Свойства воздуха
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок окружающего мира в 3 классе. На уроке используется групповая форма работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 534.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
3 класс
Тема: Свойства воздуха
Составила: Дружинина Елена Анатольевна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 64»
Тема: Свойства воздуха.
Форма проведения: заседание клуба «Мы и окружающий мир»
Цель: создание условий для открытия обучающимися новых знаний с
помощью опытов.
Задачи:
1. Формировать знания о свойствах воздуха.
2.Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитывать интерес к изучению явлений природы.
ТСО: интерактивная доска; система тестирования SMART RESPONT.
Оборудование для опытов: 2 стакана, широкий сосуд с водой, насос, две одинаковых банки, прикреплённый к ним карандаш, палочка с прикреплёнными к ней 2 воздушными шариками, колба, салфетка.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Здравствуйте ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня у нас очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир».
Слово предоставляется младшему научному сотруднику Турчиной Арине.
- Мотивация.
Младший научный сотрудник:
- Задание всем членам клуба: подготовить к следующему уроку доклад о свойствах воздуха.
- Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Выступление Расторгуева Валеры о свойствах воздуха, которые известны
со 2-го класса:
- воздух есть везде (если дунуть – бумага переместится,
если опустить в стакан кусочек хлеба или мел, то появятся пузырьки);
- но воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, поэтому зимой в шубе не холодно.
Если в жаркий день прикоснуться к прозрачному стеклу, оно будет холодным. А все предметы, которые стоят на подоконнике, - тёплыми. Значит. Прозрачное тело (стекло) хорошо пропускает солнечные лучи и само почти не нагревается. Так и воздух. Он прозрачен и тоже хорошо пропускает солнечные лучи. Поэтому летом песок на пляже такой горячий.
Я не сомневаюсь, что вокруг меня воздух. Но как доказать, что в стакане воздух, если я этого не вижу? Как взвесить воздух, тяжести которого я не ощущаю?
Турчина Арина: Давайте проведём опыты с воздухом, которые помогут нам найти ответы на эти вопросы.
- Открытие нового знания.
- -Итак, какая цель нашей работы на уроке? (опытным путём определить свойства воздуха). (Цель записывается на доске).
Работать будем в группах, поэтому повторим правила работы в группах:
(на доске)
- Работать без шума.
- Работать дружно .
- Выполнить все задания.
- Выполнить без ошибок.
- Выслушивать друг друга внимательно, возможно изменить своё мнение.
Один из членов группы будет заполнять оценочные листы: напишет фамилии членов группы и напротив фамилий будет ставить чёрточки за каждое высказанное предположение.
Алгоритм работы:
- Прочитайте задание.
- Обсудите, что нужно сделать.
- Договоритесь, как будете выполнять задание.
- Выполните задание.
- Договоритесь, кто будет отвечать.
- Группы получают задания, проводят опыты, делают выводы.
Группа № 1
- Возьмите стакан, переверните его вверх дном.
- Опустите стакан в сосуд, наполненный водой.
- Что ты ощущаешь? Что видишь?
- Не вынимая стакана из воды, слегка наклони его. Из стакана выйдет воздушный пузырь и часть воды войдёт в стакан.
- Почему вода не заполнила стакан полностью?
- Приготовьтесь рассказать о своём опыте и сделать выводы.
Группа № 2
- Возьми насос в руку.
- Плотно прикрой пальцем левой руки отверстие, а правой рукой нажми на поршень.
- Не убирая пальца от отверстия, отпускай поршень.
- Что ты чувствуешь и видишь?
- Докажи, что воздух можно сжать и то, что воздух обладает упругостью.
Группа № 3.
- На столе у вас карандаш, прикреплённый скотчем к двум одинаковым стаканам, и воздушные шарики, прикреплённые к концам палочки.
- Положите на карандаш полочку с шариками так, чтобы её концы уравновешивали друг друга.
- Отметьте на палочке точку пересечения.
- Надуйте один шарик.
- Снова прикрепите его к палочке тем же куском скотча.
- Установите его на прежнее место, совместив с отметкой.
- Куда наклоняется палочка?
- Ответьте на вопрос: можно ли воздух взвесить?
Группа № 4
- Выясните, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?
- Для этого нагрейте колбу со вставленной в неё стеклянной трубкой теплом своих рук, как показано на рисунке.
- Что вы наблюдаете?
- Накроите колбу смоченной в холодной воде салфеткой.
- Что вы наблюдаете?
- Почему вода из стакана по трубке поднимается вверх?
Задание для группы № 5.
- Рассмотрите рисунок опыта, который проводят старшеклассники.
- С какой целью они его проводят?
На рычагах весов уравновешены две стеклянные колбы. В них только воздух. Одну из колб подогревают над пламенем спиртовки. И нагретая колба поднимается вверх. Значит, тёплый воздух………..холодного. Он стремится ,,,,,,,,,
В этом легко убедиться, если поместить тонкие полоски лёгкой бумаги над подогретой колбой.
- Выступления групп, выводы
Вывод 1 группы:
Воздух, как и любое другое тело, занимает пространство в окружающем мире.
После выступления 1-й группы выступает младший научный сотрудник с рассказом о водолазном колоколе.
Турчина Арина:
Знание этого свойства воздуха помогло учёным создать особое устройство для работы под водой - водолазный колокол. С помощью подъёмного крана колокол вместе с людьми, инструментами и приборами погружают в воду. Под колоколом находится воздух, который не даёт воде заполнить его. Человек без специального костюма может обследовать дно водохранилища, осмотреть опору моста.
Вывод 2 группы:
Воздух можно сжать. Воздух обладает упругостью.
Вывод 3 группы: воздух можно взвесить.
Вывод 4 группы: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Вывод 5 группы: тёплый воздух легче холодного.
- Рефлексия.
Оценка работы групп ( по критериям, которые висят на доске, кто какую роль играл в группе).
Взаимооценка: какая из групп поработала лучше.
Оценка работы групп учителем.
- Что вы знали о свойствах воздуха до сегодняшнего урока?
- Пришлось ли вам удивиться на уроке? Чему?
- Изменились ли ваши знания о свойствах воздуха?
- Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям?
- Первичное закрепление. Тест.
- Маша попросила Мишу убрать со стола пустой стакан. Миша сказал. Что там нет пустых стаканов. Один заполнен водой, второй молоком, а третий – воздухом. Прав ли Миша?
а) да; б) нет
- Воздух при охлаждении расширяется.
а) да; б) нет
- Занимает ли воздух пространство?
а) да; б) нет
- Тёплый воздух тяжелее холодного.
а) да; б) нет
- Воздух нельзя сжать.
а) да; б) нет
VI. Итог урока.
Молодцы! Вы хорошо поработали. Не забудьте о задании, которое младший научный сотрудник огласила в начале заседания.
Интернет-ресурсы:
- http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Diving_bell.jpg?uselang=ru
- http://5klass.net/okruzhajuschij-mir-3-klass/Svojstva-vozdukha-3-klass/008-Sostav-vozdukha.html
Самоанализ урока.
Урок проходил в форме очередного заседания клуба «Мы и окружающий мир», что способствовало вовлечению всех обучающихся в активную исследовательскую деятельность.
Цель урока была достигнута. Обучающиеся опытным путём пришли к выводам о свойствах воздуха, сформулировали их.
В начале урока были актуализированы имеющиеся знания и поставлена цель урока. Цель урока была поставлена самими обучающимися при проведении определяющей рефлексии.
Новые знания обучающиеся получили в ходе групповой работы при проведении опытов.
Групповая форма работы является оптимальной для развития познавательных универсальных действий: умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы; регулятивных УУД: целеполагание, планирование, контроль, оценка, а так же развития коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, выслушивать мнение другого, владение монологической и диалогической формами речи.
Далее была проведена итоговая рефлексия, в ходе которой ещё раз были зафиксированы новые знания. которые ребята получили на уроке.
В конце урока для первичного закрепления новых знаний был проведён тест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира "Воздух. Свойства воздуха"
Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету...
Воздух. Свойства воздуха.
Цели данного урока:· познакомить с составом воздуха, его свойствами;· показать влияние загрязнений окруж...
Урок окружающего мира по теме "Воздух. Свойства воздуха"
Урок познания мира построен в форме самостоятельного добывания новых знаний. Ученики находятся в роли исследователей, которые с опорой на собственный опыт открывают свойства воздуха и познают его знач...
Тест "Воздух.Свойства воздуха", 3 класс, УМК "Гармония"
Тест разработан к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК "Гармония" (Поглазова) к теме "Воздух. Свойства воздуха". Тест состоит из 10 вопросов.К каждому вопросу имеется 3 варианта ответов....
Урок окружающего мира «Свойства воздуха. Охрана воздуха»
Урок окружающего мира в 3-м классе "Свойства воздуха. Охрана воздуха" с применением информационно-коммуникационных технологий...
. Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ
Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....
.Презентация Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ
Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....