Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Что такое общество"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока по линиям развития личности ученика.
– Научить объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.
– Формировать умение учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока окружающего мира | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Что такое общество?»
Учитель: Корытникова Елена Юрьевна
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока по линиям развития личности ученика.
– Научить объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.
– Формировать умение учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми
Планируемые результаты
Личностные
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- формировать интерес к себе и окружающему миру.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- определять степень успешности выполнения своей работы.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ееобосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- учиться уважительно относиться к позиции другого.
Предметные
уметь объяснять мир:
- давать определение общества, общественной группы, круг общения;
уметь определять свое отношение к миру:
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
Оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, карточки с заданиями.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг. момент | ||
Рефлексия -Доброе утро рада всех видеть. Улыбнулись, настроились. Поприветствовали друг друга. Гостей… Садитесь. - Начать наш урок мне хотелось бы с таких слов: Не бойся, когда не знаешь: Страшно, когда знать не хочется. - НЕ бойтесь ошибиться, смело высказывайте своё мнение, только в споре и поиске рождается истина. Только вместе мы с вами найдем ответы на все вопросы. - Желаю вам сегодня удачи при «открытии» новых знаний! | Самоопределение, саморегуляция | |
2. Постановка проблемы | ||
Диалог мальчика и папы. - О каких обществах говорили папа с Илюшей? - Какое вы заметили противоречие? - Какой возникает вопрос? - Какая цель стоит перед нами сегодня на уроке? - Давайте убедимся, а тот ли вопрос нам дает учебник. Прочите проблемный вопрос на стр. 28. - Сегодня поиск ответов на все вопросы вы будете искать совместно в своих группах. Для того, чтобы эта работа была успешной какие мы должны поставить перед собой цели? | Ответы учащихся. - Слово одно, а смысл совершенно разный. - Что такое общество? - Уточнить понятие общество. Учащиеся повторяют равила работы в группе. | Структурирование знаний; волевая соморегуляция; определение основной и второстепенной информации Целеполагание, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
3. Проблемное объяснение нового материала | ||
Работа в группах. 1. - Подберите однокоренные слова к слову общество. - Докажите, что эти слова однокоренные. 2. Каждая группа получает описание объединения людей, рода их занятий. Цель работы: дать название данной группе, объяснить его через ключевые слова. - Какие ключевые слова вам помогли? - Согласны ли вы с решением группы? - Что объединяет людей в каждом из этих обществ? - Что такое общество? | Общество, общий, общежитие, общение, общаться «Общество» – от слова «общий» (совместный, коллективный). Группа 1. Наше общество было создано в 1958 году и занимается охраной и восстановлением охотничьих животных. Вступить в наше общество можно с 18 лет, так как необходимо владеть огнестрельным оружием. Мы заинтересованы в охране и восстановлении животного мира, ведём активную борьбу с браконьерами. (Общество охотников) Группа 2. Вступить в наше общество могут люди разного возраста. Мы заботимся о своём здоровье, занимаемся закаливанием. Нам не страшны ни мороз, ни холод, ни ледяная вода. Купальный сезон мы открываем зимой. Наше увлечение помогло многим людям избавиться от болезней и недугов. (Общество моржей) Группа 3. Мы – любители настольной игры. В игре могут участвовать два человека. Традиции нашей игры сложились несколько веков назад. Долгое время чемпионом мира в этом виде спорта были представители России – Анатолий Карпов и Гарик Каспаров. Наше увлечение развивает усидчивость, внимание, логическое мышление. (Общество любителей шахмат) Группа 4. Мы много времени проводим на открытом воздухе. Мы – это охотники, рыбаки, путешественники, натуралисты. Главная задача нашего общества – борьба за сохранение дикой природы. Наше общество ещё называют «Общество зелёных». Мы выступаем против вырубки лесов, против осушения болот, в защиту редких животных. (Общество защитников природы) - Их объединяют общие интересы, общая деятельность. Проговаривание по схеме. | Анализ объектов; синтез; извлечение необходимой информации из текстов; доказательство; планирование учебного сотрудничества; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
