Святость отцовства и материнства. Конспект урока. Окружающий мир 3 класс
план-конспект урока (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Святость отцовства и материнства
Цель: Познакомить с народными традициями, связанными с рождением ребёнка, показать значимость уважительного отношения к старшим; формировать познавательную активность обучающихся; воспитывать речевую культуру детей, развивать внимание, творческое воображение; воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким.
Планируемые результаты: (УУД)
Личностные: - проявляют уважение и любовь к родителям, владеют умением оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Регулятивные – планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают правильность выполнения действий, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей
Познавательные: строят речевые высказывания в устной форме, мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира; владеют умением извлекать информацию из фотографий; умением делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Оборудование: учебник Плешакова А.А, Новицкой М.Ю «Окружающий мир» 3 класс (УМК «Перспектива»), электронное приложение к учебнику «Окружающий мир. 3 кл.»; семейные фотографии обучающихся, фотографии многодетных семей, детская презентация на тему «Моя семья», ромашки с именами детей, кластер «Семья», «Словарь русского языка» под ред. Ожегова С.И., запись колыбельной песни, музыка для физкультминутки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг. момент. Мотивация к деятельности | - Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами и постараюсь рассказать много нового и интересного, а вы в свою очередь поделитесь со мной своими мыслями и знаниями. | |
2. Актуализация знаний, постановка учебной задачи. | И начнём мы наш урок со сказки - Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый. - Куда ты идешь? - спросил старик - Я иду искать место, где мне не будет так одиноко. - Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. .Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки. - Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. - Почему мальчик стал счастливым? | Дети слушают сказку. - Произошло это потому, что у него появилась семья. |
3. Сообщение темы урока. Целеполагание | - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии. - Кого мы видим на фотографиях? - Что объединяет этот ряд фотографий? - Всмотритесь в лица родителей. Какие чувства они выражают? Обоснуйте свой ответ. - Что можно сказать о детях, изображённых на этих фотографиях? Почему? Учитель обобщает ответы детей. - Старайтесь поступать так, чтобы ваши родители были счастливы и чаще улыбались не только на фотографиях. Тогда вы и сами будете намного счастливее! - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? - Рождается новая семья, затем в ней появляются дети. Сегодня мы будем говорить о традициях русского народа, связанных с семьёй и рождением ребёнка. | - Мам и пап со своими детьми. - Дети счастливы, потому что рядом родители. - О семье, о детях. |
4. Первичное введение материала | 1) - Прочитайте текст на с. 36 учебника и скажите - какие обычаи были связаны с появлением ребенка в русской семье? - Подумайте, ребята, что же происходит в семье дальше? | Самостоятельное выборочное чтение по учебнику Краткий рассказ об обычаях. -Ребёнку дают имя. |
5. Аналитический этап | 1) Имянаречение. (ЭП– наречение имени в православной семье) Имя – бесценное сокровище всякого человека. Оно «на воде не тонет, в огне не горит, в земле не гниёт», - как говорит народная загадка. Новорождённый младенец получает своё имя в зависимости от семейных традиций. В православной семье именем нарекают во время крещения. Иногда это имя святого, в день памяти которого малыш появился на свет. Либо выбирают в пределах 8 дней до или после его рождения. - Кого из вас назвали в честь святого, день памяти которого отмечают в дни вашего рождения? Часто в семье имена передаются детям по наследству от старших и почитаемых родственников. - Кого из вас назвали в честь дедушки ли бабушки? - Что вы знаете о своих именах? 2) Первый документ Семейные традиции наречения именем могут быть и не связаны с религиозной культурой. Но в любом случае родители обсуждают друг с другом свой выбор, советуются с родными. Это очень ответственно – подарить рёбёнку имя, которое он будет носить всю жизнь. Любя своё дитя, родители хотят, чтобы ему досталось красивое имя. После того как имя выбрано, оно будет записано в первом документе – свидетельстве о рождении. - Русская поговорка гласит: « У милого дитяти много ласковых имён» Создайте ромашку своего имени ( в центре запишите своё полное имя, а на лепестках используя уменьшительно – ласкательные суффиксы имена, которыми вас называют родные, близкие и друзья). Вот, ребята, сколько разных имён может быть у одного человека. А теперь поднимите руку те, у кого в семье 1 ребёнок, 2 детей. - Скажите, как называются семьи, в которых много детей? - На сегодняшний день в нашей стране самая многодетная семья – семья Николаевых из г. Великие Луки, где воспитываются 19 детей. В Мордовском районе есть семья, в которой растут 12 детей. - Дети в многодетных семьях по обычаю дружны и любят друг друга. Физкультминутка -Хорошо ребятам, у которых есть мамы и вот такие папы, но к сожалению есть дети, у которых нет родителей. - Как их называют? (ЭП – приёмные семьи ) «Не строй церкви, пристрой сироту»,- учит великому делу милосердия русская пословица. С давних пор идёт традиция брать на воспитание детей, которые потеряли родителей. В старину приёмными отцами и матерями сиротам становились их родственники. В наше время эта традиция существует в разных формах. Бывает, осиротевшего ребёнка усыновляет бездетные муж и жена, которые мечтают о счастье отцовства и материнства. А бывает, что муж и жена воспитывают приёмных детей наравне с родными, щедро даря тем и другим родительскую любовь. - У нас в Тамбовской области живёт удивительная семья священника отца Владимира Андреева, в которой воспитываются 11 детей, среди них родных - 4 детей. В семье Гришиных из Оренбурга вырос сын- студент Костя и его родители решили взять на воспитание дочку. И вот когда они уже познакомились с девочкой, то узнали, что у неё есть 3 сестры. Татьяна и Владимир, не раздумывая, усыновили и их. В нашем районе в 5 семьях воспитываются 8 детей. - Как вы думаете, ребята, много надо вложить труда, чтобы вырастить ребёнка? – Сколько бы детей не было в семье, родительская любовь окружает малыша с самого рождения. Его растят и «пестуют». - Что означает слово «пестовать»?
