Урок окружающего мира в 4-м классе с приемами развития критического мышления. Тема: "Зона арктических пустынь"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Малофеева Мария Александровна

УРОК ПОСТРОЕН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zona_arkticheskih_pustyn.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4-м классе с приемами развития критического мышления. Тема: "Зона арктических пустынь"

Цели:

Обучающая: формирование представлений о природной зоне арктических пустынь, ознакомление с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе).

Развивающая: развитие познавательной активности учащихся, умения анализировать с опорой на ранее изученный материал, развитие социальных и коммуникативных навыков учащихся.

Воспитывающая: воспитание любви к Родине и гордости за неё, ответственности за свои поступки.

Оборудование: карта “Природные зоны России”; картины, фотографии с изображением изучаемых объектов; раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

а) Работа по карточкам.

- Соедините стрелками моря и океаны.

МОРЯ

ОКЕАНЫ

Японское море

 

Балтийское море

 

Море Лаптевых

Северный Ледовитый океан

Чукотское море

 

Берингово море

Тихий океан

Карское море

 

Баренцево море

Атлантический океан

Восточно-Сибирское море

 

Чёрное море

Индийский океан

Охотское море

 

- Взаимопроверка.
Моря, какого океана не омывают берега России?

б) Работа по карте. Фронтальная.

- Покажите на карте моря Северного Ледовитого океана.
3. Стадия вызова.

а) Постановка целей урока.

“Слушание грамзаписи. Песня из к/ф “Кавказская пленница”

Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи,
Вертится Земля.

- Покажите место, о котором поётся в песенке, на глобусе.
- Почему так решили?
 (Ось – воображаемая линия, находится либо на Северном полюсе, либо на Южном).
- Почему выбрали Северный полюс? (
На Южном полюсе находится материк Антарктида, а в песне поётся о морях. На Северном полюсе располагается океан. Медведи водятся только на Северном полюсе).
- Сегодня будем говорить о природной зоне, располагающейся в этом месте.

б) Работа с картой природных зон.

- Найдите на карте природную зону.
- Как она называется?
 (Зона ледяных пустынь)
- Каким цветом изображается на карте?
- Что кроме Северного Ледовитого океана и его морей входит в эту природную зону?
 (Острова)
- Прочитайте названия этих островов.

В) верю –не верю

4. Стадия осмысления.

а) Игровая технология.

ГРУППОВАЯ РАБОТА. Распределение работы в группах.


- Разделимся на 4 группы.
- Какую одежду выберем для членов экспедиции?

В качестве атрибута повязывается шарф.

Каждая группа получает раздаточный материал и карточку - помогайку.

Раздаточный материал для географов:

  • Картины “Северное сияние”, “Ледяная пустыня”.
  • Теллурий.
  • Рекомендации учебника - стр.78,79.

Карточка – помогайка:

http://festival.1september.ru/articles/615389/img2.gif

Раздаточный материал для ботаников:

  • Карточки с изображениями растений: мхи, лишайники, полярный мак, планктонные растения, ягоды, берёза, сирень.
  • Гербарии.
  • Рекомендации учебника - стр.79, 80, 81.

Карточка – помогайка:

http://festival.1september.ru/articles/615389/img3.gif

Раздаточный материал для зоологов:

  • Карточки с изображениями животных: чайки, кайры, гагары, тупики, белый медведь, тюлень, морж, сайка, рачки, пингвин, северный олень, заяц, кулик.
  • Рекомендации учебника - стр.79, 80, 81, 82

Карточка – помогайка:

http://festival.1september.ru/articles/615389/img4.gif

- Выполнение работы в группах.

Учащиеся в течение определённого времени выполняют работу: вставляют пропущенные слова. Далее выбирают спикера от группы.

- Выступление представителей групп.

Учащиеся 1 группы озвучивают рассказ, сопровождая показом схем и картин.
Учащиеся 2 группы озвучивают рассказ, сопровождая показом растений, закрепляя карточки с их изображением на карте.
Учащиеся 3 группы озвучивают рассказ, сопровождая показом животных, закрепляя карточки с их изображением на карте.

Добавления к сообщениям:

  1. Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду. В морях встречаются зелёные льдины.
  2. В водах северных морей, где проходят тёплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит(показ фотографии).

- Подведение итогов групповой работы.
- Спасибо всем научным группам. Вы все хорошо поработали. Можем ли мы сказать, что ледяная зона пустынная?

(Нет. Несмотря на суровые условия, там растут растения, живут животные и даже выращивают своих детёнышей).

Физминутка.

5. Стадия рефлексии.

а) Отгадывание кроссворда.

http://festival.1september.ru/articles/615389/img7.gif

- Разгадайте кроссворд, отгадайте ключевое слово и восстановите предложение “…– царство льда и снега”.

  1. Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют “птичьи базары”. Их можно увидеть около реки и в нашей местности.
  2. Близкий родственник тюленя.
  3. Птицы, откладывающие яйца на голые камни.
  4. Это животное бывает добычей белого медведя.
  5. Растения полярной зоны.
  6. Самый крупный обитатель морей и океанов.
  7. Пища рыб северных морей.

(Ответы: 1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень. 5. Лишайники. 6. Кит. 7. Рачки).

- Назовите ключевое слово. (Арктика)
- Зона ледяных пустынь по-другому называется зоной арктических пустынь или Арктикой.

б) Перепутанные логические цепочки.

- Перед вами несколько цепей питания обитателей Арктики.
- Что заметили?
 (Звенья перепутаны)
- Восстановите цепочки.

Рачки – водоросли – рыбы – птицы;
Тюлени – рыбы – водоросли – рачки;
Белые медведи – рачки – водоросли – тюлени.

в) верю-не верю

г) ПРИЁМ СИНКВЕЙН.

Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

- Расскажите об Арктике по следующему плану:

1 строка – природная зона
2 строка – описание зоны 
(2 прилагательных)
3 строка – действие зоны 
(3 глагола)
4 строка – ваше отношение к природной зоне 
(4 слова)
5 строка – слово-обобщение, синоним.

Ответы учеников:

Арктика.
Белая, ледяная.
Морозит, метёт, удивляет.
Царство льда и снега.
Северный полюс.

д)  о чём ещё вы хотели бы узнать, изучая зону арктических пустынь?

Можем ли мы на звать арктическую зону пустынной?

ИТОГ УРОКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

В статье предлагаются психологические приемы, которые учат ребенка вдумчиво работать с информацией. А также педагогическая технология технология, где учащийся сам исходя из своих целей, отслеживает св...

Психологические приемы развития критического мышления на уроках литературного чтения

Актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и поз...

Использование приемов развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС.

Статья посвещена возможностям использование приемов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе....

Диаграмма Опытно практическая работа по ВКР тема Использование приемов развития критического мышления на уроках родного литературного чтения. Методика разработанная учителем начальных классов Тюнгюлюнской СОШ Мегино-Кангаласского улуса, Баишевой Е.Н

Критическое мышление ОПР по ВКР. Использование приемов критического мышления для формирования УУД у учащихся младших  классов. Отслеживание динамики развития уровня сформированности критического ...

"Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения."

Статья об итспользовании на уроках литературного чтения птехнологии развития критического мышления с примерами...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с использованием приемов развития критического мышления

Разработка урока по русскому языку с использованием технологий развития критического мышлени, УМК "Начальная школа XXI века"...