рабочая программа по окружающему миру (1 класс) "Начальная школа 21 века"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме
тематическое планирование по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века" с требованиями ФГОС....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа №2»
Тальменского района Алтайского края
Принято Согласовано Утверждаю
На заседании Зам. директора по УВР Директор школы
МО учителей нач. кл. _______ Фурсова Г.Д _____ Кривошапкин В.Н.
протокол № ________г. ____» ________ 2013 г. приказ № ___________2013 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
Образовательная область «Человек и общество»
для 1 ступени
1 класс
на 2013 – 2014 учебный год
Автор - составитель:
Татарникова Елена Арнольдовна
учитель начальных классов
Тальменка 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы курса «Окружающий мир» (УМК «Начальная школа 21 века» Н.Ф. Виноградовой).
Данный методический комплект вошёл в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2013-2014 учебный год
Цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней: понимание своей индивидуальности способностей и возможностей.
Задачи:
а) обучающая – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
б) развивающая – осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений, элементарной эрудиции, общей культуры;
в) воспитывающая – воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
Ценностные ориентиры содержания курса окружающий мир
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Процесс преподавания строится на современных образовательных технологиях:
- личностно-ориентированного обучения;
- развивающего обучения;
- проблемно-диалогическая технология;
Формы организации учебного процесса:
Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а так же нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий и др. (обучение строится на деятельностной основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности).
На изучение данного предмета в 1 классе отводится 66 ч. ( 33 учебные недели по 2 часа в неделю)
1четверть – 18ч
2 четверть -14 ч.
3 четверть- 19ч.
4 четверть – 15ч..
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Планируемые результаты
В результате освоения предметного содержания курса окружающий мир у учащихся планируется получить предметные, метапредметные и личностные результаты.
Предметные результаты
Будут сформированы | Получит возможность для формирования (5% от общего числа обучающихся) | ||||||
Результат | Уровни сформированности | Результат | Уровни сформированности | ||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | ||
Называть окружающие предметы и их взаимосвязи | Не менее 15 % | Не менее 30 % | Не менее 50 % | Оценивать правильность поведения людей в природе. | Не менее 1% | Не менее 1% | Не менее 3% |
Объяснять, как люди помогают друг другу жить | Не менее 15 % | Не менее 30 % | Не менее 50 | ||||
Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения). | Не менее 15 % | Не менее 30 % | Не менее 50 % |
Метапредметные результаты: регулятивные универсальные учебные действия
Будут сформированы | Получит возможность для формирования (5% от общего числа обучающихся) | ||||||
Результат | Уровни сформированности | Результат | Уровни сформированности | ||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | ||
Принимать и сохранять учебную задачу | Не менее 25 % | Не менее 35 % | Не менее 35 % | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | Не менее 1% | Не менее 1% | Не менее 3% |
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | Не менее 20% | Не менее 25% | Не менее 50% | Преобразовывать практическую задачу в познавательную | Не менее 2,5% | Не менее 2% | Не менее 0,5% |
Обращаться за помощью | Не менее 10% | Не менее 35% | Не менее 50% | ||||
Узнавать , называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов | Не менее 10% | Не менее 35% | Не менее 50% |
Личностные результаты
Будут сформированы | Получит возможность для формирования (5% от общего числа обучающихся) | ||||||
Результат | Уровни сформированности | Результат | Уровни сформированности | ||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | ||
Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» | Не менее 15 % | Не менее 30 % | Не менее 50 % | Внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; | Не менее 1% | Не менее 1% | Не менее 3% |
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | Не менее 5% | Не менее 25% | Не менее 65% | Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения | Не менее 1% | Не менее 1,5% | Не менее 2,5% |
Содержание тем учебного курса
№ раздела | Тема раздела | Кол-во часов | Виды учебной детельности |
1 | Ты - первоклассник | 10 ч | Определять время по часам с точностью до часа. Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке. Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности. |
2 | Ты и здоровье | 6 | Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды. |
4 | Мы и вещи | 6 | Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов. |
5 | Родная природа | 25 | Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей. Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания. |
6 | Родная страна | 19 | Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в...». Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек. Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы. Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями. Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить Домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. |
Перечень обязательных практических и других видов работ
Экскурсии:
Знакомство со школой.
Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Сезонные экскурсии «Bpeмeнa года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т. п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей).
Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей)
Практические работы:
Знакомство с комнатными растениями.
Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.
Распознавание листьев различных деревьев.
Изучение свойств снега и льда.
Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.
