конспект урока по окружающему миру "Достижения науки в 20 веке", 4 класс, УМК " Планета знаний"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок создан с учетом краеведческого материала р Башкортостан. Соответствует ФГОС. для классов с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Достижения науки в 20 веке.
Тип урока: получение новых знаний.
Формы работы: самостоятельная, фронтальная, групповая, в парах
Цель: расширение знаний учащихся о научных открытиях XX века.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить с открытиями, сделанными в 20 веке советскими и российскими учеными;
Развивающая:
-развивать речь обучающихся;
- развивать произвольное внимание, память, воображение;
- развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;
- развивать интерес к предмету окружающий мир;
Воспитывающая:
Формируемые УУД:
Личностные:
- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
- принятие ценности развития науки и техники.
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать правильность выполнения своей работы и результаты коллективной деятельности.
Познавательные:
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные:
- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате;
- допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение;
- устойчиво владеть правилами вежливости в различных ситуациях;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Оборудование:
Учебник, презентация к уроку, атлас, карточки для групповой и парной работы, лазерная указка
Ход урока
- Организационный момент.
Сегодня нас ждет деловая игра
Собраться нам с мыслями
Всем уж пора.
Давайте, друзья,
Оглянемся назад.
В 20 век – век достижений и побед.
II Актуализация знаний
Постановка проблемы
Посмотрите на ленту времени. Какие года отмечены? Какой это век? (20) слайд
-На партах у вас лежат листочки, на которых записаны важнейшие события 19-20 веков. Отметьте галочкой только те события, которые произошли в 20 веке. Работаем в парах. Слайд
1) 1 мировая война;
2) Отечественная война 1812г
3) Образование СССР;
4) Великая Отечественная война;
5) Отмена крепостного права;
6) Гражданская война;
7) Революции 1917г.
8) Строительство железной дороги Москва-Петербург
9) Первый полет человека в космос/12 апреля 1961 г.
ПРОВЕРКА доску закрываю
-Что нового произошло в жизни нашей страны в 20 веке?
(Появились новые заводы, фабрики, построены города, открыты новые лекарства, в домах появилось электричество, электрические приборы.)
-Как вы думаете, благодаря чему стало возможным такое развитие промышленности, сельского хозяйства? (открытиям ученых, развитию науки и техники)
-Назовите тему урока
Достижения науки в 20 веке. На доске
_Что вы хотите узнать о достижениях науки в 20 веке?(какие открытия произошли, что нового появилось, какую роль в развитии науки внесла наша страна)
-Сформулируйте цель урока
расширение знаний о научных открытиях XX века.
- Что необходимо для достижения цели урока?
-добывать информацию из учебника., сообщений, Интернета
-уметь правильно излагать полученные знания
- опираться на свой жизненный опыт
III Открытие новых знаний.
1.Нефть
Загадки о автомобиле , самолете.
Он в воздушном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром.
(Самолет)
Это что за зверь такой
Пробежал по мостовой,
На ногах его - резина,
А питается бензином?
Он рычит, клубится пыль.
Что за зверь? ...
(Автомобиль)
- Что нужно, чтобы автомобили и самолеты двигались?
-Необходимо топливо, бензин, керосин. Из чего их получают? (из нефти)
Природа создала в незапамятные времена драгоценный продукт, который люди называют «черным золотом». В действительности же это «черное золото» во стократ ценнее и нужнее человечеству, чем «благородный» желтый металл. Без золота жить можно, ну а как прожить без нефти? Мы даже не представляем, насколько прочно вошла она в нашу жизнь, в повседневный быт. Сегодня мощь и авторитет страны во многом определяет именно нефтегазодобывающая отрасль
И какую роль в этом сыграла наша республика Башкортостан расскажет Алибаев Булат (Сообщение и презентация)
Промышленная башкирская нефтедобыча началась во времена Советского Союза.
Советский академик Иван Михайлович Губкин в конце 20-х годов обратил внимание на Волго-Уральский регион и научно обосновал необходимость проведения масштабных поисковых и разведывательных работ. Более того, при его непосредственном участии такие работы и начались.
