Урок -путешествие по окружающему- миру "занимательные растения"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
урок -путешествие по окружающему- миру "занимательные растения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_okruzhayushchiy_mir.docx | 47.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательный урок
Пространство и ориентирование в нем. План, карта, глобус
Загадки
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все – и млад и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)
Шар невелик,
Лениться не велит.
Если знаешь предмет,
То покажет весь свет. (Глобус)
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
Одноногий, но стою,
Знаю службу я свою.
На моей ноге одной
Шар удержится земной. (Глобус)
Страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря без воды. (Географическая карта)
Край виден, но дойти до него невозможно.
Я иду – и он идет. Я стою – и он замрет.
Спустился я пониже – стал край ко мне поближе. (Линия горизонта)
Что за линия вдали?
Может, это край Земли?
Не дойти и не доплыть...
Помоги вопрос решить! (Линия горизонта)*
Бежать, бежать – не добежать,
Лететь, лететь – не долететь. (Горизонт)
Он и летом и зимой –
Между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он все будет впереди. (Горизонт)
Под стеклом сижу,
На север и на юг гляжу.
Со мной пойдешь –
Дорогу обратно найдешь. (Компас)
"Ведающий югом"
Будет тебе другом,
Направление укажет,
Куда идти, подскажет. (Компас)*
Качается стрелка туда и сюда,
Укажет нам север и юг без труда. (Компас)
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой,
Умещается в кармане,
А ведет нас за собой. (Компас)
Где бы ты ни находился,
Если только заблудился,
Он укажет тебе, друг,
Путь на север и на юг. (Компас)
На ладонь он ляжет весь.
Не часы, а стрелка есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться. (Компас)
1. "Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев – словно двенадцать разных стран. Проплывает мимо лазоревая весна, зеленое лето, золотая осень, белая зима. Мы летим вокруг Солнца" (Н.Сладков).
Объясните, почему автор сравнивает Землю с ракетой? Почему на нашей планете происходит смена времен года?
2. Глобус – модель нашей планеты. Он дает самое верное представление о взаимном расположении материков и океанов, рек, городов, гор. Но почему же глобусы имеют меньшее распространение и применение, чем карты?
3. Почему ученые называют глобус почтенным, старейшим изобретением человечества?
4. Глобус – это модель Земли. Глобус показывает форму Земли, характер ее поверхности, но только в уменьшенном виде.
На Земле есть вода, она обозначена на глобусе голубым цветом, есть суша, которая обозначена зеленым, коричневым, желтым цветами. На глобусе также нанесены пересекающиеся линии, а на Земле их нет. Почему же они есть на глобусе?
5. Если на карту Земли посмотреть –
Земли на Земле всего одна треть...
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться – ВОДА! (А.Усачев)
Согласны ли вы с автором этого шуточного четверостишия?
6. В давние времена люди придумали глобус, чтобы более точно передать форму нашей планеты. Округлость Земли доказывали уже древние греки. Самым старинным из дошедших до нас глобусов считается глобус Мартина Берхайма, изготовленный в 1492 году. Его называли "земным яблоком", потому что по форме он напоминал именно яблоко.
Почему же сегодня ученые сравнивают Землю не с шаром, не с яблоком, а с огромной тыквой?
7. Иногда строение Земли сравнивают с вареным куриным яйцом. Объясните, почему это сравнение не совсем удачно?
8. Земля находится на том же расстоянии от Солнца, что и Луна. Но поверхность Луны нагревается днем до +100 ОС, +170 ОС. А с наступлением ночи остывает до –200 ОС. Почему же наша планета никогда не остывает и не нагревается так сильно, как Луна?
9. Магнитную стрелку на север манила
Какая-то всем непонятная сила.
И вот разгорелись научные споры:
Что тянет ее в ледяные просторы?
Медведи? Тюлени? Коварные льды?
А может, сиянье Полярной звезды?
А вдруг оттого эта стрелка дрожит,
Что видит, как в воду ныряют моржи?
Учитель Попов, улыбаясь, ответил:
– Ох, любите вы фантазировать, дети!
Науке известно давно, что манит
Магнитную стрелку обычный магнит... (А.Усачев)
О каком магните идет речь в этих стихах? Почему магнитная стрелка компаса всегда показывает на север?
10. Слово "климат" означает по-гречески "наклонение". Что подразумевали древние ученые под этим словом? От какого наклонения зависит климат?
11. Писатель-географ Н.Н. Михайлов в книге "Иду по меридиану" пишет, что длился день, равный примерно 180 суткам. Солнце ходило по кругу почти на одной высоте: невозможно было ни угадать, который час, ни сообразить, в какой стороне юг и Москва.
О каком месте Земли пишет автор?
12. Можно ли совершить кругосветное путешествие, направляясь строго на запад, на восток, на север, на юг? Ответ поясни.
13. Когда был изобретен компас, некоторые исследователи считали, что стрелку компаса притягивает Полярная звезда. Почему они были не правы?
14. Почему на экваторе день равен ночи круглый год?
15. Почему параллель, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария, люди назвали экватором?
16. Возможно ли такое, что, посмотрев в любую сторону, можно увидеть только север? Объясни.
17. С давних времен еще первые мореплаватели, уходя в открытое море, наблюдали, как за горизонтом скрывалась земля. Но почему только в XVI веке загадка горизонта была объяснена?
18. На ровной поверхности мы видим вокруг себя горизонт на 4–5 км, а поднявшись на высоту около
100 м, мы увидим горизонт шириной 36 км. С высоты 10000 км можно увидеть 113 км горизонта, а поднявшись в космос на высоту 30000 км, можно увидеть всю нашу планету. Что же происходит во всех этих случаях с горизонтом?
