«Святость отцовства и материнства»
план-конспект урока

«Святость отцовства и материнства» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okr_miru.docx45.69 КБ

Предварительный просмотр:

         «Святость отцовства и материнства»

Тип урока: комбинированный

Цель: формировать у учащихся представление о святости отцовства и материнства.

Планируемы результаты:

-предметные:      

           -воспитывать у учащихся чувство уважительного отношения к старшим;

            -расширять кругозор о народных традициях, связанных с рождением ребёнка

-личностные:          

           -развивать устную речь;

  -развивать умение формулировать свои мысли.

  -умение проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам, владение умением оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Понятия: родители, крещение

Оборудование: учебник, презентация, видеофрагмент, карточки со значениями имен.

№ п/п

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Орг. момент..

1 мин

-Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг-другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Словесный: слово учителя

Проверяют готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

2.

Мотивационный этап

2 мин

Перед началом нашей работы, я хочу немножко с вами познакомится, для этого вы немножко расскажите какие вы. Опишите свои лучшие качества. Подберите несколько прилагательных так, чтобы они начинались с букв, представленных на доске. Например, а-активные.

Спасибо! Какие вы замечательные!

Словесный:

инструктаж

Описывают свои качества

Л:самоопределение

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Актуализация опорных знаний.

5 мин

Ребята, посмотрите на картинку, и скажите что на ней изображено?(изображение семьи)
Давайте вспомним о чем вы говорили на предыдущем уроке. Как звучала тема прошлого урока?
(Муж и жена-одна душа)
Итак, ребята, расскажите мне какие события человеческой жизни в народе называют первом и вторым дивом? (появление на свет и свадьба)
Как называют девушку и юношу после свадьбы?
(жених и невеста)
Кого называют супругами? 
(мужа и жену)
-Ребята, давайте разгадаем кроссворд, проверим как хорошо вы запомнили предыдущие темы.
- И так первый вопрос:
1. Мама мужа для жены (Свекровь).

2. Мамина сестра для тебя (Тётя).
3. Жених после свадьбы (Муж).
4. Брат мужа (Деверь).
5. Сестра жены для её мужа (Свояченица).

Словесный: задает вопросы

Отвечают.

П: строят речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

4.

Постановка учебной задачи и её решение

2 мин

Ребята, прочитайте ключевое слово. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Правильно! Мы сегодня продолжаем тему семьи. Рождается новая семья, затем в ней появляются дети. Сегодня мы будем говорить о традициях народов, связанных с рождением ребёнка.

Ребята, откройте содержание и найдите тему нашего урока. Кто догадался? Правильно!(«Святость отцовства и материнства»).

 

Скажите, какие цели мы перед собой поставим?

Словесный:

слово учителя, беседа

Слушают.

Отвечают на вопросы. Называют тему урока. Ставят цели.

П: строят речевое высказывание

М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

Л:самоопределение

5.

Решение частных задач

20 мин

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о родителях, о традициях в семье, когда появлялся ребенок, о том, как любят нас наши родители. Но вначале, я бы хотела, чтобы вы рассказали мне кто для вас родители? Для этого вам нужно заполнить карточки. Начало предложения уже написано, вам надо только его закончить. Только есть одно правило! Отвечать нужно быстро и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы предложения получались законченные по смыслу.

Итак, ребята, давайте теперь обсудим - кто же для вас родители?

Родители- ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи. Они воспитывают своих детей с самого рождения, заботятся о его духовном и материальном благополучии, являются примером для своих деток.

В старинных семьях обычно было много детей. И рождение каждого – такая радость, словно весна пришла. Ведь сколько бы раз в жизни ни встречали люди весну, всякий раз она вновь, будто впервые! Так и рождение человека. Появился на белый свет и для всех – новый. И для него все впервые. А первое в жизни – всегда особенное, никогда уже больше не повториться.
Так почему же рождение ребёнка сравнивали с приходом весны?
- В старинных семьях обычно было много детей, да? А вы, ребята, знаете, у вашей бабушки, например, сколько было братьев и сестер?

А кто знает, какие обряды выполнялись после рождения ребёнка? Хорошо, о этих старинных  обрядах мы можем узнать из учебника. Найдите на с.36-37. Давайте прочитаем.


 Так значит, ребята, мама и папа желают только счастья, здоровья и очень любят своего ребенка. 
А вы любите своих родителей? Часто ли вы им об этом говорите? Какими ласковыми словами вы называете своих родителей?
*Давайте поиграем в одну игру «Ласковые слова». Ваша задача, подобрать как можно больше ласковых слов, например: Мамочка, папуля, бабуля и т.д.
Молодцы, ребята! Я вижу, что вы очень любите своих родителей.

