Конспект урока "Берегите птиц" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Работа предначначена для учащихся 3 класса по купсу "Окружающий мир" А.А.Плешаков. Урок составлен в соответствии с санитатно-эпидемиологическими правилами. Модно сделать вывод, что он целесообразен для получения новых знаний, умений и навыков по окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели и задачи:
- закрепить знания обучающихся о птицах, о бережном отношении к ним в разное
время года, о пользе птиц;
- расширить знания обучающихся интересными сведениями о жизни птиц;
- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, ответственное отношение
к природе;
- развивать эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного.
Форма проведения занятия: беседа-обсуждение; познавательные игры.
Структура и план занятия:
- Вводная часть. Организационный момент. Приветствие.
- Теоретическая часть - Беседа «Поговорим о пернатых друзьях»; сценка
«Разговор Скворца с Синицей»; игра «Прилетели птицы…».
- Практическая часть: загадки о птицах; конкурс скороговорок; викторина
«Птичьи секреты»; игра «Поэты»; создание проекта; кроссворд «Птицы».
- Закрепление материала. Подведение итогов занятия. Исполнение песни
«Аист на крыше».
Рефлексия.
Ход занятия.
Включена запись пения птиц.
Вводная часть. Организационный момент.
Стихотворение «Берегите птиц» (Т. Евдошенко).- Читает педагог.
О птицах много знаем мы И в то же время мало, И нужно всем: и вам, и нам, Чтоб их побольше стало. | Съедят деревья и плоды Личинки насекомых, И поредеют все сады Без наших птиц знакомых. |
Для этого побережём Своих друзей пернатых, Иначе мы к нулю сведём Певцов наших крылатых. | Зимой поставь кормушку им, Синицам дай ты сала; Пшено едят все воробьи, Подсыпь, как станет мало. |
Они вознаградят труды, И зацветут кругом сады. Среди зелёной той листвы Их песенку услышишь ты. |
Педагог: Добрый день, дорогие защитники крылатых друзей!
Я надеюсь, что не только сегодня могу всех вас так поприветствовать.
Давайте дружно встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем всех вокруг и друг друга.
Приветствие «Круг радости».
«Добрый день людям и птицам!
Добрый день улыбчивым лицам!»
- Как вы думаете, какой теме посвящено будет наше занятие? (ответы)
Теоретическая часть.
Беседа «Поговорим о пернатых друзьях».
«Несколько фактов …»
Педагог: Уже почти, как месяц мы простились с зимой, которая побаловала нас в этом году снегом, морозами, зимними праздниками, забавами. Наступила весна. Чего вы ждёте от весны? (ответы)
Каждое живое существо с нетерпением ждёт весны, тепла, света, чего-то нового?!
Весна - время пробуждения, перемен. Но особенно долгожданное это время года для птиц. Как выдумаете почему? (ответы)
Действительно, для птиц весна - это время возвращения на Родину. Неслучайно в дни возвращения птиц из тёплых стран отмечается День птиц.
Всемирный день птиц начали отмечать с 1 апреля 1906 года, когда была подписана Международная конвенция (договор) об охране пернатых. Но и без принятия конвенции в России считалось преступлением разорить гнездо или убить птицу.
Российские крестьяне для скворцов вывешивали цилиндрические ящики из коры.
Для аистов в Белоруссии и Украине по традиции весной на столбах выставлялись колёса от телег.
В России всегда с любовью относились к птицам, считая их живыми символами свободы, красоты, счастья.
Праздник ещё важен и тем, что именно в эти первые весенние промозглые дни, птицы демонстрируют нам великое чудо любви к Родине, преодолевая тысячи километров с более тёплых краёв, принося благую весть о наступающей весне. Даже слабая птица готова преодолеть огромные расстояния, вынести тяготы, отказаться от сытого, тёплого края, для того, чтобы её дети увидели белый свет на бескрайних просторах России.
Сегодня в рамках проведения акции по охране птиц «Скворечник» ко Всемирному дню птиц мы проводим наше занятие.
А почему человек уделяет такое внимание птицам? (ответы)
Педагог: давайте послушаем небольшую сценку…
Сценка «Разговор Скворца с Синицей» (Приложение 1)
(чтецы – по желанию)
Педагог: Какие же правила необходимо соблюдать, мастеря скворечник, чтобы птицы были довольны?
