Открытый урок - "Мастер-класс" на тему "Зеленая аптека".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Данный урок мини-проект, предназначен для знакомства учащихся с лесом и его обитателями, со значением леса для человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelyonaya_apteka.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»
Открытый урок – «Мастер - класс»
на тему
« Зелёная аптека»
Учитель: Кусочкина Елена Валерьевна
Класс: 4 «Б»
Тип урока: мини-проект.
Цели: формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы); познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае, учить распознавать их; учить детей пользоваться дополнительной литературой для получения новых знаний; развивать творческий потенциал учащихся; воспитывать уверенность в себе, способность к взаимопониманию.
Планируемые результаты: учащиеся научаться классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; защищать мини-проекты.
Оборудование: пейзаж леса, образцы растений, плакат с изображением ярусов леса, фонограмма «Звуки леса», стихи о лекарственных растениях, рисунки птиц, проекты детей об использовании лекарственных растений.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня мы вспомним о разнообразии растений, необходимости охранять и беречь их, о пользе леса.
II. Актуализация опорных знаний, изучение нового.
1.Постановка проблемного вопроса.
- Что такое лес? (деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники)
- Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения, птицы, звери, насекомые. Лесные этажи называются ярусами.
На доске многоэтажное здание с кармашками – этажами, в которые по ходу работы учитель будет ставить карточки с группами растений.
- Сейчас мы с вами восстановим лесные ярусы. По ходу работы вы будете красиво заполнять таблицу на ваших партах.
- Начнём с верхнего яруса. Подскажите, какие растения могут относиться к нему? (это деревья) – учитель выставляет: берёзу, сосну, ель, рябину.
- Назовите ещё известные деревья? (осина, ольха, ясень, липа)
- Немного ниже располагаются растения, которые называются кустарники. Помогите их назвать? (малина, калина, шиповник,орешник, боярышник) –учитель выставляет на доску рисунки калины и шиповника.
- Следующий нижний ярус. Какие растения произрастают здесь?
- Это травянистые растения и кустарники! К кустарникам относятся: клюква, черника, брусника; к травам: зверобой, крапива, ромашка, подорожник, медуница, валериана, кислица, ландыш; - учитель выставляет на доску клюкву, зверобой, крапиву, медуницу, валериану.
- А что же растёт на самой земле? (мхи, лишайники) – учитель выставляет на доску мох.
Животные леса по ярусам.
- Кстати, лесные птицы тоже занимают свои «квартиры» на разных этажах леса.
- Давайте узнаем о некоторых их них. После сообщений детей на каждый ярус прикрепляются картинки с птицами.
- На нижнем этаже гнездятся рябчик, глухарь, тетерев.
2. Индивидуальные сообщения учащихся.
Ученик:- Посмотрите на эту красивую птицу – это глухарь. Он немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Ходит он очень быстро, а вот полёт у него очень тяжёлый и шумный. Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь им проще отыскать сочную траву, почки, ягоды. Свои гнёзда глухари вьют прямо под деревьями.
- Теперь мы поднимаемся выше и услышим, кто живёт во – вторых и третьих этажах.
Ученик: - Это сорока – белобока. Её квартира построена из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи. Находится она высоко от земли в кроне дерева. Полакомиться любит насекомыми, гусеницами, ягодами.
- Жители верхних этажей крупные хищные птицы: канюк, ястреб. Но кроме них там обитает одна из самых красивых птиц и лучшая певунья лесов.
Ученица: -Это иволга. Её голос напоминает игру на флейте. Но тут же мелодичное пение могут заменить такие звуки, что хоть уши затыкай. Недаром иволгу зовут и лесной флейтой и лесной кошкой.
- В трудах и заботах проходит весь их день. И каждый живёт на том этаже, где ему предназначено самой природой.
Звучит фонограмма «Звуки леса».
- Вернемся к вопросу начала урока. Кто ответит, что такое лес?
- Лес – это природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, птицы и звери.
Вот и ожил наш лесок, давайте погуляем по лесу, подышим воздухом.
III. Физминутка.
Мы немножко отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
Потрудились от души
Корзины ягодой полны.
В класс пора нам возвращаться,
Чтобы снова заниматься.
IV. Самоопределение к деятельности.
1. Выступления учащихся.
- А что бы про лес ответили люди разных профессий: столяр, музыкант, работник бумажного комбината, врач?
Ученик – столяр: -из сосновых брёвен строят жилые дома, древесину берёзы используют для изготовления лыж, из древесины красного дуба делают красивую мебель.
Музыкант: - клён – дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным», из его древесины изготовляют многие музыкальные инструменты, из ели делают пианино.
Работник бум. комбината: - из древесины изготовляют бумагу и картон.
Врач: - ценнейшими свойствами обладают растения, которые во множестве растут вокруг нас. Просто мы не всегда знаем о «чудодейственных» свойствах самых обыкновенных трав и веточек. Они лечат нас от недугов, лекарственные растения используют в медицине. Очень полезно дышать лесным воздухом. Лес дарит нам здоровье.
Ученик: Здесь в зарослях лесных
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом
Приятно так дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать.
2. Постановка проблемного вопроса.
- Как назвать растения одним словом?
- Почему их называют «лекарственными»?
- Растений, имеющих лечебные свойства, которые использует человек 300 видов. Но мы с вами должны знать самые распространённые, которые рядом с нами. Они помогают человеку справиться с болезнями и называются лекарственными. Травы наших лесов пользуются доверием сотни тысяч людей.
- А как растения нас «лечат»?
- С некоторыми из них мы сейчас и познакомимся из нашей «Зелёной аптеки».
Нужно только не лениться
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
3. Творческая работа. Защита мини-проектов учащихся.
1. Путника друг – подорожник,
Скромный невзрачный листок,
Ты на порезанный палец зелёной заплаткою лёг.
- Подорожник большой применяют для заживления ран и от укусов насекомых.
2. Меж клюквы и морошки,
Жилец лесных болот,
На кочке мох без ножки,
Куда не глянь, растёт.
Он с низу сероватый, повыше – зеленей,
Коль нужно будет ваты – найди его скорей.
3. Это прозвище недаром
У красивого цветка.
Капля сочного нектара
И душиста и сладка.
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте
Медунице поклониться.
- А ещё от простуды помогает малина и ромашка.
4. Вот эта ромашка знакома нам тоже,
Её мы лекарственным другом зовём,
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
- Она лечит и кожные заболевания.
5. В перелеске меж полей растёт корень – чародей,
Он целебен, ароматен, сердцу каждому приятен.
Вы не рвите его рьяно, это наша валериана.
- Помогает от головной боли.
6. Травка зверобойная от 99 недугов, семи братьев –
Богатырей верная подруга – такими словами
Народ любовно величает этот цветок.
- Для заживления ран, от заболеваний желудка, повышает аппетит.
7. Листья этого растения
Обжигают нас.
Сок из листьев всегда спасает нас.
Весной его используют на суп
Голову помыть отваром – волосы растут.
- Кровоостанавливающее, витаминное средство, укрепляет волосы.
8. Хоть колюч он, да пригож,
К нам в дома аптекой вхож.
Красота в нём есть,
Витаминов не счесть.
Ешь вареньем, с чаем пей – никогда не болей.
9. В сенокос горька
А в мороз сладка
Это ягода калина.
- От простуды и кашля.
10. Белокурая красавица
В лесу растёт, стесняется
И серёжки одела.
Соком напоить успела. (Берёза)
11. В июле цветёт,
Людям чай даёт. (Липа)
V. Рефлексия
- Но не думайте, что это так просто: сорвал – вылечился.
Существует целая наука сбора, сушки и приготовления отваров, настоев, сока из растений.
- А что же будет с лесом, если люди безмерно и бездумно будут использовать дары лесной аптеки?
- Срывая цветущее растение, человек не думает о том, что лишает его возможности оставить потомство. На следующий год не всегда на месте сорванного вырастет новое, такое же.
VI. Подведение итогов.
Запомните: Не следует собирать неизвестные вам растения.
Ученик: Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость
И даст вам природа здоровье и радость!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....
Урок окружающего мира "Зелёная аптека"
Урок окружающего мира "Зелёная аптека", 2 класс УМК "Гармония". Урок открытия нового знания с использованием игровых технологий....