Тематическое планирование уроков
№/п. | Тема урока | Вид занятий | Виды учебной деятельности | Дата |
Ты первоклассник (10ч.) | ||||
1. | Этот удивительный мир | Определять время по часам с точностью до часа. Описывать назначение различных школьных помещений. Конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке. | ||
2. | Давай познакомимся | Игра | ||
3 | Режим дня первоклассника. Определение времени по часам | Практический | ||
4 | Домашний адрес | |||
5 | Дорожные знаки | Игра | ||
6 | Безопасная дорога от дома до школы | |||
7 | Правила поведения на дорогах иулицах | Практический | ||
8 | Мы - школьники. | Экскурсия | ||
9 | Правила поведения в школе | Практический | ||
10 | Твои новые друзья | Игра | ||
Ты и здоровье (6ч.) | ||||
11 | Что такое здоровье? | Теоретический | Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды. | |
12 | Наши помощники – органы чувств | Теоретический | ||
13 | Правила гигиены | Практический | ||
14 | Если хочешь быть здоров, закаляйся! | Практический | ||
15 | Утренняя гимнастика | Практический | ||
16 | Режим питания | Практический | ||
Мы и вещи (6ч.) | ||||
17 | Ты и вещи | Теоретический | Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов. | |
18 | Кто работает ночью | Теоретический | ||
19 | Все профессии важны. | Игра | ||
20 | Бережное отношение к вещам | Игра | ||
21 | Правила пожарной безопасности | Теоретический | ||
22 | Телефоны экстренных вызовов | Практический | ||
Родная природа (25 ч.) | ||||
23 | Сентябрь – первый месяц осени | Экскурсия | Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывать внешние признаки растения. Характеризовать условия роста растения. Выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей. Различать животных по классам (без термина). Сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных. Различать животных по месту обитания. Реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями. | |
24 | Что нам осень подарила | Практический | ||
25 | Грибная пора | Теоретический | ||
26 | Как из зерна получилась булка | Теоретический | ||
27 | Дикие и домашние животные | Теоретический | ||
28 | «Октябрь уж наступил» | Экскурсия | ||
29 | Комнатные растения | Теоретический | ||
30 | Уход за комнатными растениями | Практический | ||
31 | Ноябрь – зиме родной брат | Экскурсия | ||
32 | Звери – млекопитающие | Теоретический | ||
33 | Что мы знаем о птицах | Теоретический | ||
34 | «В декабре, в декабре все деревья а серебре…» Урок - экскурсия | Экскурсия | ||
35 | Какой бывает вода? | Практический | ||
36 | Январь – году начало, зиме середина | Экскурсия | ||
37 | Хвойные деревья | Теоретический | ||
38 | Жизнь птиц | Теоретический | ||
39 | Февраль – месяц метелей и вьюг | Экскурсия | ||
40 | Звери-млекопитающие – отдельный класс позвоночных животных | Теоретический | ||
41 | Наш уголок природы | Практический | ||
42 | Весна. Сезонные изменения | Экскурсия | ||
43 | Весенние работы | Игра | ||
44 | Растения сада и огорода | Экскурсия | ||
45 | Жизнь земноводных весной | Теоретический | ||
46 | Правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные) | Практический | ||
47 | Скоро лето | Экскурсия | ||
Родная страна (19 ч) | ||||
48 | Семья. | Практический | Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в...». Называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек. Различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы. Анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения. Воспроизводить Домашний адрес, правила дорожного движения и пользования транспортом. Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. | |
49 | О маме | Практический | ||
50 | Любимые занятия. | Практический | ||
51 | Воскресный день. | Практический | ||
52 | Взаимоотношения в семье | Теоретический | ||
53 | Где ты живешь. | Экскурсия | ||
54 | Труд людей города | Теоретический | ||
55 | Труд людей села | Игра | ||
56 | Машины, помогающие трудиться | Теоретический | ||
57 | Родной край | Теоретический | ||
58 | Дом, в котором ты живешь | Практический | ||
59 | Наша страна – Россия | Теоретический | ||
60 | Москва – столица нашей родины | Теоретический | ||
61 | Богата природа России | Теоретический | ||
62 | Мы – россияне | Теоретический | ||
63 | Народная творчество | Экскурсия | ||
64 | Мы – граждане России | Теоретический | ||
65 | День космонавтики | Игра | ||
66 | Памятные места посёлка | Экскурсия |
Материально – техническое обеспечение
Учебно-методические средства обучения
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях / Н. Ф. Виноградова – издание четвёртое, доработанное - М.: Вентана-Граф, 2011. – (Начальная школа ХХI века)/
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова – издание пятое, переработанное – М.: Вентана – Граф, 2011. – (Начальная школа ХХI века)/
Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту "Начальная школа XXI века"
/ Н. Ф. Виноградова – 4-е издание, доработанное и дополненное – М.: Вентана-Граф, 2011/
Для учащихся:
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2011.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.М.: Вентана-Граф,2011.
Дидактический материал
Комплект таблиц для начальной школы «Окружающий мир. 1класс».
Набор предметных картинок.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Современная мультимедиа – энциклопедия. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия (2 CD), ООО «Кирилл и Мефодий».
2. Большая детская энциклопедия, ЗАО «Новый диск».
3. Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM )
Интернет - ресурсы
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области | |
Белгородский региональный институт ПКППС | |
Федеральный российский общеобразовательный портал | |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | |
Образовательный портал «Учеба» | |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») |
Список литературы
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
Планируемые результаты начального общего образования/[Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. . – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – Вентана – Граф, 2011.
Беседы с учителем: 1 класс четырёхлетней начальной школы./ Под ред. Л.Е. Журовой. – Вентана-Граф, 2010.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 – 4 классы. – М.: Вентана – Граф, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего об...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по окружающему миру по программе "Начальная школа XXI века" , автор Н.Ф. Виноградова, 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс «Начальная школа 21 века».
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы для 3 класса Н. Ф...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа XXI века"
Преподавание предмета «Окружающий мир» в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века».Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Начальная школа 21 века"
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознан...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Начальная школа 21 века"
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознан...