«Солнце, растения и мы с вами»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Брянской области
ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»
Конспект пробного урока
по окружающему миру в 3 А классе
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Курс IV, группа 41Н
Сергеенкова Наталья Николаевна
Руководитель: Киселева Л.И.
Дата____________ Оценка_________
Подпись учителя______________ Подпись методиста_________
Подпись методиста____________
Трубчевск, 2020г.
Дата: 22.10.2020
Школа: Трубчевская СОШ №1
Учитель: Волкова В.Н.
Класс: 3 "А"
Студентка: Карпекина В.А.
Тема: «Солнце, растения и мы с вами»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: формировать представление о растениях, их взаимосвязи с Солнцем
Задачи:
Дидактические:
- Познакомить учащихся с основными признаками растений как живых организмов.
- Научить обнаруживать взаимосвязь между неживой природой, растениями и человеком
2) Рассмотреть связь солнца, растений и людей.
3) Ознакомить учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений.
Развивающие:
- Формировать умение строить рассуждение по теме урока.
- Совершенствовать умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
- Развивать умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
- Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
- Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
- Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Воспитательные:
- Совершенствовать способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательное отношение к окружающим, стремление прислушиваться к чужому мнению.
- Формировать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знания учащихся об основных признаках растений как живых организмов.
- Знать взаимосвязь между неживой природой, растениями и человеком
- Знать связь солнца, растений и людей.
- Знания учащихся о способах дыхания и питания зеленых растений.
Личностные:
- Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательное отношение к окружающим, стремление прислушиваться к чужому мнению.
- Интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
- Бережное отношение к природе.
Метапредметные:
Познавательные.
- Умение строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
- Умение использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе.
Регулятивные:
- Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем.
- Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
Коммуникативные:
- Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
- Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация, карточки с заданиями
План урока:
1. Этап мотивации (2 мин.)
1.1.Привествие
1.2.Эмоцианальный заряд
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин.)
2.1 Проверка изученного материала: тестовый контроль
3. Этап выявления места и причины затруднения (4 мин.)
3.1 Отгадывание загадки
4. Этап построения выхода из затруднения (3 мин)
4.1 Определение темы урока
4.2 Определение цели и задач урока.
5. Этап реализации построенного проекта (20 мин.)
5.1 Как дышат растения?
5.1.1 Повторение сведений о живой и неживой природе
5.1.2 Беседа по вопросу урока
5.1.3 Рабочая тетрадь
5.2 Как растения питаются?
5.2.1Питание растений, чтение текста учебника
5.2.2 Рабочая тетрадь
5.3 Значение растений в жизни живых оргинизмов.
5.3.1 Почему люди и животные не могут жить без
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (4 мин.)
6.1 Работа с рубрикой «Проверь себя»
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (5 мин.)
7.1 Работа в тетрадях
8. Этап рефлексии учебной деятельности(2)
9. Домашнее задание
Сценарий урока по теме «Солнце, растения и мы с вами»
Этапы урока, их задачи | Главные вопросы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации учебной деятельности | Формы контроля | Средства, методы и приемы | Планируемые результаты |
1.Этап мотивации |
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Николаевна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
- Ребята, скажите, пожалуйста, а что мы получаем на уроках окружающего мира? (знания) - А какие знания вы можете приобрести? - А для чего человеку нужны знания? - Вы правы, знания – это сила. Знания делают человека интересным собеседником и эрудированной личностью. - Я думаю сегодня на нашем уроке вы получите много полезных знаний. - И сегодняшний наш девиз звучит так: Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь. | Приветствуют учителя, настраиваются на положительную работу на уроке. | Фронтальная | Фронтальная | Этический заряд Настрой детей на плодотворную работу | Л1 Л2 К1 | |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия |
