Урок по окружающему миру "Тела, вещества, частицы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Наталия Григорьевна Авдюшкина

Урок по окружающему миру в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе.

Тема: «Тела, вещества, частицы».

Цель: сформировать представления о телах, веществах, частицах, их разнообразии; проверить знания учащихся по пройденной теме; развивать память, мышление.

Оборудование: 1. Мультимедийный аппарат

                             2. Карточки-опоры

                             3. Для опыта: марганцовка, стакан с водой, ложка.

                             4. На партах у детей: чайная ложка, кубик, стакан.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Технологии: информационно-коммуникативные, игровые (слайд №2-8), здоровьесберегающие (слайд №13), компетентностно- ориентированное обучение (слайд №14-15), гуманно-личностная.

Ход урока

I Организационный момент  

II Повторение изученного.

        Дети сидят в группах по 5-6 человек   

Выбери правильный ответ и запиши букву, под которой он дан: Слайд №2 - 8

1.Что такое природа?

   к) все, что сделано руками человека;

   п) все что нас окружает  и существует независимо от человека;

   м) все что нас окружает.

2.Какая бывает природа ?

   р) природа бывает живая и неживая;

   с) природа бывает только живая.

3. Что относится к неживой природе? 

   а) снегирь;

   и) снег;

   е) стол.

4. Какое царство не относится к живой природе?

   б) царство бактерий;

   в) царство растений;

   р) царство льда;

   д) царство грибов.

5. Под какой буквой записана правильная цепь питания?

   а) капуста  -  жаба -  слизень;

   о) капуста - слизень – жаба.

6. Что объединяет этих животных:

    Дронт, странствующий голубь, морская корова.

    а) спасены человеком;

    д) уничтожены человеком;

    в) стали редкими.

7. Что изучает наука экология?

    б) неживую природу;

    а) связь между живыми существами и окружающей средой.

III Сообщение темы и целей урока.  

- Ребята, если вы правильно дали ответы на вопросы теста, у вас должно было получиться слово. Какое это слово?

            Природа .

- Найдите это слово на карточке, выложите его на парту. Сегодня на уроке мы приступим к изучению нового раздела «Эта удивительная природа». Учебник, стр.33. Этот раздел поможет нам узнать еще больше о природе. Слайд № 9.

- Тема нашего нового урока «Тела, вещества, частицы». Мы познакомимся с телами и узнаем, из чего они состоят. Слайд № 10.

Беседа по теме «Тела».

- Что вы представляете, когда слышите слово «тело»?

Ответы детей.  

Телами мы будем называть все предметы, окружающие нас. Назовите любые из них. ( Каждая группа называет тела, за ответы – поощрение – осенний лист). Найдите карточку со словом «Тело» и выложите на парту.

- Молодцы, ребята! Но среди бесчисленных и разнообразных тел есть естественные тела и искусственные тела. Слайд № 11.

- Ребята, а может быть кто-то догадался, какие тела относят к естественным, а какие к искусственным?

Ответы детей, поощрение – листик.

Слайд №12. – Ребята, ответьте, к какой группе относят эти тела? (Дети отвечают по очереди, из каждой группы).

- А теперь отгадайте загадки и подумайте, являются ли слова-отгадки телами?

В синем небе светляки,

Не дотянещь к ним руки,

Один большой светляк

Загнулся как светляк. (Звёзды и месяц)

           

            Что выше леса,

             Краше света,

        Без огня горит?  (Солнце)

        - Ребята, а это тела?

        Да.

        - А к какой группе их можно отнести?

        Естественные тела.

        - Правильно, их ещё называют небесными или космическими.

        Слайд № 13. Физкультминутка.

  • Мы немножко отдохнём,
  • Встанем, глубоко вздохнём,
  • Дети по лесу гуляли,
  • За природой наблюдали.
  • Вверх на солнце посмотрели
  • И их лучики согрели.
  • Чудеса у нас на свете:
  • Стали карликами дети.
  • А потом все дружно встали,
  • Великанами мы стали.
  • Хорошо мы погуляли и немножечко устали!

-Ребята, давайте разберёмся, из чего состоят тела? У вас на партах лежат предметы или как мы теперь знаем, тела. Ваша задача – рассмотреть их и определить, из чего они состоят.

Ложка – из стали, кубик – дерево, стакан – стекло.

- То, из чего состоит тело, называют веществом.

- Найдите карточку с этим названием, положите рядом с карточкой «Тела».

- Ребята, а кто знает, какие бывают вещества? Слайд №14.

Практическая работа по Рабочей тетради (стр.15, задание 5). Слайд №15.

Проверка: (каждая группа читает по два ответа, остальные сигнализируют смайликами, улыбка – правильно, грусть – неправильно).

- Дети, у вас вырисовывается схема «Тела → Вещества», что значит: тела состоят из веществ. А вещества, состоят ли они из чего-нибудь?                                               - Да. Это мельчайшие частицы, которые можно рассмотреть только под микроскопом.                                                                                                                       - Проведём опыт. У меня в стакане обычная вода, это жидкое вещество. Я возьму кристаллы марганцовки, это твёрдое вещество, опущу в воду, перемешаю ложкой. Что происходит? Кристаллы марганцовки растворяются в воде и окрашивают воду в розовый цвет. А если говорить по-научному, марганцовка попала в воду и распалась на мельчайшие частицы, из которых она состояла. И эти частицы перемешались с частицами воды. Этот опыт наглядно показал, что вещества, а значит и тела,  состоят из частиц. Найдите карточку со словом «Частицы», положите рядом с «Веществами».

Учёные также установили, что между частицами есть промежутки. Слайд №16.

        В твёрдых телах эти промежутки маленькие, в жидкостях – они побольше, а в газах – ещё больше. В любом теле все частицы находятся в постоянном движении. Слайд №17.

IV Подведение итогов.

- Откройте учебник на стр. 37, прочитайте утверждения и скажите, верны они или нет.( выслушиваются ответы в группах)                  

V Домашнее задание. Слайд №18

Раб. Тетр. Стр. 14 №3, стр.15 №4, учеб. Стр. 34-37

Учитель оценивает работу детей.

Рефлексия

Понравился ли вам урок? Поднимите смайлики и определите своё настроение. Спасибо за урок.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ. Урок окружающего мира в 3 классе

Слайд 2

1. Что такое природа? к ) всё,что сделано руками человека; п ) всё, что нас окружает и существует независимо от человека; м ) всё, что нас окружает.

Слайд 3

2. Какая бывает природа? р ) природа бывает живая и неживая; с ) природа бывает только неживая.

Слайд 4

3. Что относится к неживой природе? а ) снегирь; е ) стол; и ) снег.

Слайд 5

4. Какое царство не относится к живой природе? б ) царство бактерий; в ) царство растений; г ) царство грибов; р ) царство льда .

Слайд 6

5. Под какой буквой записана правильная цепь питания? а ) капуста  жаба  слизень ; о ) капуста  слизень  жаба.

Слайд 7

6. Что объединяет этих животных: дронт, странствующий голубь, морская корова? а ) спасены человеком; д ) уничтожены человеком; в ) стали редкими.

Слайд 8

7. Что изучает наука экология? а ) эта наука изучает связи между живыми существами и окружающей средой; б ) эта наука изучает неживую природу.

Слайд 9

Эта удивительная природа

Слайд 10

Тема урока: ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ.

Слайд 11

ТЕЛА естественные искусственные

Слайд 12

естественные искусственные

Слайд 13

Физкультминутка Мы немножко отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём, Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Хорошо мы погуляли и немножечко устали!

Слайд 14

Вещества твёрдые жидкие газообразные

Слайд 15

соль природный газ алюминий железо углекислый газ спирт вода сахар

Слайд 16

ТЕЛА ЧАСТИЦЫ твёрдое жидкое газообразное

Слайд 17

Движение частиц

Слайд 18

Домашнее задание Рабочая тетрадь - стр. 14 №3, стр.15 №4 Учебник - стр. 34-37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тела, вещества, частицы.

Презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Тела, вещества, частицы"....

Тела, вещества, частицы. Урок окружающего мира

Презентация к уроку окружающего мира для 3 класса по теме "Тела, вещества, частицы"....

Конспект урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы", 3 класс

работа над новым материалом представлена в свете системно-деятельностного подхода...

Конспект урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы", 3 класс

работа над новым материалом представлена в свете системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта урока по теме: "Тела. Вещества. Частицы"

Технологическая карта  урока окружающего мира для 3-го класса (УМК "Школа России")...

Тела, вещества, частицы. Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» УМК "Школа России"

Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель:  создать условия для ознакомления с понятиями «тело», «вещество», «частицы», «атомы», формирования представлений о телах и веществах, ис...

Тест по окружающему миру 3 класс - тема «Тела, вещества, частицы",«Разнообразие веществ»

Тест по окружающему миру 3 класс  - тема  «Тела, вещества, частицы»,«Разнообразие веществ»...