Урок по окружающему миру 4 класс. Тема "В жаркой пустыне"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Гриднева Мария Борисовна

Урок соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass_umk_perspekiva.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

 В жаркой пустыне

Место урока в разделе

Раздел «Мы граждане единого Отечества»

Тип урока

Освоение нового материала.

Цели урока

Сформировать представление об особенностях климата природной зоны пустыни, особенностях животного и растительного мира

Задачи урока

-Формировать умение находить в учебнике и справочной литературе необходимую информацию;
-
Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-Воспитывать стремление к познанию.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Ученик научится:

- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

-  применять полученные знания при составлении мини-сообщения.

 Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

-Ориентироваться в системе собственного запаса знаний, преобразовывать информацию из текстовой формы в схематичную; П1
-Делать выводы о результатах работы в группе по заданной теме. П2

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

-Формировать умение адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки; Р1

-Потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение проверять написанное. Р2

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

-Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников; К1
-Управлять поведением учащихся: контроль, коррекция, оценка действий товарищей. К2

 Ученик получит возможность формирования:

-Формировать уважительное отношение к иному мнению; Л1

-Формировать потребность грамотно употреблять слова родного языка; Л2

-Развивать навыки сотрудничества с взрослым. Л3
-Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Л4

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

учебник «Окружающий мир» 4 класс А. А. Плешаков,

М. Ю. Новицкая, дополнительный материал.

Межпредметные связи

Организация пространства

Класс

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 приемы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Орг.момент

Преподаватель приветствует учащихся.

Словесные методы.

Учащиеся приветствуют преподавателя.

Л2

Актуализация пройденного материала.

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

-Давайте вспомним что мы изучали на прошлом уроке?
-Верно.
 Где расположена зона степей?

 Покажите расположение этой зоны на карте. Что вы можете рассказать про эту зону?

- Каковы природные условия в этой зоне?

- Дайте краткую характеристику растительного мира степей.

- Дайте краткую характеристику животного мира степей.

Словесные методы.

Фронтальная форма работы.

 -Природные зоны степей.

- Степная зона расположена южнее лесных зон. Здесь много тепла, но недостаточно влаги. Степь-царство трав. В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы. Участки диких степей сохранились в заповедниках.

- В этой зоне очень теплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры-суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды не успевая напоить почву, потоками стекает в низины.

    Зима в степной зоне короткая, но холодная. Ей на смену приходит непродолжительная весна, отмеченная буйным цветением степных растений.

- Тюльпаны, ирисы- луковичные растении, они цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Потом надземная часть растений отмирает, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.

Ковыль, типчак благодаря узким листьям, которые испаряют мало влаги приспособлены к степным условиям.

- Птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль- красавка, дрофа, степной орел.

Насекомые: бабочки, шмели, пчелы.

Грызуны: суслики, хомяки.

Пресмыкающиеся: ящерицы, степная гадюка.

 К1

Л2, Л3, Л4.

Постановка учебной задачи.

обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на которой предстоит ответить, или в виде темы урока.

-Предлагаю вам пройти тест. Когда закончите, покажите вашу готовность.
Раздаются карточки по вариантам (см. прил. 1)

- Внесите по порядку буквы правильных ответов в таблицу, сначала первый вариант, а затем второй.

-Что у вас получилось за слово?

-Правильно, пустыня. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке. Вот как она описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить:

Солнечный, жаркий

Жёлтый поток

Льётся в пустыне

На жёлтый песок.

В воздухе жёлтом и плотном, как мёд.

Жёлтая птица неслышно плывёт.

-  Итак, ребята, назовите тему нашего нового урока.

- Покинув зону степей, мы с вами оказались на юго-западе России.
Представьте, мы- путешественники, вот мы в пустыне. Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.

–  Отправившись в путешествие зону пустыни будем исследовать по плану:

1. Границы зоны
2. Поверхность в пустыне.
3. Климат.
4. Растения.
5. Животные.
6. Занятия населения пустыни, национальный состав, социальные проблемы.
7. Экологические проблемы и пути их решения
.

Словесные и практические методы. фронтальная и индивидуальная формы работы.

Выполняют тест.

Производят взаимопроверка

Выполняют задание учителя

-Пустыня.

Слушают учителя

-Жаркой пустыня.

П1

Р1, Р2

К1, К2

 Изучение нового материала.

организовать и направить познавательную деятельность учащихся.

-Вам предстоит провести свою научную исследовательскую работу, используйте в своей работе учебник на страницах 94-97, а также использую дополнительный материал, который подготовила заранее. Я вам даю время на сбор информации о растительном и животном мире пустыни, после чего вы поделитесь своими знаниями.

-По завершению работы исследовательской работы мы должны определить основные отличия пустынь от зоны степей.

- Первая группа будет называться –географами. (1 ряд) (рассказывают и показывают на карте о географическом положении природной зоны, об особенностях климата зоны пустынь.)
-Вторая-зоологами. (2 ряд)
(рассказывают о животном мире пустынь, о приспособлении к жизни представителей животного мира.)
-Третья-ботаниками. (3 ряд)
(рассказывают и показывают на карте о географическом положении природной зоны, об особенностях климата зоны пустынь.)

Словесные и практические методы. фронтальная форма работы.

Л3

Первичное закрепление.

-И так, как же вы будете работать? Вы должны найти нужную информацию в учебнике, в энциклопедии, расположить ее на листах формата А-3 и защитить проект.

-Вспомните правила работы в группах.

