7.Окружающий мир.Тема урока: "Семья народов России".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Цель урока: формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.semya_narodom_rossii.okr_.mir_.2kl.doc | 156.5 КБ |
okr.mir_.2_kl.semya_narodov_rossii_wecompress.com_.pptx | 680.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Семья народов России»
Цель: Формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях.
Задачи:
-Показать многообразие и самобытность народов, населяющих нашу страну.
-Учить распознавать изученные народы.
-Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
-Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и работе в парах, в группах.
Планируемые результаты
Предметные:
- Знать названия некоторых народов, населяющих Россию.
-Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.
Метапредметные:
Познавательные умения:
- различать народы по некоторым показателям; понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации.
Регулятивные умения:
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- работать по предложенному учителем плану;
- осуществлять оценку результатов своей деятельности.
Коммуникативные умения
- оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
- перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой и передаваемый жизненный опыт;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения.
- оценивать результат учебной деятельности своих товарищей.
Личностные:
- Осознавать свою этническую и национальную принадлежность, уважительно относиться к истории и культуре других народов.
Основные понятия. Народы России, национальные костюмы, традиции, религия.
Межпредметные связи: окружающий мир, технология, музыка, физическая культура.
Ресурсы.
Основные: Плешаков А.А. «Окружающий мир». 2 класс. Часть 1. Стр. 12-13. Рабочая тетрадь «Окружающий мир». 1 класс. Часть 1. Стр.5-6.
Дополнительные: - ребус «Р1а» (на доске);
- карточки – буквы (магнитные): РОССИЯ (на доске);
- карточка – с символами государства (на доске);
- ПК (фонограмма «Гимн РФ»);
-для практикума – клей, ножницы по числу учащихся (на каждый стол);
- цветные смайлики и карта России (для самооценки, по числу учащихся, на каждый стол)
- ПК, проектор, презентация
Ход урока | |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
1. Мотивация познавательной деятельности | |
Учитель обращает внимание на доску – ребус «Р1а» - и предлагает расшифровать его. Учитель спрашивает: - Как вы понимаете слово «Родина»? - Посмотрите на доску - РОССИЯ. Кто может прочитать это слово? - Что значит это слово? - Что вы можете сказать о своей стране? - Какие главные символы нашего государства вы запомнили? - Что нужно делать, если звучит Гимн? - Давайте прослушаем 1 куплет Гимна. (Включается фонограмма) Учитель предлагает вспомнить символ – флаг, открыть конверты и сложить карточки так, чтобы получился Флаг РФ. - Объясните, как вы расположили последовательность цветов Флага РФ. | Дети разгадывают ребус Ученики высказываются. Умеющие читать дети называют слово. Ученики высказывают свое мнение. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ребята встают. Ученики складывают карточки в нужной последовательности. Комментируют свою работу. |
2. Актуализация необходимых знаний | |
Учитель обращает внимание детей на доску на карточки с изображением костюмов разных народов России: - Посмотрите картинки. Что вы видите? Как связаны изображения на этих картинках с тем, что мы изучаем нашу Родину? - Предположите, о чем сегодня пойдет речь? - Откройте учебники на с. 6 и прочитайте тему урока. - Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой. | |
Учитель организует работу детей по учебнику: - Рассмотрите рисунки на с. 6 учебника. Сравните лица, костюмы людей. Что можете рассказать об этом? Учитель демонстрирует слайды (работа с ИКТ). - Попробуйте по костюму определить, где могут проживать люди данной национальности | Ученики высказывают предположения. Ученики высказывают предположения. Ученики открывают учебники на с. 12. Умеющие читать называют тему, задачи. Ученики дают устные ответы (Люди народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом кожи, разрезом глаз. Костюмы у каждого свои) Ученики высказывают предположения. |
Учитель организует работу детей по учебнику (продолжение): - Прочитайте на с. 6 учебника под рисунками названия народов России. Какие народы вы еще знаете? Информационная справка: - Русские составляют 4/5 всего населения России. Другие нации и народности, живущие в Российской Федерации тоже корнями связаны с ее многовековой историей. - Подумайте, что может объединять, связывать друг друга все народы России? Мини-вывод: - Много различий между народами, но еще больше между ними схожего, общего. Все они стремятся к счастливой, мирной, радостной жизни. Чем прочнее будут отношения мира, дружбы и взаимопомощи между разными народами, тем лучше будет становиться жизнь каждого отдельного народа и каждого человека. | Ученики дают устные ответы (коми, марийцы, якуты, ненцы, ханты, манси и др) Высказывания детей. |
3. Физминутка | |
Учитель предлагает послушать русскую народную песню «Во поле береза стояла» и выполнить нерезкие движения. | |
