Конспект урока по окружающему миру: «Трудные времена на Русской земле».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру: «Трудные времена на Русской земле».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «Трудные времена на Русской земле»

Цели урока: познакомить с историей татаро-монгольского нашествия

Планируемые результаты:

Предметные: 

- узнают о татаро-монгольском нашествии;

- познакомятся с исторической личностью Александром Невским;

- научаться анализировать битвы – Невская и Ледовое побоище;

- закрепят навыки работы с исторической картой.

Личностные: 

- продолжат развивать речь, умения наблюдать и сравнивать.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник – Окружающий мир 4 класс, 2 часть, А. А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2013, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

I.Организационный момент.
Словесный: слово учителя

II.Актуализация знаний

Словесный: устные решения

Доброе утро. Пожалуйста, садитесь.

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Это стихотворение “Русь” написал поэт Иван Саввич Никитин. (слайд)

- Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?

-А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена? (трудные)

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на места

Слушать

Анализировать

Отвечать на вопросы

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Коммуникативные: участвовать  в учебном диалоге.

III.Постановка и решение  учебной задачи 
Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выполнение задания.

Итак, тема урока “Трудные времена на русской земле”

- Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?

Вспомните о городах Древней Руси.

Кто управлял городами?

Что они делали для своих городов? (украшали, заботились, развивали торговые отношения)

- И это привело к тому, что в середине 12 века Древняя Русь распалась на отдельные княжества.  Ведь князья не хотели  никому подчиняться. Считали себя самостоятельными.

А уже в первой половине 13 века на Русь обрушились тяжелые испытания. ( слайд 4 карта)

С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана – своего вождя,  Батыя.

Первым русским городом была Рязань.  К ее стенам враги подошли в 1237 году.

Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете самостоятельно.

Размышлять над темой урока и учебной деятельностью

Анализировать

Отвечать на вопросы

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: 

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: самостоятельно определять тему, круг задач, отвечать на вопросы

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

IV.Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы

Практический: работа в группах

Для этого вы объединились в группы историков-исследователей.

Текст №1.

 1-я группа. Расскажите о монголо-татарах.

План:

Кто такие монголо-татары? (слайд5)

Какие у них были жилища? (6 слайд – юрты)

В чем заключалась сила монгольских племен? (7 слайд – монголо-татары воины)

2 группа. Расскажите о походе монголо-татар на Русь.

План:

Кто возглавлял войско завоевателей? (8 слайд)

Какое княжество подверглось первому удару?

Почему пала Рязань?

3 группа. Расскажите об обороне русских городов.

Какие еще города заняли монголо-татары? (9 слайд карта – 4 щелчка)

Что вы узнали об обороне Козельска?

Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?

Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили ? (русские князья не собирались вместе, каждый воевал за свой город).

Отвечать на вопросы

Анализировать

Выполнять задание

Коммуникативные: участвовать  в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

V.Закрепление изученного материала

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания

Посмотрите по карте из вашего учебника (с.61)

-  Какие города не пострадали от нашествия хана Батыя? (, вроде 5 городов).

2. Народная мудрость гласит: беда не приходит одна. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.

В то время, как хан Батый совершил новый поход на Русь (1239 год) и покорил город Киев (1240),  

  удар нанесли шведы на северо-западе страны.  В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы.

Подумайте! Почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе?

Задание: Прочитайте текст, (текст № 2) и ответьте на следующие вопросы:

1: Что сказал Александр своей дружине перед боем?

2: Почему Александр одержал победу над шведами?

3: Какое прозвище получил Александр за эту победу?

Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда.

3. В 1242 году в русских землях (13 слайд карта) вновь появились рыцари–крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду.

 Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, которое в историю вошло как Ледовое побоище.

Александр Невский перед решающим сражением отправил на земли, занятые немцами, разведчиков. Для чего? Прочитайте текст №3.

-Для чего? (Чтобы узнать построение войск противника)

-Верно. Как называлось такое посторенние? (кабаньей головой)

- Как оно выглядело? Как строились войска? (ответы детей)

-Рассмотрите схему. (рассказ по схеме)

-  Как вы думаете, в таком построении где было самое сильное место? (острие клина).

- А слабые места? (сзади и сбоку).

Об этом знал и Александр Невский.

 -Прочитайте на стр. 63,   3 и 4 абзац., как Александр построил свои полки. Чем же закончилось это сражение?

Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» (слайд)

Почему русские сумели победить рыцарей?

Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?

Выполнять задание

Анализировать

Отвечать на вопросы

П: строить речевое высказывание

П: строить рассуждения

П.- формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения

П: осмысленно читать

М: высказываться, обосновывать свою точку зрения, ориентироваться  в своей системе знаний.

VI.Домашнее задание

 с. 59 – 64, пересказ.

Записывать домашнее задание

VII.Итог урока. VIII.Рефлексия.

ДАВАЙТЕ ПОДВЕДЕМ ИТОГ НАШЕГО ЗАНЯТИЯ. О чем мы сегодня узнали?

1. В середине 12 века, Русь распалась на отдельные княжества.

2. В первой половине 13 века напали монголо – татары. И подчинили русских людей. 200 лет они платили дань.

3. В 1240 напали шведы и была битва на Неве. Возглавлял наше войско Александр Невский.

4. В 1242 напали немецкие рыцари-крестоносцы. Была битва на Чудском озере.)

На следующим уроке вы узнаете о том, как наша Русь начала расправлять крылья, возрождаться.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 4 классе "Трудные времена на Русской земле" по окружающему миру

Материалы для проведения урока с презентацией...

Презентация к уроку окружающего мира "Трудные времена для русской земли" 4 кл.

Данный материал является наглядным пособием к уроку (содержание текста использовать из методического пособия)...

Тест по окружающему миру "Трудные времена на Русской земле" 4 класс

Тест по окуружающему миру "Трудные времена на Русской земле" 4 класс....

Технологическая карта урока окружающего мира "Трудные времена на русской земле", 4 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представления о военном деле на Руси, изучение с героических страниц истории Отечества;Задачи урокаДидактические:узнать значени...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. «Трудные времена на русской земле»

Технологическая карта урока по окружающему миру «Трудные времена на русской земле». 4 класс...

презентация на урок окружающего мира "Трудные времена на Русской земле"

Презентация на урок окружающего мира в 4 классе "Трудные времена на Русской земле"....