских работ младших школьников;

«Необычные вещи из обычной прищепки» Домарь Виктория – 2 место в Х городском конкурсе исследовательских работ младших школьников;

«Секреты яичной скорлупы» Борецкая Диана - 2 место в Х городском конкурсе исследовательских работ младших школьников;

-  2010-2011 учебный год –была награждена за лучший доклад на тему «Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Познания мира» на городской конференции «Современная стратегия развития системы образования Республики Казахстан: новые требования, новые возможности».

-   2010-2011 учебный год – обобщение педагогического опыта «Развитие исследовательских умений младших школьников на примере изучения познания мира» на городском уровне.

        Отразим соотношение уровней сформированности исследовательских умений на начальном этапе и после эксперимента на рисунке.

Рис.1- Динамика развития исследовательских умений

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • формирует социальный опыт в труде и общении;

способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке. Даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал.

  • Расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами, родителями учащихся.

        На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. «Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы», Указ №1459 от 11 октября 2004 .
  2. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль, 2002.
  3. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М., 2004.
  4. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность как модель педагогической технологии.// Народное образование, № 10, 1999.
  5. Алексеев А. Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся.// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002.
  6. Жексенбаева У.Б. Организация научно-исследовательской деятельности школьников.-Алматы, РАДиАЛ, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочное время»

В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками...

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время

Всякий ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – проявления...

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеклассной работе

Детское  научное  общество  «Начало»  входит  в  состав   секции  экологии  научного  общества школьников  МОУСОШ №4 г.  Гул...

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время как основное требование реализации новых ФГОС НОО

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, ему должны привить ...

Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...

Собственная методическая разработка по преподаваемому предмету «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира».

     Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным остается использование в обучении приемов и методов,...