Конспект урока окружающего мира "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
УМК: «Школа России»
Тема: «Органы чувств».
Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлений об органах чувств.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями; строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме.
Регулятивные УУД:
Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Личностные УУД:
Формировать положительное отношение к изучению окружающего мира; уважение к мыслям и настроениям другого человека.
Коммуникативные УУД:
Уметь работать в паре; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organy_chuvstv.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс
Предмет: окружающий мир
УМК: «Школа России»
Тема: «Органы чувств».
Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлений об органах чувств.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями; строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме.
Регулятивные УУД:
Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Личностные УУД:
Формировать положительное отношение к изучению окружающего мира; уважение к мыслям и настроениям другого человека.
Коммуникативные УУД:
Уметь работать в паре; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;
Ход урока
- Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- С какой темой мы начали знакомиться на прошлом уроке?
- Для чего же нам надо знать свой организм?
- Какие науки нам помогают изучить наш организм?
Работа в парах.
- Найдите слова, которые спрятались среди букв:
Прлрукикдбногидбголоваюгнпвшеякквысфчтуловище
- Как их назвать одним словом?
- Какие это органы? (Наружные органы).
- Какие ещё органы есть у человека? (Внутренние органы).
Проверочная работа (на листочках).
- Какой из органов человеческого организма приводит в движение нашу кровь? (Сердце)
- Это мышечный орган, в который попадает пища. В нем она обрабатывается соком, переваривается. (Желудок)
- Этот орган окончательно переваривает пищу, отправляет ее в кровь к другим органам. (Кишечник)
- Этот орган похож на две половинки грецкого ореха. Он нужен для управления деятельностью всех органов. (Мозг)
- Этот орган выводит лишнюю воду и вредные вещества из организма. (Почки)
- Питают организм кислородом и очищают организм от углекислого газа.
(Лёгкие)
- Этот орган красно-коричневого цвета, он нужен для того, чтобы выдавать дополнительные запасы крови и питательных веществ, а также уничтожать отработанную кровь. (Печень)
Проверка.
- Формулирование темы и целей урока.
- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы с вами разгадаем кроссворд:
1. С помощью какого органа мы узнаем о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел звонок на урок?
2. С помощью какого органа мы узнаем что написано или нарисовано в этой книге?
3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, горячая или холодная вода в ванне?
4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от соленой?
- Для чего нам нужны эти органы?
- “Органы чувств” это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением. Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык.
Давайте познакомимся с ними подробнее и подготовим рассказ о них по плану:
- Название органа чувств.
- Его значение в нашей жизни.
- Гигиена органа чувств.
По ходу урока мы будем заполнять листы самооценки:
№ | Название органа чувств | Выводы |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
- Работа над темой урока.
Орган зрения.
- Я загадаю вам загадку, ответив на неё, вы узнаете, с какого органа чувств мы начнём разговор?
Брат с братом через дорогу живут, А один другого не видит. (Глаза).
Учитель показывает картинки.
- Что вы видите? (Предметы разные по цвету, по форме, по размеру).
- Что ещё можно увидеть с помощью глаз.
- Орган зрения помогает воспринимать предметы окружающего мира в цвете, объёме, пространстве.
- Прочитайте на странице 126 учебника, как нужно беречь глаза.
Зарядка для глаз
« Полёт бабочки»
К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа, вверху, внизу. Выполняем медленно. Голова не поворачивается, движется только глаза. Закрыть глаза, расслабиться.
« Моргание»
Быстро сжимать и разжимать веки, моргать в теч.15-20 секунд. После этого закрыть глаза расслабиться.
Орган слуха.
У зверушки –на макушке, А у нас –ниже глаз..(уши).
Игра «Угадай голос».
-Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить слово - ПРИРОДА. Водящий должен определить, чей голос он слышит.
- Что помогало ведущим угадывать?
- Закройте глаза и попробуйте угадать, что я делаю. ( Порвать бумагу, похлопать в ладоши перелить воду из одного стакана в другой …)
- Закрываем уши. (Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)
-Что я сказала? Услышали ли вы что-нибудь? Почему? (Мы ничего не слышали, уши были закрыты).
Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать)
Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.