- Сейчас я хочу проверить, с чем на уроках окружающего мира вы уже успели познакомиться и что нового узнали. - Работать будете по вариантам - Ответьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов на листочках. Тест для 1 варианта 1. Верхний, рыхлый, плодородный слой земли, на котором растут растения, называется… н) перегной; м) почва; ж) полезное ископаемое. 2. Найди основное свойство почвы: х) цвет; г) сыпучесть; о) плодородие; я) непрозрачность. 3. Состав почвы: х) микробы, корни растений, различные животные, обитающие в почве; л) воздух, вода, перегной, песок, глина, соли; н) воздух, вода, перегной, песок, глина, соли; а также микробы, корни растений и различных животных, обитающих в почве. 4. Наука о растениях называется… а) астрономия; е) зоология; о) ботаника. 5. Из почвы растения получают: т) перегной, песок, глину; д) воздух, воду, соли; б) остатки растений и животных. 6. Ученые выделяют следующие группы растений: у) мхи, папоротники, водоросли, травянистые растения; е) водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения; и) травянистые растения, цветковые растения, водоросли. 7. Листья хвойных растений называются... щ) пластинки; ш) иголки; ц) хвоинки; ч) лепестки. Тест для второго варианта 1. Почва – это… о) верхний плодородный слой земли; в) полезное ископаемое; м) песок и глина. 2. Главное свойство почвы, отличающее ее от горной породы: б) сыпучесть; к) темный цвет; т) плодородие; у) водонепроницаемость. 3. Почва состоит: ф) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве; ж) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве; л) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей. 4. Ботаника – это… е) наука о животных; и) наука о растениях; ю) наука о грибах. 5. Из почвы растения получают: т) остатки растений и животных; р) перегной, песок, глину; ч) воздух, воду, соли. 6. Ученые выделяют… групп растений: к) 4; ц) 6; н) 5. 7. К растениям не относятся: и) кустарники; е) деревья; о) воздух; я) травы. – У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «отлично» (1 вариант) или слово «молодец» (2 вариант) - Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки? - А что следует делать, что избежать ошибок в дальнейшем? (быть внимательными) | Мыслительная Практическая Отвечают на вопросы теста, работают в тетрадях по вариантам, актуализируют знания Оценивают свою деятельность, выявляют трудности и пути их устранения | Фронтальная Индивидуальная | Фронтальный Самоконтроль | Тестирование Беседа | Л3
К1 К2 Л1 | |
3Этап выявления места и причины затруднения . | 3.1 Отгадывание загадки -А сейчас, ребята, отгадайте загадки и попробуйте предположить тему сегодняшнего урока 1. Не огонь, а больно жжёт Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет. (солнце) - Как рассуждали? 2. Вокруг нас растут, цветут, кислород всем нам дают. (растения) - Что помогло дать правильный ответ? 3. Может сеять и пахать, и машиной управлять, ну а если захотите, может в облака слетать. (человек) - Как вы это поняли? | Мыслительная Отгадывают загадки Предполагаемые ответы детей | Фронтальная | Фронтальная | Загадки Беседа | Л2 К1 К2 Поз. 1 | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | 4.1. Определение темы урока - Предположите, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? - Какова наша тема? - Давайте сравним ваши предположения с учебником. - Откройте с. 74 - Как называется тема? - Вы были близки, молодцы. 4.2 Определение цели и задач урока - Давайте спланируем вашу деятельность, чтобы реализовать цель и задачи урока. - Какова цель урока? - Какие учебные задачи поставим перед собой? - А сейчас откройте рубрику «На следующем уроке» с.73 и сравните свои ответы. - Кто желает прочитать? - Сегодня на уроке мы поговорим о взаимосвязи солнца, растений и человека, узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать ученым и поймем, почему без растений не смогли бы жить на земле ни люди, ни животные | Мыслительная Формулируют тему урока, строят план дальнейших действий, сверяя свои предполагаемые ответы с эталоном учебника. | Фронтальная | Фронтальная | Беседа | Р2 Поз. 2 Р1 К1 К2 | |
5.Этап реализации построенного проекта | 5.1 Как дышат растения? 5.2 Как питаются растения? 5.3 Значение растений в жизни живых оргинизмов. | - Ребята, мы с вами построили план нашей работы, давайте приступим к его реализации. 5.1.1 Повторение сведений о живой и неживой природе - Подумайте и скажите, как слова «солнце», «растения» и «человек» распределить на две группы? (солнце – неживая природа, растения, человек – живая природа.) - Назовите признаки живой природы (движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение) 5.1.2 Беседа по вопросу урока - Откройте с.75 учебника, рассмотрите первую схему и попробуйте составить рассказ: Как дышат растения? - У кого есть дополнения? - Растения дышат так: из воздуха они поглощают кислород и выделяют углекислый газ. 5.1.3 Рабочая тетрадь - А сейчас я попрошу вас открыть рабочие тетради на с. 42 и работая в парах заполните таблицу «Дыхание растений» вписывая необходимые слова. После мы проверим правильность выполнения этого задания. - Приступайте к работе. - Проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу. (эталон на слайде) - Как дышат растения? Физминутка - Ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть. - Поиграем в игру "Запрещенное движение" - Я буду показывать вам движение, а вы повторяйте за мной, но одно движение показывать нельзя, оно запрещенное, кто проиграет, садится на место. Будьте очень внимательными. Готовы? 