Открытый урок - "Мастер-класс" на тему "Зеленая аптека".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Кусочкина Елена Валерьевна

Данный урок мини-проект, предназначен для знакомства учащихся с лесом и его обитателями, со значением леса для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelyonaya_apteka.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»

Открытый урок – «Мастер -  класс»

на тему

« Зелёная аптека»

Учитель: Кусочкина Елена Валерьевна

Класс: 4 «Б»

Тип урока: мини-проект.

Цели: формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы); познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае, учить распознавать их; учить детей пользоваться дополнительной литературой для получения новых знаний; развивать творческий потенциал учащихся; воспитывать уверенность в себе, способность к взаимопониманию.

Планируемые результаты: учащиеся научаться классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; защищать мини-проекты.

Оборудование: пейзаж леса, образцы растений, плакат с изображением ярусов леса, фонограмма «Звуки леса», стихи о лекарственных растениях, рисунки птиц, проекты  детей об использовании лекарственных растений.

Ход урока

I. Организационный момент.

        - Сегодня мы вспомним о разнообразии растений, необходимости охранять и беречь их, о пользе леса.

II. Актуализация опорных знаний, изучение нового.

1.Постановка проблемного вопроса.

        - Что такое лес? (деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники)

        - Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения, птицы, звери, насекомые. Лесные этажи называются ярусами.

На доске многоэтажное здание с кармашками – этажами, в которые по ходу работы учитель будет ставить карточки с группами растений.

        - Сейчас мы с вами восстановим лесные ярусы. По ходу работы вы будете красиво заполнять таблицу на ваших партах.

        - Начнём с верхнего яруса. Подскажите, какие растения могут относиться к нему? (это деревья) – учитель выставляет: берёзу, сосну, ель, рябину.

        - Назовите ещё известные деревья? (осина, ольха, ясень, липа)

        - Немного ниже располагаются растения, которые называются кустарники. Помогите их назвать? (малина, калина, шиповник,орешник, боярышник) –учитель выставляет на доску рисунки калины и шиповника.

        - Следующий нижний ярус. Какие растения произрастают здесь?

        - Это травянистые растения и кустарники! К кустарникам относятся: клюква, черника, брусника; к травам: зверобой, крапива, ромашка, подорожник, медуница, валериана, кислица, ландыш; - учитель выставляет на доску клюкву, зверобой, крапиву, медуницу, валериану.

        - А что же растёт на самой земле? (мхи, лишайники) учитель выставляет на доску мох.

Животные леса по ярусам.

        - Кстати, лесные птицы тоже занимают свои «квартиры» на разных этажах леса.

        - Давайте узнаем о некоторых их них. После сообщений детей на каждый ярус прикрепляются картинки с птицами.

        - На нижнем этаже гнездятся рябчик, глухарь, тетерев.

2. Индивидуальные сообщения учащихся.

Ученик:- Посмотрите на эту красивую птицу – это глухарь. Он немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Ходит он очень быстро, а вот полёт у него очень тяжёлый и шумный. Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь им проще отыскать сочную траву, почки, ягоды. Свои гнёзда глухари вьют прямо под деревьями.

        - Теперь мы поднимаемся выше и услышим, кто живёт во – вторых и третьих этажах.

Ученик: - Это сорока – белобока. Её квартира построена из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи. Находится она высоко от земли в кроне дерева. Полакомиться любит насекомыми, гусеницами, ягодами.

        - Жители верхних этажей крупные хищные птицы: канюк, ястреб. Но кроме них там обитает одна из самых красивых птиц и лучшая певунья лесов.

Ученица: -Это иволга. Её голос напоминает игру на флейте. Но тут же мелодичное пение могут заменить такие звуки, что хоть уши затыкай. Недаром иволгу зовут и лесной флейтой и лесной кошкой.

        - В трудах и заботах проходит весь их день. И каждый живёт на том этаже, где ему предназначено самой природой.

Звучит фонограмма «Звуки леса».

- Вернемся к вопросу начала урока. Кто ответит, что такое лес?

        - Лес – это природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, птицы и звери.

        Вот и ожил наш лесок, давайте погуляем по лесу, подышим воздухом.

III. Физминутка.

Мы немножко отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

Потрудились от души

Корзины ягодой полны.

В класс пора нам возвращаться,

Чтобы снова заниматься.

IV. Самоопределение к деятельности.

1. Выступления учащихся.

         - А что бы про лес ответили люди разных профессий: столяр, музыкант, работник бумажного комбината, врач?

Ученик – столяр: -из сосновых брёвен строят жилые дома, древесину берёзы используют для изготовления лыж, из древесины красного дуба делают красивую мебель.