Дополнительный материал
Ты думаешь, у тебя только два уха? Нет, на самом деле не два, а 6.Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. Внешняя часть уха называется ушной раковиной. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.
- Откройте учебник и самостоятельно прочитайте памятку на странице 127 о том, как нужно беречь уши.
Нос – орган обоняния.
Запах, хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различать поможет … (нос)
Учащимся предлагается с помощью обоняния определить с закрытыми глазами предметы ( лук, лавровый лист, чеснок).
- Способность человека определять запахи называется обоняние.
Дополнительный материал
Нос ощущает запахи. Но не только это может делать нос. Он является фильтром, печкой и сторожем. Внутри носа есть маленькие реснички, которые задерживают пыль, не пропускают грязь в лёгкие. Внутри нос покрыт слизистой оболочкой с кровеносными сосудами, по ним протекает тёплая кровь. И даже в сильный мороз в носу тепло как в печке. А почему сторож? Потому что нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам не нравится запах, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко и нервы успокаиваются.
- Прочитайте, как нужно беречь орган обоняния на странице 127-128.
Язык- орган вкуса.
Всегда он в работ, Когда говорим. А отдыхает, Когда мы молчим. (Язык)
По-научному –это орган вкуса. Эксперименты с языком вы проводите каждый день, когда принимаете пищу.
Что можно определить с помощью языка? (вкус пищи)
Вызванный ученик должен по вкусу определить, что находится в стакане (простая вода, сладкая вода, солёная вода)
Дополнительный материал
Снаружи я зык покрыт множеством сосочков. Они ощущают, что попало в наш рот. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот. Кислое или сладкое, солёное или пресное, вкусное или горькое. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому. Достаточно лизнуть шарик мороженого, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое. Язык – это тоже один из твоих сторожей. Если ты ненароком возьмёшь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.
- Ребята, на какое место языка надо положить таблетку, чтобы проглотить её, не заметив вкуса. Покажите это место на рисунке.
Слишком горячая пища обжигает наш язык, мы не чувствуем её вкуса.
Кожа – орган осязания.
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее,
Холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша… (кожа)
- Проведём последний опыт.
(Вызывается ученик.)
- Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мячик, кубик, шишки, ложку.
- Правильно ли он определил?
- Какой орган чувств помог определить предметы?
- Способность человека чувствовать прикосновения называется осязанием.
Игра «Разрешается-запрещается»
- Мыться тёплой водой с мылом?
- Носить грязное бельё?
- Купаться, загорать?
- Прокалывать кожу и выдавливать?
- Надевать чужую одежду и обувь?
- Тщательно вытирать руки полотенцем, после мытья?
- Хвататься за горячие предметы?
- Ходить в мороз без рукавиц?
- Смазывать перед сном детским кремом?
- Как же нужно заботиться о коже?
- Закрепление.
- Итак, сколько у человека чувств? (5: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
- Какие органы за них отвечают? (Глаза, уши, нос, язык, кожа).
Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения.
А надо ли беречь органы чувств? (Да.)
6. Рефлексия
- Поднимите руку, кто узнал на уроке что-то новое, интересное.
- У кого появились вопросы?
Под руководством учителя дети встают, мысленно кладут на правую ладонь знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, что получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят: «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.
- Теперь вы знаете правила, которые помогут вам вырасти здоровыми, крепкими и жизнерадостными.
- Урок хочу закончить словами мудрецов:
Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?
Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».
А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас –
это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».
Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.
- Я желаю всем вам быть здоровыми и радоваться жизни. Берегите свое здоровье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Органы чувств" 3 класс
Урок разработан с требованиями ФГОС....
Конспект урока окружающий мир "Органы чувств"
Урок окружающий мир "Органы чувств"...
Конспект урока окружающего мира в третьем классе на тему "Органы чувств".
Конспект урока окружающего мира в третьем классе на тему "Органы чувств" с использованием деятельностного подхода....
Конспект урока окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются ИКТ, групповая и парная работа....
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира "Органы чувств"
Разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России». Автор учебников А.А. Плешаков....
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)» УМК «Школа России»Подготовила: Кадурина С.М. учитель начальных классов.
Тема. Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)....