Свойства воздуха
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Дружинина Елена Анатольевна

Урок окружающего мира в 3 классе. На уроке используется групповая форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx534.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

3 класс

Тема: Свойства воздуха

Составила: Дружинина Елена Анатольевна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 64»

Тема: Свойства воздуха.

Форма проведения: заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Цель: создание условий для открытия обучающимися новых знаний с    

           помощью опытов.

Задачи:

1. Формировать знания о свойствах воздуха.

2.Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитывать интерес к изучению явлений природы.

ТСО:  интерактивная доска; система тестирования SMART RESPONT.

 Оборудование для опытов: 2 стакана, широкий сосуд с водой, насос, две одинаковых банки,  прикреплённый к ним карандаш, палочка с прикреплёнными к ней 2 воздушными шариками, колба, салфетка.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте ребята!  Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня у нас очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир».

Слово предоставляется младшему научному сотруднику Турчиной Арине.

  1. Мотивация.

Младший научный сотрудник:

- Задание всем членам клуба: подготовить к следующему уроку доклад о свойствах воздуха.

  1. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Выступление Расторгуева Валеры о свойствах воздуха, которые известны

со 2-го класса:

 - воздух есть везде  (если дунуть – бумага переместится,

если опустить в стакан кусочек хлеба или мел, то появятся пузырьки);

- но воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, поэтому зимой в шубе не холодно.

Если в жаркий день прикоснуться к прозрачному стеклу, оно будет холодным. А все предметы, которые стоят на подоконнике, - тёплыми. Значит. Прозрачное тело (стекло)  хорошо пропускает солнечные лучи и само почти не нагревается. Так и воздух. Он прозрачен и тоже хорошо пропускает солнечные лучи. Поэтому летом песок на пляже такой горячий.

Я не сомневаюсь, что вокруг меня воздух. Но как доказать, что в стакане воздух, если я этого не вижу? Как взвесить воздух, тяжести которого я не ощущаю?

Турчина Арина: Давайте проведём опыты с воздухом, которые помогут нам найти ответы на эти вопросы.

  1. Открытие нового знания.
  1. -Итак, какая цель нашей работы на уроке? (опытным путём определить свойства воздуха). (Цель записывается на доске).

 Работать будем в группах, поэтому повторим правила работы в группах:

(на доске)

  1.  Работать без шума.
  2. Работать дружно .
  3. Выполнить все задания.
  4. Выполнить без ошибок.
  5. Выслушивать друг друга внимательно, возможно изменить своё мнение.

Один из членов группы будет заполнять оценочные листы: напишет фамилии  членов группы и напротив фамилий будет ставить чёрточки за каждое высказанное предположение.

Алгоритм работы:

  1. Прочитайте задание.
  2. Обсудите, что нужно сделать.
  3. Договоритесь, как будете выполнять задание.
  4. Выполните задание.
  5. Договоритесь, кто будет отвечать.

  1. Группы получают задания, проводят опыты, делают выводы.

Группа  № 1

  1. Возьмите стакан, переверните его вверх дном.
  2. Опустите стакан в сосуд, наполненный водой.
  3. Что ты ощущаешь? Что видишь?
  4. Не вынимая стакана из воды, слегка наклони его. Из стакана выйдет воздушный пузырь и часть воды войдёт в стакан.
  5. Почему вода не заполнила стакан полностью?
  6. Приготовьтесь рассказать о своём опыте и сделать выводы.

Группа № 2

  1. Возьми насос в руку.
  2. Плотно прикрой пальцем левой руки отверстие, а  правой рукой нажми на поршень.
  3. Не убирая пальца от отверстия, отпускай поршень.
  4. Что ты чувствуешь и видишь?
  5. Докажи, что воздух можно сжать и то, что воздух обладает упругостью.

Группа  № 3.

  1. На столе у вас карандаш, прикреплённый скотчем к двум одинаковым стаканам, и воздушные шарики, прикреплённые к концам палочки.
  2. Положите на карандаш полочку с шариками так, чтобы её концы уравновешивали друг друга.
  3. Отметьте на палочке точку пересечения.
  4. Надуйте один шарик.
  5. Снова прикрепите его к палочке тем же куском скотча.
  6. Установите его на прежнее место, совместив с отметкой.
  7. Куда наклоняется палочка?
  8. Ответьте на вопрос: можно ли воздух взвесить?

Группа № 4

  1. Выясните, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?
  2. Для этого нагрейте колбу со вставленной в неё стеклянной трубкой теплом своих рук, как показано на рисунке.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои результаты сканировани\2002-01 (янв)\сканирование0001.jpg

  1. Что вы наблюдаете?
  2. Накроите колбу смоченной в холодной воде салфеткой.
  3. Что вы наблюдаете?
  4. Почему вода из стакана по трубке поднимается вверх?

