Орг.момент
Работа по теме урока
ДОПОЛ.вопрос-Чем является лес для всех живых организмов? (дом)
Я считаю ярусы, дети говорят их название. | Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь — мы свои! -Ребята, что вы услышали? (звуки леса) - Леса России занимают больше половины территории нашей страны. На каждого жителя России приходится в 4 раза больше лесных территорий, чем на жителя нашей планеты. Нашу страну часто называют великой лесной державой. - Ребята, а я думаю, что каждый из вас когда-нибудь был в лесу? Правда же))) - А что же такое лес? - Как вы понимаете? (деревья, травы, ягоды, грибы, растения, животные, дом) - Как вы считаете, вы все знаете про лес? - Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу вместе с солнечным лучиком. Послушайте сказку - Далеко-далеко на небе в своем солнечном царстве жил маленький лучик солнца. В семье он был самым младшим и самым любознательным. Проснулся Солнечный Лучик однажды утром и воскликнул: - Ах, какое сегодня чудесное утро! Посмотрел вниз и увидел лес. - А не заглянуть ли мне туда?! – подумал он. В следующее мгновение Лучик очутился на листочке старого могучего дуба, затем перепрыгнул на кудрявую красавицу березу, с нее на осину и так путешествовал по верхушкам деревьев. И вдруг Солнечному Лучику стало очень интересно, а что есть внизу. Он спустился пониже и продолжил путешествие по кустарникам: орешнику, бересклету, жимолости, калине. Потом Солнечный Лучик заметил, что под кустарниками есть растения еще ниже - черника, брусника, различные травы. Он скользнул по траве и заглянул под листочек лесной земляники. Оказалось, что под растениями лежит зеленый ковер– это мхи и лишайники. Остановился лучик и задумался. - Интересно получается, значит я спускался вниз по растениям, как ….. по ступенькам. - А с чем это можно сравнить? (Где нам встречаются ступеньки?) -Конечно, в доме. - В каком доме? (в многоэтажном доме) -Мы с вами сказали, что лес это дом. - Ребята, ученые называют этажи леса – ярусами. И ярусы леса принято считать сверху вниз, в порядке уменьшения. 1 ярус – это деревья и называется он древесный полог. Кроны деревьев сомкнулись и накрыли лес, словно крыша. Его высота доходит до 30 м и даже выше. подрост - молодое поколение деревьев, выросшее под пологом леса или на свободном от леса месте (вырубка, гарь и др.), способное стать главным ярусом древостоя (чем отличается от подлеска).Если подроста много – это хорошо, так как это будущий лес. 2 ярус – подлесок, он состоит из кустарников. 3 ярус – травяной ярус (травянистые растения (травы)) 4 ярус – моховой (мхи и лишайники, грибы) - Как вы считаете, ребята, почему же в лесу есть такие этажи? -(ответы детей, вывод) - Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи могут жить только в тени. Мхи и лишайники не любят много света и их скрывают травы. Над травами и кустарничками возвышаются кусты, которые спокойно переносят затенение, а выше всех поднимаются растения, которые любят много света – светолюбивые растения. - А что же еще есть в лесу? Об этом мы узнаем, прочитав страничку 168 в учебнике. (Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль в жизни леса.Под действием бактерий она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем.Так поддерживается круговорот веществ в лесу). - Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного? (ответы детей) - В лесу есть ярусы, в каждом ярусе растут определенные растения. Физминутка
- Сейчас вы будете работать в парах. У каждого на парте лежит конверт с заданием. Откройте конверты, прочитайте задание и потом приступите к его выполнению. 1 ряд – расположить растения в соответствии с ярусами. 2 ряд – ребята 2 ряда работают с атласом Челябинской области. Ваша задача выписать растения и расположить их по ярусам. 3 ряд - работа с карточкой – впишите растения в таблицу. - 1 ряд, ребята, кто уже выполнил работу и готов нам продемонстрировать? - Все ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. А ребята 1 ряда – проверьте (сравните) свои работы. - 2 группа работала с атласом. Кто готов показать нам результаты своей работы? (Ребята 2 ряда проверяют). - Может быть кто-то хочет дополнить? - Третья группа вписывала растения в таблицу, прочитайте, пожалуйста, как вы распределили растения.
- Но что же за лес без животных? - Разделите животных на группы, в зависимости от среды их обитания.(дети у доски прикрепляют карточки с названиями животных, дети за партами –работают индивидуально) - Проверьте свои ответы, поставьте +, если все сделали верно. - Составьте, пожалуйста, цепи питания, которые складываются в лесах нашего края.