Игра «Прилетели птицы…»
Педагог: Я сейчас буду произносить слова, которые будут обозначать названия птиц, но если только ошибусь, и вы услышите что-то другое, то тут, же даёте сигнал - хлопок, называя мою ошибку.
Прилетели птицы: Голуби, куницы…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки… Даже совки-сплюшки…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки, Даже совки-сплюшки, Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
«Птицы - двигатель прогресса». (Продолжение беседы)
Педагог: Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Птицы издавна привлекали внимание человека. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук.
До сих пор работают учёные над интереснейшей научной проблемой - тайной ежегодных перелётов птиц.
С давних времен люди наблюдали за полетами птиц и, подобно другим живым существам, стремились летать.
Люди пытались скопировать полет крупных птиц.
Китайцы, например, придумали воздушного змея, чтобы подниматься на нем в небо.
Многие просто прыгали с высоких башен и откосов, держа в руках планирующие предметы.
Леонардо да Винчи создал такие замечательные чертежи летательных аппаратов, по которым в дальнейшем были созданы многие летательные аппараты.
Но хозяевами воздуха, безусловно, являются насекомые и птицы.
При планировании птица движется в воздухе продолжительное время, не делая взмахов крыльями. Сейчас в воздухе находятся различные аппараты, летающие по принципу неподвижного (немахающего) крыла.
«Птицы - защитники от насекомых». (Продолжение беседы)
Педагог: Птицы - верные помощники, защитники наших лесов, полей, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодоножек и грызунов.
По-разному вредят эти насекомые. Одни грызут листву деревьев, другие подгрызают их корни; третьи забираются под кору дерева и точат его изнутри. Одни летают, другие ползают. Но птицы находят их везде.
Трудно представить какое количество вредных насекомых уничтожают за год все птицы, обитающие в нашей стране.
Синица за сутки съедает столько, сколько весит сама.
Одна полёвка за лето уничтожает 1 килограмм зерна, а одна сова за лето съедает 1000 полёвок и мышей: значит, одна сова сохраняет за лето тонну хлеба.
Вот сколько саранчи могут уничтожить розовые скворцы одной колонии. В каждый прилёт к гнезду скворец несёт 3 саранчука по 3 грамма весом каждый. За день пара птиц скармливает птенцам 360 граммов саранчи. За гнездовой месяц пара скворцов уничтожает 10 килограммов 800 граммов саранчи. За месяц тысяча скворцов вместе с птенцами, живущими в колонии, истребляет 22000 килограммов вредителей.
Практическая часть.
Звучат голоса птиц. Показ слайдов.
Педагог: И взрослые, и дети все любят загадки. Загадки - это и игра, и состязание, и развлечение, и учение. Сегодня загадки будут о птицах. Птицы - гонцы весны.
Загадки.
Трактору чуть ли на нос не садится? Кто там за плугом носится вскачь? (Слайд - грач) |
Где тянутся растения. Его и песня и полет Вошли в стихотворенья. (Слайд - жаворонок) |
Не строит для себя гнезда. Соседкам яйца оставляет. И о птенцах не вспоминает. (Слайд - кукушка) |
Путь, проделав длинный. Лепит домик над окном Из травы и глины. (Слайд - ласточка) |
Как молодой весны гонец. Он рад увидеться с друзьями. А зовут его… (Слайд - скворец) |
Дополнительно загадки в Приложении 1
Педагог: Всем известно, что птицы поют/разговаривают на разных языках. Человеку порой бывает очень трудно изобразить на своем языке птичий пересвист. А вот сказать о птицах скороговорки мы с вами сейчас попробуем.
Конкурс скороговорок.
Галдят грачата на галчат, | Цапнула цапля черные чернила. |
Викторина «Птичьи секреты».
- Какую птицу считают «лесным доктором»?
(Слайд - дятел)
- Какая птица умеет подражать голосам?
(Слайд - скворец)
- Какая птица самая маленькая в мире?
(Слайд - колибри)
- Какая птица любит воровать блестящие вещи?
(Слайд - сорока)
- Какую птицу называют лесной кошкой?
(Слайд - сова)
- Какие птицы едят грибы?
(Слайд - глухарь)
- Сколько насекомых съедает синица?
(Слайд - синица)
Педагог: Молодцы, проведем…
Игру «Поэты».
Я буду называть слово, а вы подбирать к нему рифму, которая должна обозначать название птиц.
