Урок окружающего мира 4 класс "Жизнь леса"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Медведева Ольга Игоревна

Урок окружающего мира 4 класс на тему "Жизнь леса" с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass._zhizn_lesa.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

УМК «Школа России»

Предметная область: Окружающий мир (автор А.А.Плешаков)

Класс: 4

Тема: Жизнь леса.

Цели: закрепление знаний учащихся об особенностях природы леса, животном и растительном мире; развитие устной речи, логического мышления, умение сравнивать и делать выводы; воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники; компьютерная презентация «Жизнь леса»,аудиозаписи «Звуки леса»,  корзинка с грибами, шапочки зверей, тест , памятки «Правила поведения в природе», маркер - текстовыделитель, песочные часы 1-5 мин.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой; получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные : использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД ):

 Познавательные:  извлечение необходимой информации в ходе освоения новой темы; дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: ориентирование в учебнике; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. 

Личностные: понимают значение знаний для человека.

СЛАЙД 1 музыка фоном с картинкой лес

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Я желаю вам хорошего настроения. А чтобы оно у вас появилось и не покидало вас, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Замечательно. Все готовы к уроку. Молодцы!  Скажите, пожалуйста, а вы весёлые ребята? Дружные? А путешествовать вы любите? А в гости ходить?

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся? ( В лес)

- А для чего мы туда пойдём, как вы думаете? (Узнать, кто там живёт, какие растения растут)

- Правильно. А встречать нас будет

Очень странный старичок,
Вместо носика - сучок!
По лесу гуляет -
Лес он охраняет.
А зовётся старичок...
Старичок...                
(ЛЕСОВИЧОК)  СЛАЙД

- Правильно. Это старичок-лесовичок.

- А кто из вас был в лесу, поднимите руки? Хорошо.

- Как вы понимаете, что такое лес?

- Учёные-экологи называют лес природным сообществом.

- Скажите,какова же тема нашего урока? (Лес, жизнь леса)

- Молодцы! Откройте свои тетради, запишите дату. И тему урока «Жизнь леса». СЛАЙД

- Кто может показать на карте зону лесов нашей страны?

- А как вы понимаете слово «сообщество»? Ответы детей.

СЛАЙД  В толковом словаре Ожегова дано такое определение слова «сообщество» -

  1. Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели.
    2. Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

Нас будет интересовать второе определение, потому что нам надо будет найти ответ на очень непростой вопрос:

Почему лес называют природным сообществом? СЛАЙД-вопрос

3. Актуализация опорных знаний.

- Но прежде, чем отправиться в гости, давайте подумаем, что нам необходимо с собой взять. На столе лежат предметы. Какие из них нам пригодятся?

(два человека - кто быстрее соберёт рюкзак) - проверка - пригодится или нет.

Ну вот, теперь готовы. А давайте вспомним правила поведения в гостях, а именно, в лесу. СЛАЙД

- Ну вот, правила вспомнили, можно и в путь. СЛАЙД

Хорошо в лесу зелёном!

Травы стелются ковром,

А резные листья клёнов

Укрывают нас шатром.

Мы идём лесной тропою,

Смотрим мы по сторонам,

Пахнет травами и хвоей,

Блики бродят по стволам.

4. Первичное усвоение новых знаний.

- А пока мы идём, посмотрите  и послушайте одну историю.

Мультфильм «Как художник лес рисовал»

Однажды один художник решил нарисовать лес
– Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
 Нарисовал берёзы, ели и сосны, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал маленького человечка - старичка-лесовичка.  Повесил картину, а через некоторое время увидел только сухие стволы.

- Что случилось? – удивился художник. – Почему мой лес засох?
 – Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
 Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- Ты забыл нарисовать грибы, - сказал лесовичок художнику.

 Нарисовал художник и грибы. Но лес продолжал чахнуть.
 – А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья, да так, что и листьев не стало видно. Ребята, как вы думаете, почему так произошло? (Не было птиц.) Правильно.
 – Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды – не унимался старичок-лесовичок.
 Дорисовал,  но лес всё равно стал чахнуть.
 – Нарисуй жабу и ящерицу!
 – Нет, – сказал художник.
 Долго спорили, и художник согласился и ещё дорисовал много разных зверей.  Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышалось...
. Вот теперь получился настоящий лес!  Здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. А вот  старичок-лесовичок куда-то исчез. А может, он просто  притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в нём тысячи жителей, да так, что их невозможно увидеть. Но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе – это и есть лес.


 - Ответьте мне, ребята, почему у художника сразу не получилась картина? (Потому что в природе всё живёт как один целый организм.)

- Правильно. Ну вот, мы и пришли в лес. А вот и старичок-лесовичок.  

