ТЕМА: Заглянем в кладовые Земли.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Малова Галина Николаевна

Ход  урока.

I.Орг. момент

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

            - Кто скажет, о чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира?

           Выставка фрагментов из пластилина «Звёздное небо» (на доске)

Ночью звёзды загораются

И в созвездья собираются.

- Назовите, какие созвездия вы моделировали с помощью пластилина?

- Сколько зодиакальных созвездий существует?

- Кто подготовил материал о созвездии, под которым родился?

(выслушиваются рассказы детей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2_klass_tsurupa_n.i.docx29.22 КБ
Office presentation icon kladovye_zemli._2_klass.ppt2.12 МБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ  УРОК   окружающего мира во 2 классе

ТЕМА: Заглянем в кладовые Земли.

Предметные результаты:

  • иметь представление о камнях, как части неживой природы;
  • познакомиться с горными породами и минералами;
  • различать  и узнавать горные породы и минералы;
  • научиться различать составные части гранита;
  • узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.

Метапредметные результаты:

  • определять названия красивых камней с помощью атласа-определителя (А.Плешаков) и учебника;
  • рассказывать о значении камней в нашем доме и изделий из них;
  • соотносить  изделия  и природные камни, из которых они изготовлены;
  • высказывать своё отношения к изделиям из камня;
  • предлагать собственные варианты подобных изделий и рисовать их эскизы.

Личностные результаты:

  • осознавать значение красивых камней и изделий из них в нашем доме;
  • делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия  образцов камней;
  • обсудить поучительную историю одной коллекции камней.

Предварительная работа.

Учитель  готовит коллекцию минералов и горных пород ; дети заранее готовят пересказ рассказа «Моя коллекция»

Оборудование:

мультимеа, интерактивная доска,  презентация «Кладовые Земли», атласы-определители «От земли до неба», лупы, коллекция камней (гранит), тексты для учащихся, цветные карандаши, учебники, рабочие тетради на печатной основе; модели созвездий.

Ход  урока.

I.Орг. момент

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

        - Кто скажет, о чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира?

           Выставка фрагментов из пластилина «Звёздное небо» (на доске)

Ночью звёзды загораются

И в созвездья собираются.

- Назовите, какие созвездия вы моделировали с помощью пластилина?

- Сколько зодиакальных созвездий существует?

- Кто подготовил материал о созвездии, под которым родился?

(выслушиваются рассказы детей)

III. Мотивация учебной деятельности.

        - А теперь с небес мы спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю. Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли. (слайд №1)

        - Откройте учебники на стр. 44 и прочитайте учебно-познавательную задачу нашего сегодняшнего урока.

(Узнаем, что такое горные породы и минералы. Научимся различать составные части гранита. Обсудим поучительную историю одной коллекции камней)

IV. Работа по теме.

  1. Начальные представления о горных породах.

- Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы.

- С некоторыми из горных пород вы сталкиваетесь почти каждый день. Отгадайте, с какими: (слайд №2)

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (МЕЛ)

                                      Он очень нужен детворе,

                                                 Он на дорожках во дворе,

                                                 Он и на стройке, и на пляже,

                                                 Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (ГЛИНА)

                                                 Он очень прочен и упруг,

                                                 Строителям – надёжный друг.

                                                 Дома, ступени, постаменты

                                                 Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)

 

- Дайте общее название всем этим предметам.

(Полезные ископаемые) Читаем хором.

- Что такое полезные ископаемые?  Прочитайте об этом первые три абзаца в тексте, который лежит у вас на столах.

(слайд №3)

- А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе?     (Известняк, гранит, кремень) (слайд №4)

- Горные породы существуют в трёх состояниях. Одни бывают твёрдые – это гранит, известняк, кремень; другие жидкие – это нефть. Бывают и газообразные – это природный газ.

2. Знакомство с минералами. Работа с атласами-определителями.

- Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно.

-  Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал  называется графит.

- Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал.

- Есть среди минералов и редкие вещества:  серебро, золото, алмазы.

- Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это твердые вещества с однородным составом. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой. Кроме того, у минералов бывает различный блеск. Он может быть стеклянным, перламутровым, металлическим, восковым.

- Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины.

- Давайте рассмотрим их в атласе-определителе на с. 16 - 17.  Какие вы здесь увидели минералы?

- Некоторые минералы бывают только одного цвета. Прочитайте о малахите.

Так, малахит всегда зелёный, лазурит – синий.

- Но многие минералы могут иметь большое количество расцветок. Давайте прочитаем о янтаре, коралле, жемчуге, бирюзе.

- Драгоценные камни – аристократы среди минералов. Но есть в их семье и «простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.

3. Практическая работа. (слайд №5)

- Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.

- Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.

- Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.

- Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.

  (слайд №6)

- Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит.

- Давайте откроем рабочие тетради на с. 32  и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках?

- Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.

- Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?

- Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.

4. Чем отличаются горные породы от минералов?  (слайд №7)

5. Где используют богатство земных кладовых?  (слайд 8)

6. История о коллекции камней.

- Давайте послушаем одну историю о коллекции камней, которую приготовили мои помощники Вова и Юра.

Обсуждение:

 - Кем стал автор этого рассказа?

- Что помогло ему определиться с выбором профессии?

