Деятельность учителя | Деятельность учеников | Приёмы |
- Мотивация к учебной деятельности
Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности. |
- Здравствуйте, Ребята, меня зовут Елена Фёдоровна. Садитесь. - Ребята, продолжите предложение «Учеником быть интересно, потому что…». - Действительно, учеником быть очень интересно, ведь каждый день вы получаете много новых интересных и полезных знаний и умений. - А чем полезно занятие окружающего мира? - На занятиях окружающего мира мы тоже постоянно открываем что-то новое для себя - А что нам нужно помнить, чтобы наше занятие было интересным и познавательным? Какие же правила нам нужно соблюдать на занятии? - Поднимите руку те, кто будет соблюдать эти правила? Поднимают руки. | Приветствуют учителя.
-Учеником быть интересно, потому что узнаем много нового и интересного, полезного.
- Нужно слушать внимательно учителя и товарищей, соблюдать тишину и не отвлекать остальных, при ответе поднимать руку. | «Продолжи фразу»
|
- Постановка темы и задач занятия.
|
- Ребята, давайте, прежде чем начать наше занятие, поиграем в игру «Верите ли вы?». У вас на партах карточки, на которых записаны вопросы по новой теме. В ячейке под вопросом ставите знак «+», если верите в это утверждение, знак «-», если не верите и знак «?», если не знаете. Отвечаем индивидуально. Вопросы: - В Республике Коми есть город – призрак?
- Водопад Буредан - один из самых крупных водопадов Урала?
- Гора Народная- самая высокая гора мира?
- На горе Мань - Пупу - нер расположились восемь столбов выветривания?
- На берегу реки Ижмы есть необычный «сад камней»?
- В Республике Коми 2 заповедника
- Вы готовы? Обсудите свои ответы в парах. - Назовите номера тех вопросов, где ваши мнения разошлись, где совпали, ответы на которые не знаете. (Названные номера вопросов, где мнения детей разошлись, учитель фиксирует на доске). - Ребята, как вы думаете, почему во всех вопросах ваши мнения разошлись? - Что мы должны узнать? - В Республике Коми есть город – призрак. (+)
- Водопад Буредан - один из самых крупных водопадов Урала (+)
- Гора Народная- самая высокая гора мира. (-)
- На горе Мань - Пупу - нер расположились восемь столбов выветривания. (-)
- На берегу реки Ижмы есть необычный «сад камней». (+)
- В Республике Коми 2 заповедника. (-)
- Хорошо. Кто же сможет назвать тему нашего сегодняшнего занятия? (Тема появляется на доске) |
- Потому что мы еще это не изучали, потому что еще не знаем точных ответов на эти вопросы.
- Чудеса Республики Коми
| Прием ТРКМ «Верите ли вы?»
|
- Открытие нового знания
|
-ребята, сегодня мы совершим путешествие по чудесам Республики Коми. А чтобы увидеть все красоты нашего края, мы отправимся на большом суперскоростном автобусе. А что надо обязательно взять в автомобильное путешествие? Что надо, чтобы не потеряться и не запутаться в дорогах? - правильно ребята, и у нас сегодня тоже есть карта автомобильных дорог РК, где мы будем отмечать места, в которых побываем. У каждого на столах географическая карта РК, а у меня она чуть больше и карта автомобильных дорог, чтобы мы не заблудились, будет висеть на доске. - Готовы? Тогда поехали! |
-карту |
|
- вот мы едем по бесконечным дорогам Республик Коми, и вдруг перед нами следующая картина (на слайде картинки): Небольшой, но очень необычный городок: Полуразрушенные дома, всё в снегу. Вот, есть дом культуры, есть железнодорожная станция, вот школа, а рядом детский сад. Но нет людей. Никого нет, даже сторожевые собаки не лают. Видно, давно сюда не заходили люди. Какие чувства у вас вызывают эти картины? - как вы считаете, что это за город? - правильно, ребята, это город-призрак Хальмер-Ю - посёлок городского типа недалеко от г. Воркуты. Тут когда-то давно жили шахтёры, военные, работала станция, и в целом о городке заботилась как мало о каком из даже северных посёлков. Здесь были ДК, школа, профилакторий, библиотека и кафе "Белые Ночи"; окрестная тундра лопалась от ягод и грибов. Единственным путём во внешний мир была железная дорога, но поэтому тут не было чужих, а стало быть и местные привыкли уходить, не запирая двери. Общий труд, общий быт, общий путь вовне - хальмерюнцы образовали маленькую, но очень цельную общность. Но потом Шахта Хальмер-Ю оказалась убыточной (что значит убыточной?), поддержание далёкого посёлка и железной дороги слишком накладным, и городок начали расселять. Давайте отметим на карте, и отправимся дальше в наше путешествие. |
- страх, интерес, жалость. -город-призрак
Отмечаем на карте место. |
|
Вот мы едем-едем на нашем скоростном автобусе. И вдруг в автобус залетает газета, видно ветер ее порвал и все части порвались. - ребята, давайте попробуем восстановить газету. Может тогда мы поймем, куда нам ехать дальше? Чтобы выполнить такое сложное задание, давайте поработаем в парах. Умеем работать в парах? Напомните мне основные правила работы в парах? Предложения: - Гора Народная - это главная вершина Уральских гор, высшая точка всего Урала!
