«Солнце, растения и мы с вами»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Карпекина Виктория Алексеевна

Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Окружающий мир31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Конспект пробного урока

по окружающему миру в 3 А классе

                           

Специальность 44.02.02

                                                                        Преподавание в начальных классах

                                                                        Курс IV, группа 41Н

                                                                        Сергеенкова Наталья Николаевна

                                                                        Руководитель: Киселева Л.И.

Дата____________                                                 Оценка_________

Подпись учителя______________                        Подпись методиста_________
Подпись методиста____________

Трубчевск, 2020г.

Дата: 22.10.2020

Школа: Трубчевская СОШ №1

Учитель: Волкова В.Н.

Класс: 3 "А"

Студентка: Карпекина В.А.

Тема: «Солнце, растения и мы с вами»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формировать представление о растениях, их взаимосвязи с Солнцем

Задачи:

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с основными признаками растений как живых организмов.
  2. Научить обнаруживать взаимосвязь между неживой природой, растениями и человеком

2) Рассмотреть связь солнца, растений и людей.

3) Ознакомить учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений.

Развивающие:

  1. Формировать умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Совершенствовать умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
  3. Развивать умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
  4. Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
  5. Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  6. Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Воспитательные:

  1. Совершенствовать способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательное отношение к окружающим, стремление прислушиваться к чужому мнению.
  2. Формировать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знания учащихся об основных признаках растений как живых организмов.
  2. Знать взаимосвязь между неживой природой, растениями и человеком
  3. Знать связь солнца, растений и людей.
  4. Знания учащихся о способах дыхания и питания зеленых растений.

Личностные:

  1. Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательное отношение к окружающим, стремление прислушиваться к чужому мнению.
  2. Интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
  3. Бережное отношение к природе.

Метапредметные:

Познавательные.

  1. Умение строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
  2. Умение использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе.

Регулятивные:

  1. Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем.
  2. Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.

Коммуникативные:

  1. Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  2. Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедийная презентация, карточки с заданиями

План урока:

1. Этап мотивации (2 мин.)

    1.1.Привествие

    1.2.Эмоцианальный заряд

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин.)

2.1 Проверка изученного материала: тестовый контроль

3. Этап выявления места и причины затруднения (4 мин.)

3.1 Отгадывание загадки

4. Этап построения выхода из затруднения (3 мин)

    4.1 Определение темы урока

    4.2 Определение цели и задач урока.

5. Этап реализации построенного проекта (20 мин.)

5.1 Как дышат растения?

5.1.1 Повторение сведений о живой и неживой природе

5.1.2 Беседа по вопросу урока

5.1.3 Рабочая тетрадь

5.2 Как растения питаются?

5.2.1Питание растений, чтение текста учебника

5.2.2 Рабочая тетрадь

5.3 Значение растений в жизни живых оргинизмов.

5.3.1 Почему люди и животные не могут жить без

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (4 мин.)

 6.1 Работа с рубрикой «Проверь себя»

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (5 мин.)

7.1 Работа в тетрадях

8. Этап рефлексии учебной деятельности(2)

9. Домашнее задание

Сценарий урока по теме «Солнце, растения и мы с вами»

Этапы урока, их задачи

Главные вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

Формы контроля

Средства, методы и приемы

Планируемые результаты

1.Этап мотивации

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Николаевна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
Пожалуйста, садитесь.

  1. Эмоциональный заряд

- Ребята, скажите, пожалуйста, а что мы получаем на уроках окружающего мира? (знания)

- А какие знания вы можете приобрести?

- А для чего человеку нужны знания?

- Вы правы, знания – это сила. Знания делают человека интересным собеседником и эрудированной личностью.

- Я думаю сегодня на нашем уроке вы получите много полезных знаний.

- И сегодняшний наш девиз звучит так: Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь.

Приветствуют учителя, настраиваются на положительную работу на уроке.

Фронтальная

Фронтальная

Этический заряд

Настрой детей на плодотворную работу

Л1

Л2

К1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

  1. Проверка изученного материала: тестовый контроль

- Сейчас я хочу проверить, с чем на уроках окружающего мира вы уже успели познакомиться и что нового узнали.

- Работать будете по вариантам

- Ответьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов на листочках.

Тест для 1 варианта

1. Верхний, рыхлый, плодородный слой земли, на котором растут растения, называется…

н) перегной;

м) почва;

ж) полезное ископаемое.

2. Найди основное свойство почвы:

х) цвет;

г) сыпучесть;

о) плодородие;

я) непрозрачность.

3. Состав почвы:

х) микробы, корни растений, различные животные, обитающие в почве;

л) воздух, вода, перегной, песок, глина, соли;

н) воздух, вода, перегной, песок, глина, соли; а также микробы, корни растений и различных животных, обитающих в почве.

4. Наука о растениях называется…

а) астрономия;

е) зоология;

о) ботаника.

