Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Равнины и горы России. Характеристика земной поверхности"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Волкова Любовь Романовна

Представленный материал содержит технологическую карту урока окружающего мира по теме "Равнины и горы России. Характеристика земной поверхности". Разработанна для учащихся 4 класса, обучающихся по учебнику окружающего мира А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ravniny_i_gory_rossii.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО студента

Волкова Любовь Романовна.

Школа, класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия им. академика Н.Г. Басова при Воронежском государственном университете, 4 «Г» класс.

Тема урока

Равнины и горы России. Характеристика земной поверхности.

Место урока в разделе

Природа России.

Тип урока

Комбинированный урок.

Цели урока

Формирование представлений о равнинах и горах России через практическую работу с физической картой России.

Задачи урока

  • познакомить с равнинами и горами на территории России;
  • формировать умения работать с физическими картами России;
  • развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками;
  • развивать познавательную активность обучающихся, умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса;
  • способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Ученик научится:

  • находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты;
  • различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья;
  • характеризовать формы земной поверхности России.

 Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  • принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

  • выражать в речи свои мысли и действия;
  • контролировать свои действия в классе.

 Ученик получит возможность формирования:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Учебник по окружающему миру для 4 класса Плешаков, Крючкова, часть 1.

Контурные карты, карточки с таблицами для систематизации информации, карточки для рефлексии.

Презентация по теме урока, видеофайл, мультимедийное оборудование

Межпредметные связи

Информатика, литературное чтение

Организация пространства

Дистанционное обучение.

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 приемы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1.

Организационный этап (1мин.)

Активизировать учащихся и включить их в учебную деятельность.

 Приветствие:

- Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть!  Меня зовут Любовь Романовна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Словесные методы.

Фронтальная работа.

Приветствуют преподавателя.

Настраиваются на рабочий лад

Коммуникатив-ные: контролировать свои действия в классе.

2

Актуализация знаний. (10 мин.)

Подготовить учащихся к восприятию нового материала, анализ и коррекция опорных знаний обучающихся.

- Обратите внимание на экран, вам необходимо соединить животных и то, чем они питаются, полученные результаты занесите в таблицу.

- Какое слово у вас получилось?

- Что такое карта?

Словесные и наглядные методы. Фронтальная форма работы.

Дидактичес-кая игра напраленная на повторение пройденной информации.

Выполняют задание, получают следующие результаты:

 1) панда – к) тонкие ростки и корни бамбука,

2) носорог – а) трава;

3) орангутанг – р) фрукты, листья, кора деревьев, насекомые;

4) сурикат – насекомые, пауки, ящерицы, змеи.

5) зебра – а) трава.

- Карта.

- Карта – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, построенное в какой-либо проекции и масштабе.

Регулятивные: принимать задачу, соответствующую этапу обучения.

Коммуникатив-ные: выражать в речи свои мысли и действия.

Личностные: внутренняя позиция школь-ника на уровне положительного отношения к школе.

3

Постановка цели и задач урока. (3 мин)

Обеспечить готовность детей к восприятию материала; сконцентриро-вать внимание учеников на изучаемом вопросе;

возбудить мыслительную активность учеников.

- Откройте учебник на 58 странице. Здесь мы видим карту. Как называется эта карта?

- Какие цвета вы на ней видите?

- Пользуясь подсказкой в нижнем левом углу, расскажите, что обозначает каждый цвет на карте.

- Таким образом, с помощью цвета на физической карте показывают формы земной поверхности.

- Откройте учебник на странице 60. Обратите внимание на название параграфа. О каких формах земной поверхности мы сегодня поговорим?

- Предположите, чем мы займемся на уроке. Какие задачи мы можем перед собой поставить?

Словесные, практические и наглядные методы. Фронтальная форма работы.

Работа с картой и учебником.

Формулиро-вание темы и задач урока.

- Физическая карта России.

- Зеленый, темно-зеленый, оранжевый, желтый, коричневый и т.д.

- Ледники, горы, возвышенности, низменности, моря и океаны.

- Сегодня мы будем говорить о равнинах и горах России.

- Вспомним, что такое равнины и горы, узнаем о равнинах и горах России, найдем их на физической карте России.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

 4

Первичное усвоение новых знаний. (7 мин.)

Дать учащимся представления об основной теме изучаемого материала; обеспечить правильную организацию восприятия, понимания и воспроизведе-ния нового материала.

- Подумайте и скажите, что такое равнина?

- Прочитайте текст на странице 61 и скажите о каких равнинах России вы узнали?

- Просмотрите еще раз данный текст. О каких видах равнин там сказано?

- А что такое горы?

- Какие горы России вы знаете?

- Просмотрите текст на странице 62 и проверьте, все ли из данных гор были вами названы.

Словесные и наглядные методы. Фронтальная форма работы.

Работа с материалами учебника.

- Равнины – обширные участки с ровной или слабо волнистой поверхностью.

- Восточно-Европейская, или Русская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.

- Холмистые, плоские, плоскогорье.