- Рассмотрите старинные детские игрушки для малышей. Из чего они сделаны? - Что общего в старинных и современных игрушках для малышей? - У каждого народа существовали песенки, которые развлекали и убаюкивали малышей. - Как они назывались? | Слушают рассказ учителя Отвечают на вопросы Сообщения учеников по теме «Моё имя»
Обучающиеся составляют «ромашку имени» 2 – 3 ученика перечисляют свои имена. - Многодетные семьи. Представление детской презентации «Моя семья» Запись «Песенки про папу» - Сироты. - Очень много - О ребенке надо заботиться, ухаживать, ласкать. В словаре Ожегова ( с. 416) находят толкование слова «пестовать» Обучающиеся сравнивают свои рисунки с игрушками на слайде ЭП - и те и другие нужны, чтобы успокоить и развлечь ребёнка. - Колыбельные Слушают колыбельную |
6. Систематизация и обобщение полученной информации | 1) Работа с пословицами об уважении к родителям. (Слайд ЭП) Велик родительский труд по воспитанию детей. Поэтому в культуре всех народов мира нормой является уважение к отцу и матери, почтительное, заботливое отношение к ним. Взаимной любовью детей и родителей держится жизнь человечества на планете земля. - Прочитайте пословицы об отношении к отцу и матери, выполните задание в тетради. - Какая из пословиц вам запомнилась? Почему? 2) В нашем государстве издавна почитаемы многодетные семьи (ЭП– награды родителям) а) Орден «Мать – героиня» 431. 000 матерей награждены эти орденом - самая известная мама, из награждённых этим орденом - Александра Авраамовна Деревская, которая на протяжении всей своей жизни принимала и воспитывала детей – сирот. К 57 годам жизни эта женщина подарила свою материнскую любовь и заботу 48 детям. Один из блокадных детей, воспитанных этой женщиной вспоминал: «Мама хотела, чтобы мы все поняли одну великую истину: никогда не может быть счастливым тот, кто живёт только для себя» б) Орден «Родительская слава» - признание выдающихся родительских способностей учреждён в России в 2008 г. Им награждают родителей или усыновителей, которые воспитывают 4 и более детей. Первый раз награду вручал в Кремле 13 января 2009 г. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев родителям 8 многодетным семьям. Теперь эта церемония проходит в нашей стране ежегодно. | Самостоятельная работа в рабочей тетради с. 20 |
7. Итог урока |
3) Какую древнюю мысль подтверждают пословицы разных народов об отце и матери? 4) Составление кластера «Солнышко» (в центре слово Семья) - Подумайте, что даёт человеку семья. Напишите эти слова на « лучиках» нашего «Солнышка». (Кластер помещается в верхнюю часть доски) - Семья как солнышко освещает нам жизненный путь, дарит тепло, заботу, любовь, поэтому в дружной семье всегда растут хорошие дети. - Я уверена, что вы будете достойными семьянинами, когда станете взрослыми. Ведь в наших силах, ребята, сделать нашу жизнь счастливой. Любите свою семью, гордитесь своими близкими, уважайте родителей, помогайте друг другу. - Что нового узнали на уроке? Что понравилось? | Работа с ЭП по интерактивной доске - Радостная встреча новорожденного. При первом купании в воду клали уголёк из печи, зернышки, денежки; одевали в одежду родителей. В люльку клали кусочек хлеба с солью. - Надо уважать своих родителей, бережно, с заботой относиться к ним. Работа в группах К доске выходят дети с ромашками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Конспект урока в 3 классе "Древнейшая песнь материнства"
Урока по музыке в 3 классе...
Конспект урока для 3 класса "Святость отцовства и материнства"
Цель: формировать у учащихся представление о святости отцовства и материнства.Планируемы результаты:-предметные: ...
Урок окружающего мира в 3 классе Тема: «Святость отцовства и материнства»
познакомить детей с представлениями о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отражёнными в народных сказках, пословицах, старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождени...
Конспект урока окружающего мира на тему: "Святость отцовства и материнства" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о святости отцовства и материнства; ознакомление с народными традициями, связанными с рождением ребёнка. Планируемые результаты...
«Святость отцовства и материнства»
laquo;Святость отцовства и материнства»...