Конспект урока окружающего мира "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Булатова Ольга Александровна

УМК: «Школа России»

Тема: «Органы чувств».

Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлений об органах чувств.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями; строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме.

Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Личностные УУД:

Формировать положительное отношение к изучению окружающего мира; уважение к мыслям и настроениям другого человека.

Коммуникативные УУД:

Уметь работать в паре; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс

Предмет: окружающий мир

УМК: «Школа России»

Тема: «Органы чувств».

Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлений об органах чувств.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями; строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме.

Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Личностные УУД:

Формировать положительное отношение к изучению окружающего мира; уважение к мыслям и настроениям другого человека.

Коммуникативные УУД:

Уметь работать в паре; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;

Ход урока

  1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.  

- С какой темой мы начали знакомиться на прошлом уроке?

- Для чего же нам надо знать свой организм?

-  Какие науки нам помогают изучить наш организм?

Работа в парах.

- Найдите слова, которые спрятались среди букв:

Прлрукикдбногидбголоваюгнпвшеякквысфчтуловище

- Как их назвать одним словом?

- Какие это органы? (Наружные органы).

- Какие ещё органы есть у человека? (Внутренние органы).

          Проверочная работа (на листочках).

- Какой из органов человеческого организма  приводит в движение нашу кровь? (Сердце)

- Это мышечный орган, в который попадает пища. В нем она обрабатывается соком, переваривается. (Желудок)

- Этот орган окончательно переваривает пищу, отправляет ее в кровь к другим органам. (Кишечник)

- Этот орган похож на две половинки грецкого ореха. Он нужен для управления деятельностью всех органов. (Мозг)

- Этот орган выводит лишнюю воду и вредные вещества из организма. (Почки)

- Питают организм кислородом и очищают организм от углекислого газа.

(Лёгкие)

- Этот орган красно-коричневого цвета, он нужен для того, чтобы выдавать дополнительные запасы крови и питательных веществ, а также уничтожать отработанную кровь. (Печень)

Проверка.

  1. Формулирование темы и целей  урока.

- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы с вами разгадаем кроссворд:

1. С помощью какого органа мы узнаем о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел звонок на урок?
2. С помощью какого органа мы узнаем что написано или нарисовано в этой книге?
3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, горячая или холодная вода в ванне?

4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от соленой?

http://festival.1september.ru/articles/524292/img1.gif

- Для чего нам нужны эти органы?

- “Органы чувств” это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением. Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык.

Давайте познакомимся с ними подробнее и подготовим рассказ о них по плану:

  • Название органа чувств.
  • Его значение в нашей жизни.
  • Гигиена органа чувств.

По ходу урока мы будем заполнять листы самооценки:

Название органа чувств

Выводы

1

2

3

4

5

V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация; 
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

  1. Работа над темой урока.

Орган зрения.

- Я загадаю вам загадку, ответив на неё, вы узнаете, с какого органа чувств мы начнём разговор?

Брат с братом через дорогу живут,                                                                                             А один другого не видит.                                                                                                        (Глаза).

Учитель показывает картинки.

- Что вы видите? (Предметы разные по цвету, по форме, по размеру).

- Что ещё можно увидеть с помощью глаз.

- Орган зрения помогает воспринимать предметы окружающего мира в цвете, объёме, пространстве.

- Прочитайте на странице 126 учебника, как нужно беречь глаза.

Зарядка для глаз

« Полёт бабочки»

К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа, вверху, внизу. Выполняем медленно. Голова не поворачивается, движется только глаза. Закрыть глаза, расслабиться.

 « Моргание»

Быстро сжимать и разжимать веки, моргать в теч.15-20 секунд. После этого закрыть глаза расслабиться.

Орган слуха.

У зверушки –на макушке,                                                                                                              А у нас –ниже глаз..(уши).

Игра «Угадай голос».

-Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить слово - ПРИРОДА. Водящий  должен определить, чей голос он слышит.

- Что помогало ведущим угадывать?

- Закройте глаза и попробуйте угадать, что я делаю.                                                                       ( Порвать бумагу, похлопать в ладоши перелить воду из одного стакана в другой …)

- Закрываем уши.  (Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)

-Что я сказала? Услышали ли вы что-нибудь? Почему? (Мы ничего не слышали, уши были закрыты).

