Конспект урока по окружающему миру "Первоцветы", 1 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру для обучающихся 1 класса коррекционной школы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Первоцветы
Цель: дать представление об изменениях в жизни растений весной.
Планируемые результаты:
Предметные: - формировать знания о весенних цветах-первоцветах;
– развивать память, внимание, мышление, активизировать и обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй и навыки связной речи.
Личностные: – воспитывать творческий подход к выполнению заданий, любовь к родной природе, ответственное отношение к природным богатствам.
Оборудование: компьютер, изображение первоцветов, аудиозапись весенней мелодии, слоги, словарное слово, предметные картинки, живые цветы (фиалки, сон-травы, мать-и-мачехи), картина весенней лесной поляны, изображение большого улыбающегося Солнышка.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Положительный настрой на урок).
Прозвенел звонок, начался урок.
Книжки, ручки и тетрадки
Всё у вас в порядке?
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня у нас опять необычный урок. Необычный потому, что у нас присутствуют гости и наше весёлое Солнышко. Оно вам вновь улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению.
II. Введение в тему
- Ребята, но в каждом деле нужна разминка. Поэтому вспомните, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке окружающего мира?
(О том, что скоро наступит весна)
- Сколько весенних месяцев?
- Назовите их.
***
Весна как девчонка игривая,
Ручьями задорно поёт,
И нас по тропинке извилистой
На лоно природы зовёт.
- Ребята, весна приглашает нас в гости на лесную полянку.
(Вывешивается картина весенней лесной поляны)
- Посмотрите и скажите, что происходит в природе с наступлением весны?
(Ярче светит солнце, начинает таять снег, бегут ручьи, прилетают птицы, распускаются деревья, начинают цвести цветы.)
- Ребята, а какие объекты живой природы вы видите на этой прекрасной поляне? (Мы видим деревья).
- А можно ли эту поляну сделать ещё более красивой? Как?
(Украсить цветами)
– Ребята, вы любите цветы?
– Знаете их названия?
– Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны из слогов составить слово.
ВО-ТЫ-ПЕР-ЦВЕ (Приложение 1.)
ПЕРВОЦВЕТЫ
III. Основная часть
– Правильно, тема нашего урока – «Первоцветы», цветы весны.
1. Словарное слово: ПЕРВОЦВЕТ (прикрепляется на доску). (Приложение 2.)
– Ребята, как вы понимаете, это слово? (Небольшое растение, которое расцветает ранней весной – первым.)
– Под лучами весеннего солнца начинает таять сугроб. Доберётся весенняя вода до земли, и подснежники пробудятся от зимнего сна. А расцветут они лишь тогда, когда сугроб растает совсем.
– Как вы понимаете слово, подснежник?
– Правильно, из-под снега появляются первые цветы. Подснежниками в разных местах называют разные цветы: и голубые, и жёлтые, и белые. Тот цветок, который расцветает по весне первым, и есть подснежник, первоцвет.
– Послушайте стихотворение, которое написал Ян Колос:
Здравствуй, милый, мой цветок,
Леса гость весенний.
Как красиво ты расцвёл
Здесь в уединенье!
Улыбнётся ветерок
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя
Весело ласкает.
– Прослушав это стихотворение, что вы почувствовали?
– Какими словами поэт описал цветок?
– Сегодня мы говорим о цветах-первоцветах. Каждую весну на прогулке, посещая лес, встречаем эти цветы. Мы все ими любуемся, радуемся.
– Какие весенние цветы, вы знаете?
– Давайте познакомимся с ними.
2. Загадка.
Первый вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник).
– О каком цветке, говорится в стихотворении? (Показывается картинка «Сон трава» и живой цветок.) (Приложение 3.)
– Как называется, этот цветок?
– Этот цветок называют «сон трава», из группы цветов – подснежники, это первые цветы леса. Растёт этот цветок только на солнечных полянках.
– Давайте рассмотрим внешний вид этого цветка. (У него есть стебель,он покрыт пушком, он защищает цветок от жаркого солнца днём и от холода ночью, лист продолговатый, вытянутый, цветы бывают белые, жёлтые, голубые, растёт по одному.)
3. Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
Руки подняли и покачали –
Это цветы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Так ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки отставим назад!
4. «Найди отличия». (Приложение 4.)
5. – О каком цветке-первоцвете пойдёт сейчас речь?
