Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация начала урока. | Встало солнышко давно, Нас оно торопит в класс. Заглянуло к нам в окно. Урок окружающего мира у нас. - Представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно отправьте солнечные лучики маме, папе, близким людям, всем растениям и животным. Пожелайте им любви и добра.
| Устные ответы, организация рабочего места |
II. Повторение изученного материала. | На предыдущих уроках вы изучали темы о животных. Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания: Групповая работа: - Кто и как развивается? Яйцо - ... - взрослая птица. Икринка - ... - взрослая лягушка. ... - малёк - взрослая рыба. Яйцо - личинка - ... - бабочка. - На какие группы можно разделить всех животных?(1)
- Какие животные откладывают яйца?(2)
- Кто мечет икру? (3)
- Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей?
Вывод: Молодцы, всё знаете. | 1.Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся - Птицы, пресмыкающиеся, насекомые
- Земноводные, рыбы.
Группа работает со схемами у доски |
III. Сообщение темы и целей урока. | - Переместимся в сказочный лес, наполненный звуками природы. Звучит аудиозапись «Звуки леса».
Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы! Ими бы только восхищаться, удивляться выдумкам природы. А теперь прослушайте стихотворение. Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке. Учитель читает стихотворение: Звери, рыбы, пауки и птицы Если будут уничтожены они, Не всегда умеют защититься. На планете мы останемся одни. - Кто догадался, о чем мы будем говорить?
Какую цель поставим перед собой? Зачем нам эти знания? На этом уроке вы вспомните, какое значение имеют животные в жизни человека и растений, почему нужно охранять животных, как надо относиться к окружающему миру. |
(Ответы учащихся.) Тема нашего урока «Охрана животных». |
IV. Изучение нового материала. 1. Значение животных в жизни человека и растений.
2. Работа в рабочих тетрадях. С. 51
3. Физминутка
4. Знакомство с животными Красной книги.
- Работа по учебнику
(с. 108)
6. Правила друзей природы (экологические правила). | К нам пришло письмо с просьбой о помощи. Прочитаем его. «Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше». Сова. Кто обратился к нам за помощью? (Учитель демонстрирует рисунок.) Что вы узнали об этой птице из письма? Какую помощь мы могли бы оказать этой птице?- Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам! - Какое значение имеют животные в жизни человека и в природе? - Пища (молоко, мясо, яйца, мед).
- Одежда (шерсть, кожа, замша).
- Обувь (кожа, замша, валяная шерсть).
- Лекарства (яд змей, пчелиные продукты).
- Помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд).
Помощь растениям.
| Ученик открывает конверт и зачитывает письмо.
Высказывания учащихся.
|
- Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? Ответить на этот вопрос мы сможем, выполнив задание в Р\т с.51 Причины исчезновения животных: - Вырубка лесов
- Уничтожение растений
- Загрязнение воды
- Охота
- Разрушение и загрязнение почв.
Вывод: Почему же исчезают некоторые виды животных?
| Устные ответы, записи в тетради, выполненные задания |
Руки подняли и помахали, | Это деревья шумят. | В стороны руки и помахали,
| Это к нам птицы летят. | Быстро присели, руки сложили, | В норке зверюшки сидят. | Встали и тихо за парты все сели, | Дети учиться хотят. |
|
Выполняют движения синхронно с текстом. |
Беседа. - С начала XVII века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу. - Для чего нужна Красная книга? - А как вы думаете, почему назвали книгу именно красной, а не желтой, синей? Красная книга - это сигнал опасности. Это не закон, об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. На составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу - еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. -Послушайте сообщения о животных, которые нуждаются в охране, все они занесены в Красную книгу. О других животных вы можете прочитать в учебнике. - В каждом регионе нашей страны есть своя красная книга.
- Вывод:- Большое спасибо! Нашей мудрой Сове очень понравились рассказы ребят, а вам?
| Она нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу.
Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных , не губите растения.
Рассказы учащихся о животных Морская корова, европейская норка, сурок. Беркут, махаон, стерлядь. |
- Где звери могут найти защиту. Узнаем, прочитав статью в учебнике: с. 108
Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундучки, синицы, галки, лягушки, жабы. - Каких животных удалось спасти? (Бобра, соболя.)
- Как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание? (башкирский заповедник Шульган - Таш)
| Работают по учебнику В заповедниках, заказниках, зоопарках, национальных парках. |
- Мудрая Сова опасается вас пропускать в лес, она не совсем уверена, что вы знаете правила поведения в природе. Прочитаем и докажем ей, что мы всё знаем. С. 109. | Читают правила. |
V. Релаксация | - Сова с радостью приглашает вас в лес, где вы будете настоящими друзьями природы. Звучит аудиозапись «Звуки леса». Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Напряженке улетело - и расслаблено всё тело. Будто мы лежим на травке... На зелёной мягкой травке... Греет солнышко сейчас, руки тёплые у нас. Жарче солнышко пригрело - и ногам тепло, и телу. Дышится легко, вольно, глубоко. Громче, быстрее, энергичнее. Было славно отдыхать, а теперь пора вставать. Крепко пальцы сжать в кулак, Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться! | Видят картину И. И. Шишкина «Дубы. Лес» |
VI Закрепление (работа в парах) | Для того чтобы узнать, на сколько хорошо вы усвоили материал, предлагаю вам небольшой тест. Вам нужно ответить на вопросы, выбрав один из ответов. Выбранный ответ нужно выделить. - . Почему нельзя загрязнять воду?
д). Потому что в ней погибают организмы. б). Потому что будет некрасивый цвет. 2. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа? г). Да, например комар. Он больно кусает. р). Нет, в природе нет ничего бесполезного, ненужного. 3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных? у). Потому что их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть, е). Потому что потом их потом можно взять домой. 4 . Какие животные и растения занесены в Красную книгу? г). Которым грозит исчезновение с лица Земли. п). Красивые У: - Какое слово у нас получилось? Что значит слово «друг» по отношению к нашей планете? У: - Человек должен стать настоящим другом всего живого на Земле.
|
|
VII. Итог урока. | - А что мы с вами можем сделать для охраны животных?
Берегите и охраняйте природу! Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный. - Закончить урок, хочется словами русского писателя М. М. Пришвина в сказке «Моя родина»: «Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину!»
| Высказывания учащихся. |
VII. Рефлексия | Выскажите свое мнение, опираясь на фразу: «Сегодня на уроке окружающего мира я...». Домашнее задание: учебник, с. 106-110; подготовить сообщение о животных из Красной книги. | Высказывания учащихся. |