- Как вы думаете, можно ли назвать эту историю поучительной? Почему так думаете?

- А кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых? (Геологи. В С-Петербурге горный институт)

V. Домашнее задание.

-  Прочитайте задание №2 в рабочих тетрадях. Отметьте. Его вы выполните дома после чтения текста учебника и статьи «Горные породы», что лежат у вас на столах.

ГОРНЫЕ   ПОРОДЫ

        Вся поверхность Земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите в классе, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы.

        Все горные породы, полезные для человека, так и называют – полезные ископаемые. Почему ископаемые?

        Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.

        Вы, наверное, видели бурные реки, которые текут в узких горных ущельях. Их вода несёт с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при разрушении гор. Реки впадают в море, и вместе с речной водой в море «впадают» камни, песок и глинистые частички. Они опускаются на дно моря.

        Так год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы – песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.

        В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода – известняк. Мел, которым вы пишите, - это и есть известняк.

        Вы, конечно, не раз видели мелкие озёра или болота, вокруг которых растёт лес. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь. А золотисто-жёлтый янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.

        В самых глубинах Земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму – огненную жидкость. По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается к поверхности и вырывается наружу. В таких случаях на Земле происходят вулканические извержения. Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На поверхности Земли она остывает, затвердевает, и из неё образуется базальт – очень прочная горная порода.

        Но не всегда раскалённая магма достигает поверхности. Во многих случаях она застывает в глубинах Земли и там превращается в породы.

        Горные породы, образующиеся при застывании магмы, называются магматическими.

        Присмотритесь к кусочку гранита и вы увидите, что он состоит из нескольких минералов. Как дом состоит из кирпичей, так и многие горные породы состоят из отдельных минералов.

        Вместе с гранитом в глубинах Земли образуются очень нужные полезные ископаемые – руды разных минералов. Из одних руд добывают железо, из других – свинец, из третьих олово.

        До сих пор шёл рассказ о твёрдых горных породах. Но есть горные породы жидкие, например нефть, и газообразные – природный газ.

Геологи изучают  горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.

- Ребята, этот текст взят из книги «Что такое? Кто такой?». Это энциклопедия.

- У кого дома есть такая книга?

- А если нет, то где её можно взять, чтобы почитать?

- Ребята, эта книга в 3-х томах. Я принесла на урок только 1-й том. Здесь очень много увлекательной и полезной информации. Думаю, что вам она будет интересна.

- И еще отметьте задание №3. Вам придется поработать дома с атласами – определителями и приготовить дополнительное сообщение о граните, полевом шпате, кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них внесите в тетрадь.

VI. Рефлексия учебной деятельности.

- Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?

- Что нового и интересного узнали?

- А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?

- Из чего состоит гранит?

- Чем отличаются горные породы от минералов?

- Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.

- Кто запомнил название профессии людей, изучающих горные породы и минералы?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заглянем в кладовые Земли Окружающий мир 2 класс

Слайд 2

Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. Отгадай загадки Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобиться сразу. Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы будут и заметны. Дай общее название всем этим предметам. Мел, песок, глина, гранит - это полезные ископаемые .

Слайд 3

Что такое полезные ископаемые? Вся поверхность земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите на доске, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы. Все горные породы, полезные для человека, так и называются – полезные ископаемые. Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать» говорили в старину) из-под земли.

Слайд 4

С какими горными породами мы познакомились в 1 классе? Известняк Гранит Кремень

Слайд 5

Практическая работа Рассмотрите кусочки гранита Найди цветные зёрна. Это минерал полевой шпат . Найди полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц . Найди чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда

Слайд 6

Полевой шпат Кварц Слюда Минералы Эти минералы, соединяясь вместе, образуют горную породу гранит.

Слайд 7

Чем отличаются горные породы от минералов? однородное по составу природное тело Полевой шпат Слюда Кварц Горная порода Минерал обычно состоит из нескольких минералов Гранит Песок Глина Известняк

Слайд 8

Где используют богатства земных кладовых? Гранит

Слайд 9

Где используют богатства земных кладовых? Известняк

Слайд 10

Где используют богатства земных кладовых? Песок

Слайд 11

Где используют богатства земных кладовых? Глина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Заглянем в кладовые Земли»

Предметная проектная задача...

Урок по окружающему миру во 2 классе "Заглянем в кладовые Земли"

Урок представлен в виде технологической карты....

Презентация на тему "Заглянем в кладовые земли."

Презентация урока  по окружающему миру  для учеников второго класса, по программе " Школа России." Знакомство с горными породами и минералами....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Заглянем в кладовые Земли", 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о горных породах и минералах на основе практической работы;сообщение сведений о роли горных пород и минералов в жизни человека.Планируемые результ...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Заглянем в кладовые Земли"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Заглянем в кладовые Земли» Цели деятельности учителя: формирование представлений о горных породах и минералах на основе практической работы; с...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: Заглянем в кладовые Земли

Технологическая карта урока окружающего мираКласс: 2Б...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Заглянем в кладовые земли" для 2 класса

Уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю вашему вниманию конспект окружающего мира для 2 класса на тему: "Заглянем в кладовые земли". Вы можете взять из него полезные для себя матери...