-ОБРАТИТЕ внимание. В Салавате есть улица Губкина. Теперь вы знаете, что она названа в честь Ивана Михайловича Губкина- советского ученого и академика
Первооткрыватель башкирской нефти — Алексей Александрович Блохин. В 1929 году в республику его отправил знаменитый Иван Михайлович Губкин.
В результате исследований Блохин делает вывод, что залежи нефти могут быть в районе деревни Ишимбай.
Открытие поистине мирового значения произошло 16 мая 1932 года. На 702 скважине произошло семь нефтяных выбросов продолжительностью от 3 до 20 минут.
«Черное золото» во многом определило судьбу нашей республики. В результате комплексного освоения месторождений нефти и газа выросли новые города — Ишимбай, Октябрьский, Салават
ОАО "Газпром нефтехим Салават" - нефтехимическая компания, владеющая одним из крупнейших в России производственных комплексов нефтепереработки и нефтехимии. Предприятие расположено в городе Салават (Республика Башкортостан).
На сегодняшний день компания осуществляет полный цикл переработки углеводородного сырья и производство более 75 наименований продукции.
- Откройте атлас на стр. 5. Обратите внимание на значок (показываю значок). Здесь находятся месторождения нефти и газа в республике (слайд для демонстрации)
2. О космосе.
О каком событии вам напоминает дата 12 апреля 1961 года.( Вернуться к доске)
-Наша страна является первооткрывателем космических путешествий.
-О вкладе нашей страны в освоении космоса расскажут Давыдов Данил, Бикаева Софья и Полюхин Егор
(Сообщение и презентация)
Развитие космонавтики в России и за рубежом началось задолго до появления первых космических кораблей. Первые научные разработки в этом плане были лишь теоретическими и обосновывали саму возможность полетов в космос.
В нашей стране одним из пионеров космонавтики был
Константин Эдуардович Циолковский .
Он разработал проект строения ракеты, способной унести человека к звездам, отстаивал идею разнообразия жизни во Вселенной, говорил о необходимости конструирования искусственных спутников и орбитальных станций
Достижения нашей страны в космосе тесно связано с именем Серге́я Па́вловича Королёва — советским ученым, конструктором ракетно-космических систем. Сергей Королёв является одним из основных создателей советской ракетно-космической техники, сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики. Под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
12 апреля 1961 г. произошло событие, которое останется в памяти всех последующих поколений людей. Именно 12 апреля 1961 г. человек совершил первый в истории полет в космос. Этот полет был выполнен Юрием Алексеевичем Гагариным. Он стал возможен только благодаря самоотверженной работе советских ученых и инженеров. Полет в космос Юрия Гагарина был совершен на корабле «Восток». Максимальное удаление орбиты корабля от поверхности Земли составило 327 км.
-На сколько важным является исследование космоса?
(Развитие освоения космоса привели к различным открытиям: например, появились новые материалы, сухая заморозка еды, навигационные системы ГЛОНАС, мобильные телефоны передают сигналы через космические спутники и тд)
ФИЗПАУЗА
3. Лазер
(Лазерная указка)
-Что это? Кто знает? Хотите узнать когда появился лазер?
Про крупнейшее открытие 20 века- открытие лазера- расскажет Бесов Константин
Сообщение и презентация
История изобретения лазера началась с предположения... А именно: в 1916 году Альберт Энштейн создал теорию взаимодействия излучения с веществом, из которой вытекала принципиальная возможность создания квантовых усилителей и генераторов электромагнитных волн, да и Алексей Толстой, в своем знаменитом романе "Гиперболоид инженера Гарина", писал примерно об этом же.
До 50-х годов были только предпосылки создания лазера, пока в 1955 году ученые Николай Басов и Александр Прохоров не разработали квантовый генератор - усилитель микроволн с помощью индуцированного излучения, активной средой которого является аммиак. За свое изобретение ученые получили Нобелевскую премию.