Давайте посмотрим, как разные народы отзываются о своем отношении к родителям. 
Все народы мира согласны с древней библейской заповедью: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле...” Эту мысль подтверждают пословицы разных народов. Давайте прочитаем. Кто хочет прочитать?
 (читает 4 ребенка)

“Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает” (русская пословица),

“Отца с матерью почитаешь – на вечные веки счастлив бываешь” (украинская пословица), “Все имеет свою цену – отец и мать бесценны”(армянская пословица),

 “Все купишь, а отца-мать не купишь”(татарская пословица).
Ребята, обратите внимание, что общего в отношении к отцу и матери в пословицах разных народов? Как вы понимаете эти пословицы?
Кроме этих пословиц, какие еще пословицы и поговорки вы знаете о родителей?

Словесный:

Задает вопросы.

Словесный:

рассказ

Словесный: рассказ.

Отвечают на вопросы.

Слушают.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают.

П: осознанное построение речевого высказывания.

П: осмысленно слушают.

П: осознанное построение речевого высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осмысленно слушают.

6.

Физминутка

2 мин

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Показывает движения.

Повторяют

7.

Ребята, вы наверняка знаете, что существуют различные награды для выдающихся людей в разных сферах жизни. А как вы думаете, существуют ли какие-то награды для родителей? Найдите информацию в учебнике. Давайте прочитаем.

И сегодня этим орденом награждают многодетные семьи. С 2009 по 2015 год была награждена 281 российская семья, среди них есть и наши земляки. Например, Ольга и Павел Болотниковы из Челябинской области (8 детей). 
Скажите, а у кого из вас тоже многодетная семья? 
(от 3 детей) 

Давайте продолжим наш разговор о старинных традициях и узнаем о еще одном интересном старинном обычае. 

Ребята, кто знает, что такое крещение?

 

А, может, есть те, кто крещен? Скажите, а вы помните, как вас крестили?

Так вот, ребята, раньше после крещения ребенка и наречения ему имени устраивали большой пир для всех родных и близких. Кушаний на столе много – как по самым большим праздникам. В конце обеда обносит бабушка всех пирогом да кашей. Кашей – чудная : пересоленная, переперченная. Первого угощает отца “Солона кашка, а еще солоней отцу с матерью достаются детки!” После отца угощают крестных: “Как вы видели его под крестом, так бы видеть вам его и под венцом!” Потом и всех угощают: “Младенцу на доброе здоровье и многие лета!”
      Так начиналось участие всей семьи и рода  в воспитании своей новой частицы, нового золотого звена в бесконечной цепи поколений.]
- Как вы думаете, для чего был нужен этот обычай? 
(Чтобы объяснить отцу и матери, что воспитание ребенка будет не сладко и тяжело, и еще для того чтобы малыш был здоров и долго жил)

А вы хотите узнать , по каким обычаям дается имя для малыша?

Спасибо ребята! Какие вы замечательные! Как вас приятно слушать!

+рассказ учителя о происхождении и значении имен других народов края

Словесный: рассказ, беседа

.

Слушают

Отвечают на вопросы учителя.

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

8.

Итог урока.

Оценивание работы учащихся

5 мин

Наш закончился урок,

Подведем ему итог.


Итак, скажите , какая у нас была тема? О чем мы говорили? Что нового узнали? Мы с вами говорили о  великой радости каждой семьи и это рождение ребенка и об обычаях и традициях связанные с рождением ребенка.

Ребята, мама и папа у нас у всех только одни, и их нужно беречь, уважать и любить. Помогайте своим родителям, радуйте по -чаще, ведь они, действительно самое святое в этой жизни.

*И напоследок, я бы хотела вам прочитать стихотворение о семье:

Семья – это счастье, любовь и удача

Семья – это летом поездки на дачу

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем , волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Словесный:

Беседа

Словесный: чтение стихотворения

Отвечают на вопросы.

Слушают стихотворе-ние

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

П: осуществляют синтез

Р:осуществляют итоговый контроль

9.

Рефлексия

3 мин

Ребята, сейчас я первой парте дам в руки мячик. Человек, который держит его в руках, рассказывает нам, что ему понравилось и запомнилось на уроке. Правило: говорит только тот, кто держит мяч в руках, а все остальные внимательно слушают!

На этом наш урок окончен.

Запишите домашнее задание: Читать материал учебника на с.36-38, отвечать на вопросы «Проверь себя» на с.39.

Словесный: акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учебной деятельности на уроки.