4. Первичное закрепление во внешней речи | ||
- С помощью чего можем проверить свои предположения? - Откройте учебники, с. 29. Прочитайте текст «Что объединяет людей в обществе?» Найдите ответ на вопрос в тексте. - Наши предположения нашли подтверждение? - Где ещё можно найти информацию? - Найдите в источниках слово общество и прочитайте его определение. - Я нашла ещё одно определение: «Общество – совместное пребывание и общение с кем-нибудь». - Вернёмся к схеме. - Что такое общество? | - С помощью учебника. Выборочное чтение - Да. - В словаре, в интернете Работа в группах. Общество – 1) добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-либо деятельности; 2) та или иная среда людей, компания. Дополнение схемы и работа с ней. | Постановка вопросов; планирование учебного сотрудничества; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знания |
5. Самостоятельная работа с проверкой | ||
1. - А сейчас я предлагаю вам картинки с изображением различных обществ. -Попробуйте догадаться какие это общества, и какие общие интересы объединяют людей в этих обществах? 2. -А теперь попробуйте сделать эскиз эмблемы любого другого общества, но не подписывайте его название, а что мы попробуем догадаться. | Ответы учащихся. Озвучивание вариантов ответов, самопроверка по эталону | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; коррекция |
6. Включение нового знания в систему знаний | ||
- Можно ли наш класс назвать обществом? - Какие интересы объединяют вас с вашими одноклассниками? -Всегда ли ваши интересы могут совпадать? - Почему? -И что же может произойти? -Найдите на стр. 30 учебника, как называется ситуация, когда интересы, желания людей не совпадают…. -Итак (опираясь на ответы детей!) возникает конфликтная ситуация. (Конфликт) Инсценировка возникновения конфликта на спортивной площадке. Задание: -Итак конфликт возник. -Какие способы решения конфликта вы можете предложить? Молодцы! - Не допускайте конфликта, договорились. Найдите разумную середину в ваших интересах. Конфликт лучше предупредить, не дав ему начаться. А уж если он начался, то спорщики должны договориться между собой, пойти на взаимные уступки – пойти на компромисс (с.30). - Можно ли в обществе жить, кому как захочется? - Важно ли соблюдать определённые правила и нормы поведения? - Об этом будем говорить на следующем уроке. - В нашем классе бывают такие ситуации? - Что значит пойти на компромисс? | Ответы учащихся - Ссора, драка. Чтение текста учебника. Ответы учащихся. - Уступить друг другу, уметь договориться. | Действие нравственно-этического оценивания; выбор наиболее эффективных способов решения задач Моделирование; структурирование знания; планирование учебного сотрудничества; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
7. Итог урока. Рефлексия | ||
-Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. -Что мы хотели сегодня выяснить? -Какой же ответ Вы можете дать на этот вопрос. - Мы достигли эту цель? - А сейчас я даю слово консультантам, оцените работу ребят в ваших группах и свою работу. - Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание - Придумай и нарисуй эмблему какого-нибудь общества (настоящего или вымышленного). Предложи друзьям догадаться, для какого общества ты «выполнял заказ». | - Уточнить понятие общество. Ответы учащихся. | Рефлексия способов действий; контроль; оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"
Открытый урок окружающего мира в доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...
презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Школа России" тема урока "Общество"
презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Школа России" тема урока "Общество"...
Конспект к уроку Окружающего мира 3 класс тема - "Что такое гигиена".
Предмет: окружающий мирКласс: 3БТема: «Что такое гигиена»Цели урока: ознакомление с основными гигиеническими правилами (выработка хорошей осанки, уход за зубами, правильное питание); продо...
Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Что такое Бенилюкс" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результа...
Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Что такое Бенилюкс" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результа...
Презентация к уроку окружающего мира 3 класс Плешаков "Что такое Бенилюкс"
Презентация к уроку окружающего мира 3 класс Плешаков "Что такое Бенилюкс" с использованием технологии смешанного обучения ("ротация станций")...
Урок окружающего мира 1 класс Тема «Кто такие насекомые?»
Для реализации современных требований к уроку используются современные образовательные технологии. Технологии деятельностного обучения - механизм реализации системно-деятельностного подхода ФГОС....