На солнечной опушке фиалка расцвела,
Голубенькие ушки тихонько подняла.
В траве она хоронится, не любит лезть вперёд.
Но кто-то ей поклонится и бережно возьмёт.
(Е.Серова)
– О каком весеннем, лесном цветке, говорится в стихотворении? (Показывается картинка фиалки и живой цветок.) (Приложение 5.)
В лесу растёт удивительный цветок фиалка. Все лепестки лесной фиалки нежного бледно-голубого цвета. Скромная лесная красавица прячется в густой тени. На её душистые нежные цветы садятся шмели и бабочки.
– Давайте рассмотрим внешний вид фиалки. (Есть стебель, растёт не поодиночке, а кустиками, цветы голубого, фиолетового цвета, листики круглой формы, гладкие.)
(Детям предлагается потрогать цветок.)
6. Гимнастика для глаз.
7. (Показывается картинка цветка «мать-и-мачеха»). (Приложение 6.)
– Ребята, кто знает, как называется этот цветок?
– Вы затрудняетесь назвать. Я познакомлю вас с весенним первоцветом, а называют его «мать-и-мачеха».
Мать-и-мачеха – необычное растение. Сначала она цветёт, а потом отращивает листья. И листья у неё необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, тёплая и мягкая.
– Как вы думаете, какую сторону называют матерью, а какую мачехой?
– Тёплая сторона мать, а холодная – мачеха. Мать-и-мачеха раскрывает свой цветок только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит. Этот цветок растёт вдоль дорог и возле воды. Это лекарственное растение. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а зимой заботится о нашем здоровье.
– На какой цветок похожи цветы мать-и-мачеха?
– Правильно, этот цветок похож на одуванчик.
- Ребята, к сожалению, многие раннецветущие стали очень редки. Многие из них погибают, сорванные любителями весенних букетов. Все ранневесенние растения цветут всего лишь несколько дней. Стоит ли рвать эти цветы, если стоят они в доме лишь всего 1 день, а то и меньше?
Ребята, берегите первоцвет! Ведь многие из них занесены в Красную книгу, то есть находятся под охраной нашего государства. Собирать их и продавать запрещено Законом. И если бы цветы могли говорить, они попросили бы о помощи, о пощаде! Природу легко уничтожить, труднее её сохранить для будущего. А наша с вами задача – беречь каждую былинку, каждый цветочек! Всё живое на Земле!
8. «Найди и покажи». (Один ребёнком описывает внешний вид цветка, а второй ребёнок должен выбрать и назвать цветок и сказать где он растёт.)
9. Творческая работа учащихся
- А теперь давайте полянку делать ещё более красивой.
(со стола ученики берут рисунок цветка и украшают им полянку, называя его название, звучит весенняя мелодия).
- Ожила полянка, запестрела цветами. Посмотрите ещё раз на неё.
- Какой она была в начале урока?
- А какой стала теперь?
- Благодаря кому она так похорошела?
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Назовите цветы, о которых говорили на уроке?
– Как их можно назвать одним словом?
– Скажите, когда зацветает: сон трава, (фиалка, мать-и-мачеха)?
– Где растёт: сон трава, (фиалка, мать-и-мачеха)?
– Как выглядит, опиши: сон трава, (фиалка, мать-и-мачеха)?
– Как вы думаете, можно рвать цветы большими букетами?
– Я думаю, что вы будете хорошими друзьями природы. И когда вы пойдёте в лес и увидите цветы, вы не будете их рвать, топтать, а будете ими любоваться.
– Что интересного вы расскажете дома, друзьям?
– Дома вы нарисуете понравившийся цветок-первоцвет и принесёте на нашу выставку.
– Ребята, а теперь посмотрите друг на друга. Что вам хочется сделать?
- Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь мне!
- Какое у вас настроение?
- У меня тоже прекрасное настроение, как и у нашего Солнышка, потому что вы порадовали и меня и гостей.
V. Оценивание.
- Спасибо вам! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»
Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...
Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»
Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...
План-конспект урока Предмет: Окружающий мир Класс: 2 Тема урока: Живая и неживая природа УМК: «Школа России»
Формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой....
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
КОНСПЕКТ УРОКА Предмет: окружающий мир Класс: 2
Тема: «Звёздное небо», урок № 1Источники, используемые при подготовке к уроку: учебник Окружающий мир 2 класс, автор А. А. Плешаков, издательство Просвещение, 2013 г.Раздаточный матер...