Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК ПЕРСПЕКТИВА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Окружающий мир | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе УМК «Перспектива»
Составила учитель начальных классов МБОУ 2 Гавриловской сош
Михеева Лариса Александровна
Тема урока: В широкой степи.
Тип урока: введение нового знания
Технология: проблемно-диалогическая
Метод: деятельностный.
Цели урока: сформировать представление о природной зоне степей;
ознокомить с географическим положением зоны степей, ее
особенностями, животными и растительным миром, ролью
человека; развивать умение работать с картой, атласом- определи-
телем, дополнительной литературой, с гербарием; научить наблю-
дать, рассуждать, делать выводы.
Планируемые результаты:
Познавательные умения:
- находить и показывать зону степей на карте;
- характеризовать природные условия, животный и растительный мир;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- определять признаки приспособленности растений и животных к природным условиям степи.
Регулятивные умения:
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
- выполнять самоооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
- адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.
Личностные умения:
- формулировать правила бережного отношения к почве, растительному и животному миру зоны степей.
Обородувание:
- карта «Природные зоны России»;
- аудиозапись русской народной песни «Ах ты, широкая»;
- гербарии степных растений и зерновых культур;
- слайды, фотографии с изображением природных объектов степи;
- раздаточный материал;
- книга А.А.Плешакова и А.А.Румянцева «Великан на поляне»;
- атлас — определитель.
Ход урока:
- Организационный момент.
Нас сегодня ждёт дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома.
Поспешим друзьям рассказать.
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Давайте вспомним, с какими природными зонами мы познакомились?
- Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке? ( Мы изучали зону лесов).
1) Работа по карточкам.
- Карточка №1.
а) Задание: установи соответствие.
Положение зоны | Природная зона | Климат |
Вдоль берегов Северного Ледовитого океана | Крайний Север (Арктические пустыни) | Лето короткое, холодное; зима длинная, очень холодная. Полгода полярный день |
К югу от зоны тундры | Тундра | Лето теплое; зима короче, чем в тундре и мягче |
Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нём | Лесная зона | Короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокие снега и сильные метели |
б) Рассмотри рисунок и укажи, какие из этих растений можно встретить в лесу.
Карточка №2.
а) Задание: составь рассказ о растении, изображенном на иллюстрации, по плану (на карточке иллюстрация дуба):
- Название растения.
- Дерево, кустарник, трава.
- В каком лесу произрастает: хвойном, смешанном, лиственном.
- Как называются плоды этого дерева.
- Какое они имеют значение.
- Кто их распространяет.
б) Найди правильный ответ.
Основное занятие в тундре:
- Вырубка леса.
- Осушение болот, выращивание растений.
- Оленеводство.
- Выпас скота, овец, лошадей.
Карточка №3.
а) Задание: дополни схему «Значение леса».
Дом для растений, животных, грибов.
Место для отдыха человека.
Источник древесины.
б) Укажите треугольником животных, типичных для Крайнего Севера.
Тюлень морж белка иволга
суслик хомяк еж белый медведь
кайра гага тупик заяц
Карточка №4
Задание:Исправь географические ошибки в тексте.
Лесная зона расположена к северу (к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (более мягкие), чем в тундре. Зона лесов делится на четыре части (три). Растительный мир беден (Богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (хвойный ) лес. В лесной зоне широко распространёнными (редкими) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (является) домом для растений, животных, грибов.
Карточка №5.
Задание: Вставь пропущенные названия зон:
а) …..(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.
б) …..(Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.
в) …..(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
Посмотрите, что это за иллюстрации? (изображены правила поведения в лесу.) Что может нанести ущерб лесу и даже привести к его гибели? Какие меры нужно применять, чтобы его сохранить?
- Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Закройте глаза, послушайте русскую народную песню и представьте себе то, о чем поется в песне. (Учитель включает аудиозапись русской народной песни «Ах ты, степь широкая»)
- Что представили себе, слушая песню?
Итак, мы продолжаем путешествовать по родным просторам.
Выше облаков поднялся самолет. В просветы между облаками видны реки, леса, поля, города. Сверху земля похожа на географическую карту.
Мы летим к югу. Лесов все меньше, а земля как будто раскрашена: мелькают черные зеленые квадраты и полосы.
Самолет опустился на землю. Как ровно кругом, и видно далеко-далеко.
Помните, мы были в тундре, безлесной равнине, к северу от зоны лесов. А теперь мы улетели к югу от лесного пояса и опять оказались на безлесной равнине. Но она совсем не похожа на тундру. Тут не встретишь ни болот, ни кочек.
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь — полей раздолье.
Южнее полосы лесов.
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это.... (степь).
- Итак, какова тема нашего урока?
