рабочая программа по дополнительному образованию "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Абайдулина Татьяна Викторовна

направленность рабочей программы: естественнонаучное

актуальность разработки рабочей программы - развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи,

формировать необходимость познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).

Цель: становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе.

Задачи:

Образовательные:

— изучить   традиции, отражающие отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—сформировать представления о природе как универсальной ценности.

Развивающие:

— развить:

- устойчивый познавательный интерес к окружающему миру природы;

—  любознательность и формировать интерес к изучению природы методами искусства и естественных наук;

— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Воспитательные:

— воспитать

 ответственное отношение к природе, осознание необходимости сохранения окружающей   

 среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодежи администрации

города Алейска

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» города Алейска Алтайского края

СОГЛАСОВАНО                                                          УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом        директор МБУ ДО ЦДТ г.Алейска

МБУ ДО ЦДТ г.Алейска        _______________Абайдулина Т. В.

Протокол от______2020г. №_____        Приказ от____2020г. №_________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

естественнонаучной направленности

«В мире животных» («Почемучки»)

Год обучения — первый                                                         Составитель:

Возраст обучающихся — 8 — 10 лет                                    Абайдулина Татьяна Викторовна,

                                                                                       педагог дополнительного

                                                                образования

                                                                                     

Алейск

2020

Пояснительная записка.

направленность рабочей программы: естественнонаучное

актуальность разработки рабочей программы - развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи,

формировать необходимость познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).

Цель: становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Задачи:

Образовательные:

— изучить   традиции, отражающие отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

—сформировать представления о природе как универсальной ценности.

Развивающие:

— развить:

- устойчивый познавательный интерес к окружающему миру природы;

—  любознательность и формировать интерес к изучению природы методами искусства и естественных наук;

— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Воспитательные:

— воспитать

 ответственное отношение к природе, осознание необходимости сохранения окружающей  

 среды.

Формы промежуточной аттестации

 Игровые  занятия, практикумы и опытническая работа, творческий отчёт.

Ожидаемые  результаты и способы определения результативности

Предполагаются, что в конце обучения учащиеся

Знают/ умеют:

- применять полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

- приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства

знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

 Владеют:

- навыками ухода за растениями комнатными и на участке, за домашними питомцами.

исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.

Способы определения результативности:

  • повседневное систематическое наблюдение за обучающимися и собеседование;
  • участие в конкурсах различного уровня;
  • демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей и педагогов.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия учащихся в мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении материала.

Общие критерии оценивания результатов

 Активность. Участие в конкурсах.

Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Уровень воспитанности и культуры учащихся.

Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
 
Способы контроля результатов

Используются следующие виды контроля: текущий и тематический. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании модулей (декабрь, май), в конкурсах.

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Индивидуальные занятия\

консультации

Формы организации занятия

Формы аттестации/контроля

2

1

1

1

Введение

2

1

1

-

игра

тест

2

Дикие животные

38

19

19

-

игра

Практическая работа, тест

3

Пернатые жители

30

15

15

-

игра

Практическая работа, тест

Итого:

70

31

39

-

Учебно-тематический план

Календарный –тематический план

п\п

Дата

проведения

Теоретическая часть

Ча

сы

Практическая часть

Ча

сы

  1. Введение (2 ч)

1.1

16.09.2020

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1

2. Дикие животные (38ч)

2.1

23.09.2020

«Длинное ухо» Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. Из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа.

1

Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

1

2.2

30.09.2020

Лисица. «Лиса Патрикеевна». Чтение  рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

1

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок.

1

2.3

07.10.2020

Серый хищник – волк. Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов.

1

Практическая работа в группах - «Раскрась»

1

2.4

14.10.2020

Хозяин леса – медведь. Беседа  по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

1

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь»,

1

2.5

21.10.2020

Любознательный зверёк – белка. Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка».

1

Работа в группах – «Собери мозаику».

1

2.6

28.10.2020

Куница – охотник на белок. Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой».

1

Отгадывание  кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку».

1

2.7

04.11.2020

Лесной красавец – лось. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа.

1

Работа  в группах – Панно «Лесной красавец».

1

2.8

11.11.2020

Сердитый недотрога – ёж. Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж».

1

 Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика».

1

2.9

18.11.2020

Подземный житель – крот. Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики».

1

Игра: «Поле чудес».

1

2.10

25.10.2020

Всеядное животное — барсук. Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу.

1

Работа в группах «Собери мозаику».

1

2.11

02.12.2020

Бобр-строитель. Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах.

1

Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

1

2.12

09.12.2020

Запасливый бурундук. Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке.

1

Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.

1

2.13

16.12.2020

Кабан – дикий родственник домашней свиньи. Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок.

1

Чтение  рассказа В.Зотова «Кабан», Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

1

2.14

23.12.2020

Мышка-норушка. Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок.

1

Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

1

2.15

30.12.2020

Рысь – родственник кошки.

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России.

1

Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.

1

2.16

06.01.2021

Соболь - «дорогой» зверёк.

Чтение  рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

1

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России.

1

2.17

13.01.2021

Тигр – самая большая кошка на Земле. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.

1

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра.

1

2.18

20.01.2021

Косуля – самый маленький европейский олень. Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля».

1

Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

1

2.19

27.01.2021

Экология и мы. Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов.

1

Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

1

  1. Пернатые жители (30ч)

3.1

03.02.2021

Воробей – самая распространённая птица на Земле. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?».

1

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы.

1

3.2

10.02.2021

Ворона - «интеллектуальная» птица. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

1

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы.

1

3.3

17.02.2021

Ворон – красивая, умная птица. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон».

1

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Работа в группах «Рисование ворона»

1

3.4

24.02.2021

Сорока – белобока - «лесная сплетница». Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока – Трещётка».

1

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки.

1

3.5

03.03.2021

«Лесной доктор» - дятел. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

1

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»? загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами.

1

3.6

10.03.2021

Соловей - «великий маэстро». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

1

Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах».

1

3.7

17.03.2021

Галка – городская птица. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка».

1

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Работа в группах «Собираем мозаику».

1

3.8

24.03.2021

Загадочная птица – кукушка. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .

1

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок. Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

1

3.9

07.04.2021

«Пернатая кошка» - сова. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова».

1

Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?».

1

3.10

14.04.2021

Любимая птица – снегирь. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь».

1

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

1

3.11

21.04.2021

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички».

1

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Работа над пословицами и народными приметами. Рисование птиц с яркими клювами.

1

3.12

28.04.2021

Наш добрый сосед – скворец. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».

1

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок.

1

3.13

05.05.2021

«Золотая птица» — иволга. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи.

1

Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».

1

3.14

12.05.2021

Обобщающее занятие о птицах. КВН – крылатая компания.

1

Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок»

1

3.15

12.05.2021

Обобщающее занятие о птицах. КВН – крылатая компания.

1

Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок»

1

ИТОГО:

35

35

Лист изменений и дополнений к рабочей программе «В мире животных»

№ п/п

Тема занятия

Дата изменения

Причина

Подпись

2.7

Лесной красавец – лось. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа.

11.11.2020

Праздничный день

04.11.2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет

Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»...