Осуществля-ют: самооценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

"Добрые дети - дому венец. Детские игры - школа здоровья" 

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация начала занятия

1 мин

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

– Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового и интересного.

Приветствие детей. Создание эмоционального настроя на работу.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Р: развитие самоконтроля

Проверка домашнего задания

5 мин

Тест

  1. Соедините начало и конец пословицы:

1.Почитай отца твоего и мать твою,

А)тот вовеки не погибает.

2.Кто родителей почитает

Б)отец и мать бесценны!

3.Отца с матерью почитаешь -

В)чтобы продлились дни твои на земле.

4.Все имеет свою цену -

 Г)а отца-мать не купишь!

5.Все купишь,

Д)на вечные веки счастлив бываешь

  1. Соедини фото колыбели с ее названием:

Английская колыбель

Русская колыбель

Колыбель народов ханты

  1. Когда в России был утвержден орден «Родительская слава»

А) в мае 2008

Б) в июле 2010

В) в марте 2003

Г) в феврале 2014

Подготовка к основному этапу занятия

5 мин

На доске рассыпаны слова. Составьте из этих слов предложение.

Дети, дому, венец, добрые

Добрые дети – дому венец.

- Что значит «добрые дети»?

На Руси в семье большое внимание уделялось воспитанию детей.

-Никто при этом воспитательной работой не занимался – надо было лишь следовать традициям, которые сохранил для нас фольклор. В народном творчестве всё так устроено, что дети прочно усваивали и роли членов семьи, и обязанности, и что такое плохо, и, что такое хорошо, что значит быть добрым. Большую роль в этом занимала игра. Она так же, как и сказка предостерегала от дурных поступков, от злобы, непослушания. Вообще, игры – это бесценный опыт первоначального осмысленного общения. Игры в гусей, горелки, пятнашки и др. оказывали большую помощь в воспитании в детях доброты.

-Когда дети были маленькие, родители оберегали их, смотрели, чтобы тепло и сытно было им. Подросли детки, и родители стали готовить их к взрослой жизни. От того, как научатся дети вести хозяйство, зависела их дальнейшая жизнь. Сегодня на уроке мы узнаем, как в крестьянских семьях готовили детей к труду, а так же, в какие игры они играли.

Словесный: фронтальная работа с классом

Слушают учителя.

Формулируют тему и цели урока.

П: умение выделять существенную информацию

К: формулирование и аргументация своего мнения и позиции, достаточно полное и точное выражение своих мыслей

Р: развитие самоконтроля

П:умение выделять существенную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Усвоение новых знаний и способов действий

10 мин

Вы уже в таком возрасте, когда родители готовят вас к труду.

Как это происходит?/распределяют домашние обязанности, мальчики помогают папам, девочки мамам/

-Что вы делаете по дому? Как вы готовитесь ко взрослой жизни? /ответы детей/

-Отличается ли работа мальчиков и девочек? /почти нет/

- Раньше в крестьянских семьях девочку и мальчика воспитывали по-разному. Как вы думаете, почему?/обязанности мужчин и женщин в старину были разными/

Прочитайте текст «Дочки-матери» с. 40 учебника.

- Чему учит эта игра девочек?/ответы учащихся/

- Как вы понимаете слова: «Жизнь щедро наградит их, когда они подрастут»? /ответы учащихся/

 - Играете ли вы в куклы? Чем привлекает вас эта игра? /ответы учащихся/

- О каких игрушках мечтаете?

Ну а теперь о мальчиках.

- Прочитайте в тексте «тот хорош, кто на дело гож» с. 40 учебника, о каких игрушках мечтали дети в старину.

 -Почему мальчик мечтал о маленьком топорике?

 - Что было для мальчика в ремесле? /научиться плотничать, делать топорище/ - Каким мужским ремеслам еще должен научиться мальчик?

-Какому делу учились девочки? Объясните смысл пословицы: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Ребята, давайте вспомним:

1. С какие детские игры вы знаете?

2. Какие качества характера они развивают?

3. Как игры помогают детям общаться друг с другом?

4. Как они способствуют тому, чтобы дети росли сильными, ловкими, быстрыми, выносливыми?

- Молодцы! Правильно!

Посмотрите на доску. На ней вы видите перемешанные буквы. Нужно расставить их в правильном порядке, чтобы узнать нашу следующую тему.

едсиект ригы – ашлок явьорзод

- Ребята, давайте вспомним такую игру-потешку «Сорока- ворона».

 Кто может показать игровые действия? Молодец!

- Ребята, как вы думаете, для чего нужна такая игра? Чему она учит? Как называются игры для малышей? Какие чувства вызывает в малыше и во взрослом игра «Сорока- ворона»?»