Кораблик - …(зяблик)
Макушки - …(кукушки)
Капля - …(цапля)
Париж - …(чиж, стриж)
Птица - …(синица, орлица)
Врач - …(грач)
Корона - …(ворона)
Гол - …(щегол)
Палка - …(галка)
Создание проекта.
Педагог: Чтобы рассказать другим о важности заботы и защиты птиц, предлагаю перейти к созданию проекта, выбрав один из видов работы:
- нарисовать знак;
- придумать стихотворение;
- создать эскиз необычного скворечника.
Выполнение задания.
Защита проектов. Объяснение, что хотели рассказать своей работой.
Педагог: О птицах, их пользе, красоте можно говорить и говорить, а еще интереснее наблюдать за ними или слушать их пение.
Предлагаю под пение птиц разгадать кроссворд.
Кроссворд «Птицы». (Приложение 3)
В каждом столбце вписаны названия птиц с пропущенными через одну буквами.
Впиши недостающие буквы, дополни слово в столбце, и ты прочтешь скрытую фразу-призыв.
с | |||||||
л | с | л | д | ||||
я | в | о | л | е | с | т | |
л | й | о | б | и | о | л | |
к | а | д | ь | к | |||
Ответы:
- Зяблик.
- Соловей.
- Сорока.
- Лебедь.
- Снегирь.
- Ласточка.
- Дятел.
Подведение итогов занятия. Закрепление материала.
«Птицы - украшение Земли». (Завершение беседы)
Педагог: Птицы - это песнь и полёт! Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полёты, мелодичное пение.
Птицы - это тайна и красота. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Образы птиц отражены в картинах художников, в творениях народных умельцев.
Птицы - это дети радуги. Перья их переливаются мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы - это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год. Их весёлая, задорная, звонкая, а иногда грустная песня, яркая окраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.
Некоторые птицы являются для людей символами, например, голубь является символом мира, а появление аиста оповещает о рождении новой жизни.
Общее исполнение песни «Аист на крыше». (Приложение 4)
Рефлексия.
Педагог:
- Вы заботитесь о птицах?
- Почему людям необходимо заботится о птицах?
- Важную тему мы затронули на нашем занятии?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Много ли требуется от человека, чтобы заботиться о птицах?
Завершение «Круг радости».
«Спасибо большое людям и птицам!
Спасибо улыбчивым лицам!»
Педагог: Друзья! Дружите с птицами!
Охраняйте их гнезда, устраивайте кормушки!
Пусть они своим пением украшают наши города, поля и леса!
Ведь не зря именно пернатые являются символом счастливой прекрасной мирной жизни!
Спасибо всем большое за активное участие!
Приложение 1
Сценка «Разговор Скворца с Синицей».
Синица: Здравствуйте, дорогой Скворец! Поздравляю вас с благополучным возвращением на родину.
Скворец: Спасибо! Я сам очень рад.
Синица: Довольны ли вы новой квартирой?
Скворец: Сейчас я ее осмотрю. Хорошо, что ребята не стругали ту сторону доски, которая обращена вовнутрь. Птицам по шершавой доске удобней выбираться из гнезда. Приятно, что дом снаружи выкрашен темной краской.
Синица: Проверьте, крепко ли забиты гвозди, хорошо ли проконопачены щели.
Скворец: Вы правы! Ужасно, когда квартира качается из стороны в сторону, но на этот раз все в порядке.
Синица: Вас не огорчает отсутствие жердей?
Скворец: Да что вы! Они нужны только кошкам!
Синица: Где и когда вы дадите свой первый концерт?
Скворец: Сегодня на крыше скворечни. Вы знаете, у меня особый дар: перенимать чужие голоса и звуки. Я могу квакать, как лягушка, скрипеть, как телега, свистеть, как дрозд.
Приложение 2
Дополнительные загадки.
Чёрный, проворный, | Спереди шильце, |
Он прилетает каждый год, | Весь день рыбак в воде стоял, |
Спинкой зеленоватая, | Гнездо своё он в поле вьет, |
Прилетел к нам наконец | Каждый год я к вам лечу – |
Кто в беретке ярко-красной, | По лужку он важно ходит, |
У нее глаза большие, | Мать, отца не знаю, |
Непоседа пёстрая | Это старый наш знакомый, |
Приложение 3
Кроссворд «Птицы».
