Наш край
рабочая программа по окружающему миру
Программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_ask_2-4_klass_1ch_v_nedelyu.docx | 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по Азбуке Смоленского края
- Федеральным Законом Российской Федерации « Об образованиив РФ» от 29.12.2012 г.;
-Примерной авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: «Азбука Смоленского края» (С.А. Болотова)
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира;
- привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса:
1.Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своём родном городе, знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представления об экологических проблемах края.
2.Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способност6ей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты: умения проводить Амостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.
3.Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желание быть похожими на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.
Методы, формы и приемы работы.
Курс «Азбука Смоленского края» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр фотоальбомов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, героями, сбор материала для краеведческого уголка и др.
Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улице города (села), уроки-путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и др.
Чтобы изучение курса способствовало развитию обучающихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.
Максимально должна использоваться фантазия обучающихся, их творческие способности. Рекомендуется проводить конкурс рисунков, конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги) «Смоленская крепостная стена», сочинения «Я на экскурсии» или «Смоленск – город русской славы» и др.
Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся усваивают основы природно-географического, культурно-исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.
Для реализации программного содержания используются УМК:
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.- Смоленск: Русич, 2010.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.- Смоленск: Русич, 2010.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры.- Смоленск: Русич, 2010.
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа–34 ч;
Количество часов в неделю - 1.
Календарно-тематическое планирование курса «Азбука Смоленского края»
2 класс (34 ч) Мир культуры
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
Вводное занятие. Знакомство с учебником. | |||
Жилище и предметы быта. | |||
Жилище и предметы быта. | |||
Как одевались в старину. | |||
Проект. Старинная одежда наших предков. | |||
Проект. Старинная одежда наших предков. | |||
Что ели наши предки. | |||
Загадки, пословицы и поговорки о пище. | |||
Праздники. | |||
Посещение театра. | |||
Посещение театра. | |||
Игры, хороводы. | |||
Игры, хороводы (занятие-игра). | |||
Игры, хороводы (музыкальное занятие). | |||
Письменность. | |||
Письменность (занятие-конкурс). | |||
Храмы и монастыри Смоленщины. | |||
Храмы и монастыри Смоленщины (виртуальная экскурсия). | |||
Культура Смоленщины сегодня. Улицы Смоленска. | |||
Экскурсия по улице. | |||
Культура Смоленщины сегодня. Памятники. | |||
Экскурсия к памятнику земляка. | |||
Культура Смоленщины сегодня. Знаменитые усадьбы. | |||
Виртуальная экскурсия в усадьбу М.К.Тенишевой. | |||
Культура Смоленщины сегодня. Театр. | |||
Посещение театра. | |||
Посещение театра. | |||
Культура Смоленщины сегодня. Музеи. | |||
Культура Смоленщины сегодня. Музеи. | |||
Экскурсия в музей ВОВ. | |||
Экскурсия в музей ВОВ. | |||
Обобщение изученного материала. Подготовка к тестированию. | |||
Тест «Мир культуры» | |||
Викторина «Знатоки родного края» |
Календарно-тематическое планирование курса «Азбука Смоленского края»
3 класс (34 ч) Мир истории
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
Вводное занятие. Знакомство с учебником. | |||
Наши предки. | |||
Наши предки (выставка рисунков). | |||
«Из варяг в греки». | |||
«Из варяг в греки» (путешествие в прошлое). | |||
«Из варяг в греки» (выставка поделок). | |||
Города Смоленщины. | |||
Города Смоленщины. | |||
Города Смоленщины. | |||
Герб и флаг области. | |||
Герб и флаг области (рисунок, аппликация). | |||
Смоленская крепостная стена. Из истории создания. | |||
Смоленская крепостная стена. | |||
Смоленская крепостная стена (экскурсия). | |||
Военное прошлое Смоленщины. Под гнетом польского княжества. | |||
Военное прошлое Смоленщины. 1812 год. | |||
Военное прошлое Смоленщины. 1941-1945 года. | |||
Викторина «Смоленщина в годы ВОВ». | |||
Проект «Мой герой». | |||
Проект «Мой герой». | |||
Награды Смоленщины и города Смоленска. | |||
Награды Смоленщины и города Смоленска (творческие работы). | |||
Места боевой славы. | |||
Места боевой славы (виртуальная экскурсия). | |||
Экскурсия в школьный музей. | |||
Наши земляки. | |||
Наши земляки (экскурсия в библиотеку). | |||
Наши земляки. | |||
Проект «Мой знаменитый земляк». | |||
Проект «Мой знаменитый земляк». | |||
Просмотр кинофильма об историческом прошлом Смоленщины. | |||
Обобщение изученного материала. Подготовка к тестированию. | |||
Тест «Мир истории» | |||
Викторина «Знатоки истории родного края» |
Календарно-тематическое планирование курса «Азбука Смоленского края»
4 класс (34 ч) Мир природы
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
Вводное занятие. Знакомство с учебником. | |||
Природные особенности. | |||
Природные особенности (экскурсия). | |||
Полезные ископаемые. | |||
Полезные ископаемые. | |||
Полезные ископаемые. | |||
Водоёмы Смоленщины. Реки. | |||
Водоёмы Смоленщины. Озёра. | |||
Водоёмы Смоленщины (кинофильм ). | |||
Растительность нашего края. Деревья. | |||
Растительность нашего края. Кустарники. | |||
Растительность нашего края. Травы. | |||
Лекарственные растения нашего края. | |||
Красная книга Смоленщины. Растения. | |||
Викторина «Растения Смоленской области». | |||
Грибы. | |||
Грибы. Правила «тихой охоты». | |||
Грибы (творческая выставка). | |||
Викторина «Знатоки грибов». | |||
Смоленский лён. | |||
Смоленский лён (кинофильм). | |||
Экскурсия в музей «Смоленский лён». | |||
Экскурсия в музей «Смоленский лён». | |||
Животные нашего края. | |||
Животные нашего края. | |||
Красная книга Смоленщины. Животные. | |||
Животные нашего края (виртуальная фотовыставка). | |||
Викторина «Животные Смоленской области». | |||
Охрана природы. | |||
Охрана природы (создание буклета). | |||
Просмотр кинофильма о растениях и животных Смоленщины. | |||
Обобщение изученного материала. Подготовка к тестированию. | |||
Тест «Мир природы» | |||
Викторина «Знатоки природы родного края» |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методические материалы для учителя:
1. ФЗ «Об образовании Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012г.
2. ФГОС НОО (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373)
3.С.А.Болотова Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». – Смоленск: СОИУУ, 2006.
4. Болотова С.А. Азбука Смоленского края : Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. Ч.1.-Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000.
5. С. А. Болотова, А. Б. Ковалёва «Творческие учебные задания по курсу «Азбука Смоленского края», Смоленск 2008г.
6. Карта Смоленской области.
Учебные материалы для обучающихся:
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.
С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры.
Технические средства обучения:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Принтер.
Магнитофон.
Презентации к урокам курса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"
занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...
Кубанский край - казачий край.
Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...
Классный час "Край ты мой, родимый край!"
Воспитание любви к малой Родине....
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Донской край - казачий край. Доноведение, 3 класс. Занятие
Конспект занятия по доноведению...
Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края
1. Познакомить учащихся с Красной книгой края и животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила,...
урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"
Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...