19. Незнайка решил доказать своим друзьям коротышкам, что край света существует. Он отправился искать край света, чтобы нарисовать его.
Вышел он на улицу, посмотрел вдаль. "Ага, вон та линия, которая соединяет землю и небо, и есть край света!" – воскликнул Незнайка.
Долго шел Незнайка, много видел красивых мест и в конце концов очутился в своем Цветочном городе.
Ребята, как вы думаете, существует ли край света? Что это за линия, которую Незнайка назвал краем света? Объясните, почему Незнайка не нашел его.
20. Два друга оказались во время дождя в лесу. Они заблудились, но знали, что выходить им нужно на север. Как только закончился дождь, решили выбраться из леса. Все деревья вокруг стояли мокрые.
Один мальчик решил сориентироваться с помощью компаса, другой – по стволу сосны. В итоге они пошли в разные стороны.
Кто из мальчиков выйдет из леса раньше? Почему?
21. Два путешественника отправились в путь в противоположные направления. Встретятся ли они когда-нибудь? Почему?
22. Может ли один человек видеть одновременно две линии горизонта? А два человека? Почему?
23. Отгадайте и объясните смысл загадки:
Компас дома,
Карта тоже,
Солнце в тучах.
Что поможет?
24. В приключенческой повести Марка Твена "Том Сойер за границей" описан спор Тома и его друга Гека Финна во время полета на воздушном шаре.
Друзья пролетают над Африкой, и Том говорит, что видит на земле длинную ленту, которая тянется по песку, но не может разобрать, что это такое. Знаток карты Гек Финн заявляет: – Это наверняка одна из тех линий, что нарисованы на карте. Те самые, которые называются меридианами. Стоит только нам опуститься вниз и посмотреть, какой у нее номер, и...
– Ох, и болван же ты, Гек Финн! Ты что же думаешь – меридианы протянуты по земле?.. – возражает Том.
Как бы вы разрешили этот спор?
25. Когда Гулливер попал в страну великанов, он решил определить размеры ее столицы – города Бробдингнега: "Я сам произвел эти измерения на карте, составленной по приказанию короля и нарочно для меня расположенной на земле, где она занимала пространство в 100 футов (3050 см). Я прошел несколько раз по диаметру и окружности карты, сосчитал число моих шагов и без труда определил по масштабу точное протяжение города". Измерив таким образом расстояние на карте, Гулливер узнал, что столица Бробдингнег составляет в длину около 54 миль (100008 м).
Каков масштаб этой карты? Почему он отличается от масштаба карт наших городов?
26. "Карта – несравненно более определенная и точная вещь, чем человеческая речь, устная или письменная".
Как вы объясните эти слова выдающегося географа Н.Н. Баранского?
27. Почему ученые говорят, что без карты нет географии, и называют карту "вторым языком географии"?
28. Почему планы и карты являются нашими незаменимыми помощниками?
29. Почему в верхнем левом углу плана всегда стоит вертикальная стрелка?
30. Герой романа Р.Стивенсона "Остров сокровищ" Джим рассказывал: "Много часов провел я над картой и выучил ее наизусть. Сидя у огня в комнате домоправителя, я в своих мечтах подплывал к острову со всех сторон. Я исследовал каждый его вершок, тысячи раз я взбирался на высокий холм, названный Подзорной Трубой, и любовался оттуда удивительным, постоянно меняющимся видом".
О чем рассказала карта Джиму? Что означает выражение "чтение карты"?
31. В известном романе Жюля Верна "Дети капитана Гранта" Паганель вместе со своими спутниками отыскивает дорогу в Кордильерах.
Вот они идут по незнакомой южноамериканской земле, держат путь по 37-й параллели. С ними проводник, но оказывается, что Паганель превосходно знает дорогу. Удивленный проводник спрашивает: "Вы, значит, проезжали в этих краях?" – "Разумеется!" – серьезным тоном ответил Паганель. – "На муле?" – "Нет, в кресле".
Объясните ответ Паганеля.
32. Известно, что труднее всего изобразить на карте рельеф местности, так как на плоскости (в данном случае на листе бумаги) есть только два измерения – длина и ширина.
Каким образом все же возможно изобразить и третье измерение – высоту рельефа? Посмотрев на карту, мы можем определить особенности поверхности Земли. Как мы это делаем?
33. Решил создать я карту,
Сажусь за стол и вот...
"Каким же цветом, дети,
Покрыть поверхность вод?
Холмы, равнины, горы
На карте моей есть.
В коробке красок много,
Их все не перечесть.
И я теряюсь в красках:
Какой же выбрать цвет?
Быть может, кто поможет,
Подскажет мне ответ?"*
Так какие же цвета понадобятся художнику?
Блок 2
Поверхность нашего края
Загадки
Носит бабка
Снежную шапку.
Каменные бока
Закутаны в облака. (Гора)
В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю. (Гора)
Тает снег – и я расту,
Дождик льет – и я расту,
Но расту не в высоту,
А в глубину и в ширину.
Полю хлебному я враг,
А зовут меня... (овраг)
Далеко, конца не видно,
Расстилается ... (равнина).
И в мороз, и в летний зной
Мы любуемся тобой.
Друг за дружкой тут и там
Славно бегать по... (холмам).
1. Наша Земля постоянно изменяется: возникают овраги, разрушаются горы, на их месте образуются равнины. Ученые даже говорят, что изменение поверхности Земли – это результат работы трех "великих мастеров". Что это за мастера?