4. Организация познавательной деятельности | |
Учитель знакомит с некоторыми понятиями веры. - Важную роль в жизни народов России играет религия. Кто знает, что означает это слово? - Самые распространенные веры на территории России – это христианство, ислам и иудаизм. - Посмотрите на панно «Истоки веры», которые выполнили ваши предшественники – четвероклассники. Здесь мы можем видеть церковь и мечеть. Люди, которые исповедуют христианство, ходят в церковь, они называют себя христианами. А люди, исповедующие ислам, ходят в мечеть, они называют себя мусульманами. | Ученики высказывают предположения. Ученики рассматривают панно. |
- А еще все народы отмечают праздники. Какие народные праздники вы знаете? - Загадка: В какой праздник сжигают чучело, и провожают зиму? Празднование Масленицы часто ассоциируется с приходом весны и радостью от пробуждения природы. Главными атрибутами Масленицы являются традиционные гуляния, танцы, и, конечно же, ароматные блины с горячим чаем. - А кто знает, как называется татарский (башкирский) национальный праздник. (Сабантуй) - Кто знаком с бурятским спортивным национальным праздником, где люди соревнуются в стрельбе из лука, конных скачках и борьбе? (Сурхарбан) Учитель организует работу детей по учебнику в парах (продолжение): - Рассмотрите фотографии с. 7 учебника. - Давайте поучимся работать в парах. Главное правило – уважительно относиться к собеседнику, давайте высказаться друг другу. Чтобы не мешать остальным говорите шепотом. Сейчас мы обозначим номера: кто будет первым, кто вторым (распределяются). По сигналу колокольчика, Первые рассказывают товарищу по картинкам, что делают люди в праздничные дни. Через минуту будет дан сигнал колокольчика. После этого, Вторые расскажут товарищу, были ли они на каких-либо национальных праздниках и что там видели. - Повторите задачу. | Ответы детей. Читает (наизусть) Саракаев Азамат: Вот приехала Масленица! Сударыня-боярыня Масленица! С сыром, маслом, и блином, И румяным пирогом! Ответы детей. Читает (наизусть) Гуляев Илья К нам пришел сегодня праздник, Весельчак, батыр, проказник, Сабантуй, Сабантуй, Пой, скачи, борись, танцуй! Ответы детей. Читает (наизусть) Джанаева Маша Если кто-то начнёт нас расспрашивать: Почему здесь собрался народ? - По обычаю древнему нашему Сурхарбан-состязанье идёт. Дети рассматривают картинки на с. 7. Ученики слушают инструкцию работы в парах. Ребята повторяют инструкцию. Ученики получают первые навыки выполнения инструкций – правил, навыки работы в парах Дети работают в парах. Ученики слушают учителя. |
5. Физминутка | |
Учитель знакомит уч-ся с национальными играми. Игра «Конники» . Правила. Дети выстраиваются в три группы (друг за другом) между рядами на стартовой линии. Первые получают палки-лошадки. По сигналу дети движутся до финиша, не толкая друг друга, осторожно, не задевая парты, возвращаются назад, передают «лошадок» вторым и становятся в конец. Побеждает команда, участник которой первыми закончат марафон. Вариант 2. Посмотрите, это ложка, В ней устроилось яйцо, Пробегись-ка по дорожке, Только не разбей его. Проводится командное соревнование «Перенеси яйцо в ложке». | Читает (наизусть) Сердюк Платон - Эй, джигиты, что сидите? В поле все скорей бегите Юрты строить нам пора Собирайтесь детвора! Дети слушают правила игры, делятся на команды, получают реквизит, соревнуются. |
6. Организация познавательной деятельности (продолжение) | |
Учитель организует закрепление знаний о народах России, путем выполнения практикума с использованием материалов рабочей тетради: - Откройте рабочие тетради на с. 5. Посмотрите на пустые ячейки и сравните их с рисунком учебника на с. 6. - Возьмите карточки с изображением людей разных народностей и наклейте в той же последовательности. Учитель организует индивидуальную работу в тетрадях. Учитель организует контролирующее задание - работу детей по учебнику в парах. - Давайте продолжим учиться работать в парах. - Вспомните правила. По сигналу колокольчика Первые читают вопрос № 1 в учебнике на с. 7, Вторые - отвечают. Через минуту будет дан сигнал колокольчика. После этот Вторые читают вопрос № 2. первые отвечают. По сигналу колокольчика договоритесь, кто будет читать вопрос № 3, а кто отвечать. - Повторите задачу. - После этого вы можете оценить работу друг друга и подарить подходящий смайлик. Учитель организует чтение вывода на с. 7 | Ученики слушают инструкцию. Ребята берут карточки, вырезают их и наклеивают. Ребята называют правила (уважительно относиться к собеседнику, давайте высказаться друг другу. Говорить шепотом) Дети повторяют задачу. Дети работают в парах: читают вопросы, отвечают и обмениваются смайликами. Дети читают вывод |
7. Рефлексия | |
Учитель проводит фронтальный опрос: - Какова тема урока? - Какую цель мы ставили? - Достигли ли цели? - Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
знаю Я запомнил смог - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов: зелёный, красный, жёлтый. Прикрепите их на силуэт карты России. -Я, ты, он, она – Вместе – целая страна, Вместе – дружная семья, В слове мы – сто тысяч я!
