РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для 2 класса (УМК "Начальная школа XXI века")
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Богданова Юлия Николаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для 2 класса (УМК "Начальная школа XXI века")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc304.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 455

с углублённым изучением английского языка

Колпинского района  Санкт-Петербурга

«ПРИНЯТО»

решением Педагогического Совета

ГБОУ школы № 455

Санкт-Петербурга

протокол № ___ от ________2020

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ школы № 455

Санкт-Петербурга
                               Л.В.Зимина

приказ №____ от ______2020

«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
протокол № ______
от _________________2020
Руководитель МО _______________________________

«СОГЛАСОВАНО» заместитель директора

по УВР

«_____» _________2020

__________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

для  2«А» класса

срок реализации рабочей программы 01.09.20– 25.05.2021

Учитель: Богданова Юлия Николаевна

Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка

Рабочая программа для 2-А класса разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.12 «273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
  • Уставом школы;
  • Положением о рабочей программе;
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ» СаНПиН2.4.2.2821 – 10 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189);
  • Программы к завершённой предметной линии учебников по окружающему миру для  2 класса под редакцией Н. Ф. Виноградовой  2016г (УМК «Начальная школа XXI века).
  • Методическими рекомендациями по учебным предметам для корректировки рабочих программ на 2020/2021 учебный год Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О преподавании учебных предметов в начальной школе в первой четверти 2020–2021 учебного года», 2020 год.

    Данная программа адресована учащимся 2-А класса начальной школы ГБОУ школы № 455 с углублённым изучением английского языка. В классе обучается 35 человек. Ребята работоспособные, с хорошим уровнем владения материала. Многие учащиеся проявляют заинтересованность в обучении, любознательность. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся  класса и специфики данного классного коллектива.

 

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Основная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования. Основная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как

  • способность наблюдать, анализировать, выделять существенное,
  • схематически фиксировать новый опыт,
  • работать с научно-популярным текстом,
  • выдвигать и проверять гипотезы,
  • творчески подходить к проблемной ситуации,
  • представлять свои наблюдения и выводы в принятых в культуре формах,

а также специальные умения, такие, как:

  • устанавливать временные и причинно-следственные связи между процессами,
  • фиксировать результаты наблюдений и экспериментов,
  • ориентироваться на местности,
  • ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих,
  • осознавать ход природных и социальных процессов и т.д.

Базой для интеграции содержания в данной программе является логика открытия и освоения научного метода получения ответов на вопросы об окружающем мире. Основной учебной задачей курса является открытие эксперимента как способа практической проверки выдвинутых предположений. Решение детьми серии частных учебных задач, открывающих способы косвенного измерения, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяет развить и конкретизировать простейшее экспериментирование. Открытие и освоение этих способов действия возможно на разнообразном материале из области биологии, геологии, социологии, психологии, физики, астрономии и других естественных и социальных наук.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение предмета окружающий мир во 2 классе в объёме 68 часов,   2  часа в неделю.

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

часы

1

Введение. Что тебя окружает

1

2

Кто ты такой

11

3

Кто живет рядом с тобой

8

4

Россия – твоя Родина

13

5

Мы - жители Земли

33

6

Повторение

2

Итого

68

Практическая часть программы

Виды работ

Количество часов по четвертям

  1. 1
  1. 2
  1. 3
  1. 4

год

16ч

16ч

20ч

16ч

68ч

Проверочная работа по итогам четверти

1

1

1

1

4

Содержание программы

Введение. Что окружает человека.

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

  • Универсальные учебные действия: «читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

      Кто ты такой.

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

  • Универсальные учебные действия: описывать кратко особенности разных органов чувств; сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией. Анализировать режим дня школьников, рассказывать о его значении. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности.

Кто живет рядом с тобой.

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

  • Универсальные учебные действия: составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия — твоя Родина.

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

       Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

  • Универсальные учебные действия: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову Родина. Воспроизводить в небольшом рассказе повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.

Мы жители Земли.

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.

  • Универсальные учебные действия: характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.

Природные сообщества.