2. Природа меняется с севера на юг. Продолжительность зимы и лета тоже меняется в этом же направлении: зима укорачивается, а лето удлиняется.
А может ли зима встретиться с летом в одной местности?
3. Всегда ли на высоких горах бывает снег? Почему?
4. Когда говорят о чем-то прочном, вечном, то употребляют такое выражение: "Прочный, как скала, вечный, как гора".
Почему это высказывание не совсем верно?
5. Правомерно ли утверждение, что рельеф местности влияет на погоду? Докажите свою точку зрения.
6. В Калининградской области нет высоких гор, нет скал. Почему же здесь во многих местах встречаются округлые камни-валуны?
7. Почему человек издавна боролся с оврагами? Почему можно утверждать, что он сам создал эту "вредную" форму земной поверхности?
8. Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом понижении, необходимо распахивать поперек склона?
Полезные ископаемые
Загадки
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И играть. (Песок)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ)
Росли на болоте растения...
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)
Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
Что за странный камень это?
Непонятного он цвета...
Он из зерен состоит,
Называется... (гранит).*
Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи. (Железная руда)
Без нее, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся каша несъедобной вдруг!
А если в ранку попадает – испытываешь боль.
Вы, конечно, догадались – это... (каменная соль).*
Из глубоких скважин воду извлекаем.
Что вода полезная, мы, конечно, знаем.
И прозрачная она, словно бы хрустальная
Называется вода – ... (минеральная).*
Спрятан в голубой земле ценный самоцвет.
Муравьишка в нем застыл, посмотри на свет.
Если знаешь ты о крае много о своем,
То поможешь рассказать, о чем речь ведем. (Янтарь)*
1. Шел урок природоведения в третьем классе по теме "Горные породы и минералы". На партах у ребят были разложены спички, карандаши, хлопушки, наждачная бумага, поваренная соль, порошок талька. Ребята с недоумением смотрели на учителя.
"Что общего между всеми этими предметами?" – спросил учитель. Ребята были в затруднении.
Как бы вы ответили на этот вопрос?
2. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?
3. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете?
4. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения, закричал: "Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?"
Человек, который принес цветы, рассказал, где он их нашел. Геолог его поблагодарил и сказал, что это очень важная находка.
Объясните, почему обычные лесные цветы геолог назвал важной находкой?
5. Многие ценные природные богатства сегодня недоступны человеку, не могут быть использованы, например ископаемые залежи нефти, которые находятся на глубине 15 км, ведь мы не умеем бурить скважины такой глубины. Как же извлечь оттуда нефть?
То же самое можно сказать и об угольных пластах, залегающих на глубине 3–4 км. Добывать уголь из шахт такой глубины пока невыгодно: он будет слишком дорогим.
Как вы думаете, можно ли считать полезными ископаемыми недоступные человеку месторождения? Бывают ли "бесполезные" ископаемые?
6. Почему такие полезные ископаемые, как торф, уголь, нефть, природный газ, ученые называют "кладовыми Солнца"?
7. В связи с чем академик Д.Н. Прянишников назвал торф "азотной рудой"?
8. По преданию, в 1696 году во время Азовского похода несколько кусков донецкого каменного угля показали Петру I. Один из них царь бросил в костер и, видя, как он горит, произнес историческую фразу: "Сей минерал если не нам, то потомкам нашим... полезен будет".
Объясните смысл этих слов.
9. Почему нефть называют черным золотом?
10. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?
11. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит?
12. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?
13. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо?
14. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить фигурки?
15. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему?
Почему глинистые почвы долго не просыхают?
16. Почему песок можно легко пересыпать из одного стакана в другой, а глину нельзя пересыпать?
17. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему?
18. Почему песок незаменим в стекольном производстве?
19. Почему гранит используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников?
20. Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета?
21. Почему гранит оставляет на стекле царапину?
22. Почему гранит трудно расколоть или разъединить на части?
23. Почему песок и глину можно образно назвать "детьми гранита"?
24. Почему писатель М.Пришвин назвал болота "кладовыми Солнца"?
25. Почему пожар на торфяном болоте очень трудно погасить?
26. Разреши спор двух учеников. Один утверждает, что торф легче воды, другой – что он может быть тяжелее воды. Кто прав и почему?
27. Известно, что полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых?
Вода в природе
Загадки
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Что в руках не удержать, в гору не выкатить, в решете не унести? (Вода)
Много ее – беда!
Мало ее – беда!
Нужна нам всегда
Больше, чем еда. (Вода)
Не драгоценный камень, а светится. (Лед)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лед)
Бело покрывало
На земле лежало,
Лето пришло –
Оно все сошло. (Снег)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
Бел, как мел,
С неба прилетел,
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)
Это свойство непростое,
Это свойство круговое:
Сверху вниз и снизу вверх
Ждет дорожка капель всех. (Круговорот воды)
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь)
Уж не солнце ль виновато,
Что висит на небе вата? (Облака)
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течет вода. (Тучи)
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)
Кругом вода,
А с питьем беда. (Море)
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги. (Болото)
1. "Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами... Ты самое большое богатство на свете..."
Объясните эти слова, принадлежащие известному французскому летчику и писателю Антуану де Сент-Экзюпери, самолет которого потерпел аварию в Сахаре. Почему воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты? Что может быть ценнее?
2. Почему сто лет назад воды хватало, а в наше время мы начинаем говорить об угрозе водного голода? Ведь воду никто не уничтожает. И сколько было ее на Земле миллионы лет назад, столько есть и сейчас.