- Откройте учебник на с.90 и рассмотрите иллюстрации.
- Что нам сегодня нужно узнать об этой зоне? (где расположена, каковы природные условия)
- Работа по теме урока.
1. Работа по карте.
а). Где расположена зона степей? ( Зона степей расположена южнее зоны лесов)
б). Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами. (По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.)
в). В каком тепловом поясе находится зона степей? (Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к северному тропику)
г). Какая полоса разделяет зону степей и лесов? (Лесостепи.)
2. Беседа. Используется электронное приложение к учебнику.
Сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона.
В степи много солнечных дней, снега выпадает немного, и весной он быстро сходит. А лето долгое и жаркое. Дуют горячие сухие ветры — суховеи, иногда переходящие в пыльные бури. Дождей выпадает немного, в основном в начале лета. С наступлением жары дожди редкие, но ливневые. Поэтому бурные потоки воды не успевают просочиться в почву и быстро испаряются. Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до — 30.
В степях очень плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы. Нетронутых степей почти не осталось. На их месте раскинулись поля и сады. Когда-то тут росли высокие густые травы. Теперь дикорастущие степные растения можно увидеть только в заповедниках и на нераспаханных участках.
- Работа в группах.
Для изучения животного и растительного мира, экологии степей разделимся, как обычно на три группы.
1 группа изучает растительный мир степей.
Материалы для 1 группы: гербарий, учебник (с.92), предметные картинки.
Карточка- помощница
- Какие растения произрастают в степи?
- Общая особенность растений.
- Приспособленность к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).
2 группа изучает животный мир степи.
Материалы для 2 группы: фотографии и картинки с изображением зверей и птиц, материал учебника (с.91, «Странички Умного Совенка» (с.140-141).
Карточка- помощница.
- Какие животные обитают в степи?
- Отличительная черта степных животных.
- Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окраска)
3 группа изучает экологию степей.
Материалы для 3 группы: рассказ «Пусть живут удивительные пчелы» из книги «Великан на поляне», фотографии трудовой деятельности людей в степи, фотографии животных, занесенных в Красную книгу.
Карточка-помощница.
- Основные занятии населения степей.
- Экологические проблемы степей.
- Охрана природы степей.
- Животные и растения степей, занесенные в Красную книгу.
Учащиеся самостоятельно изучают и обсуждают материал в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует их. Далее проводится коллективное обсуждение изученного материала Учитель дополняет сообщения групп, если возникает такая необходимость.
1 группа. Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни степи по – разному: Например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы. Совсем по - другому приспособились ковыль и типчак.
Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
-Сделайте вывод: как в степи растения приспособились к природным условиям? (Травянистые растения; корни: луковицы, длинные, корни-пучки; узкие или мясистые листья.)
2 группа. В степях нет деревьев , но есть травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель.
Раз есть насекомые, значит, есть много птиц: Степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль – красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле.
Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают нор, чтобы прятаться от хищников. В степи живут хомяки, суслики, мыши –полёвки, в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орёл, степной хорёк, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.
Сделайте вывод: как приспособились к жизни представители животного мира? (В основном — некрупные животные; защитная окраска; ведут наземный и подземный образ жизни.)
3 группа:Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.
В Красную книгу занесены следующие животные степи: Степной орёл, журавль - красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка.
Есть ещё одна проблема это браконьерство. Чтобы гнёзда , построенные на полях , не были разоренными во время полевых работ, учёные создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей , надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
-Сделайте вывод: какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.)
-Большое спасибо докладчикам.
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала.
1. Работа в рабочей тетради.
с.52-53 задание №3, №4, №5.
- Рефлексия.
Вот мы и познакомились с новой природной зоной — степью. А сейчас проверим кто же был самым внимательным на уроке. На карточках записана характеристика этой зоны. Найдите ошибки и исправьте их.
- Расположение. Севернее зоны лесов.
- Климат. Зима теплее, чем в лесной зоне. Лето холодное, дождливое.
- Растения. Ковыль, дуб, тюльпан, полынь, осина.
- Животные. Сайгак, волк, суслик, хомяк, розовый скворец, дрофа.
- Занятия Животноводство, охота, земледелие, добыча полезных
населения. ископаемых.
Взаимопроверка.
- Подведение итогов урока.
-Вы отлично поработали сегодня. Я очень довольна вами. – А вам понравился урок?
- Что нового и интересного вы узнали?
- Как вы считаете, справились ли вы со всеми предложенными вами заданиями?
- Как вы оцениваете свое сегодняшнее настроение на уроке Окружающего мира?
Спасибо за урок, до свидания.
IХ. Домашнее задание.
- Учебник: прочитать статьи на с 90-93; ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».
- Рабочая тетрадь с.52 №1, №2, №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...