- Ребята, предлагаю вам посмотреть фильм по рассказу М.М.Пришвина «Этажи леса», созданный ребятами одной из челябинских школ. - Послушайте рассказ М.Пришвина "Этажи леса"(аудио. 1,30 минуты) - Ребята, кто нам может сказать, какая главная мысль рассказа. (Каждое животное знает свой лесной этаж, и не живет на другом.) - Итак, ребята, как вы считаете, что же такое лес? (Лес – это сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы леса (растения, животные, грибы и бактерии) составляют природное сообщество. - А как вы понимаете словосочетание «природное сообщество»? (Объяснение детей.) - В природном сообществе все организмы живут совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни. Нам необходимо знать о связях в природном сообществе для того, чтобы не нарушить природное равновесие. - Замечательно, а тогда, скажите, пожалуйста, какое практическое значение вносит лес в жизнь человека? (грибы, ягоды, свежий воздух, красота, древесина, лекарства, отдых, топливо) - А как человек влияет на жизнь леса? (вырубка леса, браконьерство, загрязнение, пожары). - Предлагаю вам поработать с текстом, прочитать, рассмотреть проблемы, которые создает человек природе и попробовать найти пути ее решения. 1. Работа с текстом В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» 2. Работа с текстом стихотворения В.Шефнер «Лесной пожар» 3. Работа с текстом учебника стр.104-106 - Какие проблемы выявлены? -Что человек может сделать, чтобы исправить эти проблемы. -Выберите подходящий знак, который подходит к тексту. -Какие это знаки? (запрещающие). - ДЗ - Ребята, прочитайте полностью рассказ М.Пришвина и нарисуйте к нему рисунок. (Составить кроссворд на тему «Лес») -Теперь я знаю, что… - Ребята, а где вам могут пригодиться эти знания? - Рефлексия: Если вам все удалось на уроке, то ваш ярус верхний. Если у вас еще остались вопросы, то ваш ярус средний. А если вам было трудно справиться с заданием, ваш ярус нижний. - Мы любим лес в любое время года, мы слышим речек медленную речь… Всё это называется природа, давайте же всегда её беречь! В лугах ромашки солнечного цвета, такие, что светлей на свете жить. Природой называется всё это, давайте же с природою дружить! Летят, звеня, дождинки с небосвода, клубится на заре тумана дым. Всё это называется природа, давайте будем мы ее любить!
ЧЕРНОВИК(ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ) Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.
-Ответьте на проблемный вопрос: могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему? Распределение животных по ярусам снижает между ними конкуренцию выборе мест обитания и выведения потомства. При этом многие насекомые, птицы и некоторые млекопитающие обитают и могут передвигаться во всех ярусах леса С ярусами лесного сообщества связано вертикальное распределение животных и других организмов. Так, в кронах деревьев первого и второго ярусов леса живут различные листогрызущие насекомые, насекомоядные птицы (дрозды, иволги, кукушки), мелкие зверьки (белки, сони). Бывают здесь и хищные птицы, например ястреб-перепелятник. Особенно разнообразно население животных нижнего яруса леса. Здесь обитают лоси, зайцы, кабаны, ежи, лесные мыши, волки, лисицы и другие звери. Игра «Правда или ложь» Мой дом - моя крепость. Лучше дома своего нет свете ничего. Всякая птица свое гнездо любит. У кого детки, у того и заботы. Нет такого дерева, на котором бы птица не сидела. Продолжите предложения-заполни карточку Кора дерева – жук-короед – дятел – ястреб Листья дерева – гусеницы – муравьи – медведь Ягоды земляники – улитки – лягушка – уж – лиса Жёлуди – сойка - ястреб
Одно звено не может существовать без другого. Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой. Жизнь одних животных зависит от других.
Растения в лесу живут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи – на земле. Все живые организмы живут сообща. Значит лес – это сообщество. Есть такое правило: Ты пошёл в гости к природе – не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях
|
|
|
ЗВУКИ ЛЕСА
КЛАСТЕР (деревья, травы, ягоды, грибы, растения, животные, дом)
ЯРУС - ряд горизонтально расположенных предметов (это ряды, расположенные друг над другом).
По мере рассказывания сказки, на доску прикрепляются названия ярусов(деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники, грибы).
Лесная подстилка (УЧЕБНИК стр.168)
ФМ – я буду называть растения, а вы, ребята, распределите их по ярусам. 1 ярус – поднимаем руки вверх 2 ярус- садимся за парту 3 ярус – садимся на корточки Красный конверт – расположить растения в соответствии с ярусами и наклеить растения. Зеленый конверт – поработать с атласом Челябинской области, выписать растения и расположить их по ярусам. Желтый конверт – работа с карточкой-впишите растения в таблицу. !!!!!!!!!!!!!!!!!!пальма, пробковое дерево
Работа в карточках. Два человека работают у доски.
Пищевая цепочка???? Составляют цепи питания Трава-заяц-лиса Листья - гусеница - жук - паук - ёж (землеройка) - лиса (горностай); Послушайте рассказ М.Пришвина "Этажи леса"(аудио. 1,30 минуты)
|