Технологическая карта урока по теме: "Тела. Вещества. Частицы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Технологическая карта урока окружающего мира для 3-го класса (УМК "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
telaveshch-vachast.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема урока: «Тела, вещества, частицы»
Место в структуре учебной программы: 7, первый урок в разделе «Эта удивительная природа»
Тип урока: освоение новых знаний
Тема | «Тела, вещества, частицы» | ||||
Цель темы | Образовательные: Познакомить детей с понятиями тело, вещество и частица. Познакомить со строением веществ в разных агрегатных состояниях. формировать умение анализировать учебный материал, делать выводы и оценивать достижения. Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление. Воспитательные: воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело. | ||||
Ресурсы: -основные - дополнительные | Оборудование урока: Мультимедийная презентация Наглядный материал и раздаточный материал(карточки для работы). словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, карточки для самооценки, презентация Учебник «Окружающий мир» 3 класс, автор А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3класс, автор А.А.Плешаков. | ||||
Организация прост ранства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах. | ||||
Методы и приемы обучения | Беседа, рассказ, наблюдение над языком, эвристический метод; проблемный вопрос, работа со словарем. | ||||
Формы обучения | Индивидуальная, групповая, фронтальная. | ||||
Условия реализации урока | |||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии | Оборудование | ||
Электронный Вики-словарь | «Толковый словарь» Ожегова; | Методические рекомендации к уроку | Компьютер, мультимедийный проектор. | ||
Основные понятия | Тело, вещество, частица, молекула, атом | ||||
Форма проведения урока | Урок - практикум с элементами опытно-экспериментальной работы |
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знакомство с понятием «тело», «вещество», «частицы», «атомы»; Представление о том, что каждое тело состоит из веществ, о телах искусственных и природных, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества. | Регулятивные: выполнять целепологание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно; Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в рабочее поле.
| Осознавать, что доброе, уважительное отношение к миру делает человека лучше |
Технологическая карта урока (45 минут)
№ | Этапы урока, время | Содержание этапа | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. | Организа-ционный момент. 2 мин. | Организовывает учащихся на работу Прозвенел звонок. Начался урок. Стали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели. | Самооценка готовности к уроку. | ||
2 | Актуализация 2 мин. | - Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел «Эта удивительная природа». - Посмотрите, что вы видите вокруг себя сейчас? - Как назвать одним словом? - Ученые называют предметы телами. Странно, верно? Ведь, мы считаем, что тело есть у человека и животных. Оказывается, в науке телами называют все предметы, которые нас окружают. | - Природа – это то что нас окружает. Называют - Объекты, предметы… | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий. Выбирать действия в соответствии с учебной задачей. Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи. Применение правил делового сотрудничества. | Фронтально |
3 | Постановка целей и задачъ 2 мин. | - Мы узнали первую часть темы. Вывешиваю на доску карточку. - Сформулируйте задачи урока. | Тело ( Что?, какие?, из чего?) | умение строить высказывание умение выражать свои мысли | |
4 | Первичное усвоение новых знаний | В словаре С.И.Ожегова есть четыре значения этого слова:
в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…
Действительно, все предметы, которые нас окружают, называют телами. Как вам кажется, какое значение интересует нас с вами? | Хорошо читающий ученик читает определения из словаря Высказывают предположения | Осуществление актуализации личного опыта. Умение слушать в соответствии с целевой установкой. | |
Первичное усвоение новых знаний Первичное усвоение новых знаний | Работа в паре Возьмите приготовленные карточки. Разделите предложенные слова на две группы. Карандаш, дерево, камень, книга, стол, облако, луна. -Давайте, сравним два стакана (пластмассовый и стеклянный) Что общее и чем отличаются? - То из чего сделано, это вещество. На доске открываю карточку ВЕЩЕСТВА Оценочный лист. - Возьмите оценочные листы и отметьте знаками «+», если удалось решить задачу, или «-», если не получилось выполнить работу. - Поиграем в игру. Я показываю картинку, а вы назовите тело и вещество, из которого оно состоит? Так что же такое «вещество?» Веществами называют то, из чего состоят все тела. Вода, сахар, металл – вещества. -Итак, все тела состоят из веществ. Вещества имеют свои признаки. Я предлагаю вам объединить в 3 группы следующие вещества: молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло. Все ли вещества одинаковы? Существует 3 группы веществ: твердые, жидкие, газообразные. Физминутка Работа в группах Распределение по группам. Опыт - В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем провести химический опыт, чтобы узнать, из чего состоят вещества. Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт. - В каждой группе на столе стакан с водой и кусочек сахара. Капитаны команд, положите сахар в стакан с водой. Размешайте. - Почему мы перестали видеть сахар? Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез? - Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте воду на вкус. Какая она? Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы. Открываю третью часть темы ЧАСТИЦЫ Возьмите оценочные листы, откройте вторую часть темы, обозначьте знаками «+» или «-», удалось ли решить задачи. Мельчайшую частицу вещества ученые назвали молекулой. Но каждая молекула - невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов). Частицы (молекулы и атомы) в разных состояниях вещества отличаются друг от друга по форме, размеру, промежутками между ними. Частицы (молекулы) постоянно движутся. Чтобы понять, какое расстояние между частицами в разных веществах предлагаю выполнить следующие задания. -возьмите в руки карандаш, попробуйте разъединить частицы. Получается? Предположите, какие расстояния между частицами в твердых веществах Подвожу итог .В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу. так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму. - Переливаю воду. Что можете сказать о частицах в жидкостях. в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды. У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться. Жидкости текучи. - Воздух мы не видим, но можем почувствовать. Помашите руками, ощущаете ветерок? Самые большие промежутки в газах. Частицы (молекулы) постоянно движутся. Молекулы (частицы) У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем. Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой. Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Это твердые человечки и они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете! Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар! Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными. Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки! Работа с оценочным листом. - Откройте третью часть темы в оценочных листах, поставьте «+» или «-». | Делят на группы. Есть тела, которые создала природа, а есть те, которые сделал своими руками человек. Определяют естествен. Или искусств. Тела карандаш дерево книга камень стол облако луна Называют общее и различное Оценивают в листах Называют из чего предмет. Предположения детей. Предположения детей. Делают вывод о том, что все вещества твердые, жидкие или газообразные. Рассаживаются по группам Объединяют в группы Кладут сахар в стакан, размешивают Пробуют одноразовыми ложечками воду. Вода сладкая, значит, сахар не исчез. Ответы детей Выполнят действия Делают выводы Слушают учителя Оценивают работу | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь внести необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки ее учета и характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной задачей. Осуществлять контроль по результату. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь внести необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки ее учета и характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной задачей. Осуществлять контроль по результату. Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной целью. | Фронтально В парах В группах | |
6 | Рефлексия. Итог. Оценка учащихся. 4 мин. | Итог. - Назовите тему. -я назову тело, а вы вещество: парта, окно, колесо машины. - Назовите три состояния вещества. - Поставьте «!» - если было легко, материал понятен, «?» - если было трудно, остались вопросы по теме. | Выполняют работу, оценивают на листочках. Дерево, стекло, резина Твердое, жидкое, газообразное Выполняют работу, оценивают. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Осуществление взаимного контроля, планирование способа взаимодействия. | индивидуально |
5 | Резерв | Каждая группа получает задание в конверте, какое состояние вещества изобразить 1 – 3 гр. Продумайте танец с изображением веществ в разном состоянии. ( например, первая группа – твердое, вторая – жидкое и третья – газообразное). 4 гр. Изобразить газообр. вещество при помощи вырезанных кругов. 5 гр. Изобразить тверд. вещество при помощи вырезанных кругов. Одна группа демонстрирует, остальные отгадывают, частицы какого вещества изображали участники других групп. | Обучающиеся изображают частицы твердого вещества (ученики медленно, практически стоя на месте, двигаются очень близко друг к другу, выстраиваясь ровными рядами), жидкости (ученики двигаются быстрее, увеличивая промежутки между собой и нарушая ровные ряды, создавая ощущение движущейся толпы), газов (ученики двигаются гораздо быстрее, удаляются еще дальше друг от друга). | Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной задачей. Осуществлять контроль по результату. Осуществление взаимного контроля, планирование способа взаимодействия. | |
7 | Домашнее задание. 2 мин. | Дома поработать с учебником на стр. 36-39, записать слова в словарь, выполнить задание в тетради на стр.24 № 4 | Записывают в дневник | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Тела и вещества"
Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Тела и вещества", система Л.В.Занкова...
Технологическая карта урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний у учащихся о телах, веществах, частицах, а также познакомить с разнообразием веществ.Задачи уро...
Технологическая карта урока русского языка "Раздельное написание частицы не с глаголами." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Раздельное написание частицы не с глаголами.Цели деятельности учителя: формирование навыков правописания частицы НЕ с глаголами; способствование обогащению слов...
Технологическая карта урока Окружающего мира "Разнообразие веществ" (3 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о разнообразии веществах, какими свойствами они обладаю и как используются человеком;Задачи урока:Дидактические:1 ...
Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России". Тема: «Тела, вещества, частицы» (3 класс)
Цель урока: формирование представления о телах, веществах и частицах.Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы»;2...
Технологическая карта урока окружающего мира "Тела, вещества, частицы"
Конспект урока окружающего мира "Тела, вещества, частицы" 3 класс , УМК "Перспектива". выполнен с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока окружающего мира "Разнообразие веществ" (3 класс УМК "Школа России")
Тема урока «Разнообразие веществ»Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: формирование у обучающихся представления о веществах и их свойствахЗадачи урока Дидакт...