Какой вывод можно сделать?  (Уши нужны, чтобы слышать)

Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.

Дополнительный материал

Ты  думаешь, у тебя только два уха? Нет, на самом деле не два, а 6.Только два видимых,  а четыре невидимых, спрятанных  внутри. Внешняя часть уха называется ушной раковиной. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее  ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

- Откройте учебник и самостоятельно прочитайте памятку на странице  127                   о том, как нужно беречь уши.

Нос – орган обоняния.

Запах, хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различать поможет … (нос)

Учащимся предлагается с помощью обоняния определить с закрытыми глазами предметы ( лук, лавровый лист, чеснок).

- Способность человека определять запахи называется обоняние.

Дополнительный материал

Нос ощущает запахи. Но не только это может делать нос. Он является фильтром, печкой и сторожем. Внутри носа есть маленькие реснички, которые задерживают пыль, не пропускают грязь в лёгкие. Внутри нос покрыт слизистой оболочкой с кровеносными сосудами, по ним протекает тёплая кровь. И даже в сильный мороз в носу тепло как в печке. А почему сторож? Потому что нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам не нравится запах, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко и нервы успокаиваются.

- Прочитайте, как нужно беречь орган обоняния на странице 127-128.

Язык- орган вкуса.

Всегда он в работ,                                                                                                                Когда говорим.                                                                                                                                                 А отдыхает,                                                                                                                                 Когда мы молчим.                                                                                                            (Язык)

 По-научному –это орган вкуса. Эксперименты с языком вы проводите каждый день, когда принимаете пищу.

Что можно определить с помощью языка? (вкус пищи)

Вызванный ученик должен по вкусу определить, что находится в стакане (простая вода, сладкая вода, солёная вода)

Дополнительный материал

Снаружи я зык покрыт множеством сосочков. Они ощущают, что попало в наш рот. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот. Кислое или сладкое, солёное или пресное, вкусное или горькое. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому. Достаточно лизнуть шарик мороженого, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое. Язык – это тоже один из твоих сторожей. Если ты ненароком возьмёшь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

- Ребята, на какое место языка надо положить таблетку, чтобы проглотить её, не заметив вкуса. Покажите это место на рисунке.

Слишком горячая пища обжигает наш язык, мы не чувствуем её вкуса.

Кожа – орган осязания.

Мягкое и твердое, острое, тупое, 
Горячее,
Холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша…
 (кожа)

- Проведём последний опыт.

(Вызывается ученик.)

- Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мячик, кубик, шишки, ложку.

- Правильно ли он определил?

- Какой орган чувств помог определить предметы?

- Способность человека чувствовать прикосновения называется осязанием.

Игра «Разрешается-запрещается»

- Мыться тёплой водой с мылом?

- Носить грязное бельё?

- Купаться, загорать?

- Прокалывать кожу и выдавливать?

- Надевать чужую одежду и обувь?

- Тщательно вытирать руки полотенцем, после мытья?

- Хвататься за горячие предметы?

- Ходить в мороз без рукавиц?

- Смазывать перед сном детским кремом?

- Как же нужно заботиться о коже?

  1. Закрепление.

 - Итак, сколько у человека чувств? (5: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

- Какие органы за них отвечают? (Глаза, уши, нос, язык, кожа).

Эти  органы  воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения.

А надо ли беречь органы чувств? (Да.)

   6. Рефлексия

- Поднимите руку, кто узнал на уроке что-то новое, интересное.

- У кого появились вопросы?

Под руководством учителя дети встают, мысленно кладут на правую ладонь знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, что получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят: «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.

- Теперь вы знаете правила, которые помогут вам вырасти здоровыми, крепкими и жизнерадостными.

- Урок хочу закончить словами мудрецов:

Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

 А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас –

это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

- Я желаю  всем вам быть здоровыми и радоваться жизни. Берегите свое здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок разработан с требованиями ФГОС....

Конспект урока окружающий мир "Органы чувств"

Урок окружающий мир "Органы чувств"...

Конспект урока окружающего мира в третьем классе на тему "Органы чувств".

Конспект урока окружающего мира в третьем классе на тему "Органы чувств" с использованием деятельностного подхода....

Конспект урока окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются ИКТ, групповая и парная работа....

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира "Органы чувств"

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России». Автор учебников А.А. Плешаков....