В каждом столбце вписаны названия птиц с пропущенными через одну буквами.
Впиши недостающие буквы, дополни слово в столбце, и ты прочтешь скрытую фразу-призыв.
с | |||||||
л | с | л | д | ||||
я | в | о | л | е | с | т | |
!л | й | о | б | и | о | л | |
к | а | д | ь | к | |||
Ответы:
- Зяблик.
- Соловей.
- Сорока.
- Лебедь.
- Снегирь.
- Ласточка.
- Дятел.
Фраза-призыв: Берегите птиц
Приложение 4
Текст песни «Аист на крыше».
- Где это было, Когда это было,
В детстве, а может во сне.
Аист на крыше Гнездо для любимой
Свил по весне.
Чудился мне он в странствиях дальних
Символом верной любви.
Люди, прошу, Не спугните случайно
Аиста вы.
Припев:
Люди, прошу вас, Потише, потише,
Войны пусть сгинут во мгле.
Аист на крыше, Аист на крыше,
Мир на земле.
Аист на крыше, Аист на крыше,
Мир на земле.
- Аист на крыше Гнездо с аистёнком
Ночью и днём бережёт.
Но, а в том доме Под крышей девчонка
Счастья так ждёт.
Люди в Нью-Йорке, Берлине, Париже,
Верьте друг другу и мне.
Аист на крыше, Счастье под крышей,
Мир на земле.
Припев (2 раза):
Люди, прошу вас, Потише, потише,
Войны пусть сгинут во мгле.
Аист на крыше, Аист на крыше,
Мир на земле.
Аист на крыше, Аист на крыше,
Мир на земле.
Просмотр видео-записи
Цели: Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
Весна: Ребята, сегодня необычный праздник. Мы с вами собрались отметить приход весны и прилет птиц из теплых краев. У нас стало теплее, согрелся воздух, земля. Предлагаю вам отгадать весенние загадки.
В этот месяц тает всё,
В этот месяц снег идёт,
В этот месяц всё теплей,
В этот месяц женский день. (Март)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеёк)
Действительно, всё это происходит весной.
Птицы очень долго добирались назад. Много километров пришлось преодолеть, чтоб вернуться домой. Теперь они начнут обживаться и радовать нас своим пением.
1 ученик Где ты, солнышко, проснись,
Где ты скворушка, вернись,
Сыпать снег зима устала,
Кап, кап, кап, весна настала!
2 ученик Кораблики по лужицам
Бегут, бегут, бегут,
И травка зеленеет
везде: и там и тут.
3 ученик Теплу и солнцу рады
Березка и сосна
Домой вернулись птицы
Домой пришла весна.
- С приходом весны все оживает кругом. Начинает зеленеть травка. Ярче светит весеннее солнышко. Становится теплей с каждым днем. Весело журчат ручейки. Звонкие трели заводят птицы. Перелетные птицы возвращаются домой. Они боялись холодов, поэтому пришлось улетать в теплые края. Какие же птицы прилетают первыми?
Первыми прилетают объявить о скором приходе весны грачи. А после них прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.
- А ведь многие птицы не покидают нас и зимой. Каких птиц вы знаете? (Презентация «Зимующие и Перелётные птицы»)
Ребята, а какие вы знаете сказки о птицах? («Золотой петушок», «Финист - Ясный сокол», «Серая шейка», «Лиса и журавль», «Дикие лебеди» и т. д.)
А теперь давайте поближе познакомимся с пернатыми.
Ученики в масках птиц рассказывает стихотворение).
(На фоне стихов звучит фонограмма с голосом этой птицы)
1. Соловей – соловушка,
Светлая головушка.
Только солнышко взойдёт,
Звонко песню пропоёт.
Громко заливается.
Для друзей старается.
Оживает всё кругом.
С песней счастье входит в дом.
2. Кто не знает снегиря,
Птичку необычную?
Чуть побольше воробья,
Больше и синички он.
В парках и в лесах живет,
На зеленых улочках.
Очень тихо он поет,
Как играет дудочка.
Снегиря увидеть трудно
Летом за густой листвой.
А заметен красногрудый
Только зимнею порой.
3. Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь - тень, Тили - тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо,
Что нам кормушки
Сделал добрый человек».
4. Тук-тук, тук-тук! Тук-тук-тук!
На сосне веселый стук,
словно кто-то молоточком
забивает там гвоздочки.