СЛАЙД Ребята, старичок-лесовичок предлагает нам поиграть в игру: отгадать загадки о растениях, Но не просто отгадать, а ещё и записать, к какому виду они относятся - травы, кустарники или деревья. Запишите, пожалуйста, в своих тетрадях в три столбика три слова - травы, кустарники, деревья. Готовы?

СЛАЙД Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него –

И не будет ничего.   (Одуванчик) 

СЛАЙД Что за дерево стоит:

Ветра нет, а лист дрожит?   (Осина)

СЛАЙД Это зелье ты не тронь,

Жжётся больно, как огонь.   (Крапива) 

СЛАЙД Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)

СЛАЙД Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой

Стоит над горой.  (Берёза)

Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.  
(Смородина красная и чёрная)

СЛАЙД Белая корзинка,

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.   (Ромашка) 

СЛАЙД У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.   (Сосна) 

СЛАЙД Он красивой розе брат,

Если ты не виноват,

Всё равно имей в виду,

Может уколоть в саду. (Шиповник)  


- Молодцы!

- Дом у старичка-лесовичка большой, трёхэтажный. СЛАЙД

- Ребята, скажите, а что ниже – трава, кустарник или дерево? (Трава.)

- На каком этаже растут травы? (На нижнем) Правильно. Давайте проверим, верно ли вы записали названия трав в своих тетрадях. - ромашка, крапива, одуванчик

- А что растёт на втором?

- А на самом верхнем?  

- Молодцы! Эти этажи называются ярусами. А как вы думаете, почему деревья растут на самом верхнем этаже? (Деревья получают много света. Другим растениям леса его требуется меньше, и поэтому они могут жить в тени деревьев.)  

- У нас на табличках остались ещё названия. Прочитайте их. Что это – растения или животные? (Грибы)

- Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. А на каком этаже они живут? (На нижнем)

- Правильно!  

 - Старичок-лесовичок приготовил корзину с грибам и предлагает нам отгадать, какие грибы он в ней спрятал. Найдите название гриба и закрасьте буквы.  (Ответ: груздь, лисички, мухомор, волнушка, опята, боровик, рыжик.

- Один гриб в корзине лишний. Какой? (Мухомор) Почему? (Ядовитый) 

- А вы знаете, что мухомор – один из самых лучших помощников растений? Ведь нити его грибницы, как и других грибов, срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. А чем ещё полезен мухомор? (Им лечатся многие животные, например, лоси.)

Минутка релаксации.

- Притомились немного? Сейчас мы с вами немного отдохнём. Сядьте так, как вам удобно. СЛАЙД -

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Вы спокойно отдыхаете…

Вы спокойно отдыхаете…

Ваши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают…засыпают…

Отдыхают…засыпают…

Шея не напряжена

И рас-слаб-ле-на.

Дышится легко,

Свободно, глубоко… (длительная пауза)

Вы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо вам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулаки сжимайте,

Их повыше поднимайте…

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Веселы, бодры вы снова?

К продолжению готовы?

Молодцы! Тихонечко садитесь.

4. Первичная проверка понимания

- А теперь старичок-лесовичок предлагает нам осмотреть его дом и познакомиться с обитателями каждого этажа. СЛАЙД

- В любом доме есть подвал. Есть он и в лесном доме. Кто же живёт в подвале этого дома, то есть под землёй? (КРОТ)

- Молодцы! Поднимаемся выше, на первый этаж. Ребята, а у вас дома на полу что лежит? (Ковёр.) А в лесу тоже есть ковёр, и называется он лесная подстилка. Какую роль она играет в жизни леса? Давайте найдём ответ на этот вопрос в учебнике на с.168. (Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль в жизни леса. Она состоит из опавших листьев и других отмерших частей растений. Под действием бактерий она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем.Так поддерживается круговорот веществ в лесу.

Работу бактерий облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки растений перегнивают быстрее. Учёные доказали это таким опытом. В два одинаковых сосуда набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней были бактерии, насекомые и их личинки, а в другом - только бактерии. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху и сгнила, а во втором сохранялась довольно долго.)

- Итак, какую же роль играет лесная подстилка? (Обогащает почву перегноем, поддерживает круговорот веществ) А ежам, божьим коровкам, медведям лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холодов.

- Кто живёт на нижнем этаже леса? Давайте расселим животных. Мышь, кабан, лиса, заяц, ёж

- Поднимаемся на второй этаж. Кто живёт здесь? Соловей, дрозд

- Наконец, мы пришли на самый верхний этаж. Кто же здесь живёт? Дятел, белка

- Молодцы! СЛАЙД -Ой, ребята, ходили мы, ходили, а лесовичок наш вон уже где – возле своей любимой ёлочки.