3. Вода – наиболее распространенный минерал на Земле. Почему же ученые называют ее самым важным и дорогим веществом Земли? Объясните слова академика И.В. Петрянова: "Вода – это подлинное чудо природы".
4. Почему нашу Землю называют голубой планетой?
5. Почему планету Земля можно было бы назвать планетой Океан?
6. Объясните следующее высказывание: "Все доброе на Земле – от солнца, от воды, от человека".
7. Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков. "Прогулка")
Подумайте, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?
8. Почему вода испаряется с поверхности морей и океанов? Что с ней при этом происходит?
9. Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека – из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Росою искрилась поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Поверь, и я из океана!
– Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
– Знай, малыш,
И я пришла из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты? Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана!
Объясните смысл этого стихотворения. Каким образом в твоем стакане с обычной водой могут собраться капельки со всего мира?
10. Известно, что когда водяной пар встречается на большой высоте с потоками холодного воздуха, образуются облака. Облака несут очень много воды. Одно облако весит примерно 20000 тонн. Почему же оно не падает?
11. Мельчайшие капельки внутри облака находятся в постоянном движении. Они сталкиваются друг с другом, сливаются в более крупные капли. Ученые подсчитали, что для образования крупной дождевой капли диаметром 1 мм требуется не менее миллиона мелких облачных капель.
Всегда ли из большого облака идет большой дождь, а из маленького – маленький? Объясните почему.
12. Про облака сложено много загадок. Вот одна из них: "Без крыльев летят, без ног спешат, без паруса плывут". Почему же облака могут путешествовать по свету?
13. Когда над землей проходят дожди, влага впитывается почвой, стекает в реки, озера. Солнце нагревает поверхность рек, озер, морей и океанов. В атмосферу поднимается водяной пар. В воздухе пар охлаждается и образует облака. В облаках мельчайшие частички воды и кристаллики льда сгущаются и снова выпадают на землю в виде дождя и снега. Этот процесс называется круговоротом воды в природе. Но учеными установлено, что воды на Земле становится все меньше. Почему? Куда же девается вода?
14. Моряки в открытом море всегда заранее узнают о приближении земли, внимательно рассматривая небо.
Как по небу можно узнать о близости суши?
15. Что за дождь из тучи льет,
Кислотою листья жжет?
Объясните, почему бывают кислотные дожди?
16. Сравнительно недавно ученые обнаружили, что дождевая вода, казалось бы, самая чистая вода в природе, год от года содержит все большее количество кислот. Кислотные осадки выпадают в большинстве промышленных районов мира. В отдельных случаях туман и роса бывают более кислыми, чем дождь. Почему?
17. Облака, облака –
Кучерявые облака,
Облака кудрявые,
Целые, дырявые,
Легкие, воздушные,
Ветерку послушные.
(С.Михалков)
Почему метеорологи называют облака азбукой небесной книги?
18. Ах, вода, ты, вода,
Ты, вода, соленая!
Отчего ты, вода,
Не всегда зеленая?
Отчего иногда
Ты такая синяя?
То черна ты, вода,
То белее инея?..
(Б.Заходер)
Объясните, в связи с чем поэт так по-разному описывает цвет моря? Действительно ли море бывает разного цвета?
19. Почему ученые условно ставят знак равенства между Балтийским морем и озером Байкал ?
20. Балтийское море считается самым пресноводным морем в мире. Его воды имеют соленость в 4 раза меньше, чем воды Мирового океана. Объясните причины невысокой солености Балтийского моря.
21. Загадка соленой морской воды на протяжении веков волновала человека. Известна шутка: "Морская вода соленая потому, что в ней селедки плавают". "Море соленое потому, что на дне моря работает солемолка", – говорится в одной скандинавской сказке.
А действительно, почему в морях и океанах вода соленая, а в реках и озерах – пресная?
22. Долгое время некоторые исследователи считали океаны бездонными. Другие все-таки пытались обнаружить дно.
В настоящее время выяснилось, что в Мировом океане есть неглубокие участки – с глубинами до 200 метров (шельф), есть и очень глубокие "впадины" – несколько километров!
Что, по вашему мнению, произошло бы, если бы все формы поверхности Земли сгладились, а вода Мирового океана распределилась бы равномерно по нашей планете? Почему этого не происходит?
23. Почему море не переполняется, не выходит из берегов, хотя в него впадают многие реки?
24. Может ли человек управлять круговоротом воды, влиять на него? Объясни свою точку зрения.
25. Почему вода считается матерью снега, льда, тумана, дождя?
26. Семь тысяч рек, ни в чем не равных,
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих вдаль, – семь тысяч рек
Она со всех концов собрала –
Больших и малых до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной.
О какой реке идет речь в стихах А.Твардовского?
27. Известно, что снег быстро тает на открытой местности, если ярко светит солнце. Почему же снег не тает на Северном полюсе?
28. Что же "прячется" в облаках? Вставьте слова.
Что у облака внутри?
Может, в нем ... кадушка?
Может, ... подушка?
Может, в нем, как виноград,
Созревает звонкий ...?
29. Не любят люди болота: комары, мошкара... Но в то же время экологи призывают охранять болота. Почему?
Воздух, атмосфера
Загадка
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
1. Чистота воздуха во многом зависит от здоровья леса. А зависит ли здоровье леса от чистоты воздуха? Почему?
2. Почему в маленьких поселках и деревнях легче дышать и воздух бывает прозрачным?
3. Можно ли считать символом величия человека лес дымящихся труб?
