«Красивые камни в нашем доме». Умк Перспектива,1 класс. Окружающий мир.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Кириченко Анастасия Андреевна

Цель урока: познакомить с камнями как частью неживой природы, показать красоту камней и изделий из них, научить узнавать камень в изделии.

Задачи:

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с классификацией камней.

Развивающие: развивать познавательные универсальные действия, умение слушать и вступать в диалог.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к труду других людей.

Предметные результаты:

- иметь представление о камнях как части неживой природы;

- различать часто встречающиеся поделочные камни;

- узнавать поделочные камни в изделиях;

- узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.

Метапредметные результаты:

- определять названия красивых камней (с помощью атласа-определителя и учебника);

- рассказывать о значении красивых камней и об изделиях из них в нашем доме;

- соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены.

Личностные результаты:

- осознавать значение красивых камней .

- делиться эмоционально-эстетическим впечатлением от восприятия образцов камней (на фотографиях в учебнике и в натуральном виде).

Оборудование: У учителя – образцы камней, поделки и украшения из них; презентация о камнях, мультфильм «Серебряное копытце», фильм о кораллах.

У учащихся – учебник , рабочая тетрадь, атлас-определитель.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_pov.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 1 «» классе

На тему «Красивые камни в нашем доме»

Санкт-Петербург
2017

Цель урока: познакомить с камнями как частью неживой природы, показать красоту камней и изделий из них, научить узнавать камень в изделии.

Задачи:

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с классификацией камней.

Развивающие: развивать познавательные универсальные действия, умение слушать и вступать в диалог.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к труду других людей.

Предметные результаты:

- иметь представление о камнях как части неживой природы;

- различать часто встречающиеся поделочные камни;

- узнавать поделочные камни в изделиях;

- узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.

Метапредметные результаты:

- определять названия красивых камней (с помощью атласа-определителя и учебника);

- рассказывать о значении красивых камней и об изделиях из них в нашем доме;

- соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены.

Личностные результаты:

- осознавать значение красивых камней .

- делиться эмоционально-эстетическим впечатлением от восприятия образцов камней (на фотографиях в учебнике и в натуральном виде).

Оборудование: У учителя – образцы камней, поделки и украшения из них; презентация о камнях, мультфильм «Серебряное копытце», фильм о кораллах.

У учащихся – учебник , рабочая тетрадь, атлас-определитель.

1.Орг.момент.

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Андреевна, сегодня я у вас проведу урок по окружающему миру.

2.Самоопределение к учебной деятельности.

У: Сегодня мы будем говорить об одном из предметов неживой природы. Угадайте, о каком, вставив пропущенное слово в пословицу:

Д:  «Под лежачий…вода не течет». (камень)

У: - Как вы понимаете эту пословицу? (слайд)
Д: призыв к действию, поскольку утверждает, что ничего не делая, ничего не достигнешь. Лежачий камень, валун, который служит символом лени, невозможно сдвинуть с места, даже вода его обтекает, настолько глубоко он вошел в землю. Так и человек, который ни к чему не стремится и ничего не хочет делать уходит в свою лень, его ничего не трогает и все события протекают мимо него.
 

У: Вспомните название раздела, который мы изучаем и назовите  тему нашего урока

Д: «Красивые камни в нашем доме»

Сегодня на уроке мы узнаем:

  • Что такое камни? 
  • Как они появились?
  • Чем отличаются друг от друга?
  • Сведения о некоторых камнях.
  • Как человек использует камни в своей жизни?

3. Изучение нового материала.

1)Что такое камни? 

У: Чтобы ответить на этот вопрос, откроем учебник на стр. 60. и прочитаем первое предложение. (Чтение учебника)

Д: - Камни - часть неживой природы.

 У: Этот предмет с давних времен прочно вошел в жизнь человека. Ещё много тысяч лет назад он использовался как орудие труда. Им можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи, высекать огонь. А блестящими и цветными - человек издавна любил украшать себя и свое жилище.

У: Давайте рассмотрим камни, которые нарисованы на странице учебника 60. Вам знакомы какие-нибудь из этих камней? (показывать каждый камень)

У: Давайте посмотрим теперь на страницу 61. Рассмотрите фигурки. Назовите, из каких камней они сделаны.

2) Как они появились?

У: Как вы думаете, как появились камни? (Ответы детей)

У: Некоторые камни появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных организмов, со временем превращаясь в камень.

