«Размножение и развитие растений»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цель: Расширить знания учащихся и познакомить со способами размножения и распространения растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_razvitie_i_razmnozhenie_rasteniy.docx | 39.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Тема: «Размножение и развитие растений»
Класс: 3-Б
Учитель: Гафарова Динара Назимовна
Цель: Расширить знания учащихся и познакомить со способами размножения и распространения растений.
Задачи:
Уточнить представление учащихся об опылении растений, роли насекомых в опылении растений;
Учить определять взаимосвязь между строением плода и способом его распространения;
Систематизировать знания учащихся об этапах развития растения из семени.
Предметные универсальные учебные действия:
Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения;
Знать, как распространяются семена деревьев, роль человека и животных в размножении растений;
Познакомить с понятиями «семя», «черенок», «усы», «корневище», «клубни»;
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные: определение общей цели и путей её достижения, формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия, корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий.
Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; извлечение информации представленной в разных источниках и в разных формах, осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала; читать схему (объяснять этапы развития растений из семени)
Коммуникативные: использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Учебно-методическое обеспечение: учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» 1 часть.
Технологии:
1) здоровьесберегающая
2) технология игровых методов обучения
3) проблемное обучение
4) информационно-коммуникативные
План занятия
Этапы занятия | Временная реализация |
I. Организационный момент (Здоровьесберегающая технология) (урок начинается со стихотворения для настроя к работе, психологический настрой) | 1 минута |
II. Актуализация знаний. (Технология игровых методов обучения) 1.Проверка домашнего задания. Приём «Незаконченные предложения» 2. Приём «Микрофон». Фронтальный опрос | 5 минут |
III. Самоопределение к деятельности. Целеполагание. (Проблемное обучение) Проблемный вопрос. Определение темы урока | 3 минуты |
IV. Сообщение темы и цели урока. Определение цели и задач урока. | 3 минуты |
V. Работа по теме урока. Физкультминутка. (Технология игровых методов обучения, проблемное обучение, ИКТ-технология, здоровьесберегающая) Приём «Кроссворд». Практическая работа. Работа в парах. Работа по учебнику. Проблемный вопрос. Проблемная ситуация. «Мозговой штурм». | 15 минут |
VI. Закрепление изученного материала. (Технология игровых методов обучение, ИКТ - технология) Работа в парах. Приёмы «Соедини стрелками», «Воссоедини последовательность» Задания на диске «Приложение к учебнику» Работа с интерактивной доской. | 12 минут |
VII.Итог урока. | 3 минуты |
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Беседа. Самооценка. | 2 минут |
IX. Домашнее задание | 1 минута |
Ход урока.
I. Организация класса. Психологический настрой.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Добрую сказку помню я с детства
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
Прежде чем начать работу, мне хотелось бы, чтобы вы определили свое настроение.
Итак, настроение прекрасное, настрой рабочий. Осталось поприветствовать друг друга и отправиться в путь за знаниями.
II.Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания. Приём «Незаконченные предложения»
- На ваших столах листики с незавершенными предложениями. Ваша задача – дописать предложения.
- Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются …(сахар и крахмал)
- Растения дышит и … (питается)
- Вода в листья поступает из …(корня)
- Для дыхания живых существ растения выделяют …(кислород)
Фронтальный опрос. Приём «Микрофон».
Ответьте на вопросы:
- Что растения получают из почвы?
-Какая часть растений «готовит» пищу?
- Что необходимое для питания растений даёт им свет?
-Что растения выделяют в воздух на свету?
III. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
-Давайте вспомним, что же ещё мы знаем о растениях. На какие группы они делятся?
-Для чего нужны растения?
-А как вы думаете, бывают ли у растений дети? (Да)
-Где вы наблюдали, что у растений есть дети? Расскажите. (В лесу, на поляне).
-Действительно, во время прогулок в парке или похода в лес мы часто видим семейки берёз, рябин, ландышей и других растений.
-А как вы думаете, откуда они появляются? С чем это связано?
(Опадают семена и вырастают новые растения)
-А кто уже догадался и мне скажет, какова тема сегодняшнего урока?
IV. Сообщение темы и цели урока.
Да, тема нашего урока «Размножение и развитие растений». (Вывешивается на доску тема урока).
-А как вы думаете, нам необходимы знания о размножении и развитии растений?
-Правильно! Конечно же -ДА! Ведь растения живые существа. Они дышат и питаются, а значит, они должны расти и размножаться.
-Как вы думаете, каковы же основные цели нашего урока, исходя из темы урока? Попробуйте их сформулировать. (Вывешивается на доску цели урока)
-А какую же задачу мы перед собой поставим?
(Узнать, как размножаются растения, что для этого необходимо)
-Что необходимо для её решения на уроке?
(Внимание, активная работа)
-Сегодня нам предстоит большая работа, в ходе которой мы узнаем много нового и интересного.
V. Работа по теме урока.
-Давайте вспомним, что мы уже знаем о жизни растений. Для этого разгадайте кроссворд, выполняя это задание в паре.
Приём «Кроссворд». Работа в паре.
По горизонтали:
2. Красивая часть растения, находящаяся на стебле. (цветок)
5. Процесс переноса пыльцы с тычинки цветка на рыльце пестика. (опыление)
6. Чем размножаются водоросли, мхи и папоротники? (споры)
7. Часть пестика (рыльце)
По вертикали:
1. Наземная часть растений, от которой растут листья , цветы. (стебель)
3. Что образуется на месте цветка у растений? (плод)
4. Чем кормятся многие насекомые? (Нектар)
6. Как размножаются хвойные и многие цветковые растения? (Семена)
8. Какую часть растения люди едят у петрушки, укропа, капусты? (лист)
Слайд 2. Проверьте правильность выполнения задания.
