Рабочая программа по "Окружающему миру", 4 класс, программа "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)

Гришко Оксана Александровна

Рабочая программа по окружающему миру представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, лист внесения изменений и дополнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Зональная СОШ Зонального района Алтайского края

«Рассмотрено»

Протокол заседания

школьного методического объединения

от «26 » августа 2020 г.

№ 1

Руководитель

_________/__________ /

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_______/________ /

_____августа 2020г.

«Утверждено» Директор МКОУ Зональной СОШ

А.К.Штраух

/________________/

Приказ № 46/4

от «1» сентября 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Класс: 4

Уровень общего образования: начальный

Количество часов: 70

Учитель: Гришко Оксана Александровна

Программа разработана на основе общеобразовательной программы МКОУ Зональная СОШ в соответствии с программой курса «Окружающий мир» для начальных классов общеобразовательных учреждений.

с. Зональное

2020 г


РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 18.12.2012 №1060, от 31.12.2015 №1576)
  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 No 345( с изменениями и дополнениями)
  •  Основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом директора МКОУ Зональной СОШ от 30.08.2018 №69/1
  • Учебный план МКОУ Зональной СОШ на 2020/2021 учебный год, утвержденный приказом директора МКОУ Зональной СОШ от 1.09. 2020 №46/5
  • Календарный учебный график МКОУ Зональной СОШ на 2020/2021 учебный год, утвержденный приказом директора МКОУ Зональной СОШ от 31.08. 2020 № 45/4
  • Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, утвержденное приказом директора от 31.08.2020 № 45/3

Структура

Рабочая программа по окружающему миру представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, лист внесения изменений и дополнений.

УМК по окружающему миру программы «Школа России» включает:

  • Авторская программа Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы:/Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2019.

Учебники:

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / А.А.Плешаков.-2-е изд.-М.:Просвещение,2014.
  • Плешаков А.А. «Окружающий мир.4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2 / А.А.Плешаков.-2-е изд.-М.:Просвещение,2014.

Методические рекомендации. А.А. Плешаков, М. «Просвещение». 2019 г.

Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане:

Федеральный базисный план на изучение предмета «Окружающий мир» отводит 276 часов, из них в 4 классе — 70 ч (2 ч в неделю, 35 учебных недель).

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;

4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков) по годам обучения, представленные в разделе Приложение, разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую программу.

Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями обучающихся, собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями образовательных организаций.


РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
  • мение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
  • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
  • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
  • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;
  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Обучающийся научится:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
  • планировать свои действия;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Обучающийся научится:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  • аргументировать свою позицию;
  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
  • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
  • называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
  • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
  • понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
  • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
  • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
  • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • проводить несложные астрономические наблюдения;
  • изготавливать модели планет и созвездий;
  • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
  • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
  • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
  • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
  • давать краткую характеристику своего края;
  • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
  • давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
  • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
  • рассказывать об охране природы в своём крае;
  • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
  • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
  • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
  • читать историческую карту;
  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
  • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
  • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
  • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
  • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
  • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
  • раскрывать связь современной России с её историей;
  • использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.


РАЗДЕЛ 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Земля и человечество

9 ч

2

Природа России

10 ч

3

Родной край – часть большой страны

15 ч

4

Страницы всемирной истории

5 ч

5

Страницы истории России

20 ч

6

Современная Россия

9 ч

7

Повторение (резервные уроки)

2 ч

Итого

70 ч


РАЗДЕЛ 4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9 Ч.)

1

Мир глазами астронома.

1

02.09

2

Планеты Солнечной системы.

1

03.09

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

1

09.09

4

Мир глазами географа.

1

10.09

5

Мир глазами историка

1

16.09

6

Когда и где?

1

17.09

7

Мир глазами эколога

1

23.09

8-9

Сокровища Земли под охраной человечества.

2

24.09

30.09

ПРИРОДА РОССИИ (10 Ч.)

10

Равнины и горы России.

1

01.10

11

Моря, озёра и реки России

1

07.10

12

Природные зоны России

1

08.10

13

Зона арктических пустынь

1

14.10

14

Тундра.

1

15.10

15

 Леса России

1

21.10

16

Лес и человек.

1

22.10

17

Зона степей

1

05.11

18

Пустыни

1

11.11

19

У Чёрного моря.

1

12.11

РОДНОЙ КРАЙ — ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (15 Ч.)

20

Наш край.

1

18.11

21

Поверхность нашего края

1

19.11

22

Водные богатства нашего края

1

25.11

23

Наши подземные богатства

1

26.11

24

Земля - кормилица

1

02.12

25

Жизнь леса

1

03.12

26

Жизнь луга

1

09.12

27

Жизнь в пресных водах

1

10.12

28-30

Экскурсии в природные сообщества родного края

3

16.12

17.12

23.12

31

Растениеводство в нашем крае

1

24.12

32

Животноводство в нашем крае

1

13.01

33

Проверим себя и оценим свои достижения

1

14.01

34

Презентация проектов

1

20.01

СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ (5 Ч.)

35

Начало истории человечества

1

21.01

36

Мир древности: далёкий и близкий

1

27.01

37

Средние века: время рыцарей и замков

1

28.01

38

Новое время: встреча Европы и Америки

1

03.02

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

04.02

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОССИИ (20 Ч.)

40

Жизнь древних славян

1

10.02

41

Во времена Древней Руси

1

11.02

42

Страна городов

1

17.02

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

18.02

44

Трудные времена на Русской земле

1

24.02

45

Русь расправляет крылья

1

25.02

46

Куликовская битва

1

03.03

47

Иван Третий

1

04.03

48

Мастера печатных дел

1

10.03

49

Патриоты России

1

11.03

50

Пётр Великий

1

17.03

51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

18.03

52

Екатерина Великая

1

01.04

53

Отечественная война 1812 года

1

07.04

54

Страницы истории XX века

1

08.04

55

Россия вступает в XX век

1

14.04

56

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1

15.04

57-58

Великая Отечественная война и Великая Победа

2

21.04

22.04

59

Страна, открывшая путь в космос

1

28.04

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (9 Ч.)

60

Основной закон России и права человека

1

29.04

61

Мы – граждане России

1

05.05

62

Славные символы России

1

06.05

63

Такие разные праздники

1

12.05

64-66

Путешествие по России.

3

13.05

19.05

20.05

67

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

1

26.05

68

Презентация проектов

1

27.05

69-70

Повторение (резервные уроки)

2


РАЗДЕЛ 5.ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

Дата

Содержание

изменений

Нормативный акт, закрепляющий

изменения

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа для 1 класса "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...

Рабочие программы для 4 класса "Школа России"

Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.),  по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...

Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...

Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)

Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...