Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны России."
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)

Мищенко Лариса Владимировна

Целью урока является:познакомить обучающихся с природной зоной пустынь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру

 «Природные зоны России. Зона пустынь.  Правила безопасного поведения на дороге  в осенне- зимний период»

Тип урока:    урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить детей с природной зоной пустынь.

Задачи урока:

     предметные:

  • формирование представлений о природной зоне пустынь;
  • ознакомление с  географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей;
  • развитие умения работать с географической картой, атласом-определителем.

     метапредметные:

  • формировать тему урока;
  • устанавливать зависимость природы пустынь от распределения тепла и влаги;
  • выявлять признаки приспособления растений и животных пустынь к условиям жизни в данной зоне;
  • осуществлять самопроверку по тексту учебника;
  • сравнивать природу пустынь с природой степей;
  • развитие умения работать с дополнительной литературой;
  • способствование развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы.

     личностные:

  • понимать необходимость охраны пустынь.
  • понимать жизненную необходимость соблюдать правила безопасного поведения на дорогах в осенне-зимний период

Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А.Плешакова,  М. Ю. Новицкой;
  • карта природных зон;
  • презентация «Пустыни»;  


Ход урока

I. Орг.момент

2. Актуализация знаний

---Назовите изученные  природные зоны с севера на юг?

(арктич.  зона, тундра, зона лесов, степи)

--С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?

(Природной зоной степей)

-- Где расположена зона степей?

Покажите расположение этой зоны на карте. Что вы можете рассказать про эту зону?

( Степная зона расположена южнее лесных зон. Здесь много тепла, но недостаточно влаги. Степь-царство трав. В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы. Участки диких степей сохранились в заповедниках.)

--- Каковы природные условия в этой зоне?

( В этой зоне очень теплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры-суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды не успевая напоить почву, потоками стекает в низины.

Зима в степной зоне короткая, но холодная. Ей на смену приходит непродолжительная весна, отмеченная буйным цветением степных растений.)

----Дайте краткую характеристику растительного мира степей.

(Тюльпаны, ирисы- луковичные растении, они цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Потом надземная часть растений отмирает, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.

Ковыль, типчак благодаря узким листьям, которые испаряют мало влаги приспособлены к степным условиям)

----Дайте краткую характеристику животного мира степей.

Птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль- красавка, дрофа, степной орел.

Насекомые: бабочки, шмели, пчелы.

Грызуны: суслики, хомяки.

Пресмыкающиеся: ящерицы, степная гадюка.

----- Составьте 1-2 цепи питания, характерные для степи.

( Ковыль-суслик-степной орел. )

---  Работа в парах

Тест «Зона степей»

1 вариант.

1.Зона степей расположена на …. нашей страны.

а) севере п) востоке р) юге

2. На карте природных зон зона степей закрашена … цветом.

е) розовым а) зелёным

у) жёлтым ю) коричневым

3. Характерный признак зоны степей – это …

с) сплошной травянистый растительный покров

т) отсутствие сплошного растительного покрова

к) обилие мхов, лишайников, кустарников


2 вариант

4. К степным птицам относятся …

1) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки

2) ястребы, кедровки, сойки

т) журавли- красавки, дрофы, пустельги

5. Для растений степи характерны …

н) стелющиеся корни, крупные листья

о) длинные корни, мясистые стебли, листья – колючки

ы) корни - луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья

6. Основным занятием населения степей является…

н) земледелие к) рыболовство д) оленеводство

7. В Красную книгу занесены …

а) кречет, стерх, краснозобая казарка

я) пион тонколистный, журавль - красавка, степная дыбка

у) зубр, филин, женьшень

(Взаимопроверка.)

1.Внесите по порядку буквы правильных ответов в таблицу, сначала первый вариант, а затем второй.

1

2

3

4

5

6

7

2.-Какое  у вас получилось слово?

пустыня


III.  Работа над новой темой.

- Что вы представляете, когда слышите слово пустыня? От какого слова произошло слово «пустыня»? (от слова «пусто»).

- Найдем   значение этого слова в словаре В.И. Даля

1. «Пустыня» Обширное, обычно безводное пространство со скудной растительностью или вовсе без неё.

2.Безлюдное необитаемое место.

– На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством?       К этому вопросу мы вернемся в конце урока.

   

СЛАЙДЫ  1, 2, 3, 4

План изучения зоны пустынь:

 1. Географическое положение      

 2. Климат, почва                                        

 3. Растительный мир

 4. Животные пустыни

 5. Экологические проблемы пустыни и пути их преодоления

 Исследуем зону пустынь и узнаем, пустынны ли эти земли.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1. Географическое положение       (карта, слайд 5)

2. Климат                                        (слайды 6, 7)

   ПДД

Наши зимы тоже очень морозные, и нас поджидают неприятные погодные сюрпризы.    Какие???