4. Почему небо голубое?
5. Почему академик А.Е. Ферсман назвал атмосферу величайшим "источником минерального сырья, запасы которого практически неисчерпаемы"?
6. Разреши спор двух учеников. Один считает, что теплее всего бывает в полдень, другой – что после полудня. Кто прав? Когда в течение суток бывает теплее всего? Объясните почему.
7. Можно ли загореть в Арктике, в горах зимой? Почему?
8. Почему в Арктике и Антарктике вечная зима, а на экваторе – вечное лето?
Почва
Загадки
Черная, сыпучая,
В поле насыпана кучами.
Если хочешь, можешь брать
И сажать.
* * *
Зимой хоть бела, но черна,
Весной зелена, но черна,
Летом и осенью пестра, но все же черна.
1. Какую почву называют царем почв? Почему?
2. В два цветочных горшка одновременно посадили одинаковые растения. Ухаживали за ними одинаково. Через некоторое время одно из них разрослось и зацвело, а другое стало увядать. Когда взяли пробу почвы из горшков, оказалось, что в одном из них почва была темная, а в другом – сероватая.
Определите, в почве какого цвета выросло большое цветущее растение? Почему?
3. Почему на месте осушения болот вырастают богатые урожаи?
4. Почему для защиты почвы от разрушения необходимо сажать растения?
5. Почему при сжигании почвы появляется неприятный запах?
6. Почему в глубине тундровой почвы даже летом держится вечная мерзлота?
7. Может ли уплотнение почвы повлиять на жизнь деревьев?
8. Солнце жаркое печет,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
– Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
– Вновь я стала молода!
Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?
9. Мы привыкли к тому, что вода в почве – это благо. Если в почве нет воды, растения погибают. Но может ли вода быть для почвы горем? Почему?
10. Всякую ли землю можно назвать почвой?
11. Весной после перекапывания почвы ее следует сразу же обработать граблями. Почему это делают?
12. Почему после полива или обильного дождя верхний слой почвы всегда необходимо рыхлить?
13. Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему?
14. Почему глинистая и песчаная почвы менее плодородны, чем чернозем?
15. Почему бактерии и грибы ученые называют восстановителями, или рекультиваторами земель?
16. Какие почвенные организмы можно назвать невидимыми земледельцами, почему?
17. Каких животных можно назвать архитекторами плодородия и почему?
18. Отгадайте загадку. Объясните, какая существует связь между этим животным и плодородием почвы.
Мой хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдете вы.
19. Сказала лопата:
– Земля – чтобы рыть.
Ботинки сказали:
– Земля – чтоб ходить.
А люди сказали:
– Земля – чтобы жить. (А.Тетивкин)
Как вы понимаете слова "Земля" и "земля"?
20. Почему почву называют плодородным слоем Земли?
21. Почему почву называют многоэтажным домом?
Ответы на вопросы
Пространство и ориентирование в нем.
План, карта, глобус
1. Вращаясь вокруг Солнца, Земля сохраняет наклон своей оси вращения постоянным, то есть Земля наклонена в одну сторону. Этим вызвана смена времен года. В том полушарии, которое наклонено к Солнцу, – лето, в противоположном – зима. Осень и весна – это промежуточные периоды, когда оба полушария одинаково удалены от Солнца. Земля вращается вокруг Солнца, из-за этого происходит смена времен года.
2. С глобусом не очень удобно работать. Глобусы мелкомасштабны и громоздки. На нем трудно производить линейные измерения, наносить изображения географических объектов.
3. Во II веке до н.э. ученый Кратес из Пергама, древнего города в Малой Азии, изготовил модель земного шара.
4. Линии нанесены на глобусе для удобства, они помогают определять направления и расстояния на глобусе.
5. Суша занимает 29% площади Земли, или 149 млн кв. километров, но это не означает, что Земля должна называться Водой.
6. Тыква похожа на шар, приплюснутый с двух сторон. Выступающие бока и приплюснутость делают Землю похожей на мяч для рэгби. Такая форма Земли называется "геоид": "гео" – земля, "эйдос" – вид.
7. В яйце все слои – желток, белок, скорлупа – неподвижны. Этого нельзя сказать о Земле. Слои Земли – ядро, мантия, земная кора. Мантия находится в постоянном движении.
8. Благодаря воздушной оболочке – атмосфере. У Луны нет атмосферы.
9. Магнитом является магнитное поле Земли.
10. Древние ученые подразумевали под этим словом угол падения солнечных лучей на поверхность Земли. В тропических широтах солнечные лучи падают почти отвесно на поверхность Земли. В любое время года этот угол очень мало изменяется. Это и есть зона самого теплого климата на Земле.
Самые холодные места расположены за Полярными кругами Северного и Южного полушарий. Несколько зимних месяцев угол падения солнечных лучей здесь равен нулю. В это время начинается полярная ночь.
11. О Северном полюсе.
12. Двигаясь на запад или восток, кругосветное путешествие совершали многие путешественники. Отправиться в кругосветное путешествие, направляясь на север или юг, нельзя, так как пределом направления на север является Северный полюс, а на юг – Южный полюс.
13. Земной шар – огромный магнит, имеющий два ярко выраженных магнитных полюса, которые и притягивают стрелку компаса.
14. Так как экватор делит пояса освещения Земли на две равные части при любом положении земного шара по отношению к Солнцу.
15. Это слово в переводе с латинского языка означает "уравнитель". Экватор делит Землю на два равных полушария.
16. Если вы находитесь на Южном полюсе.
17. После того как было открыто, что Земля круглая.