5.2.1 Питание растений, чтение текста учебника - Как же растения питаются? - Где мы можем проверить и узнать ответ на этот вопрос? (в учебнике) - Прочитайте первое предложение текста «Тайна растений» и сможете сами ответить на свой вопрос. - Так как же растения питаются? (своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями) – Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал? (Учащиеся могут ответить: из почвы.) - Ответ на вопрос вы найдете во втором абзаце текста. - Кто сформулирует ответ? (листья из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха) - Молодцы, вы нашли верные ответы. - Прочтите, пожалуйста, последнее предложение второго абзаца. (работает такая «Кухня только на свету) – Какой вопрос у вас возникает? (Почему же для работы «кухни» требуется свет?) - Прочтите 3 абзац и найдете ответ на этот вопрос. (Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины.) 5.2.2 Рабочая тетрадь - А сейчас, откройте рабочую тетрадь и работая в парах заполните пропуски во второй схеме «Питание растений». После мы проверим это задание. - Какими словами заполнили пропуски? - Что главного вы узнали по изучая вопрос о питании растений? 5.3.1 Почему люди и животные не могут жить без растений? Работа с учебником. – Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.) – Откройте учебник на с. 76. Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос: почему люди и животные не смогли бы жить без растений? (животные и люди едят растения и получают необходимую энергию) - Какой еще главный элемент дают нам растения? (кислород) - А для чего? (без него невозможна жизнь на земле) - Что главное мы сейчас с вами узнали? | Мыслительная Беседа Читают текст Выполняют задание в тетрадях Читают текст Выполняют задание в тетрадях Читают текст | Фронтальная Работа в парах | Фронтальная | Презентация
Рабочая тетрадь Учебник Чтение текста Парная работа Беседа
| Пр. 1 Пр.2 Пр. 3 Пр. 4 Л1 Л2 Л3 Поз1 |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | 6.1 Работа с рубрикой «Проверь себя» - А сейчас я проверю, кто был самым внимательным сегодня и кто получил новые знания - Сейчас я поделю вас на группы из 4 человек и каждая группа получит вопрос, который необходимо будет обсудить внутри группы и затем поделиться со всем классом своими ответами. 1 группа: Как дышат растения?
| Мыслительная | Фронтальная Групповая | Фронтальная | Рубрика «Проверь себя» Опрос | Пр1 Пр2 Пр3 | |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | 7.1 Работа в тетрадях - А сейчас я предлагаю вам выполнить задание в рабочей тетради на стр. 43, упр. 2 - Кто прочтет задание? - Выполняйте задание самостоятельно, а потом все вместе проверим по учебнику. - Кто прочитает? - Где найти подтверждение этой информации? (в тексте учебника, в схеме) | Выполняют задание в тетрадях Осуществляют проверку | Самоконтроль | Самостоятельная | Работа по тетрадям Проверка по эталону | К2 К1 Поз. 2 | |
8. Этап рефлексии учебной деятельности | 8.1 Подведение итогов - Наш урок подходит к концу. -Ребята, назовите тему нашего сегодняшнего урока. -Какую цель вы поставили в начале урока? - Вспомните девиз сегодняшнего урока (Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь) - Зачем мы изучали сегодня данную тему? -Что вы усвоили хорошо? - Что для этого делали? - Что усвоили плохо? - Почему? - Где вы сможете использовать полученные знания? - Всем спасибо за активную работу на уроке. | Вспоминают тему, цель, задачи. Подводят итоги Осуществляют рефлексию | Фронтальная | Фронтальная | Обобщающая беседа | К1 К2 Р2 | |
9.Домашнее задание
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Солнце, растения и мы с вами" интегрированный урок для 3 класса по программе "Школа России"
Интегрированный урок по окружающему миру(Плешаков) и татарскому языку для 3 класса по программе "Школа России"....
Солнце, растения и мы с вами.
Флипчарт ActivInspir для интерактивной доски Promethean. Урок по окружающему миру Солнце, растения и мы с вами.Роль солнца в жизни растений....
Урок по курсу "Окружающий мир" по теме "Солнце, растения и мы с вами"
Открытый урок по курсу "Окружающий мир" А.Плешаков, 3 класс по программе "Школа России"...
"Солнце, растения и мы с вами"
План-конспект открытого урока по окружающему миру....
Солнце, растение и мы с вами
Конспект урока по окружающему миру 3 класс с использованием интерактивной доски....
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Солнце, растения и мы с вами" 3 класс
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Солнце, растения и мы с вами" 3 класс. А.А. Плешаков. "Школа России"...
Урок. Солнце, растения и мы с вами.
Урок. Солнце, растения и мы с вами....