Задание для группы № 5.

  1. Рассмотрите рисунок опыта, который проводят старшеклассники.
  2. С какой целью они его проводят?

На рычагах весов уравновешены две стеклянные колбы. В них только воздух. Одну из колб подогревают над пламенем спиртовки. И нагретая колба поднимается вверх. Значит, тёплый воздух………..холодного. Он стремится ,,,,,,,,,

В этом легко убедиться, если поместить тонкие полоски лёгкой бумаги над подогретой колбой.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои результаты сканировани\2013-11 (ноя)\сканирование0001.jpg

  1. Выступления групп, выводы

Вывод 1 группы:

Воздух, как и любое другое тело, занимает пространство в окружающем мире.

После выступления 1-й группы выступает младший научный сотрудник с рассказом о водолазном колоколе.

Турчина Арина:

Знание этого свойства воздуха помогло учёным создать особое устройство для работы под водой  - водолазный колокол. С помощью подъёмного крана колокол вместе с людьми, инструментами  и приборами погружают в воду. Под колоколом находится воздух, который не даёт воде заполнить его. Человек без специального костюма может обследовать дно водохранилища, осмотреть опору моста.

 Вывод 2 группы:

Воздух можно сжать. Воздух обладает упругостью.

Вывод 3 группы: воздух можно взвесить.

Вывод 4 группы: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Вывод 5 группы: тёплый воздух легче холодного.

  1. Рефлексия.

Оценка работы групп ( по критериям, которые висят на доске, кто какую роль играл в группе).

Взаимооценка: какая из групп поработала лучше.

Оценка работы групп учителем.

- Что вы знали о свойствах воздуха до сегодняшнего урока?

- Пришлось ли вам удивиться на уроке? Чему?

- Изменились ли ваши знания о свойствах воздуха?

- Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям?

  1. Первичное закрепление. Тест.
  1. Маша попросила Мишу убрать со стола пустой стакан. Миша сказал. Что там нет пустых стаканов. Один заполнен водой, второй молоком, а третий – воздухом. Прав ли Миша?

а) да;  б) нет

  1. Воздух при охлаждении расширяется.

а) да;  б) нет

  1. Занимает ли воздух пространство?

а) да;  б) нет

  1. Тёплый воздух тяжелее холодного.

а) да;  б) нет

  1. Воздух нельзя сжать.

а) да;  б) нет

VI. Итог урока.

      Молодцы! Вы хорошо поработали. Не забудьте о задании, которое младший научный сотрудник огласила в начале заседания.

     

Интернет-ресурсы:

  1. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Diving_bell.jpg?uselang=ru
  2. http://5klass.net/okruzhajuschij-mir-3-klass/Svojstva-vozdukha-3-klass/008-Sostav-vozdukha.html

Самоанализ урока.

    Урок проходил в форме очередного заседания клуба «Мы и окружающий мир», что способствовало вовлечению всех обучающихся в активную исследовательскую деятельность.

      Цель урока была достигнута. Обучающиеся опытным путём пришли к выводам о свойствах воздуха, сформулировали их.      

      В начале урока были актуализированы имеющиеся знания и поставлена цель урока. Цель урока была поставлена самими обучающимися при проведении определяющей рефлексии.

     Новые знания обучающиеся получили в ходе групповой работы при проведении опытов.

Групповая форма работы является оптимальной для развития познавательных универсальных действий: умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы; регулятивных УУД: целеполагание, планирование, контроль, оценка, а так же развития коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, выслушивать мнение другого, владение монологической и диалогической формами речи.

        Далее была проведена итоговая рефлексия, в ходе которой ещё раз были зафиксированы новые знания. которые ребята получили на уроке.

        В конце урока для первичного закрепления новых знаний был проведён тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Воздух. Свойства воздуха"

Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету...

Воздух. Свойства воздуха.

Цели данного урока:·         познакомить с составом воздуха, его свойствами;·         показать влияние загрязнений окруж...

Урок окружающего мира по теме "Воздух. Свойства воздуха"

Урок познания мира построен в форме самостоятельного добывания новых знаний. Ученики находятся в роли исследователей, которые с опорой на собственный опыт открывают свойства воздуха и познают его знач...

Тест "Воздух.Свойства воздуха", 3 класс, УМК "Гармония"

Тест разработан к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК "Гармония" (Поглазова) к теме "Воздух. Свойства воздуха". Тест состоит из 10 вопросов.К каждому вопросу имеется 3 варианта ответов....

Урок окружающего мира «Свойства воздуха. Охрана воздуха»

Урок окружающего мира в 3-м классе "Свойства воздуха. Охрана воздуха" с применением информационно-коммуникационных технологий...

. Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ

Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....

.Презентация Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ

Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....