Среда обитания. Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

  • Универсальные учебные действия: различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшие описания на тему «Лес – сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество друг от друга. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представлению в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдения). Различать плодовые и ягодные культуры.

Природа и человек.

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Человек и природа. Может ли человек жить без природы.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

  • Универсальные учебные действия: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

Планируемые результаты освоения предмета.

К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

  • составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
  • оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
  • различать (соотносить) прошлое,  настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
  • характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
  • называть царства природы;
  • описывать признаки животного и растения как живого существа;
  • моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
  • различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  • устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.

К концу 2 класса учащиеся могут научиться:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;
  • ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных  и метапредметных результатов обучения.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир;

Понимание особой роли России в мировой истории;

Воспитание уважительного отношению к своей стране, к родному краю, истории страны, к своей семье, к людям;

Понимание норм нравственного поведения в природе и обществе;

Формирование основ экологической культуры. Понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасности с учетом изменений среды обитания.

Познавательные:

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции.

Регулятивные:

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности, понимание специфики каждой (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

Коммуникативные:

Способность в связной, логически целесообразной формы речи передать результаты изучения объектов окружающего мира, владение рассуждением, описанием, повествованием.

Осознание целостности окружающего мира;

Расширение знаний о различных сторонах и объектах окружающего мира;

Обнаружение и установление элементарных связей и зависимости в природе, обществе.

Овладение существенными методами изучения окружающего мира (опыт, эксперимент, измерение);

Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

Расширение кругозора и культурного опыта школьника.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

Изучение окружающего мира является специфическим предметом, так как подразумевает умение делать выводы, классифицировать материал, формулировать понятия, владеть исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих умений и навыков является целью контроля.

Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;

  1. оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
  2. осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;

4)        включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

5)        использование критериальной системы оценивания;

  1. оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
  2. разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).

Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и проверку знания новых понятий, выполнения мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т.п.), подготовленных учителем.

Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем, а также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).

Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирование), а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).

Критерии оценки тестовой, письменной работы учащихся по окружающему миру

«5»

(отлично)

«4»

(хорошо)

«3»

(удовлетворительно)

«2»

(неудовлетворительно)

Выполнение работы без ошибок, полные письменные ответы.

Верное выполнение не менее 80 процентов заданий либо неполные, неточные ответы к отдельным заданиям.

Верное выполнение не менее 60 процентов заданий либо неполные или неточные ответы ко всем заданиям.

Верное решение менее 60 процентов заданий.

В соответствии с требованиями ФОГС, введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом.

Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частные затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т.п.).

Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.

Критерии формирующего оценивания устного ответа:

  • выразительный связный рассказ;
  • умение отвечать на вопросы учителя и учащихся по изученной теме;
  • знание терминологии, понятий по теме;
  • умение ориентироваться в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе, в использовании моделей и инструментов исследований;
  • выполнение обязательных дополнительных заданий по теме (в учебнике, в рабочей тетради).

Выставляемая отметка соответствует количеству набранных баллов.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов,  их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой,  приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Учебно- методический комплект курса «Окружающий мир»

№ п/п

Название пособия

Класс

Год издания

Авторы

1

Учебник «Окружающий мир » в 2-х частях

2

2016

Виноградова, Н. Ф.

Материально-техническое оснащение

Для реализации программы в кабинете  имеется:

  • Персональный компьютер учителя
  • Интерактивная доска
  • Мультимедийный проектор
  • Документ камера
  • Принтер

Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля                                                  

план

факт

Освоение предметных знаний

УУД

Введение.

Что тебя окружает

1.

01.09

01.09

Что тебя окружает.

Вводный урок

Создание условий для уточнения понятий «объект природы», «живая – неживая природа».

Называние объектов «живой», «неживой» природы.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Кто ты такой

2.

03.09

03.09

Я, ты, он, она...

Все мы -  люди…

Урок изучения нового материала.

Создание условий для ознакомления с понятием «физические качества».

Рассказ о себе, составление словесного портрета.

Освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

3.

08.09

08.09

Наши помощники – органы чувств.

Комбинированный урок.

Создание условий для  уточнения представлений об органах чувств (слуха, зрения); познакомить с понятием «внешние чувства (ощущения)».