У: Остатки организмов превращались в известняк. Кто знает, где мы встречаем этот камень?

У: В школе мы также пользуемся известняком, кто догадался, что это?

Д: Мел

У: -Большинство камней рождаются в глубинах Земли и вместе с раскаленным внутренним веществом Земли магмой выносятся на поверхность во время извержения вулкана.


У: Кто запомнил, как рождаются камни?

Д: (ответы)

3) КАКИЕ БЫВАЮТ КАМНИ?

 У: Ребята, кому известен этот человек?

У: - Это Михаил Васильевич Ломоносов. Он первым в России обратил внимание на историю самой Земли, на историю образования камней, на то, какие бывают камни. Ломоносов обратился к жителям России с просьбой присылать ему различные камни. Он внимательно изучал их. И составил перечень камней России.
- А сейчас в природе насчитывается около 3000 видов камней. Мы с вами познакомимся с малой частичкой.

По каким признакам они различаются?

Отличаются по цвету, форме, разным узором.

  • Сведения о некоторых камнях.

1)Гранит (ПРОГОВОРИМ НАЗВАНИЕ ХОРОМ)

У: В Граните  отчетливо видны цветные зернышки. Найдите гранит у себя в учебнике.

У: Как вы думаете, где используется гранит?

Благодаря своей прочности гранит используется при строительстве зданий, станций метро, опор мостов. Из него делают памятники, набережные, используют для облицовки зданий. Цвет у гранита разный: серый, розовый, красный

У: Давайте посмотрим, что сделано из гранита в Санкт-петербурге?

Например:

Ме́дный вса́дник — памятник Петру I 

Кто знает где он находится?
Д: На
Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

В Санкт-Петербурге пьедесталом памятника Петру I служит камень-великан из гранита, найденного на берегу Балтийского моря. Этот камень несколько месяцев вырубали 400 мастеров-каменотёсов. Была сооружена специальная дорога, чтобы доставить камень к воде. Камень погрузили на громадный плот, который буксировали два боевых корабля.

У: Египетские сфинксы на Университетской набережной. Из всех петербургских сфинксов только эти скульптуры привезены из Египта. Сфинксы представляют собой статую лежащих львов с человеческими головами.

Что узнали о граните? (Ответы детей)

2)Селенит (Скажем вместе это слово)

У: Следующий камень был назван в честь греческой богини Луны-Селены. Найдите его в учебнике. Селенит – это «родственник» того самого гипса, который накладывают на сломанную руку или ногу. Однако селенит красив своими переливами, он как будто пронизан лунным светом. Поэтому его иногда называют лунным камнем. Селенит — мягкий камень, его используют только для маленьких поделок, украшающих жилище людей.  Камень может быть желтого, розовато-белого цвета .

3)Лазурит(проговорим хором)

У: Этот камень известен с глубокой древности . Лазурит добывают в нашей стране в горах около озера Байкал. И он как будто впитал краски самого озера. Цвет камня от бледно- синего до сине-фиолетового. Лазурит считается лечебный камень.

Что запомнили о двух изученных камнях?

4)Янтарь

У: Отличительные особенности камня – золотистый цвет, напоминающий
солнечный свет, прозрачность или полупрозрачность - это застывшая смола древних хвойных деревьев. Особенно много янтаря находят на побережье Балтийского моря, где его выбрасывают на берег волны. Из янтаря делают различные украшения и картины. В Екатерининском дворце (Г.Пушкин) есть Янтарная комната.

Согласно легенде- однажды небо не выдержало огромной тяжести большого солнца и случайно уронило его в море. Холодные волны остудили его при падении, а острые скалы на морском дне раскололи его на мелкие кусочки.

У: Кто запомнил легенду и может повторить легенду о янтаре?

5)Бирюза- обозначает «камень счастья». (находим его в учебнике)

У: Бирюза — камень - голубого или даже зеленого цвета. Её цвет очень нестойкий. На солнце он бледнеет, а под воздействием мыла, духов, спиртов зеленеет. Поэтому с украшениями и талисманами из бирюзы надо очень бережно обращаться.

6)Малахит.
У: Обычно из 
малахита делали не очень большие вещи: броши, запонки, шкатулки, но уральские умельцы научились создавать большие вазы, столешницы, облицовку каминов и колонн. В Эрмитаже есть малахитовая гостиная, в которой все облицовано уральским малахитом. 