5. Из почвы растения получают:

т) перегной, песок, глину;

д) воздух, воду, соли;

б) остатки растений и животных.

6. Ученые выделяют следующие группы растений:

у) мхи, папоротники, водоросли, травянистые растения;

е) водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения;

и) травянистые растения, цветковые растения, водоросли.

7. Листья хвойных растений называются...

щ) пластинки;

ш) иголки;

ц) хвоинки;

ч) лепестки.

Тест для второго варианта

1. Почва – это…

о) верхний плодородный слой земли;

в) полезное ископаемое;

м) песок и глина.

2. Главное свойство почвы, отличающее ее от горной породы:

б) сыпучесть;

к) темный цвет;

т) плодородие;

у) водонепроницаемость.

3. Почва состоит:

ф) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве;

ж) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

л) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей.

4. Ботаника – это…

е) наука о животных;

и) наука о растениях;

ю) наука о грибах.

5. Из почвы растения получают:

т) остатки растений и животных;

р) перегной, песок, глину;

ч) воздух, воду, соли.

6. Ученые выделяют… групп растений:

к) 4;

ц) 6;

н) 5.

7. К растениям не относятся:

и) кустарники;

е) деревья;

о) воздух;

я) травы.

– У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «отлично» (1 вариант) или слово «молодец» (2 вариант)

- Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки?

- А что следует делать, что избежать ошибок в дальнейшем? (быть внимательными)

Мыслительная

Практическая

Отвечают на вопросы теста, работают в тетрадях по вариантам, актуализируют знания

Оценивают свою деятельность, выявляют трудности и пути их устранения

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальный

Самоконтроль

Тестирование

Беседа

Л3

 

К1

   К2

Л1

3Этап выявления места и причины затруднения

.

3.1 Отгадывание загадки

-А сейчас, ребята, отгадайте загадки и попробуйте предположить тему сегодняшнего урока

1. Не огонь, а больно жжёт

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (солнце)

- Как рассуждали?

2. Вокруг нас растут, цветут, кислород всем нам дают. (растения)

- Что помогло дать правильный ответ?

3. Может сеять и пахать, и машиной управлять, ну а если захотите, может в облака слетать. (человек)

- Как вы это поняли?

Мыслительная

Отгадывают загадки

Предполагаемые ответы детей

Фронтальная

Фронтальная

Загадки

Беседа

Л2

К1

К2

Поз. 1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Определение темы урока

- Предположите, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?

- Какова наша тема?

- Давайте сравним ваши предположения с учебником.

- Откройте с. 74

- Как называется тема?

- Вы были близки, молодцы.

4.2 Определение цели и задач урока

- Давайте спланируем вашу деятельность, чтобы реализовать цель и задачи урока.

- Какова цель урока?

- Какие учебные задачи поставим перед собой?

- А сейчас откройте рубрику «На следующем уроке» с.73 и сравните свои ответы.

- Кто желает прочитать?

- Сегодня на уроке мы поговорим о взаимосвязи солнца, растений и человека, узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать ученым и поймем, почему без растений не смогли бы жить на земле ни люди, ни животные

Мыслительная  

Формулируют тему урока, строят план дальнейших действий, сверяя свои предполагаемые ответы с эталоном учебника.

Фронтальная

Фронтальная

Беседа

Р2

Поз. 2

Р1

К1

К2

5.Этап реализации построенного проекта

5.1 Как дышат растения?

5.2 Как питаются растения?

5.3 Значение растений в жизни живых оргинизмов.

- Ребята, мы с вами построили план нашей работы, давайте приступим к его реализации.

5.1.1 Повторение сведений о живой и неживой природе

- Подумайте и скажите, как слова «солнце», «растения» и «человек» распределить на две группы? (солнце – неживая природа, растения, человек – живая природа.)

- Назовите признаки живой природы (движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение)

5.1.2 Беседа по вопросу урока

- Откройте с.75 учебника, рассмотрите первую схему и попробуйте составить рассказ: Как дышат растения?

- У кого есть дополнения?

- Растения дышат так: из воздуха они поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

5.1.3 Рабочая тетрадь

- А сейчас я попрошу вас открыть рабочие тетради на с. 42 и работая в парах заполните таблицу «Дыхание растений» вписывая необходимые слова. После мы проверим правильность выполнения этого задания.

- Приступайте к работе.

- Проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу. (эталон на слайде)

- Как дышат растения?

Физминутка

- Ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть.

- Поиграем в игру "Запрещенное движение"

- Я буду показывать вам движение, а вы повторяйте за мной, но одно движение показывать нельзя, оно запрещенное, кто проиграет, садится на место. Будьте очень внимательными. Готовы?

5.2.1 Питание растений, чтение текста учебника

- Как же растения питаются?