- Горы – это обширные, высоко поднятые участки земной поверхности с резкими различиями в высоте (чередование возвышенностей и понижения разницей относительных высот более 200 м).

- Уральские горы, Кавказские горы (Эльбрус), Алтай, Саяны.

Предметные: различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; характеризовать формы земной поверхности России.

Познавательные: осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

5

Первичная проверка понимания (9 мин.)

Установить уровень усвоения новых знаний и выявление причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях; сформировать у детей навыки правильного воспроизведе-ния своих знаний и умений.

- На ваших столах лежат таблицы «Равнины и горы России». Давайте занесем данные из учебника и карты в таблицу.

- Какой вид поверхности у Восточно-Европейской равнины (Западно-Сибирской, Среднесибирского плоскогорья)?

- Посмотрите на названия Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Скажите, опираясь на их названия, где они расположены.

- А где же находится Среднесибирское плоскогорье? Найдите его на карте и определите.

- Перейдем к горам. Обратите внимание, что у Алтая, Саян и Камчатских гор уже указаны высоты. Почему?

- Запишите, что сказано в учебнике о высоте Уральских и Кавказских гор.

- О каких особенностях гор рассказано? Занесите это в таблицу.

Словесные, практические и наглядные методы. Фронтальная форма работы.

Системати-зация полученной из учебника информации в таблице.

- Холмистые, плоские, плоскогорье.

 - Западно-Сибирская и Северо-Восточная части России.

- Северо-Восточная часть России.

- Потому что они не указаны в учебнике.

- Менее 2000 м, до 5000 м и выше.

Заполняют таблицу.

Предметные: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты; разли-чать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; характеризовать формы земной поверхности России. Познавательные: строить рассуж-дения в форме связи простых суждений об объекте, его строе-нии, свойствах и связях.

6

Закрепление новых знаний  (8 мин)

Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им на дальнейших уроках

- Сейчас мы поработаем с картами. Положите перед собой контурную карту России и откройте учебник на странице 58. Найдите на физической карте России Восточно-Европейскую равнину. Найдите ее на контурной карте и обведите данную зону карандашом. Подпишите ее название. Посмотрите каким цветом она изображена. Закрасьте ее таким же цветом.

Подобным образом производится работа с остальными равнинами и горами.

Словесные, практические и наглядные методы. Фронтальная форма работы.

Практичес-кая работа с контурными картами.

Рассматривают карту, находят необходимые географические объекты на карте, отражают их на контурной карте.

Предметные: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты; характеризовать формы земной поверхности России.

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(1 мин.)

Разъяснить методику выполнения домашнего задания

Вашим домашним заданием будет поиск дополнительной информации о одной из равнин или гор России. Подготовьте краткие сообщения (по желанию с презентацией) со интересной для вас информацией о данном объекте.

Словесные методы.

Фронтальная работа.

Записывают домашнее задание.

Коммуникатив-ные: контролировать свои действия в классе.

8

Подведение итогов занятия. Рефлексия. (3 мин.)

Повторить и обобщить новую информацию; формировать у ребенка осмысление результатов собственной деятельности.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что такое равнины? О каких равнинах России мы сегодня говорили?

- Что такое горы? Какие горы России сегодня упоминались на уроке?

- Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Все ли мы выполнили.

- Заполните каточки, лежащие у вас на парте, опишите в них свои мысли, относительно урока. Вам нужно закончить предложения: «Мне было интересно…», «Мне было трудно …», «Я расскажу

дома …».

Словесные и наглядные методы. Фронтальная форма работы.

Подведение итогов через сравнение поставлен-ных задач с полученнвми результатами.

- О равнинах и горах России.

- Равнины – обширные участки с ровной или слабо волнистой поверхностью. Восточно-Европейская, или Русская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.

- Горы – это обширные, высоко поднятые участки земной поверхности с резкими различиями в высоте (чередование возвышенностей и понижения разницей относительных высот более 200 м). Уральские горы, Кавказские горы (Эльбрус), Алтай, Саяны.

 - Все задачи достигнуты.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Личностные: соотносить результат действия с поставленной целью.

Подпись учителя:                                            Дата:                  

Подпись методиста:                                           Дата:                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира , 2 класс, тема "Транспорт" (УМК "Школа России)

Предмет     Окружающий мирКласс       2Раздел           Жизнь города и села (10 часов)Тема...

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на терри­тории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: города России (Челябинск, Волгогра...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Наши проекты: «Города России». УМК "Школа России"

Тема урока: «Проект «Города России». Цели деятельности учителя: организация и проведение проекта «Города России»; формирование организаторских умений.Планируемы...

Технологическая карта урока окружающего мира (4 класс). Тема: Наши проекты: «Равнины и горы России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о равнинах и горах России; ознакомление с равнинами и горами на территории России; формирование умения работать с физической картой Рос...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс "Про воздух" УМК "Школа России"

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений учащихся о воздухе,его свойствах.Задачи урокаДидактические:1.Познакомить с растениями сада и огорода и их значение...