  • Все члены группы равны
  • Группы не соревнуются
  • Дружите, чтобы вместе выполнить задание
  • Будьте уверены в себе
  • В группе должны работать все, вносить вклад в общее дело
  • Ответственность за результат несёт каждый

-Но перед тем, как начнем работу, немного отдохнем, погуляем по пустыне.

Физкультминутка

По пустыне мы гуляем

За природой наблюдаем.

Вверх на солнце посмотрели

И нас всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ножками топаем

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

-Присаживаемся и начинаем работу.

Словесные методы. фронтальная и групповая формы работы.

Отвечают на вопросы учителя

П1, П2

К1,К2

Закрепление изученного материала.

закрепить у учащихся знания и умения

-Что такое «Пустыня»?

-Сформулируем вывод.
-Какова же растительность пустыни?
-Как вы думаете, какова общая особенность этих растений, каково индивидуальное приспособление к природным условиям?

-Сформулируем вывод.
-Каков животный мир пустынь?
-Что они должны уметь, чтобы приспособиться к ее суровым условиям
?

Словесные и практические методы. Групповая форма работы.

Выступление детей
Ответ на вопрос учителя

Выступление детей


Ответы детей на вопросы учителя

Выступление детей


Ответы детей на вопросы учителя

Л1, Л2

П2
Р1

К1, К2

Домашнее задание.

-Домашнее задание.

1 вариант будут социологами и подготовят сообщение на тему: «Деятельность человека в природной зоне пустыня».

А 2 вариант будут экологами и подготовят сообщение на тему «Экологические проблемы зоны пустыня».

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

-Вот и наш урок подошёл к концу. Мне очень понравились ваши выступления, все были молодцы! И мне хочется узнать ваше мнение.
- Если вам было интересно и легко работать на уроке, покажите зелёный смайлик, если было не всё понятно покажите жёлтый, а если вам было сложно и неинтересно, покажите красный смайлик.

фронтальная и индивидуальная формы работы.

Показывают кружочки.

Л4

Тест «Зона степей»

1 вариант.

1.Зона степей расположена на …. нашей страны.

а) севере п) востоке р) юге

2. На карте природных зон зона степей закрашена … цветом.

е) розовым а) зелёным

у) жёлтым ю) коричневым

3. Характерный признак зоны степей – это …

с) сплошной травянистый растительный покров

т) отсутствие сплошного растительного покрова

к) обилие мхов, лишайников, кустарников

Тест «Зона степей»

2 вариант

1. К степным птицам относятся …

1) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки

2) ястребы, кедровки, сойки

т) журавли- красавки, дрофы, пустельги

2. Для растений степи характерны …

н) стелющиеся корни, крупные листья

о) длинные корни, мясистые стебли, листья – колючки

ы) корни - луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья

3. Основным занятием населения степей является…

н) земледелие к) рыболовство д) оленеводство

4. В Красную книгу занесены …

а) кречет, стерх, краснозобая казарка

я) пион тонколистный, журавль - красавка, степная дыбка

у) зубр, филин, женьшень

Тест «Зона степей»

1 вариант.

1.Зона степей расположена на …. нашей страны.

а) севере п) востоке р) юге

2. На карте природных зон зона степей закрашена … цветом.

е) розовым а) зелёным

у) жёлтым ю) коричневым

3. Характерный признак зоны степей – это …

с) сплошной травянистый растительный покров

т) отсутствие сплошного растительного покрова

к) обилие мхов, лишайников, кустарников

2 вариант

4. К степным птицам относятся …

1) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки

2) ястребы, кедровки, сойки

т) журавли- красавки, дрофы, пустельги

5. Для растений степи характерны …

н) стелющиеся корни, крупные листья

о) длинные корни, мясистые стебли, листья – колючки

ы) корни - луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья

6. Основным занятием населения степей является…

н) земледелие к) рыболовство д) оленеводство

7. В Красную книгу занесены …

а) кречет, стерх, краснозобая казарка

я) пион тонколистный, журавль - красавка, степная дыбка

у) зубр, филин, женьшень

(Взаимопроверка.)

1.Внесите по порядку буквы правильных ответов в таблицу, сначала первый вариант, а затем второй.

2.-Что у вас получилось за слово?

п

у

с

т

ы

н

я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс урока по окружающему миру на тему "Пустыни" ( 4 класс)

Тема: Пустыни. Цель: познакомить с новой природной зоной – пустыни, с растительностью, животным миром, деятельностью человека; создать условия для  развития исследовательской, аналитической деяте...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Пустыни" 4 класс

Урок изучения нового материала по теме "Пустыни" 4 класс по ФГОС с УУД...

Конспект урока окружающего мира по теме:В пустыне.

На уроке у учащихся формируются  представления о природной зоне пустынь....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь".

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зона Арктических пустынь" составлен для учащихся 4 класса,  УМК "Школа России" с применением ТРКМ.Место урока в теме: Изучение...

Урок по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Зона арктических пустынь" с илююстрациями и заданиями для групповой работы детей....

конспект урока по окружающему миру на тему "Зоны пустынь"

конспект урока по окружающему миру в 4 классе по программе Школа России на тему "Зона пустынь". Урок игра - путешествие, где учащиеся сами добывают новый материал путем выполнения заданий, р...

Урок по окружающему миру на тему:: «Пустыни» (4класс)

Познакомить уч-ся с природными условиями пустыни, географическим положением её растительным и животным миром, деятельностью людей.Показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустынеРасшир...