Рабочая программа по "Окружающему миру", 4 класс, программа "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, лист внесения изменений и дополнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_4_klass_2020-2021.docx | 45.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Зональная СОШ Зонального района Алтайского края
«Рассмотрено» Протокол заседания школьного методического объединения от «26 » августа 2020 г. № 1 Руководитель _________/__________ / | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/________ / _____августа 2020г. | «Утверждено» Директор МКОУ Зональной СОШ А.К.Штраух /________________/ Приказ № 46/4 от «1» сентября 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»
Класс: 4
Уровень общего образования: начальный
Количество часов: 70
Учитель: Гришко Оксана Александровна
Программа разработана на основе общеобразовательной программы МКОУ Зональная СОШ в соответствии с программой курса «Окружающий мир» для начальных классов общеобразовательных учреждений.
с. Зональное
2020 г
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 18.12.2012 №1060, от 31.12.2015 №1576)
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 No 345( с изменениями и дополнениями)
- Основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом директора МКОУ Зональной СОШ от 30.08.2018 №69/1
- Учебный план МКОУ Зональной СОШ на 2020/2021 учебный год, утвержденный приказом директора МКОУ Зональной СОШ от 1.09. 2020 №46/5
- Календарный учебный график МКОУ Зональной СОШ на 2020/2021 учебный год, утвержденный приказом директора МКОУ Зональной СОШ от 31.08. 2020 № 45/4
- Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, утвержденное приказом директора от 31.08.2020 № 45/3
Структура
Рабочая программа по окружающему миру представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, лист внесения изменений и дополнений.
УМК по окружающему миру программы «Школа России» включает:
- Авторская программа Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы:/Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2019.
Учебники:
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / А.А.Плешаков.-2-е изд.-М.:Просвещение,2014.
- Плешаков А.А. «Окружающий мир.4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / А.А.Плешаков.-2-е изд.-М.:Просвещение,2014.
Методические рекомендации. А.А. Плешаков, М. «Просвещение». 2019 г.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане:
Федеральный базисный план на изучение предмета «Окружающий мир» отводит 276 часов, из них в 4 классе — 70 ч (2 ч в неделю, 35 учебных недель).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков) по годам обучения, представленные в разделе Приложение, разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую программу.
Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями обучающихся, собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями образовательных организаций.
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
- мение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
- осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
- понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;
- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Обучающийся научится:
- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- аргументировать свою позицию;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
- понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
- находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
- называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
- называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
- понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
- раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
- называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
- рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- проводить несложные астрономические наблюдения;
- изготавливать модели планет и созвездий;
- использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
- анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
- приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
- находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
- объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
- приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
- выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
- давать краткую характеристику своего края;
- различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
- давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
- выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
- рассказывать об охране природы в своём крае;
- различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
- приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
- соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
- читать историческую карту;
- перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
- с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
- описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
- показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
- рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
- соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
- составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
- описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
- находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
- раскрывать связь современной России с её историей;
- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
РАЗДЕЛ 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Земля и человечество | 9 ч |
2 | Природа России | 10 ч |
3 | Родной край – часть большой страны | 15 ч |
4 | Страницы всемирной истории | 5 ч |
5 | Страницы истории России | 20 ч |
6 | Современная Россия | 9 ч |
7 | Повторение (резервные уроки) | 2 ч |
Итого | 70 ч |
РАЗДЕЛ 4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||
План. | Факт. | ||||
ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9 Ч.) | |||||
1 | Мир глазами астронома. | 1 | 02.09 | ||
2 | Планеты Солнечной системы. | 1 | 03.09 | ||
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. | 1 | 09.09 | ||
4 | Мир глазами географа. | 1 | 10.09 | ||
5 | Мир глазами историка | 1 | 16.09 | ||
6 | Когда и где? | 1 | 17.09 | ||
7 | Мир глазами эколога | 1 | 23.09 | ||
8-9 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 2 | 24.09 30.09 | ||
ПРИРОДА РОССИИ (10 Ч.) | |||||
10 | Равнины и горы России. | 1 | 01.10 | ||
11 | Моря, озёра и реки России | 1 | 07.10 | ||
12 | Природные зоны России | 1 | 08.10 | ||
13 | Зона арктических пустынь | 1 | 14.10 | ||
14 | Тундра. | 1 | 15.10 | ||
15 | Леса России | 1 | 21.10 | ||
16 | Лес и человек. | 1 | 22.10 | ||
17 | Зона степей | 1 | 05.11 | ||
18 | Пустыни | 1 | 11.11 | ||
19 | У Чёрного моря. | 1 | 12.11 | ||
РОДНОЙ КРАЙ — ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (15 Ч.) | |||||
20 | Наш край. | 1 | 18.11 | ||
21 | Поверхность нашего края | 1 | 19.11 | ||
22 | Водные богатства нашего края | 1 | 25.11 | ||
23 | Наши подземные богатства | 1 | 26.11 | ||
24 | Земля - кормилица | 1 | 02.12 | ||
25 | Жизнь леса | 1 | 03.12 | ||
26 | Жизнь луга | 1 | 09.12 | ||
27 | Жизнь в пресных водах | 1 | 10.12 | ||
28-30 | Экскурсии в природные сообщества родного края | 3 | 16.12 17.12 23.12 | ||
31 | Растениеводство в нашем крае | 1 | 24.12 | ||
32 | Животноводство в нашем крае | 1 | 13.01 | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | 14.01 | ||
34 | Презентация проектов | 1 | 20.01 | ||
СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ (5 Ч.) | |||||
35 | Начало истории человечества | 1 | 21.01 | ||
36 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | 27.01 | ||
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | 28.01 | ||
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | 03.02 | ||
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | 04.02 | ||
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ (20 Ч.) | |||||
40 | Жизнь древних славян | 1 | 10.02 | ||
41 | Во времена Древней Руси | 1 | 11.02 | ||
42 | Страна городов | 1 | 17.02 | ||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | 18.02 | ||
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 | 24.02 | ||
45 | Русь расправляет крылья | 1 | 25.02 | ||
46 | Куликовская битва | 1 | 03.03 | ||
47 | Иван Третий | 1 | 04.03 | ||
48 | Мастера печатных дел | 1 | 10.03 | ||
49 | Патриоты России | 1 | 11.03 | ||
50 | Пётр Великий | 1 | 17.03 | ||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | 18.03 | ||
52 | Екатерина Великая | 1 | 01.04 | ||
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | 07.04 | ||
54 | Страницы истории XX века | 1 | 08.04 | ||
55 | Россия вступает в XX век | 1 | 14.04 | ||
56 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | 1 | 15.04 | ||
57-58 | Великая Отечественная война и Великая Победа | 2 | 21.04 22.04 | ||
59 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | 28.04 | ||
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (9 Ч.) | |||||
60 | Основной закон России и права человека | 1 | 29.04 | ||
61 | Мы – граждане России | 1 | 05.05 | ||
62 | Славные символы России | 1 | 06.05 | ||
63 | Такие разные праздники | 1 | 12.05 | ||
64-66 | Путешествие по России. | 3 | 13.05 19.05 20.05 | ||
67 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | 1 | 26.05 | ||
68 | Презентация проектов | 1 | 27.05 | ||
69-70 | Повторение (резервные уроки) | 2 |
РАЗДЕЛ 5.ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Дата | Содержание изменений | Нормативный акт, закрепляющий изменения | Примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...
Рабочие программы для 4 класса "Школа России"
Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.), по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...
Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...
Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)
Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...