Лазеры нашли применение в самых различных областях — от коррекции зрения до управления транспортными средствами, от космических полётов до термоядерного синтеза. Лазер стал одним из самых значимых изобретений XX века.
-Спасибо.
Применение лазера сейчас довольно широко распространено. Например, в школьном медицинском центре используется лазеротерапия и в аппарате для коррекции зрения используется лазер.
Наука не знает добра и зла
Наука лишь формулам верит
В двадцатом веке наука вошла
В природы запретные двери.
-Это конечно же не все достижения науки и открытия ученых 20 века.
Нельзя забывать и о том, что некоторые открытия ученых привели к большим человеческим жертвам.
-Вспомните эти печальные событиях ( бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, взрыв на Чернобыльской электростанции, загрязнение окружающей среды)(слайд)
_Ученые должны быть ответственны за свои изобретения и открытия, которые не должны вредить людям, а наоборот, нести пользу и процветание.
IV Cамостоятельная работа в группах
Телевизор
Научно-технические изобретения преобразили жизнь двадцатого века. Одним из ключевых событий стало появление нового способа распространения информации – телевидение.
-Сейчас мы разделимся на группы. Вспомните правила работы в группах (табличка)
-Прочитайте текст на стр 122 о телевидении
Первая группа работает по 1абзацу и отвечает на вопросы
Вторая группа работает по 2 абзацу и отвечает на свои вопросы.
1группа: Абазова, Полюхин, Ишкулов, Фархутдинов, Бесов
-Что обозначает слово «ТЕЛЕВИДЕНИЕ»? ( видение на расстоянии)
- В каком году было Впервые передано изображение? (1911)
-Кто изобрел передающую телевизионную трубку?(Владимир Зворыкин)
2 группа: Киселева, Бикаева. Асабин, Давыдов, Алибаев
-Кто был автором проекта Останкинской телебашни? (Николай Васильевич Никитин)
- Сколько метров высота башни? (540м)
-В каком году Останкинский телецентр начал свою работу? (осенью 1967г.)
V. Проверка работы в группах. Выступают по одному человеку от группы
VI Итог урока.
Назовите тему урока.
Достигли ли мы цели урока? (мы узнали о новых научных открытиях и достижениях 20 века)
VII Оценивание работающих детей. С комментированием отметки
VIII. РЕФЛЕКСИЯ
-Продолжите фразы: (на слайде)
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось… и т.д.
2. Домашнее задание.
1) Прочитать текст на стр.120-123. Ответить на вопросы 1-2
2) Подготовить сообщение по вопросы 3,4 об открытиях в медицине или о использовании лазера в разных областях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру с применением ЭОР "Осень", умк "Планета знаний", 1 класс.
Данный план-конспект разработан мною на курсах повышения квалификации учителей по использованию ЭОР в начальной школе....
Конспект урока по окружающему миру "Глобус" для 2 класса по УМК "Планета знаний"
Вашему вниманию предлагаю урок по теме "Что такое глобус" Задачи: 1. Формировать представление о глобусе как модели Земли;Дать представление о материках и океанах;Развивать пространственное вообр...
Урок по окружающему миру "Полезные ископаемые" 3 класс, программа "Планета знаний"
Представлен конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема «Полезные ископаемые» (песок , глина)...
Разработка урока по окружающему миру "Об энергии". 2 класс. УМК "Планета Знаний".
Разработка урока по окружающему миру "Об энергии". 2 класс. УМК "Планета Знаний"....
Конспект урока по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"
Конспект урока по окружающему миру "Царство растений" 3 класс УМК "Планета Знаний"...
Открытый урок по окружающему миру "Органы чувств", 3 класс УМК "Планета Знаний"
Урок построен в соответствии с ФГОС с использованием такой современной технологии, как проблемное обучение. В ходе исследования учащиеся определяют значение всех органов чувств человека, узнают интере...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Полезные ископаемые", 3 класс, программа "Планета знаний"
Тема урока: Полезные ископаемые....