Называние органов чувств (слух, зрение), понятие «внешние чувства (ощущения)».

Умение проводить наблюдения, делать выводы. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

4.

10.09

10.09

Стартовая диагностическая работа.

Урок-исследование

Создание условий для организации сравнения понятий «здоровье», «болезнь»; знакомство с правилами здорового образа жизни; составление режим дня.

Понимание и воспроизведение нескольких правил здорового образа жизни; составление режима дня.

Сравнение понятий: «здоровье», «болезнь».

Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

5.

15.09

15.09

Что такое

здоровье?

Режим дня.

Урок-практикум.

Создание условий для  знакомства с правилами организации труда и отдыха.

Понимание и воспроизведение правила организации труда и отдыха; правила посадки при письме, чтении, во время слушания. Понимание, что такое режим дня, и практическое выполнение его.

Способность успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация,

чтение).

6.

17.09

17.09

Физическая

культура.

Урок применения знаний на практике.

Создание условий для  знакомства с понятием «физическая культура»; определение значения физической культуры для здоровья человека.

Понимание  значения понятие «физическая культура». Понимание роли физической культуры для здоровья человека.

Использование информации для решения учебных и практических задач. Стремление  иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

7.

22.09

22.09

Почему нужно правильно питаться.

Урок-проект.

Создание условий для  знакомства детей с правилами питания; объяснение понятия «рациональное питание (разумное питание)».

Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания.

Способность успешно осуществлять учебную деятельность. Использование информации для решения учебных и практических задач.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

8.

24.09

24.09

Здоровье и

питание.

Урок-диалог.

Создание условий для углубленного  знакомства детей с правилами питания; закрепление понятия «рациональное питание (разумное питание)».

Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Умение объяснить понятие «рациональное питание (разумное питание)».

Использование информации для решения учебных и практических задач. Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

9.

29.09

29.09

Умеешь ли ты есть?

Урок-проект.

Создание условий для знакомства детей с понятиями «гигиена и культура питания».

Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Осознание, что такое гигиена и культура питания.

Использование информации для решения учебных и практических задач. Освоение правил индивидуальной безопасной жизни.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

10.

01.10

01.10

Почему нужно быть осторожным.

Урок-практикум.

Создание условий для знакомства с правилами поведения во время болезни, правилами безопасного поведения.

Понимание и называние некоторых мер предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе. Умение определять некоторые опасные предметы, объекты.

Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использование информации для решения учебных и практических

задач.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

11.

06.10

06.10

Здоровье и осторожность. Солнечный удар.

Комбинированный урок.

Создание условий для  знакомства с понятием «солнечный удар», с правилами пребывания на солнце.

Понимание, когда солнце друг, а когда недруг. Умение оказать первую помощь при ожогах, порезах, ударах.

Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использование информации для решения учебных и практических

задач.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация,

чтение).

12.

08.10

08.10

Можно ли изменить себя.

Урок-исследование.

Создание условий для  обсуждения проблемы «Можно ли изменить себя?»; показать на примерах из художественных произведений и жизненных очерков, историй, как выносливость, воля помогали людям преодо-левать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа.

Понимание,  как выносливость, воля помогали людям преодолевать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа. Умение составлять небольшой рассказ по теме.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

Кто живет рядом с тобой

13.

13.10

13.10

Что такое семья?

Урок вхождения в новую тему.

Создание условий для  знакомства с понятиями: «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение».

Осознание понятий «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». Умение составить рассказ о своей семье.

Воспитание любви  к своей семье.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

14.

15.10

15.10

Труд в семье. Как семья отдыхает?

Урок-проект.

Создание условий для  знакомства с понятиями: «помощь», «обязанность»; объяснить их различие. Познакомить с понятием «традиции».

Понимание  понятий «помощь», «обязанность», их различия. Осознание понятия «традиции». Умение составить рассказ об отдыхе своей семьи.

Использование информации для решения учебных и практических задач. Воспитание любви  к своей семье.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

15.

20.10

20.10

Проверочная

работа №1 по теме: «Кто ты такой»

Контрольный урок.

Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов.

Достижение необходимых результатов обучения по программе.

Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

Проверочная

работа

16.

22.10

22.10

Твои друзья – взрослые и дети.

Урок-праздник.

Создание условий для  знакомства с понятием «правило», с видами правил, с основными правилами поведения.

Знание понятие «правило», виды правил, основные правила поведения.

Воспитание гуманного отношения к людям. Использование информации для решения учебных и практических задач.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

17.

05.11

10.11

Твои друзья – взрослые и дети.

Урок-театрализация.

Создание условий для  объяснения понятий «вежливый», «приветливый», «внимательный»; составление рассказов по сюжетным картинкам и инсценировка ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах.

Знание понятия: «вежливый», «приветливый», «внимательный». Умение составлять небольшой рассказ по теме.

Принятие норм нравственного поведения в природе. Умение составлять рассказы по сюжетным картинкам и инсценировать ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

18.

10.11

12.11

О правилах

поведения.

Урок-проект.

Создание условий для  знакомства с правилами поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице.

Знание правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице.

Использование информации для решения учебных и практических задач. Принятие норм нравственного поведения в обществе. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

19.

12.11

17.11

О дружбе.

Урок-диалог.

Создание условий для  организации обсуждения, кто такой друг, что такое дружба, умеешь ли ты

дружить.

Понимать, кто такой друг, что такое дружба. Умение подобрать пословицу и поговорку о дружбе.

Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

20.

17.11

17.11

О дружбе.  

Настроение.

Урок-практикум.

Создание условий для  знакомства с понятиями: «мимика», «жесты»; составление памятки «Законы дружбы».

Понимание понятий: «мимика», «жесты».  Узнавание настроения друг друга  по мимике.

Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

Россия — твоя Родина

21.

19.11

19.11

Родина – что это значит?

Урок-исследование.

Подведение к осознанию понятия «Родина»; раскрытие некоторых возможные формы проявления любви к

Родине.

Понимание, что такое Родина. Составление небольшого рассказа по теме.

Формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

22.

24.11

24.11

Родной край –

частица Родины.

Урок  погружения в тему.

Создание условий для  знакомства  с историческими местами и памятниками родного города; формировать интерес к тем местам, где проходит детство.

Знание некоторых исторических мест и памятников родного города. Соотнесение информации с имеющимися знаниями.

Формирование основ российской гражданской идентичности.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

23.

26.11

26.11

Из истории нашей Родины. 

Урок-экскурсия.

Создание условий для знакомства с предками русских людей – древними славянами, с их образом жизни, с первыми русскими князьями.

Понимание, что предками русских людей были славяне. Осознание некоторых особенностей образа жизни древних славян. Понимание, кто такие  первые русские князья. Поиск информации, оценивание ее.

Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

24.

01.12

01.12

Из истории нашей Родины.

Урок-путешествие.

Создание условий для  знакомства  с занятиями древних славян, сравнить труд в городе и в деревне.

Называние основных занятий древних славян. Сравнение,  соотнесение информации с имеющимися знаниями.

Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.

Понимание особой роли России в мировой истории.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

25.

03.12

03.12

Зачем человек трудится?

Урок-исследование.

Формирование у школьников ответственное отношение к важному обществоведческому понятию: труд – основа жизни.

Понимание значения  труда. Составление небольшого рассказа по теме.

Понимание роли человека в обществе.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

26.

08.12

08.12

Хлеб – главное богатство России.

Урок-игра.

Создание условий для  раскрытия значения хлеба, важности труда земледельца.

Понимание значения хлеба в жизни человека; важности труда земледельца. Составление небольшого рассказа по теме.

Воспитание уважительного отношения к своей стране.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

27.

10.12

10.12

Как работают в пекарне (на хлебозаводе).

Урок-экскурсия.

Создание условий для знакомства  с профессиями людей, работающих на хлебозаводе; с последовательностью производства хлеба; с машинами, помогающими производить хлеб.

Называние профессий людей, работающих на хлебозаводе; знание  последовательности производства хлеба;  машин, помогающих производить хлеб. Составление небольшого рассказа по теме.