- Ель знакома всем нам с детства. Круглый год она зелёная. А почему? (Ответы детей) Да потому, что листок-иголка живёт 2-3 года, и опадают иголки не сразу, а постепенно, в течение всего года. Одни иголки опадают, а другие растут. Ель любят птицы. И медведь чаще строит свою берлогу под елью. А какие ещё есть у ёлочки друзья?  Это мы узнаем, отгадав загадки, да и сами перевоплотимся в этих друзей.

С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал.   (Белка) (Вызываю правильно ответившего ученика к доске и надеваю ему шапочку белки.)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она.   (Мышка) (Вызываю правильно ответившего ученика к доске и надеваю ему шапочку мышки.)

Под дубочком, под листочком

Свился, скрючился клубочком.   (Ёж)  (Вызываю правильно ответившего ученика к доске и надеваю ему шапочку ежа.)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.   (Заяц) (Вызываю правильно ответившего ученика к доске и надеваю ему шапочку зайца.)

- Старичку-лесовичку очень понравились наши звери и он просит их рассказать немного о себе и о том, почему они дружат с его любимой ёлочкой.

(Белка. Я большая озорница, у меня пушистый хвост. Я питаюсь еловыми шишками.)

(Мышка. Я маленькая, серенькая. Питаюсь семенами еловых шишек.)

(Ёж. Я маленький, но колючий. В случае опасности сворачиваюсь в клубок. Люблю отдохнуть под ёлочкой.)

 (Заяц. Я быстрый и ловкий, убегая, запутываю следы. Летом у меня шубка серенькая, а зимой беленькая. Я питаюсь еловой корой.)

- Спасибо вам!

-Ой, ребята, старичок-лесовичок мне говорит, что к нашей ёлочке ещё гости спешат. Кто они?

Шубка рыжая на ней,

Пышный хвост её краса,

Это рыжая …   (Лиса) (Вызываю правильно ответившего ученика к доске и надеваю ему шапочку лисы.)

- И ещё один гость.

На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.   (Волк)   (Вызываю правильно ответившего ученика к доске и надеваю ему шапочку волка.)

- А вы с чем пожаловали? Какую вы пользу приносите? Ну-ка, волк, отвечай.

(Я – санитар леса. Питаюсь больными животными, зайцами, например, чтобы они не заражали остальных.)

- Получается, ты можешь зайчика съесть, а зайчик у нас еловой корой питается. (Зайчику дать рисунок еловой коры.) Что же это получается? Как эта связь называется?  (Цепь питания)

- Возьмитесь за руки, чтобы мы все эту цепь питания увидели. (Дети берутся за руки) Назовите эту цепь питания. (Кора – заяц – волк)

- Спасибо, садитесь на места.

- А ты, лиса, что расскажешь? Чем кормишься? (Ежами и мышами.)

- Значит, ты ежей кушаешь, ежи мышами питаются, а мыши семенами ели. (Мышке дать рисунок семян ели.) Возьмитесь за руки, образуя цепь питания. Ребята, назовите ещё раз эту цепь. (Семена – мышь – ёж - лиса)

- Молодцы, садитесь.

-А ты, белочка, что скажешь? Кто за тобой охотится? (Куница)

- Назовите эту цепь питания. (Шишки – белка – куница.)

- Ребята, оказывается, мы с вами сейчас не только с друзьями ёлочки познакомились, но и цепи питания составили.

СЛАЙД Цепи питания

- Запишите эти цепи питания в свои тетради.

Значит, в лесу животные не только живут, но и что делают? (Находят пищу.)

- Давайте теперь ответим на вопрос: как живут в лесу живые организмы - отдельно или сообща? (Сообща)

- Можем ли мы сказать теперь, что лес - это природное сообщество? (Да)

СЛАЙД - Молодцы!

СЛАЙД 

- Ребята, тише, старичок-лесовичок мне что-то сказать хочет.  Ах, да, конечно. Ребята, лесовичок очень беспокоится, ведь скоро Новый год. Как вы думаете, из-за чего он переживает? (Из-за ёлочки. Ведь многие люди живые ёлочки срубают на праздник. Эти ёлочки постоят несколько дней, а потом их выбрасывают.) Как же мы можем помочь лесовичку? (Нужно покупать искусственные ёлки.) Правильно. Не переживай, лесовичок, наши ребята не будут твою и другие ёлочки срубать, да и остальным скажут, чтобы этого не делали. Правда, ребята? (Да.)

6.Первичное закрепление и проверка.

- Ну вот, лесовичок наш сразу повеселел и предлагает нам поиграть. Встаньте, пожалуйста, выйдите в прохд между рядами и послушайте задание.

- Я буду говорить названия растений и животных, а вы распределять их по тем этажам, на которых они живут. Если это нижний этаж, вы садитесь на корточки, если второй, то встаёте, а если самый верхний, встаёте и руки поднимаете вверх. Готовы?