-Ребята, откройте учебник на странице 44. Давайте прочитаем, какие бывают игры. - Итак, кто может перечислить игры? Молодец!

Давайте прочитаем текст на стр. 46. - Почему игры со свистульками развивают силу дыхания и укрепляют мышцы живота? - Давайте рассмотрим свистульки. (слайд) - Ребята, откройте учебник на стр. 47. Найдите рубрику «Поиграем» Расскажите друг другу как вы играете в свои любимые игрушки. Есть ли среди них игрушки народные?

Словесный: фронтальная работа с классом.

Объяснение задания.

Практический: чтение текста вслух

Практический: анализ прочитанного текста

Практический: чтение текста вслух

Практический: анализ прочитанного текста

Практический: анализ пословицы

Словесный: фронтальная работа с классом

Практический: показывает игровые движения

Отвечают на вопросы

Один ученик читает, остальные слушают

Анализируют прочитанный текст, отвечают на вопросы

Один ученик читает, остальные слушают

Анализируют прочитанный текст, отвечают на вопросы

Анализируют пословицу

Отвечают на вопросы

Показывают игровые движения

П: Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале,  построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач,

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей.

Физминутка

2 мин

- Ребята, какие вы знаете игры спортивного типа? Давайте сыграем в нее.

Зайцы.

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

(Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Проводит физминутку

Повторяют движения за учителем

Первичная проверка понимания

5 мин

Как игры способствуют укреплению физического здоровья? Только ли для укрепления физического здоровья полезны игры спортивного типа, принятые в культуре нашего края? - Скажите, для чего нужны считалки и жеребьевки?

Рассмотрите репродукции картин. Что вы сможете сказать об этих детях? /рассказ по картине/ - У вас есть такие игрушки, которые помогут вам научиться быть хорошим хозяином, кормильцем семьи или матерью семейства? Расскажите, чему учат ваши игрушки. -Чему сейчас вы бы хотели научиться от своих мам, пап, бабушек, родственников? /печь пироги, шить…

А теперь в парах рассмотрите картину на стр. 45. - Расскажите о правилах игры в жмурки.

Словесный: фронтальная работа с классом

Практический: индивидуальные выступления учеников

Слушают задание, анализируют, готовятся отвечать.

П: Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале,  построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач,

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей.

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданием

Закрепление новых знаний и способов действий

5 мин

 Ребята, откройте учебник на стр. 47. Найдите рубрику «Поиграем» Расскажите друг другу как вы играете в свои любимые игрушки. Есть ли среди них игрушки народные?

Обобщение и систематизация знаний

2 мин

Давайте вспомним тему нашего урока. Какая были цели? Добились ли мы их? Как?

Словесный: фронтальная работа с классом

Слушают учителя

Р: Адекватное понимание причин успеха  неуспеха в учебной деятельности.

Контроль и самопроверка знаний

3 мин

Работа в рабочей тетради. с. 22 упр. №1

на стр. 24. Найдите №1. - Что нужно сделать? Выполняем.

- А теперь давайте выполним №2.

Практический: работа в тетради

Решают задания в рабочей тетради

П: Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале,  построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач,

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей.

Подведение итогов занятия

3 мин

Что самое главное вынесли с сегодняшнего урока? -Чему сегодня научились? Родители заботятся о том, чтобы вы выросли хорошими людьми и не жалеют для ни сил, ни здоровья, ни времени. Помните, что часто бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Дорожите доброй молвой о своей семье

Словесный: фронтальная работа с классом

Отвечают на вопросы

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданием

Рефлексия

3 мин

Игра “Ромашка пожеланий”. Дети пишут на лепестках пожелания какими бы качествами они хотели обладать и составляют на доске цветок. /веселая,

Оценивают свою работу

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Святость Материнства"

Литературно- музыкальная композиция ко Дню Матери....

Конспект урока для 3 класса "Святость отцовства и материнства"

Цель: формировать у учащихся представление о святости отцовства и материнства.Планируемы результаты:-предметные:     ...

Урок окружающего мира в 3 классе Тема: «Святость отцовства и материнства»

познакомить детей с представлениями о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отражёнными в народных сказках, пословицах, старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождени...

план-конспект по окружающему миру 3 класс, УМК "Перспектива" тема: "Святость материнства и отцовства"

Цели деятельности учителя:- формирование у учащихся представление о святости отцовства и материнства.Планируемые  результаты: Предметные:            -воспитыват...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Святость отцовства и материнства" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о святости отцовства и материнства; ознакомление с народными традициями, связанными с рождением ребёнка. Планируемые результаты...