18. Видимый горизонт увеличивается с изменением высоты места наблюдения.
19. Края света не существует. Незнайка увидел линию горизонта.
20. Прав мальчик, который ориентировался с помощью компаса. Ориентироваться по стволу сосны в данном случае невозможно, так как ствол мокрый. Известно, что с южной стороны ствол высыхает быстрее.
21. Встретятся, так как Земля круглая.
22. Один человек не может одновременно видеть две линии горизонта, а два человека могут, так как они могут быть разного роста и стоять на разной поверхности.
23. Ориентирование по местным признакам.
24. Гек Финн плохо разбирается в карте. Параллели и меридианы – это воображаемые линии, проходящие в определенных направлениях: меридианы – между Северным и Южным полюсами, а параллели – параллельно линии экватора.
25. Поделив действительное расстояние (100008 м) на число сантиметров карты (3050 см), узнаем ее масштаб. Получается, что в 1 см карты содержится примерно 33 м. Численный масштаб будет выражен отношением 1:3300. Такой масштаб очень крупный. Обычно планы городов составляются в масштабе 1:10000 и мельче. Здесь автор умышленно увеличил масштаб карты, чтобы поразить читателя ее необычно крупными размерами.
26. Никакое литературное произведение не может заменить карту, так как оно не обладает ее точностью и наглядностью, не дает зрительного представления о форме, величине и взаимном расположении объектов, не позволяет оценить пространственные взаимоотношения. Человек не в состоянии словами передать все особенности изгибов контуров, причудливые направления линий, которые так выразительно передает карта.
27. Без карты наука география не может обойтись. Географ, говоря о той или иной территории, о том или ином объекте, прежде всего вызывает в памяти их картографический образ. Только внимательно анализируя карту, можно правильно понять и всесторонне осмыслить географическое положение страны, города и т.д. – положение по отношению к горным хребтам, морям, месторождениям полезных ископаемых, путям сообщения, крупным промышленным центрам и т.д.
28. Карта необходима не только географам. Специальными картами пользуются моряки, летчики, строители, гидрометеорологи, работники сельского хозяйства, военнослужащие и др.
29. Она обозначает направление юг – север.
30. Джим прекрасно представлял таинственный остров, так как хорошо умел читать карту. С помощью условных знаков, красок, различных шрифтов карта рассказывает о незнакомой территории. Так за условными знаками встает живая географическая действительность – реки, горы, города. Пользуясь азбукой картографического искусства, можно свободно читать карту и по сочетанию символов видеть местность такой, какая она есть на самом деле.
31. Паганель прекрасно изучил местность вдоль 37-й параллели по географическим картам.
32. По цвету, нанесенному на карту, можно определить характер земной поверхности.
33. Зеленый, синий, желтый, коричневый.
Поверхность нашего края
1. Вода, солнце, ветер.
2. Да, может. Это бывает в горах, где у подножия гор жаркая летняя погода, а на их вершинах круглый год лежит снег.
3. Да, вершины высоких гор покрыты "вечным снегом", так как солнечные лучи не нагревают вершины гор.
4. Так как под действием тепла и холода, воды и живых организмов горы разрушаются.
5. Да. Рельеф местности влияет на погоду. Например, Кавказские горы не дают проникнуть к берегу Черного моря холодным северным ветрам. Поэтому климат Черноморского побережья Кавказа теплый и влажный.
6. Эти камни – валуны – принес с собой сползавший со Скандинавских гор ледник.
7. Овраги разрушают плодородные почвы, дробят поля на мелкие участки, затрудняют работу на полях, перерезают старые дороги, удлиняют путь между населенными пунктами, вызывают необходимость строить новые мосты.
Вырубка лесов, распашка лугов ведет к размыванию почвы, увеличению ям, канав. Из них и образуются овраги.
8. Чтобы дождевая вода не размывала почву, не образовывались овраги.
Полезные ископаемые
1. Минералы добывают из земли, из них изготавливают многие вещи, которыми мы пользуемся ежедневно.
Головки спичек покрывают серой, которая легко загорается. Многие хлопушки содержат барий, который горит зеленым пламенем. Грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге. Наждачная бумага покрыта крупинками твердого минерала корунда. Порошок талька представляет собой измельченный минерал тальк. Поваренная соль – это минерал галит (хлористый натрий).
2. Нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые с помощью современной техники могут быть использованы в народном хозяйстве.
3. На дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все они осадочного происхождения.
Иначе образуется большинство рудных ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты.
4. Растения своими корнями поглощают из почвы воду с минералами. Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных пород, которые залегают глубоко под землей, и эти частички остаются в растении. Но их, конечно, так мало, что обнаружить, "увидеть" их может только специальный точный прибор.
5. Многие ученые считают, что бесполезных ископаемых вообще не может быть. По разным причинам те или другие минералы и горные породы не служат нам как полезные ископаемые.
6. Энергия Солнца "законсервирована", спрятана в недрах земли – остатках растений.
7. Общеизвестно значение торфа для повышения плодородия почвы благодаря большому содержанию в нем минеральных солей, содержащих азот.
8. Петр I предвидел необходимость широкого использования этого полезного ископаемого.
9. Нефть является ценным сырьем для химической промышленности. Из нее получают топливо, смазочные масла, керосин, каучук, мыло, пластмассы, духи. За ценные качества, которыми обладает нефть, ее называют черным золотом.
10. Так как добывается из-под земли.
11. От минералов, входящих в ее состав.
12. Так как песок хорошо пропускает воду.
13. Вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость.