Скажите, а какое слово в кроссворде нам еще не знакомо? (Опыление)
-Правильно! Что же оно обозначает?
Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают? (практическая работа)
1) Опыление. Практическая работа.
Я предлагаю вам всем стать маленькими пчелками. Рассмотрим строение конечностей и тельца насекомых через лупу (Слайд 3) (мохнатые, покрытые как бы волосками).
Представьте, что ватные шарики — это насекомые. Имитируя движение насекомых, прикасайтесь шариками к цветам. (порошок-краситель двух цветов). После прикосновения на них остается «пыльца». Так как насекомые могут помочь растениям в опылении? (к конечностям и тельцам насекомых прилипает пыльца).
-Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа — опыление цветков.
2) Работа по учебнику
Проверь себя по тексту учебника. (с.78)
-Однажды ученые поставили такой опыт: на груше выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. И что же получилось? Слайд 4.
На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей - ни одной! Почему это произошло? (ответы детей)
-Цветы привлекают насекомых ярким цветом, запахом, формой. Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые – опылители. Они помогают растениям размножаться.
Физкульминутка.
-А сейчас давайте подробнее разберём как же размножаются растения?
- Как вы думаете, всегда ли человек участвует в размножении растений?
(Нет. Если растение культурное, то его в его размножении участвует человек, а если дикорастущее, то оно, наверное, размножается само)
-Действительно, дикорастущие растения размножаются самостоятельно, хотя и культурные растения тоже могут самостоятельно. Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели.
Рассмотрите рисунки. Назовите растения.
(Берёза, клён, одуванчик)
-Подумайте, как семена этих растений попадают на новые территории? (Их разносит ветер)
- Какие приспособления есть у этих семян? (парашютики).
-Давайте рассмотрим рисунок на стр. 79. Что вы можете сказать о данных семенах? (что семена легкие и имеют специальные приспособления для полёта.)
-Но не у всех растений плоды лёгкие и так легко могут летать. Например, дуб. Как называется его плод? (Жёлудь)
-Так как же путешествуют плоды таких растений?
-Их разносят животные
Ребята, но есть ещё и ягодные кустарники, и деревья. Их семена разносят птицы, склёвывая ягоды.
Слайд 5. Но, чтобы из семечка выросло новое растение, оно должно попасть в место, где есть что?
- Давайте подумаем, что нужно семенам для прорастания? Проблемный вопрос. «Мозговой штурм»
Вывод: когда семя попадает в почву, ему нужно тепло, вода и воздух.
-Как же развивается растение из семени?
Покажем на модели процесс развития растения из семени. Проверим себя по тексту и рисунку учебника. Сначала появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растёт и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков — плоды с семенами.
-Опыление, семя, плод, путешествие – главные понятия, о которых мы с вами сейчас говорили. Теперь мы знаем о них, они нам понятны.
Ознакомление с новыми способами размножения через проблемную ситуацию.
-Вспомните, какие части есть у растения?
-Мы сейчас рассматривали способ размножения растений, с помощью каких частей? (семена, плод)
-Вам предложили из одного этого растения сделать несколько. Как вы это сделаете? (Показ комнатных растений фиалка, хлорофитум, герань).
- Подумайте, каким способом можно размножить это растение? (Если возникают проблемы, учитель объясняет понятия, записанные на доске, черенок, усы, корневище, луковица, клубни…)
Показ и объяснение по презентации (Слайд 6-10)
VI.Закрепление изученного материала. (Сверка с образцом).
На ваших партах есть листики с заданиями. Приёмы «Соедини стрелками», «Воссоедини последовательность»
1. Рассмотрите рисунок. От каких растений эти плоды?
- Какие из этих плодов расселяются с помощью животных? Птиц?
- Стрелками соедините животных и семена. (Самопроверка)
2. На ваших карточках указаны этапы развития растения от семени до взрослого растения в неверной последовательности. Восстановите последовательность. (Взаимная проверка)
3. Задания на диске «Приложение к учебнику». Работа с интерактивной доской.
- Восстанови последовательность «Развитие растений»
- Выбери способ размножения растений.
- Выбери животных, относящихся к опылителям растений.
VII. Итог урока.
- Как размножается большинство растений?
- Как распространяются семена?
-Посмотрите на доску. Непонятных, новых слов на доске нет. Цели нами достигнуты. Доска чиста.
- Можно сделать вывод о том, что мы справились с поставленной перед нами задачей на уроке?
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
- Понравился ли вам урок?
- Что нового вы узнали?
- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем? Где их можно использовать?
- Оцените свою работу.
-Если вам наш урок показался интересным и поучительным, встаньте, пожалуйста.
-Поблагодарите пожатием руки своих помощников в паре.
-Спасибо за работу.
IX. Домашнее задание.
С. 78-81 читать, отвечать на вопросы.
Понаблюдать за прорастанием семян гороха или фасоли. (Практическая работа)
Смоделируй из пластилина этапы развития растений (по желанию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Размножение и развитие растений.
Урок по теме: «Размножение и развитие растений» в разделе «Эта удивительная природа»...
Размножение и развитие растений
На этом уроке дети знакомятся с размножением и развитием растений...
Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Размножение и развитие растений"
Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Размножение и развитие растений"...
План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс
Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...
Урок окружающего мира в 3 классе «Размножение и развитие растений. Развитие растения из семени».
Урок по технологии педагогических мастерских.(http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node14.html)Окружающий мир УМК «Школа России» (автор А.А. Плешаков)3 класс.Тема: «Размножение и развитие растен...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Размножения и развитие растений" 3 класс
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Размножения и развитие растений" 3 класс. А.А. Плешаков. "Школа России"...