Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс. Тундра
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Спиридонова Наталья Игоревна

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс. Тундра.С использованием образовательных платформ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru._tundra.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ,

реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования  цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС ООО

Сведения о разработчике

Фамилия, имя, отчество (полностью):

Спиридонова Наталья Игоревна

Район

г.Саров

Место работы

МБОУ Школа№13

Должность

учитель начальных классов

Общая информация

Предмет

Окружающий мир

Класс

4

Тема урока

Тундра

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель

Формирование у учащихся представления о природной зоне тундры

Задачи

  • образовательные

познакомить с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека

  • развивающие

коррекция и развитие навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства; развитие слухового и зрительного восприятия

  • воспитательные

воспитывать мотивацию к учению, прививать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде

Планируемые результаты

  • личностные

положительно относиться к учению, к познавательной деятельности

  • предметные

уметь выделять нужную информацию, связно выражать свои мысли, облекая их в текст

  • метапредметные

получить первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников

  • регулятивные УУД

формулировать учебные задачи, оценивать качество и уровень усвоения материала

  • познавательные УУД

выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекать нужную информацию

  • коммуникативные УУД

осуществлять совместную деятельность в группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Фонды оценочных средств

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Отчёт о работе каждой группы

Лист самооценки работы на уроке

Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная)

Очная

Педагогические технологии организации учебной деятельности («перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.) 

Технология взаимодействия (синхронное обучение, асинхронное обучение)        

Синхронное обучение

Программно-техническое и дидактическое обеспечение

Используемая образовательная платформа

https://resh.edu.ru/

 https://uchi.ru/

Необходимое оборудование

Компьютер учителя, 4 ноутбука (по 1-му на каждую группу), интерактивная доска.

Программное обеспечение

Дидактическое обеспечение

карта природных зон, карточки с заданием и набор слайдов для презентации для каждой группы

Дополнительная литература

А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба»

Интернет-ресурсы

http://puzzlecup.com/?guess=B0D7924454C7252B (кроссворд)

ЭОРы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Название, содержание  этапа урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Самоопределение

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу

2. Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать. Новая природная зона приглашает нас – И опять в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать!

(Приложение 1, http://puzzlecup.com/?guess=B0D7924454C7252B )

Разгадывание кроссворда (интерактивная доска)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Актуализация знаний. Фиксация затруднений при выполнении заданий

3.

Этап выявления места и причины затруднения. (Постановка учебной проблемы)

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас –

И опять в экспедицию отправляется класс.

-А место нашей экспедиции – ключевое слово кроссворда. (Тундра)

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Местоположение

Климатические условия

Растительный и животный мир

Занятия населения)

- Найдите эту зону на карте. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту?

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Прогнозирование

Составление алгоритма изучения темы

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Работа по группам.

Класс делится на 4 группы: синоптики, ботаники, зоологи, экологи.

Каждая группа получает задание и материалы для его выполнения (Приложение 2)

Размещение по группам, получение задания

Обсуждение полученного задания, предложение пути его выполнения

Распределение заданий для каждого участника группы

Организуется групповая работа

5. Этап реализации построенного проекта

Самостоятельная работа учащихся над темой

Учитель следит за ходом самостоятельной работы каждой группы, направляет её при надобности.

Сигнал о готовности группы – зелёная карточка, сигнал о помощи – красная карточка.

Извлечение из разных источников необходимой информации,

выполнение действий по алгоритму

Создание совместной презентации и текста выступления

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Создаётся совместная презентация с защитой

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах)

Заслушивается выступление каждой группы (с презентацией)

Получение знаний по теме из выступления каждой группы

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушание и понимание речи других, умение работать в команде

Организация выступления команды чётко по регламенту

Получение знаний по теме урока

7. Включение в систему знаний и повторение

Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

- Наша экспедиция завершила работу в тундре.

- Давайте ещё раз полюбуемся красотой тундры (РЭШ Урок№7 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4592/main/158426/)

- Почему природа тундры богаче арктических пустынь?