- глухарь 1, сосна 3, малина 2, сова 3, кабан 1, калина 2, берёза 3, лиса 1, смородина 2, ландыш 1, клёст 3, крапива 1, соловей 2, клён 3, шиповник 2, осина 3,  дрозд 2.

- Пока мы играли, старичок-лесовичок нам ещё задания приготовил. У вас на партах лежат Тесты. Возьмите первый листик, подпишите сверху имя и фамилию.

Вам нужно решить два теста, в первом выбрать правильный ответ, а во втором написать, согласны ли вы с утверждением - да или нет.  Времени на это 5 минут. Готовы? Время пошло! (Песочные часы.)

 - А теперь поменяйтесь друг с другом листочками. Возьмите простой карандашик и проверьте ответы друг друга.

- А теперь поменяйтесь обратно листочками и проверим снова.

 Давайте проверим наши тесты - возьмите простой карандашик и зачёркивайте неправильные ответы. Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки. Поставьте себе «5». Поднимите руку, у кого одна или две ошибки. Поставьте себе «4». Если у вас три и более ошибок, значит, надо ещё раз повторить дома всё, о чём мы сегодня говорили.

- Ой, ребята, что-то наш лесовичок опять погрустнел. Я знаю, в чём дело. Он никак не может задачки решить. Да только задачки эти не простые, а экологические. Поможем лесовичку. (Да.) Тогда слушайте внимательно.

Задача №1. Однажды в лес пришли ребята. Вот какая история произошла с мальчиком Андреем.

- Вот и кострище здесь. Давайте сделаем костёр, - предложил Андрей.

- Зачем здесь? Идём вот под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, а землю откинули подальше, чтоб не мешала.

- Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки.

(Надо костёр разводить только на кострище, и ни в коем случае не под деревом, так как может начаться пожар. Землю тоже нельзя далеко откидывать, потому что затушить костёр можно не только водой, но и забросав землёй.)

Задача №2. Андрей увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему захотелось узнать, что в нём находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Андрею взять их домой, но он этого не сделал.

- Как вы думаете, правильно ли поступил Андрей? Почему? (Правильно.)

- Какие молодцы! И старичок-лесовичок рад, что вам у него в гостях понравилось. Он спрашивает, придёте ли вы ещё к нему в гости? (Да.) А чтобы вы или ваши родственники и друзья не забыли правила поведения лесу, лесовичок заранее попросил меня раздать всем вам вот такие памятки.

На опушке посидели,

Всё вокруг мы поглядели.

А теперь давай с тобой

Мы отправимся домой.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  СЛАЙД

Откройте дневники, запишите задание на дом.

1.Повторить правила поведения в лесу, разучить их с младшими братишками и сестрёнками, а также с родителями.

2.Прочитать текст на с., ответить на вопросы.

3.И по желанию - написать письмо от имени Лесовичка о том, какую пользу приносит лес человеку.

8. Выставление оценок.

За активную работу на уроке получают «5» …

9. Рефлексия СЛАЙД - с музыкой леса.

- Ну вот и пришло время подвести итог нашему удивительному походу в гости. Скажите, понравилось ли вам у старичка-лесовичка?

- Что вы можете сказать о жизни леса? (растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землёй.)

- Как живут в лесу живые организмы – отдельно или сообща? (Сообща.)

- Значит, как можно назвать лес? (Лес – природное сообщество.)

 Ребята, у вас на партах лежат смайлики. Давайте украсим наши ёлочки смайликами-игрушками в соответствии с тем настроением, которое вызвал наш урок. Если вы считаете, что у вас всё получилось хорошо, вам было комфортно на уроке, повесьте на ёлочку улыбающийся смайлик. Если что-то не очень получилось, повесьте нейтральный. А если кому-то вдруг  было неуютно, повесьте на ёлочку грустный смайлик.

(Дети вешают)

8. Выражение благодарности.

- Ребята, все вы на уроке были дружными, активными.  Спасибо вам за работу! Наш урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Животные леса"

Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...

Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс

Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....

Урок окружающего мира "Жизнь леса. Природное сообщество-лес"

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру  (4 класс)...

Презентация к уроку окружающего мира "Этажи леса".

Материал презентации разработан на произведении Ю.Дмитриева "Что такое лес"....

Урок окружающего мира "Животные леса"

Урок окружающего мира "Животные леса"...

Урок окружающего мира "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Материал открытого урока окружающего мира (4 класс. УМК "Школа России")...

методическая разработка- презентация к уроку окружающего мира" Жизнь леса"

в презентации представлен маиериал в помощь к уроку  по окружающему миру "Жизнь леса"...