- Высота горы Народной 1895 метров.
- Эта вершина в горах Приполярного Урала удалена от населенных пунктов.
- Ее первооткрывателем считается А.Н. Алешков.
- Гора Народная находится на границе республики Коми и Ханты-Мансийского автономного округа.
- Расположена на территории национального парка «Югыд Ва».
- гора Народная была впервые исследована и описана лишь в 1927 году.
- Гору Народную окружают вершины, названные в честь ученых-геологов Карпинского и Дидковского.
- Рельеф в этой части Урала гористый, с отвесными склонами, глубокими ущельями.
- Даже летом тут царит холодная и переменчивая погода.
- Наиболее благоприятный период для походов – с июля по середину августа.
- Никакого жилья здесь нет и ночевать можно только в палатках.
- Ещё одна немаловажная особенность окрестностей Народной – целые тучи комаров, от которых спасает только защитная сетка на лицо и плотная одежда.
- Опасной может оказаться встреча с медведями, обитающими в лесах, но иногда выходящими к берегам рек.
- Природные пейзажи около Народной необычайно живописны, каждый, побывавший у её подножья и на вершине, восторженно отзывается о путешествии.
- И на самом деле, посмотрите, ребята, мы на самой высокой горе Урала! (видео) Только хочу добавить, что название горы произошло от названия реки, которая протекает рядом, - Народа. Поэтому в названии горы ударение падает на первый слог – НАродная. Давайте отметим на карте, и на этом наше путешествие не заканчивается. |
- не перебивать, не ругаться, слушать напарника.
Отмечаем на карте место. | Работа в парах, «собери предложения». Видеоролик. |
- чтобы узнать, где мы очутимся на нашем супер автобусе буквально через пару минут, необходимо нам собрать пазл. У вас на партах лежат карточки. Обратите внимание, что помимо самих частей пазла у вас есть и листочек, на котором мы собираем пазл. Работает каждый индивидуально. (у каждого есть пазл с одной итоговой картинкой, но разными частями). - у всех получилась такая картинка, как на слайде? Посмотрите другие фотографии этих камней. Это гафедьские камни, которые находятся на берегу реки Ижмы. - как вы думаете, откуда они взялись?
- Давайте отметим на карте, и на этом наше путешествие не заканчивается. |
Собирают пазл.
Выдвигают свои предположения. | Пазл |
-Хотите узнать, куда мы отправимся дальше? Вы сами сможете назвать это место. Для этого я вам буду давать подсказки. - Находятся на территории Печоро-Илычского заповедника.
- . …… образовались за многие миллионы лет в результате выветривания Уральских гор.
- Второе название — «Болвано-из» на языке Коми обозначает «Гора идолов»; отсюда народное название останцев — «Болваны».
- в 2008 году были признаны одним из семи чудес России.
- Правильно, это столбы выветривания. В переводе с языка манси «маньпупунер» означает «Малая гора идолов». И дейсвтительно, всего этих останцев семь. Шесть столбов выстроились на ровном плато в ряд, а один стоит чуть в стороне. Их высота от 30 до 42 метров. Все они имеют причудливые очертания. Давайте отметим на карте, и поедем дальше. | -да
-Отмечаем на карте. | Уточняющие вопросы |
- а закончим мы наше путешествие, посетив сразу два места одновременно. Как мы это сделаем? Для этого нам надо разделиться на две группы. Я вам дам текст про два места, которые находятся в нашей республике. Вам надо будет составить небольшое сообщение по плану, который выведен на слайд. Перед тем, как начнете работать, давайте вспомним правила работы в группе. Хорошо. Посмотрите на слайд, прочитайте пункты. Что мы пишем в пункт название? Остальное по аналогии. Флора – растения, фауна – животный мир. Читаем и выписываем. После этого все дети выходят и становятся в 2 круга друг другу лицом. Некоторое время они обмениваются информацией, после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. |
- полное название | - работа по текстам в группах « Карусель» |
Возвращение к проблемной ситуации - Ребята, сейчас, когда мы познакомились с темой «Чудеса природы Республики Коми» сможем ли мы правильно, одинаково ответить на вопросы в таблице, которую заполняли в начале занятия? - давайте вспомним. Прочитайте первый вопрос. - Какой ответ дадите теперь? Аналогичная работа с остальными вопросами -давайте отметим на карте наши последнее на сегодня места путешествия. И вернемся домой. |
|
|
4.Рефлексия учебной деятельности на занятии. |
- Ребята, посмотрите сейчас на слайд. Вы видите анкету. Сейчас по порядку прочитайте один из пунктов.
- На занятии я работал
- Своей работой на занятии я
- Занятие для меня показался
- За занятие я
- Материал занятия мне был
- Мы сегодня большие молодцы, мы объездили сегодня всю республику. Очень надеюсь, что когда-нибудь вы посетите хотя бы одно из тех мест, о которых мы сегодня говорили. Занятие окончено, ребята. | |
|