- Где мы можем проверить и узнать ответ на этот вопрос? (в учебнике)

- Прочитайте первое предложение текста «Тайна растений» и сможете сами ответить на свой вопрос.

- Так как же растения питаются? (своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями)

– Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал? (Учащиеся могут ответить: из почвы.)

- Ответ на вопрос вы найдете во втором абзаце текста.

- Кто сформулирует ответ? (листья из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха)

- Молодцы, вы нашли верные ответы.

- Прочтите, пожалуйста, последнее предложение второго абзаца. (работает такая «Кухня только на свету)

– Какой вопрос у вас возникает? (Почему же для работы «кухни» требуется свет?)

- Прочтите 3 абзац и найдете ответ на этот вопрос.

(Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины.)

5.2.2 Рабочая тетрадь

- А сейчас, откройте рабочую тетрадь и работая в парах заполните пропуски во второй схеме «Питание растений». После мы проверим это задание.

- Какими словами заполнили пропуски?

- Что главного вы узнали по изучая вопрос о питании растений?

5.3.1  Почему люди и животные не могут жить без растений?

Работа с учебником.

– Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)

– Откройте учебник на с. 76. Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос: почему люди и животные не смогли бы жить без растений? (животные и люди едят растения и получают необходимую энергию)

- Какой еще главный элемент дают нам растения? (кислород)

- А для чего? (без него невозможна жизнь на земле)

- Что главное мы сейчас с вами узнали?

Мыслительная

Беседа

Читают текст

Выполняют задание в тетрадях

Читают текст

Выполняют задание в тетрадях

Читают текст

Фронтальная

Работа в парах

Фронтальная

Презентация

           

Рабочая тетрадь

Учебник

Чтение текста

Парная работа

Беседа

 

Пр. 1

Пр.2

Пр. 3

Пр. 4

Л1

Л2

Л3

Поз1

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

6.1 Работа с рубрикой «Проверь себя»

- А сейчас я проверю, кто был самым внимательным сегодня и кто получил новые знания

- Сейчас я поделю вас на группы из 4 человек и каждая группа получит вопрос, который необходимо будет обсудить внутри группы и затем поделиться со всем классом своими ответами.

1    группа: Как дышат растения?

  1. группа: Как питаются растения?
  2. группа: Как связаны между собой Солнце, растения и люди?
  3. группа: Почему животные и люди не могли бы жить на Земле без растений?
  4. группа: Какие питательные вещества образуют растения?

Мыслительная

Фронтальная

Групповая

Фронтальная

 Рубрика «Проверь себя»

Опрос

 Пр1

Пр2

Пр3

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1 Работа в тетрадях

- А сейчас я предлагаю вам выполнить задание в рабочей тетради на стр. 43, упр. 2

- Кто прочтет задание?

- Выполняйте задание самостоятельно, а потом все вместе проверим по учебнику.

- Кто прочитает?

- Где найти подтверждение этой информации? (в тексте учебника, в схеме)

Выполняют задание в тетрадях

Осуществляют проверку

Самоконтроль

Самостоятельная

Работа по тетрадям

Проверка по эталону

К2

К1

Поз. 2

8.  Этап рефлексии учебной деятельности

8.1 Подведение итогов

- Наш урок подходит к концу.

-Ребята, назовите тему нашего сегодняшнего урока.

-Какую цель вы поставили в начале урока?

- Вспомните девиз сегодняшнего урока (Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь)

- Зачем мы изучали сегодня данную тему?

-Что вы усвоили хорошо?

- Что для этого делали?

- Что усвоили плохо?

- Почему?

- Где вы сможете использовать полученные знания?

- Всем спасибо за активную работу на уроке.

Вспоминают тему, цель, задачи.

Подводят итоги

Осуществляют рефлексию

Фронтальная

Фронтальная

Обобщающая беседа

К1

К2

Р2

9.Домашнее задание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Солнце, растения и мы с вами" интегрированный урок для 3 класса по программе "Школа России"

Интегрированный урок по окружающему миру(Плешаков) и татарскому языку для 3 класса по программе "Школа России"....

Солнце, растения и мы с вами.

Флипчарт ActivInspir для интерактивной доски Promethean. Урок по окружающему миру Солнце, растения и мы с вами.Роль солнца в жизни растений....

Урок по курсу "Окружающий мир" по теме "Солнце, растения и мы с вами"

Открытый урок по курсу "Окружающий мир"  А.Плешаков, 3 класс по программе "Школа России"...

"Солнце, растения и мы с вами"

План-конспект открытого урока по окружающему миру....

Солнце, растение и мы с вами

Конспект урока по окружающему миру 3 класс с использованием интерактивной доски....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Солнце, растения и мы с вами" 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Солнце, растения и мы с вами" 3 класс. А.А. Плешаков. "Школа России"...

Урок. Солнце, растения и мы с вами.

Урок. Солнце, растения и мы с вами....