Есть такая птица - Дятел
На рассвете, на закате
Ищет под корой жучков,
паучков и червячков.
У него на это дар -
Он деревьев санитар!
5. Пела ласточка:
- Тивит...
У меня приметный вид:
Я летаю низко -
Значит дождик близко.
6. Я - важная птица, хотя и мала.
На сотни вопросов ответы дала!
Спросите меня: "Сколько жить на веку?"
А я вам отвечу: "Ку-ку да ку-ку..."
Порой притаюсь я средь яркой листвы,
Да так, что меня не заметите вы.
Лесная гадалка сидит на суку,
И слышится снова: "Ку-ку да ку-ку..."
7. -Каррр! Кричит ворона. Каррр!
Улетаю на базаррр!
Воронята, Не деритесь!
И меня в гнезде дождитесь!
8. Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня — Скворец!
Я очень полезная птица,
С которой надо сдружиться.
Из года в год, из века в век
Живу там, где живет человек.
9. Сороки на заборе
Трещат скороговоркой.
Рассказывают новости-
За день собрали сто-о-олько!
Серебряное зеркальце,
Две бусины большие,
Три камешка блестящих,
Возможно-золотые.
- А сейчас, ребята мы поиграем. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопаете в ладоши. Начали!
Прилетели птицы, голуби, синицы, мухи и слоны….
Прилетели птицы, голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы, голуби, синицы, куницы…
Прилетели птицы, голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…
Прилетели птицы, голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты. Кукушки, и даже совы - сплюшки! Лебеди и утки…и спасибо шутке!
- Молодцы, ребята! Играть вы умеете. Все были очень внимательны. А сейчас будет задание посложнее. Мы проведём викторину о птицах. Слушаем внимательно вопросы.
1.Почему мы считаем птиц своими друзьями?
2.Каких наших птиц и почему можно назвать санитарами?
3.Чем полезны совы?
4. Как охраняются птицы в нашей стране?
5.Когда птица поёт громче — в полёте или сидя на ветке? (в полёте)
6.Какая птица прилетает в наши края первая? (грач)
7. Днем спит, а ночью летает, прохожих пугает.(Сова)
8. Не человек, не зверь, а по-человечьи умеет говорить. (Попугай)
9. Что за птица:
Спереди — шильце,
Сзади — вильце,
Сверху синенькое суконце,
Снизу белое полотенце.(Ласточка)
10. Мать- отца не знаю, но часто называю,
Детей знать не буду, чужим буду.(Кукушка)
11. Щиплет за пятки — беги без оглядки.(Гусь)
12. Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит.(Петух)
Сценка.
Автор Этот случай был в апреле. С юга птицы прилетели. Тает снег, а воробья Выгоняют из жилья.
Скворец Убирайся вон, задира!
Автор Просвистел ему скворец.
Воробей Ни за что! Моя квартира! Я не временный жилец! Я тут вьюги и мороз терпеливо перенес. А сейчас под этой кровлей для семьи гнездо готовлю и не тронусь, хоть убей!
Автор Прочирикал воробей.
Скворец Не упрямься! Мне в наследство этот дом остался с детства, Вылетай! Мой клюв остер. А не то...
Автор Но тут во двор со скворечней Миша вышел, быстро с нею влез на крышу, крепко-крепко привязал и приветливо сказал:
Миша Я, друзья, сердечно рад. Охраняйте вместе сад.
Птицы – наши друзья. Вспомните, как мы подкармливали синичек и воробышков зимой. Без нашей помощи им бы пришлось туго. Птицы приносят пользу, являются украшением природы. И очень красиво поют. Их нельзя обижать, нужно беречь. И сейчас мы посмотрим видео, которое ещё раз нам с вами об этом напомнит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 4 класс
Тема баскетбол....
Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"
Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....
Конспект для 1 класса "Первый раз в первый класс"
Подробный конспект урока Дня Знаний для 1 класса...
Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.
Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.Тема: Закрепление знаний табличного умножения чисел 2, 3, 4. Цели: 1.Закрепить знания учащихся табличного умножения чисел 2...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/14/picture-736695-1452784410.jpg)
Конспект урока "Наш класс в школе. Мы – дружный класс"
Конспект урока по окружающему миру "Наш класс в школе. Мы - дружный класс", 1 класс, УМК "Перспектива"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/21/picture-1100843-1548070481.jpg)
Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов"....