| Дети отвечают на вопросы. Ученики повторяют основные позиции урока. Ребята оценивают свою деятельность на уроке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русские - это самый многочисленный народ, населяющий большую часть России. Это коренной народ России. Национальным языком является русский. Русским присущи определенные свойства характера, внешности и особенности культуры . Национальный костюм русских – это сарафан, вышитая рубашка и кокошник у женщин и рубаха-косоворотка у мужчин.
Татарский народ занимает по численности второе место в Российской Федерации после русских. Это особенный народ со своей яркой и удивительно древней историей, со своими традициями и культурными ценностями.
Украинцы – это название возникло от слова «окраина» и обозначало жителей степного края России. Хохлы на голове, какие носят украинцы, послужили поводом для одноимённого названия украинцев. Несмотря на то, что украинцы живут в России, они не забывают национальных традиций. В праздники они всегда надевают национальную одежду.
Башкиры – народ, проживающий на территории России в Республике Башкортостан, Челябинской области и других областях, коренной народ Южного Урала. По численности занимают четвертое место среди российских народов. Национальный язык – башкирский.
Чуваши – пятая по численности народность, проживающая на территории России. Основное традиционное занятие – ремесленничество, животноводство и земледелие. Культура чувашей удивительно красива и интересна. Национальная одежда очень разнообразна, каждый рисунок вышивки имеет свое значение.
Марийцы – один из народов России, коренное население Республики Марий Эл. Интересной особенностью марийцев являются прочные, передающиеся из поколения в поколение традиции и обычаи.
Чеченцы – проживают в России на территории Кавказа. Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык и древнейшую, самобытную культуру.
Буряты живут в Читинской области, Усть-Ордынском бурятском национальном округе Иркутской области. В древности основу хозяйства бурят составляло скотоводство, охота и рыболовство. Вели кочевой образ жизни.
Чукчи – один из самых северных народов России. Основное занятие – оленеводство, охота и рыболовство. Национальная чукотская одежда – это удобное и теплое одеяние . На этих нарядах зачастую встречается красивая обрядовая вышивка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
компьютерный тест по окружающему миру, тема «Живая природа» («Школа России», 3 класс)
компьютерный тест по окружающему миру, тема «Живая природа» («Школа России», 3 класс), выполненный в программе PowerPoint по шаблону Д. Иванова и памятка по его использованию...
Разработка урока по теме "Подвижные игры народов России"
Предлагаю коллегам разработку урока большого раздела "Подвижные игры" . Урок в форме путешествия по стране. Называется "Подвижные игры народов России". Занимательно, интересно. Моим ученикам уро...
Урок по курсу «Окружающий мир». Тема урока: «Природные зоны России. Тундра». 4-й класс
Урок по курсу «Окружающий мир». «Природные зоны России. Тундра». 4-й классЦели урока:Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.Познакомить с географическим положением этой природно...
ОКТЯБРЬ 2016 г. Окружающий мир 1 класс Презентация "Народы России"
Народные костюмы и национальные праздники...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ Тема урока: «Семья»
Показать значение семьи в жизни каждого гражданина. Раскрыть понятие «семья», «члены семьи». Выявить особенности семьи, обратить внимание на характерные особенности этого института ...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Тема урока: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес.» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес.» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений учащихся о городах России, ...
Технологическая карта урока труда по теме урока Тема урока «Одежда народов России. Составные части костюмов и платьев, их конструктивные и декоративные особенности.» Изделие: «Аппликация из ткани элементов одежды народов Росси, УМК "Школа России", 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о составных частях костюмов народов России, выполнить аппликацию из ткани элементов одежды народов Р...