Воспитание уважительного отношения к своей стране.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

28.

15.12

15.12

Все профессии важны.

Урок закрепления и систематизации

знаний.

Обобщение знаний о значении труда в жизни человека.

Осознание значения труда в жизни человека. Умение составлять небольшой рассказ по теме.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация,

чтение).

29.

17.12

17.12

О  труде фермера и экономиста,

программиста.

Урок-диалог.

Создание условий для  знакомства  с профессиями фермера, экономиста, программиста; выяснить, какие знания необходимы людям этих профессий, для чего они нужны.

Понимание, для чего нужны разные профессии, какие качества необходимы людям этих профессий.

Умение называть несколько профессий.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

30.

22.12

22.12

Города России. Москва

Урок-экскурсия.

Создание условий для  знакомства  с историей становления Москвы, с основателем Москвы – Юрием Долгоруким.

Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории становления Москвы. Составление небольшого рассказа об основателе Москвы – Юрии Долгоруком.

Понимание особой роли России в мировой истории. Воспитание чувства гордости за национальные достижения. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

31.

24.12

24.12

Древние города России.

Урок-проект.

Создание условий для знакомства  с историей возникновения Владимира и Великого Новгорода.

Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории возникновения Владимира и Великого Новгорода. Составление небольшого рассказа по теме.

Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

32.

12.01

12.01

Мы – граждане России. Народы России.

Урок-исследование.

Создание условий для  знакомства  с понятиями: «Конституция», «права граждан», «права детей», с названием нашей страны – Российская Федерация. Создание условий для  знакомства  с разными национальностями людей, живущих в России.

Осознание понятия: «Конституция», «права граждан», «права детей»,  название нашей страны – Российская Федерация. Знание несколько  национальностей россиян. Составление небольшого рассказа по теме.

Формирование основ российской гражданской идентичности. Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

33.

14.01

14.01

Проверочная

работа №2 по теме: «Россия — твоя Родина»

Контрольный урок.

Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов.

Достижение запланированных результатов обучения.

Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

Проверочная

работа

Мы — жители Земли

34.

19.01

19.01

Солнечная

система.

Урок вхождения в новую тему.

Создание условий для  знакомства  с понятием «Солнечная система», с отличием Земли от других планет.

Понимание понятия «Солнечная система».

Умение назвать несколько признаков отличия Земли от других планет.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

35.

21.01

21.01

Земля – планета Солнечной системы.

Урок-исследование

Создание условий для  знакомства  с планетами Солнечной системы, с условиями жизни на Земле.

Воспроизведение.

Названий планет Солнечной системы, условий жизни на Земле. Составление небольшого рассказа по

теме.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

36

26.01

26.01

Глобус – модель Земли.

Практическая работа с глобусом. Формирование представления детей о глобусе как о модели Земли, расширить знания о формах земной поверхности - морях, суше.

Осознание, что глобус является моделью Земли.

Умение находить несколько географических объектов на глобусе.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

37

28.01

28.01

Царства живой природы.

Бактерии.

Создание условий для  систематизации знаний детей о царствах природы. Создание условий для формирования первоначальных представлений о бактериях.

Понимание, что в природе есть большие разделы – царства.

Умение называть некоторые из царств

природы.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

38

02.02

02.02

Грибы.

Создание условий для  систематизации знаний детей о царствах природы. Создавать условия для формирования первоначальных представлений о

грибах.

Понимание, как устроен гриб. Умение называть несколько съедобных и несъедобных грибов.

Умение сотрудничать в группе, в паре.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

39.

04.02

04.02

Жизнь животных.

Какие животные живут на Земле.

Урок-диалог.

Создание условий для  знакомства  с царствами живой природы; уточнить знания об основных качествах животных.

Называние царств живой природы. Составление небольшого рассказа по теме.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

40.

09.02

09.02

Как животные воспринимают мир.

Урок-проект.

Создание условий для  систематизации знаний детей о животных леса, об их образе жизни.

Называние и узнавание животных, с которыми можно встретиться в лесу. Составление небольшого рассказа по теме.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

41.

11.02

11.02

Как животные

защищаются,

питаются, строят жилища.