14. Песок состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, поэтому он рассыпчатый; глина – из мелких частичек, тесно связанных между собой (они обладают особым свойством – липучестью).
15. Песок водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках после дождя нет луж, а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду.
16. Так как глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой.
17. Это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра.
18. Благодаря присутствию кварца.
19. Гранит – красивый камень, он прочный, твердый, тяжелый. Именно эти его свойства так ценятся в строительстве, при постройке домов, сооружении памятников.
20. Цвет и пестрота гранита зависят от его составных частей – слюды, кварца, полевого шпата.
21. Так как он тверже стекла.
22. Так как он прочный.
23. В результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра, мороза, воды) образуются песок и глина.
24. Растения, используя для своего развития энергию Солнца, накапливают и сохраняют ее даже после гибели. Болота являются "фабриками" по производству торфа. Отмершие части болотных растений частично сгнивают и превращаются в полезное ископаемое – торф.
25. Пламя может бушевать глубоко в слое торфа. Угаснув в одном месте, огонь через некоторое время вырывается на поверхность далеко в стороне и разгорается с новой силой.
26. Намокший торф тяжелее.
27. Так как многие из них не возобновляются.
Вода в природе
1. Без воды нет жизни, заменить ее нечем.
2. Мазут, грязь, отбросы, сточные воды – все это отравляет воду.
3. Вода – это самый распространенный в природе минерал. Она наполняет крупные и мелкие водоемы, содержится в недрах Земли, в виде пара присутствует в атмосфере, входит в состав живых организмов. В воде зародилась сама жизнь. Без нее невозможно существование животных и растений. Жизнь есть только там, где есть вода.
4. Нашу планету называют голубой за цвет водоемов – две трети ее поверхности покрыто водами океанов и морей, рек и озер.
5. Вода занимает более 70% поверхности Земли. От общего количества воды пресная составляет только 3%, а остальная – соленая.
6. Без солнца и воды нет жизни, в руках человека – сохранение жизни на Земле, необходимо охранять природу нашей планеты.
7. Отдыхающие отнеслись к природе потребительски, их не беспокоит проблема ее сохранности.
8. Жаркое солнце согревает воду. Часть воды превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко над землей она охлаждается и превращается зимой в снежные льдинки, а летом – в капельки жидкой воды. Так образуются снежные и дождевые облака. И вновь на землю вода попадает в виде дождя или снега. Так постоянно происходит движение воды.
9. Благодаря круговороту воды в природе.
10. Капельки воды и кристаллики льда, составляющие облако, очень малы, и восходящие потоки воздуха удерживают облако во взвешенном состоянии.
11. При повышенной влажности воздуха даже небольшое облачко может вызвать проливной дождь.
В этом случае охлажденные дождевые капли или
кристаллики льда, падающие из облаков, захватывают с собой нагревшиеся возле земли маленькие капельки.
12. С помощью ветра.
13. Потоки солнечных лучей миллионы лет испаряли воду, и она, распадаясь на атомы кислорода и водорода, поднималась в атмосферу и навсегда рассеивалась в просторах космоса. Уровень Мирового океана с тех пор опустился на 6 метров, что позволило появиться материкам.
14. Моряки наблюдают за небом, стараются увидеть облака, которые всегда образуются вдоль прибрежной линии. Морской ветер содержит много водяных паров. Достигнув суши, этот воздух вынужден подняться вверх. Там он остывает, пары конденсируются и выпадают в виде дождя.
15. Выходящие из заводских труб азот, серный и сернистый газы встречаются на некоторой высоте с капельками воды, которые всегда есть в атмосфере. Так образуются облака с азотной, серной и сернистой кислотами. Ветер понесет их за многие километры, и где-то на Земле выпадет кислотный дождь – результат неразумной деятельности человека.
16. Кислотные осадки связаны в первую очередь с работой угольных электростанций, транспорта, промышленных предприятий.
17. Они рассказывают не только о том, что есть, но и о том, что будет. В самую хорошую погоду по облакам можно предсказать грозу или затяжной дождь.
18. Цвет моря зависит от того, какое небо над ним. При ясной, солнечной погоде небо голубое и море веселое. При пасмурном, хмуром небе и море черное. Ведь небо отражается в море, как в зеркале.
19. Водные бассейны Балтийского моря и озера Байкал условно равны из-за примерно одинакового в каждом из них объема воды – около 23 тыс. куб. метров.
20. Слабое испарение и активное поступление пресной воды с помощью рек и грунтовых вод.
21. "Солемолкой" являются глубокие расщелины в подводных горах. Это живые раны Земли. И чтобы залечить эти раны, из недр поднимается магма, а вместе с ней и вода.
22. Вся планета тогда представляла бы собой океан, водная толща которого была бы 2600 метров. С самого начала развития Земли на ее поверхности образовывались неровности, которые заполнялись водой.
23. Так как постоянно происходит круговорот воды в природе.
24. Человек создает искусственные озера, способствует задержанию вод, сажая леса, воздействует на почву, добывает подземные воды. Все это позволяет влиять на круговорот воды в природе.
25. Это разные состояния воды.
26. О реке Волге.
27. Из-за скольжения солнечных лучей по поверхности этой местности.
28. Слова "водыR", "снежная", "град".
29. Болота очень нужны рекам. Они – кладовые запасов пресной воды. Когда много воды, они ее забирают, а когда наступает засуха – отдают ее рекам. Без болот реки мелеют и пропадают.
Воздух, атмосфера
1. Да. Из-за задымленного воздуха, содержащего ядовитые газы, гибнут леса.