Музыкант: - клён – дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным», из его древесины изготовляют многие музыкальные инструменты, из ели делают пианино.

Работник бум. комбината: - из древесины изготовляют бумагу и картон.

Врач: - ценнейшими свойствами обладают растения, которые во множестве растут вокруг нас. Просто мы не всегда знаем о «чудодейственных» свойствах самых обыкновенных трав и веточек. Они лечат нас от недугов, лекарственные растения используют в медицине. Очень полезно дышать лесным воздухом. Лес дарит нам здоровье.

Ученик:        Здесь в зарослях лесных

                Где всё нам с детства мило,

                Где чистым воздухом

                Приятно так дышать,

                Есть в травах и цветах

                Целительная сила

                Для всех умеющих их тайну разгадать.

2. Постановка проблемного вопроса.

- Как назвать растения одним словом?

- Почему их называют «лекарственными»?

- Растений, имеющих лечебные свойства, которые использует человек 300 видов. Но мы с вами должны знать самые распространённые, которые рядом с нами. Они помогают человеку справиться с болезнями и называются лекарственными. Травы наших лесов пользуются доверием сотни тысяч людей.

- А как растения нас «лечат»?

- С некоторыми из них мы сейчас и познакомимся из нашей «Зелёной аптеки».

                Нужно только не лениться

                Нужно только научиться

                Находить в лесу растения,

                Что пригодны для лечения!

3. Творческая работа. Защита мини-проектов учащихся.

1. Путника друг – подорожник,

    Скромный невзрачный листок,

    Ты на порезанный палец зелёной заплаткою лёг.

        - Подорожник большой применяют для заживления ран и от укусов насекомых.

2. Меж клюквы и морошки,

    Жилец лесных болот,

    На кочке мох без ножки,

    Куда не глянь, растёт.

    Он с низу сероватый, повыше – зеленей,

    Коль нужно будет ваты – найди его скорей.

3. Это прозвище недаром

    У красивого цветка.

    Капля сочного нектара

    И душиста и сладка.

    От простуды излечиться

Вам поможет медуница.

В лес пойдёте, не забудьте

Медунице поклониться.

        - А ещё от простуды помогает малина и ромашка.

4. Вот эта ромашка знакома нам тоже,

    Её мы лекарственным другом зовём,

    И если случится тебе простудиться,

    Привяжется кашель, поднимется жар,

    Придвинь к себе кружку, в которой дымится

    Слегка горьковатый душистый отвар.

        - Она лечит и кожные заболевания.

5. В перелеске меж полей растёт корень – чародей,

    Он целебен, ароматен, сердцу каждому приятен.

    Вы не рвите его рьяно, это наша валериана.

        - Помогает от головной боли.

6. Травка зверобойная от 99 недугов, семи братьев –

    Богатырей верная подруга – такими словами

    Народ любовно величает этот цветок.

        - Для заживления ран, от заболеваний желудка, повышает аппетит.

7. Листья этого растения

    Обжигают нас.

    Сок из листьев всегда спасает нас.

    Весной его используют на суп

    Голову помыть отваром – волосы растут.

        - Кровоостанавливающее, витаминное средство, укрепляет волосы.

8. Хоть колюч он, да пригож,

    К нам в дома аптекой вхож.

    Красота в нём есть,

    Витаминов не счесть.

    Ешь вареньем, с чаем пей – никогда не болей.

9. В сенокос горька

    А в мороз сладка

    Это ягода калина.

        - От простуды и кашля.

10. Белокурая красавица

      В лесу растёт, стесняется

      И серёжки одела.

    Соком напоить успела. (Берёза)

11. В июле цветёт,

      Людям чай даёт. (Липа)

V. Рефлексия

 - Но не думайте, что это так просто: сорвал – вылечился.

Существует целая наука сбора, сушки и приготовления отваров, настоев, сока из растений.

- А что же будет с лесом, если люди безмерно и бездумно будут использовать дары лесной аптеки?        

- Срывая цветущее растение, человек не думает о том, что лишает его возможности оставить потомство. На следующий год не всегда на месте сорванного вырастет новое, такое же.

VI. Подведение итогов.

Запомните: Не следует собирать неизвестные вам растения.

Ученик: Любите природу!

                Храните природу!

               Не жгите траву!

               Не ломайте кусты!

               Не сыпьте на землю всякую гадость

               И даст вам природа здоровье и радость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....

Урок окружающего мира "Зелёная аптека"

Урок окружающего мира "Зелёная аптека", 2 класс УМК "Гармония". Урок открытия нового знания с использованием игровых технологий....