Кто знает писателя Павла Бажова? А какие произведения он написал? Малахит известен и по сказам «Малахитовая шкатулка», "Хозяйка медной горы. «Серебряное копытце».

Может быть кто-то из вас смотрел мультфильмы, снятые по этим произведениям.

-
Физминутка

По ровненькой дорожке 

 По ровненькой дорожке,        

 Дети идут шагом, 

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,      

прыгают на двух ногах, 

По камешкам, по камешкам...

В яму — бух!                          

приседают на корточки 

Первичное закрепление:


Практическая работа.

Ваша задача догадаться из какого камня изготовлено каждое изделие. (Отвечаем по руке)

(малахит, гранит, селенит, янтарь, лазурит, бирюза)

Д: Лишний -коралл

У: О каком из этих камней мы еще не говорили? (кораллы)

У: Что вы знаете о кораллах, кто видел их в природе? –

Кораллы -это удивительные камни. Их создали полипы-маленькие морские животные не больше муравья, их сотни тысяч. Год за годом они строят себе известковые домики, в результате и получаются такие подводные замки. Чтобы полипы строили- место должно быть не глубокое, светлое и теплое, а вода чистая и соленая. Кораллы бывают красными, чёрными, жёлтыми, белыми… .

Кто может повторить что запомнил?

У: Как человек использует камни в своей жизни?

У: Некоторых камней в природе не так уж много. И их считают драгоценными, очень дорогими. Как вы думаете, где их используют?

Д: -Их используют в украшениях.

У: Рассмотрим украшения с камнями.

 Это красный рубин, он может быть и розовым.

У: Это аметист. Александрит – камень, который умеет менять цвет в зависимости от температуры и освещения. Он может стать серым, розовым, сиреневым и даже зелёным.
А королём среди драгоценных камней считается алмаз.

У: - Почему на экране появился головной убор, кто объяснит?

Д: Он украшен драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и золотом.

У: Это шапка — головной убор русских великих князей и царей.

У: -В природе насчитывается около 3000 разных камней. "Каждому камню свое дано"говорил Бажов.

У: -Хотите узнать какой камень является вашим талисманом? Для этого найдите месяц в котором вы родились и прочитайте название камня снизу.

Назовите ваш талисман

У: По произведению Бажова снят мультфильм «Серебряное копытце», фрагмент которого я предлагаю для просмотра. 

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА

У: Вы что-то почувствовали при просмотре эпизода?

(Кажется, в глазах у Даренки было счастье, что она увидела этого козлика. И Кокованя был удивлен, что действительно козлик-то есть. Они не побежали собирать драгоценные камни - в этом их бескорыстие и простота души).

4. Рефлексия

Наш урок подходит к завершению.
У: Давайте еще раз вспомним все изученные камни выполнив упражнение в рабочей тетрадке на странице 46 №1.



У: -О каких еще камнях мы говорили?

У: Какое задание показалось вам самым сложным?

У: Что вам больше всего понравилось?

5.Орг. конец урока

У: Присмотритесь к камням вокруг себя. Поищите их специально. Интересные

камни наверняка найдутся во дворе, на даче, в сквере, на берегу реки или моря.

Полюбуйтесь ими и оставьте для своей коллекции несколько камешков.

Обязательно побывайте в музее, где можно познакомиться с камнями. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Перспектива". Урок окружающего мира. 1 класс. Тема: Красивые камни в нашем доме.

Задачи урока: познакомить с камнями как частью неживой природы, показать красоту камней и изделий из них, учить узнавать камень в изделии....

Презентация к уроку по окружающему миру. Тема: "Красивые камни в нашем доме" по УМК "Перспектива"

Презентация может быть использована на уроке по Окружающему миру.  Тема "Красивые камни в нашем доме УМК "Перспектива" по учебнику А.А. Плешакова....

Презентация к уроку окружающего мира "Красивые камни в нашем доме"

Презентация к уроку окружающего мира "Красивые камни в нашем доме" познакомят учащихся с тем, как человек использует природные камни для украшения своего дома. Какие изделия делают из гранита, ма...

"Красивые камни в нашем доме". Окружающий мир

"Красивые камни в нашем доме". Окружающий мир...

Презентация. Окружающий мир 1 класс. Красивые камни в нашем доме

Презентация на тему "Красивые камни в нашем доме" к уроку окружаюего мира 1 класс УМК "Перспектива".Повторение темы "Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество"...