Установление причинно−следственных связей

Умение аргументированно высказывать свои мысли

Давать ответ на конкретный вопрос

8. Рефлексия учебной деятельности

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания

1. Обращает внимание учащихся на задачи, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен ответ; остались ли неразрешенные моменты.

2.  Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью (Приложение 3)

3. Дает инструктаж по выполнению домашнего задания (Выполнить карточки по теме «Тундра» на  https://uchi.ru/)

Производят анализ полученных знаний

Умение принять информацию

Рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности

Анализ деятельности каждого на уроке, получение домашнего задания

Приложение 1.

Кроссворд «Зона арктических пустынь» 

1. Растения, живущие в толще воды.  2. Короткое название зоны арктических пустынь.  3. Название острова, на котором расположен заповедник.  4. Арктика - царство снега и ...  5. Полярная птица с необычным красным клювом.  6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.  

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

1 В

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

2 А

X

3 В

X

О

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

Р

X

Р

4 Л

Д

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

К

5 Т

А

Ь

О

6 С

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

Т

У

Н

Д

Р

А

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

И

П

Г

А

О

Й

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

К

И

Е

X

С

К

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

А

К

Л

X

Л

А

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

Я

X

И

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

Приложение 2.

Задания группам.

Синоптики

Источники информации: учебник стр.60, презентация с готовыми неподписанными слайдами.

Вам надо доработать презентацию (выбрать из разнообразных слайдов готовой презентации нужные и добавить текст в слайды) и подготовить сообщение по вопросам:

  1. Каков климат тундры?
  2. Погодные условия зимой.
  3. Погодные условия летом.
  4. Почему в тундре много озёр и болот?

Ботаники

Источники информации: учебник стр.61, атлас «От земли до неба», презентация с готовыми неподписанными слайдами.

Вам надо доработать презентацию (выбрать из разнообразных слайдов готовой презентации нужные и добавить текст в слайды) и подготовить сообщение по вопросам:

  1. Какие растения растут в тундре? Расскажите о некоторых из них.
  2. Как они приспособились к условиям тундры зимой? Весной?
  3. Каково значение растений данной зоны?

Зоологи

Источники информации: учебник стр.61,64, атлас «От земли до неба», презентация с готовыми неподписанными слайдами.

Вам надо доработать презентацию (выбрать из разнообразных слайдов готовой презентации нужные и добавить текст в слайды) и подготовить сообщение по вопросам:

  1. Какие животные обитают в зоне тундры? Расскажите о некоторых из них.
  2. Чем они питаются?
  3. Как приспособлены к условиям жизни в тундре?

Экологи

Источники информации: учебник стр.64-67, презентация с готовыми неподписанными слайдами.

Вам надо доработать презентацию (выбрать из разнообразных слайдов готовой презентации нужные и добавить текст в слайды) и подготовить сообщение по вопросам:

  1. Основные занятия населения тундры.
  2. Какие экологические проблемы возникли в этой зоне?
  3. Как решаются эти проблемы?

 

Приложение 3.

Лист самооценки работы на уроке.

  1. На уроке я узнал(а) …
  2. На уроке я научился(лась) …
  3. Мне было трудно …
  4. Я не понял(а) …
  5. Мне понравилось …

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"

Класс  1УМК  ПерспективаПредмет Окружающий мирТема    Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: "Тундра"

Технологическая карта урока окружающего мира на тему: "Тундра"...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: " Тундра". Класс 4. УМК "Школа России"

Данная методическая разработка предназначена для учителей начальных классов. Можно использовать при подготовке к проведению урока окружающего мира....

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...

Технологическая карта урока Окружающего мира "Тундра" (4 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о природной зоне тундры.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с природной зоной тундры;2. выработать умение работать с физической к...

Технологическая карта урока окружающего мира "В холодной тундре" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о тундре, как о природной зоне.Задачи урокаДидактические:1.познакомить обучающихся с понятием «тундра»;2.дать характеристику природной ...

Технологическая карта урока окружающего мира "В холодной тундре" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о природной зоне тундре.  Задачи урока Дидактические: 1. познакомить с географическим положением природн...