2. Так как воздух чист.
3. Нельзя. Человек не должен отравлять ту среду, в которой сам живет.
4. Так как молекулы воздуха рассеивают преимущественно голубые и синие лучи, входящие в состав солнечного света.
5. Азота в воздухе столько, что на каждый гектар земной поверхности его приходится примерно 30 млн тонн. Азот идет на производство аммиака – исходного продукта для получения удобрений, взрывчатых веществ, красок, медикаментов.
Широко используется в промышленности и добываемый из воздуха кислород. Он необходим в металлургии, при сварке металлов.
6. Теплее всего бывает не в полдень, как можно было бы предположить (когда солнце достигает наивысшей точки над горизонтом, а значит, и приток тепла тогда больше), а позже. Это происходит потому, что воздух воспринимает тепло не мгновенно, а с некоторым опозданием, уже на земле.
7. Загар получают под действием ультрафиолетовых лучей. До поверхности Земли доходит лишь незначительная их часть. Чем чище атмосфера или разреженнее воздух, тем больше ультрафиолетовых лучей проходит через атмосферу. По этой причине можно хорошо и быстро загореть в Арктике, в горах зимой.
8. На обе полярные области лучи солнца падают под маленьким углом, они как бы скользят вдоль земной поверхности, отражаются, не успевают нагреть поверхность Земли, воздух. Отражение усиливается белизной снега. К тому же в течение полугода на полюсах солнца вообще не видно. Вот почему на полюсах Земли круглый год стоят морозы.
На экваторе солнечные лучи круглый год падают почти отвесно и поэтому отражаются от нее в гораздо меньшей степени. В результате в области экватора всегда тепло.
Почва
1. Чернозем.
2. В почве темного цвета, богатой перегноем.
3. В почве много перегноя.
4. Растения своими корнями укрепляют верхний слой земли.
5. Это сгорает перегной, состоящий из остатков растений и животных.
6. Зимой температура воздуха в тундре снижается до –30–40 ОС, а иногда и до –50 ОС. Снега в тундре мало, всего 25–50 см. Ветер сдувает снег с возвышенностей, и оголившаяся земля сильно промерзает. Поэтому даже летом почва не оттаивает п/олностью, и на некоторой глубине сохраняется замерзшая земля, образуя слой вечной мерзлоты.
7. Деревья сильно страдают из-за уплотнения почвы, так как нарушается доступ воздуха к корням.
8. Благодаря процессу почвообразования.
9. В болотных почвах, в которых имеется избыток воды, корням растений не хватает воздуха. В таких почвах при недостатке кислорода образуются соединения железа сине-голубоватой окраски, ядовитые для растений.
10. Нет. Почва – это такая земля, которая способна снабжать растения питанием и водой. Почва обладает плодородием. Песчаные пространства, каменистые россыпи в горах по внешнему виду напоминают почву, но не обладают плодородием.
11. Чтобы уменьшить потери влаги.
12. Такой агроприем дает возможность сохранить влагу верхнего слоя почвы.
13. Опавшая листва, хвоя, трава после гниения возвращают почве питательные вещества, взятые ранее. Удаление хвои и травы из-под деревьев означает полную потерю питательных веществ, а это приводит к снижению плодородия почвы.
14. Так как в черноземе много органических остатков, структура почвы комковатая, почва богата минеральными солями и водой.
15. Они обогащают почву различными минеральными солями.
16. Почвенные бактерии. Они способны обеспечить растения необходимыми элементами питания.
17. Дождевых червей. Они создают зернистую структуру почвы.
18. Дождевые черви рыхлят почву, пропускают через кишечник отмершие части растений, образуя перегной.
19. Речь идет о Земле – планете и о земле – почве.
20. Так как этот слой является "кормильцем" для всего живого.
21. В разных слоях почвы своя жизнь. В почве обитают микроскопические грибы, бактерии, насекомые, черви, многоножки, мелкие грызуны и другие звери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. «ПУСТЫНИ»
Основной метод обучения: дидактическая игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игров...
Урок-путешествие по окружающему миру "В пустыне Африки"
Конспект урока по окружающему миру 4 класс....
Урок-путешествие по окружающему миру.Тема : "Съедобные и несъедобные грибы."
Урок-путешествие проводится в 3 классе. Материал урока очень насыщенный и интересный. Дети попадают в сказочныйлес, где их встречает Хозяйка леса.Она и знакомит ребят со съедобными и несъедобными гриб...
Тема: «Жилище Древней Руси. Крестьянский дом». Тип урока: урок-путешествие. Предмет: «Окружающий мир», 3 класс. Автор учебника: Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова. Образовательная программа «Начальная школа XXI века»
Познакомить учащихся с внутренним пространством старинного дома, подробно рассмотреть его элементы и части: матицу, печь, печной угол, полати и гряды, значение вс...
Урок – путешествие по окружающему миру во 2 классе на тему «Знакомство с городом – героем Тулой»
Презентация к уроку – путешествию по окружающему миру во 2 классе на тему «Знакомство с городом – героем Тулой»...
Конспект урока-путешествия по окружающему миру "Природные сообщества" 3 класс
Урок по окружающему миру для 3 класс, обучающегося по программе "Перспективная начальная школа". Конспект составлен с учетом современных требований к органиации и проведению урока.Урок закрепления по ...
Урок-путешествие по окружающему миру. 3-й класс (1–4). Путешествие по Великобритании.
Целью урока является знакомство детей с Великобританией, её историей и культурой, формирование представления о стране, её месторасположении, общественном строе, воспитание толерантного отношения к люд...