- Об одном таком сюрпризе мы сегодня поговорим

   ВИДЕО

  Правила безопасности в гололед

Чтобы избежать подобных неприятностей, постарайтесь в зимний период соблюдать элементарные правила техники безопасности: 

  1. Носите только удобную обувь. Сапоги должны быть устойчивыми — либо на плоской подошве, либо на широком плотном каблуке высотой не более 3–4 см. Подошва сапога или зимней обуви не должна скользить.
  2. Старайтесь избегать нечищеных улиц и раскатанных ледяных дорожек. Выбирайте себе путь там, где тротуары расчищены и посыпаны.
  3. Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны.
  4. Откажитесь от сумок на длинных ручках, свисающих через плечо. Носите сумки в обеих руках, равномерно распределяя тяжесть на правую и левую руки.
  5. Если вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю.  
  6. Если вы упали на улице и при этом почувствовали сильную боль в какой-нибудь части тела или потеряли на несколько секунд сознание, немедленно направляйтесь в травматологический пункт.

ПАМЯТКИ

5.   Работа над темой

1)  Почва (СЛАЙДЫ  8,9,10, 11,12, 13)

2) Растительный мир    (выступления детей)

       а) особенности,                 (слайд 14)

       б) верблюжья колючка,    (слайд15)

       в) джузгун                          (слайд 16)

 Рефлексия    ТЕСТ (СЛАЙД  17)

3) Животный мир      ( выступления детей)

     а) особенности                                                               (слайд18)

     б) удавчики,  ящерки, лисички-корсак, ушастый еж    (слайды 19,20, 21)

     в) грызуны: тушканчики и песчанки; сайгаки               (слайды 22,23 24)

     г) верблюды                                                                       (слайд 25)

     д) птицы                                                                              (слайды 26,27)

 Рефлексия    ТЕСТ (Слайд 28)

4)  Экологические проблемы пустыни и пути их преодоления (выступление детей)

    КРАСНАЯ      КНИГА  (СЛАЙДЫ 30-32)

5) Заповедник «Черные земли» (выступление с  ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ)

 Физкультминутка - 2 мин.

-        Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного

отдохнуть!

Дети сами выбирают вид отдыха.

6. Закрепление изученного

- Исправьте ошибки в тексте

     Самыми распространенными  растениями пустыни являются корсак и джузгун. Их корни хорошо закрепляются в  песках.

     В пустыне встречается маленькая лисичка – сайгак. Из более крупных животных замечательны ушастые ежи. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды.

    Для сохранения природы в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные воды».

– На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством?      

7. Рефлексия 

Учащимся предлагается составить синквейн со словом «пустыня». Защита работ.

8. Домашнее задание : 1. Пересказ с 94-97    2.написать письмо другу, живущему в пустыне, о безопасности на зимней дороге

Приложение 1

   Исправьте ошибки в тексте

     Самыми распространенными  растениями пустыни являются корсак и джузгун. Их корни хорошо закрепляются в  песках.

     В пустыне встречается маленькая лисичка – сайгак. Из более крупных животных замечательны ушастые ежи. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды.

    Для сохранения природы в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные воды».

Приложение 2

1

2

3

4

5

6

7

Приложение 3

1 вариант.

1.Зона степей расположена на …. нашей страны.

а) севере       п) юге          р) востоке

2. На карте природных зон зона степей закрашена … цветом.

е) розовым            а) зелёным

у) жёлтым             ю) коричневым

3. Характерный признак зоны степей – это …

с) сплошной травянистый растительный покров

т) отсутствие сплошного растительного покрова

к) обилие мхов, лишайников, кустарников

2 вариант

4. К степным птицам относятся …

1) белые журавли, краснозобые  казарки, розовые чайки

2) ястребы, кедровки, сойки

т) журавли- красавки, дрофы, пустельги

5. Для растений степи характерны …

н) стелющиеся корни, крупные листья

о) длинные корни, мясистые стебли, листья – колючки

ы) корни - луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья

6. Основным занятием населения степей является…

н) земледелие         к) рыболовство          д) оленеводство

7. В Красную книгу занесены …

а) кречет, стерх, краснозобая казарка

я) пион тонколистный, журавль - красавка, степная дыбка

у) зубр, филин, женьшень

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Природные зоны. Субтропическая зона"

Урок включает в себя знакомство с природной зоной. В него включнены фрагменты знакомства с Олимпийским движением 2014....

Открытый урок по окружающему миру 2 класс. УМК "Школа России"

Учитель начальных классов Кочегарова татьяна РудольфовнаПредметная область: Окружающий мир.Класс: 2 класс.УМК: Школа России.Тема урока: Здоровье и безопасностьЦель: Формирование  образовательных ...

Урок окружающего мира, 4 класс. Тема "Природные зоны России"

Урок обощения по теме "Природные зоны России". Материал составлен на основе учебника "Окружающий мир" (Плешаков) для 4 класса, сопровождается презентацией. Включены задания на межпредметные связи и за...

Открытый урок по окружающему миру 1й класс Школа России. Тема: Как получают мёд

Урок-открытие практикум. После беседы о том как получают мёд дети проводят практическую работу. С помощью инструментов отжимают мёд из сот....

Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Красная книга России."

Открытый урок по окружающему миру для 3 класса....

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс Тема: «Природные зоны России»

Планируемые результаты:Предметные: осуществлять анализ карты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение карт; объяснять, почему происходит смена природных з...