Урок-квест.

Создание условий для  знакомства  с питанием и жизненными условиями животных.

Знание, как питаются, живут и защищаются животные. Составление небольшого рассказа по теме.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

42.

16.02

16.02

Как животные

воспитывают

потомство.

Урок-проект.

Создание условий для знакомства  с особенностями воспитания животными своих детенышей и

играми с

потомством.

Понимание, как некоторые животные воспитывают своих детёнышей.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

43.

18.02

18.02

Жизнь растений.

Какие бывают

растения.

Урок изучения нового

материала.

Создание условий для  знакомства  с разнообразием растений: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые.

Осознание разнообразия растительного

мира.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

44.

25.02

25.02

Органы растения и их значение для его жизни. 

Урок-исследование.

Создание условий для  знакомства  с частями растения (листья, корень, стебель, цветы, плоды).

Называние частей растения. Составление небольшого рассказа по теме.

Умение сотрудничать в группе, в паре.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

45.

02.03

02.03

Что такое лес? 

.

Урок-экскурсия

Обобщение знаний  учащихся о растениях, о лесе как многоэтажном доме.

Составление небольшого рассказа по теме.

Умение сотрудничать в группе, в паре. Формирование основ экологической культуры.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

46.

04.03

04.03

Как развиваются растения.

Урок применения знаний на практике.

Организация практической работы по выращиванию растения из семян, наблюдение за их ростом и развитием.

Практические умения выращивать растения из семян, наблюдать за их ростом и развитием.

Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой

жизни.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

47.

09.03

09.03

Деревья леса.

Урок-исследование.

Организация  знакомства  с «паспортом» дерева и его особенностями.

Понимание,  что такое «паспорт» дерева.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

48.

11.03

11.03

Кустарники леса.

Урок-наблюдение.

Создание условий для формирования представлений о втором ярусе леса (кустарниках).

Осознание того, что второй ярус леса – кустарники. Составление небольшого рассказа по теме.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация,

чтение).

49.

16.03

16.03

Травянистые растения.

Урок применения знаний на практике.

Обобщение знаний детей о растениях, о лесе как многоэтажном доме.

Понимание, что такое  травянистые растения.

Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой

жизни.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

50.

18.03

18.03

Лесная аптека.

Урок-игра.

Организация знакомства с  некоторыми лекарственными растениями, ядовитыми и съедобными грибами.

Называние некоторых  лекарственных растений и съедобных грибов.

Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

51.

30.03

30.03

Звери леса.

Урок-загадка.

Создание условий для знакомства  учеников с хищными животными леса и их повадками.

Воспроизведение названий некоторых хищных животных и знание  некоторых их повадок. Составление небольшого рассказа по теме.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

52.

01.04

01.04

Проверочная

работа №3 по теме: «Мы — жители Земли»

Контрольный урок.

Оценить результаты освоения программы.

Достижение необходимых результатов освоения программы.

Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

Проверочная

работа

53.

06.04

06.04

Птицы – лесные жители. Ужи – обитатели леса.

Урок-вопрос.

Создание условий для знакомства  детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения. Познакомить детей с многочисленным семейством пресмыкающихся, их особенностями внешнего вида и повадками.

Воспроизведение названий нескольких лесных птиц, их голосов, некоторых особенностей поведения. Составление небольшого рассказа по теме.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. Владение рассуждением, описанием, повествованием.

54.

08.04

08.04

Насекомые леса.

Урок-исследование.

Создание условий для знакомства  с насекомыми, их особенностями и внешним видом,  повадками.

Называние и узнавание нескольких  насекомых, особенности внешнего вида, повадки. Составление небольшого рассказа по теме.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

55.

13.04

13.04

Мы пришли в лес.

Урок-экскурсия.

Создание условий для знакомства  с правилами поведения в лесу

Понимание и воспроизведение нескольких правил поведения в лесу.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

56.

15.04

15.04

Путешествие

капельки.

Урок-сказка.

Создание условий для знакомства  с состояниями воды (жидкое, твёрдое, газообразное), круговоротом воды в природе.

Осознание  и понимание, что в природе существуют три состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Понимание, что такое круговорот воды в природе.

Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

57.

20.04

20.04

Свойства воды.

Урок-исследование.

Создание условий для знакомства  детей со свойствами воды, с различным её состоянием.

Понимание и воспроизведение свойств воды, различные её состояния.

Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.

58.

22.04

22.04

Рыбы – обитатели водоёмов.

Урок-проект.

Создание условий для  знакомства  с обитателями водоёмов (рыбы), с образом их жизни.

Узнавание и называние нескольких обитателей водоёмов (рыбы), знание некоторых особенностей их образа жизни.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

59.

27.04

27.04

Пресный водоём.  Обитатели пресных водоёмов.

Урок-экскурсия.

Создание условий для знакомства  с животным миром пресных водоемов, с особенностями питания и обитания животных.

Узнавание и называние нескольких обитателей пресных водоёмов, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к водной среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира пресного водоема.

Понимание ценности любой жизни.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

60.

29.04

29.04

Болото – естественный водоём.

Урок-исследование.

Создание условий для знакомства с животным и растительным миром болот.

Узнавание и называние нескольких обитателей  болота, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к среде обитания. Умение  называть нескольких  представителей животного и растительного мира болот.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

61.

04.05

04.05

Растения и животные луга.

Комбинированный урок.

Создание условий для  знакомства  с растительным миром луга, с особенностями жизни луга.

Узнавание и называние нескольких обитателей луга, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира луга.

Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

62.

06.05

06.05

Растения и животные поля.

Комбинированный урок.

Создание условий для  знакомства  детей с растительным и животным миром полей.

Узнавание и называние нескольких обитателей  поля, знание некоторых особенностей их образа  жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного  мира поля.

Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

63.

11.05

11.05

Растения и животные сада. 

Комбинированный урок.

Создание условий для  знакомства  детей с растительным и животным  миром сада.

Узнавание и называние нескольких обитателей  сада, знание некоторых особенностей их образа  жизни, приспособление к среде обитания. Умение  называть нескольких  представителей животного и растительного  мира сада.

Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.

64.

13.05

13.05

Будем беречь

природу.

Урок – защита проектов.

Создание условий для  знакомства

с представителями Красной книги.

Узнавание и называние нескольких представителей Красной книги. Составление небольшого рассказа по теме.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

65.

18.05

18.05

Проверочная

работа №4 по теме: «Мы — жители Земли»

Контрольный урок.

Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов.

Достижение необходимого результата обучения по программе во втором классе.

Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

Владение способами получения, анализа и обработки информации.

Проверочная

работа

66.

20.05

20.05

Будем беречь нашу Землю.

Урок-праздник.

Создание условий для обобщения  и систематизации знаний учащихся  по окружающему миру.

Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе.

Формирование основ экологической культуры.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

67

25.05

25.05

Повторение по теме: «Мы — жители Земли»

Комбинированный урок.

Создание условий для обобщения  и систематизации знаний учащихся  по окружающему миру.

Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе.

Формирование основ экологической культуры.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

68

25.05

25.05

Повторение по теме: «Мы — жители Земли»

Комбинированный урок.

Создание условий для обобщения  и систематизации знаний учащихся  по окружающему миру.

Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе.

Формирование основ экологической культуры.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Материально-техническое обеспечение программы

Печатные и другие пособия

Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.

В соответствии с содержанием обучения, в классе желательно иметь:

  • таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
  • плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
  • портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
  • географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
  • рельефные модели равнины, холма, оврага;
  • модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
  • модель торса человека с внутренними органами;
  • муляжи грибов, фруктов и овощей;
  • макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
  • разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
  • коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
  • гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
  • предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
  • живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая  программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального  государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая  программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального  государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...

рабочая программа по окружающему миру (1 класс) "Начальная школа 21 века"

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века" с требованиями ФГОС.......

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Начальная школа XXI века" , автор Н.Ф. Виноградова, 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс «Начальная школа 21 века».

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы для 3 класса Н. Ф...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа XXI века"

Преподавание предмета «Окружающий мир» в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная  школа 21 века».Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века"

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознан...