рабочая программа по дополнительному образованию "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
направленность рабочей программы: естественнонаучное
актуальность разработки рабочей программы - развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи,
формировать необходимость познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).
Цель: становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Задачи:
Образовательные:
— изучить традиции, отражающие отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—сформировать представления о природе как универсальной ценности.
Развивающие:
— развить:
- устойчивый познавательный интерес к окружающему миру природы;
— любознательность и формировать интерес к изучению природы методами искусства и естественных наук;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Воспитательные:
— воспитать
ответственное отношение к природе, осознание необходимости сохранения окружающей
среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 35.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию и делам молодежи администрации
города Алейска
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» города Алейска Алтайского края
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом директор МБУ ДО ЦДТ г.Алейска
МБУ ДО ЦДТ г.Алейска _______________Абайдулина Т. В.
Протокол от______2020г. №_____ Приказ от____2020г. №_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
естественнонаучной направленности
«В мире животных» («Почемучки»)
Год обучения — первый Составитель:
Возраст обучающихся — 8 — 10 лет Абайдулина Татьяна Викторовна,
педагог дополнительного
образования
Алейск
2020
Пояснительная записка.
направленность рабочей программы: естественнонаучное
актуальность разработки рабочей программы - развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи,
формировать необходимость познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).
Цель: становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Задачи:
Образовательные:
— изучить традиции, отражающие отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
—сформировать представления о природе как универсальной ценности.
Развивающие:
— развить:
- устойчивый познавательный интерес к окружающему миру природы;
— любознательность и формировать интерес к изучению природы методами искусства и естественных наук;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Воспитательные:
— воспитать
ответственное отношение к природе, осознание необходимости сохранения окружающей
среды.
Формы промежуточной аттестации
Игровые занятия, практикумы и опытническая работа, творческий отчёт.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
Предполагаются, что в конце обучения учащиеся
Знают/ умеют:
- применять полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
- приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства
знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Владеют:
- навыками ухода за растениями комнатными и на участке, за домашними питомцами.
исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.
Способы определения результативности:
- повседневное систематическое наблюдение за обучающимися и собеседование;
- участие в конкурсах различного уровня;
- демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей и педагогов.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия учащихся в мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении материала.
Общие критерии оценивания результатов
Активность. Участие в конкурсах.
Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Уровень воспитанности и культуры учащихся.
Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Способы контроля результатов
Используются следующие виды контроля: текущий и тематический. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании модулей (декабрь, май), в конкурсах.
№ п/п | Название темы | Количество часов | |||||
Всего | Теория | Практика | Индивидуальные занятия\ консультации | Формы организации занятия | Формы аттестации/контроля | ||
2 | 1 | 1 | |||||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | - | игра | тест |
2 | Дикие животные | 38 | 19 | 19 | - | игра | Практическая работа, тест |
3 | Пернатые жители | 30 | 15 | 15 | - | игра | Практическая работа, тест |
Итого: | 70 | 31 | 39 | - |
Учебно-тематический план
Календарный –тематический план
№ п\п | Дата проведения | Теоретическая часть | Ча сы | Практическая часть | Ча сы | ||||
| |||||||||
1.1 | 16.09.2020 | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | 1 | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | 1 | ||||
2. Дикие животные (38ч) | |||||||||
2.1 | 23.09.2020 | «Длинное ухо» Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. Из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. | 1 | Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами». | 1 | ||||
2.2 | 30.09.2020 | Лисица. «Лиса Патрикеевна». Чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа. | 1 | Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок. | 1 | ||||
2.3 | 07.10.2020 | Серый хищник – волк. Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов. | 1 | Практическая работа в группах - «Раскрась» | 1 | ||||
2.4 | 14.10.2020 | Хозяин леса – медведь. Беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь». | 1 | Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», | 1 | ||||
2.5 | 21.10.2020 | Любознательный зверёк – белка. Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка». | 1 | Работа в группах – «Собери мозаику». | 1 | ||||
2.6 | 28.10.2020 | Куница – охотник на белок. Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой». | 1 | Отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку». | 1 | ||||
2.7 | 04.11.2020 | Лесной красавец – лось. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа. | 1 | Работа в группах – Панно «Лесной красавец». | 1 | ||||
2.8 | 11.11.2020 | Сердитый недотрога – ёж. Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж». | 1 | Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика». | 1 | ||||
2.9 | 18.11.2020 | Подземный житель – крот. Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики». | 1 | Игра: «Поле чудес». | 1 | ||||
2.10 | 25.10.2020 | Всеядное животное — барсук. Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. | 1 | Работа в группах «Собери мозаику». | 1 | ||||
2.11 | 02.12.2020 | Бобр-строитель. Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах. | 1 | Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами. | 1 | ||||
2.12 | 09.12.2020 | Запасливый бурундук. Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. | 1 | Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа. | 1 | ||||
2.13 | 16.12.2020 | Кабан – дикий родственник домашней свиньи. Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок. | 1 | Чтение рассказа В.Зотова «Кабан», Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?. | 1 | ||||
2.14 | 23.12.2020 | Мышка-норушка. Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. | 1 | Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок». | 1 | ||||
2.15 | 30.12.2020 | Рысь – родственник кошки. Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. | 1 | Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси. | 1 | ||||
2.16 | 06.01.2021 | Соболь - «дорогой» зверёк. Чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные». | 1 | Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России. | 1 | ||||
2.17 | 13.01.2021 | Тигр – самая большая кошка на Земле. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета. | 1 | Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. | 1 | ||||
2.18 | 20.01.2021 | Косуля – самый маленький европейский олень. Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». | 1 | Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги». | 1 | ||||
2.19 | 27.01.2021 | Экология и мы. Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. | 1 | Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных. | 1 | ||||
| |||||||||
3.1 | 03.02.2021 | Воробей – самая распространённая птица на Земле. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?». | 1 | Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. | 1 | ||||
3.2 | 10.02.2021 | Ворона - «интеллектуальная» птица. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета. | 1 | Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. | 1 | ||||
3.3 | 17.02.2021 | Ворон – красивая, умная птица. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон». | 1 | Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Работа в группах «Рисование ворона» | 1 | ||||
3.4 | 24.02.2021 | Сорока – белобока - «лесная сплетница». Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока – Трещётка». | 1 | Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. | 1 | ||||
3.5 | 03.03.2021 | «Лесной доктор» - дятел. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел». | 1 | Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»? загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. | 1 | ||||
3.6 | 10.03.2021 | Соловей - «великий маэстро». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей». | 1 | Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». | 1 | ||||
3.7 | 17.03.2021 | Галка – городская птица. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». | 1 | Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Работа в группах «Собираем мозаику». | 1 | ||||
3.8 | 24.03.2021 | Загадочная птица – кукушка. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» . | 1 | Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок. Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы». | 1 | ||||
3.9 | 07.04.2021 | «Пернатая кошка» - сова. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». | 1 | Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?». | 1 | ||||
3.10 | 14.04.2021 | Любимая птица – снегирь. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». | 1 | Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц. | 1 | ||||
3.11 | 21.04.2021 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». | 1 | Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Работа над пословицами и народными приметами. Рисование птиц с яркими клювами. | 1 | ||||
3.12 | 28.04.2021 | Наш добрый сосед – скворец. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец». | 1 | Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. | 1 | ||||
3.13 | 05.05.2021 | «Золотая птица» — иволга. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи. | 1 | Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки». | 1 | ||||
3.14 | 12.05.2021 | Обобщающее занятие о птицах. КВН – крылатая компания. | 1 | Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок» | 1 | ||||
3.15 | 12.05.2021 | Обобщающее занятие о птицах. КВН – крылатая компания. | 1 | Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок» | 1 | ||||
ИТОГО: | 35 | 35 |
Лист изменений и дополнений к рабочей программе «В мире животных»
№ п/п | Тема занятия | Дата изменения | Причина | Подпись |
2.7 | Лесной красавец – лось. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа. | 11.11.2020 | Праздничный день 04.11.2020 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по математике в 3 классе
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет
Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс
Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»...