Технологическая карта урока окружающий мир "Жизнь древних славян"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта урока окружающий мир "Жизнь древних славян" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir.docx | 71.71 КБ |
samoanaliz_uroka_okruzh_mir.docx | 16.4 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Тип урока: «Изучение нового материала»
Тема: «Жизнь древних славян»
4 класс.
Цель: Познакомить учащихся с жизнью древних славян и раскрытие значения знаний истории своего народа;
Задачи: - формированию представления о том, как была организована жизнь наших далеких предков;
- развитие первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;
-воспитание интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир».
Оборудование для учителя: Интерактивная доска, компьютер; карта «Расселение древних славян»; иллюстрации с изображением языческих богов древних славян.
Оборудование для ученика: Учебник «Окружающий Мир» А.А. Плешаков, тетрадь, ручка.
Макет Доски.
Двадцать второе февраля. Классная работа.
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приемы, средства | Результаты УУД |
1.Организационный момент | Вот книжки на столе, а вот - тетрадки, И хочется играть сегодня в прятки, И не досуг дуть на корабль бумажный - Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный! Здравствуйте, ребята! Проверьте своей рабочее место, улыбнитесь друг другу. | Слушаю учителя, здороваются. | Психологический настрой, Беседа. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других; |
2.Актуализация знаний. | –Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? – Что изучает наука история? – Какие пять эпох в истории выделяют ученые? – Какая из них самая длинная? – Какая самая короткая? – Новейшая история – это какое время? | -Историю: как жили наши предки. -Жизнь наших предков. -1.первобытная эпоха - Первобытная Эпоха. - Новейшего времени. Сейчас. | Диалог, интеллектуальная разминка. | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию. Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи. |
3. Постановка темы и цели урока | – Мы продолжаем путешествие по дороге истории. – Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица»: Слава нашей стороне! Слава нашей старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли, Времена теперь другие, Как и мысли и дела. Далеко ушла Россия От страны, какой была, Умный, сильный наш народ, Далеко глядит вперед, А преданья старины Забывать мы не должны! – Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке. | Слушают учителя. | Презентация. | Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля |
4. Работа по новой теме | - Этот раздел учебника поможет нам узнать о важных событиях истории России. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью Древних Славян. Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи. Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол. Частокол строился из крепких бревен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтесывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обтесывать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связанны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки прорублены в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой – ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по черному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти все свободное место сто и две деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели. Как ни просто устроено жилье, в нем можно было укрыться от непогоды и дикого зверья, и согреться у печи и сварить еду. В каждом поселке обычно жили родственники, которые нередко вели хозяйство вместе. 2. Работа по карте. - Рассмотрите карту на с. 35. что вы можете узнать с её помощью о расселении славян? - Найдите эти моря и реки на физической карте Евразии. (Дети работают у карты.) - Какие племенные объединения были у славян? 3.Работа по учебнику. С. 34-38 - Прочитайте текст на с. 34-38. Почему древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? - О каком боге Древних славян вы узнали, прочитав этот текст? - Что еще было связанно с почитанием природы? | Слушают учителя, работа с картой в рабочей тетради. Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря. Работа у карты. Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне. - Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер - все это живое, одушевленное. И всеми повелевают боги. - Перун – бог грома и молнии. Были связанны праздники. Один из праздников - праздник многие славянские Ивана Купалы. | Работа с литературой, Рассказ-эстафета, Заочное путешествие. | Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; |
5. Физминутка | Хомка, хомка, хомячок Хомка серенький бочек. Хомка с солнышком встает Моет лапки, чистит рот. И все сделал по порядку Он идет на физзарядку. Раз, два - выше голова. Три, четыре - руки шире. Пять, шесть - тихо сесть. Семь, восемь, лень отбросим. | Повторяют за учителем. | Игра | Коммуникативные: умение выполнять коллективные действия в соответствии с предложенными критериями. |
6. Закрепление полученных знаний | - В какой части Европы было поселение славян. -Какие национальности позднее произошли от Восточных славян? - Как жили славяне? - Почему славяне были крепкими, выносливыми? - Чем занимались мужчины? - На кого они охотились? - Кто такие бортники?' - Чем занимались женщины? - Как Древние славяне выбирали место для жилья? - Опишите дом древних славян. | - Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы. - Русские, украинцы, белорусы. - Жили славяне племенами. Каждый день их был полон трудовых забот. И налаженную жизнь могло потревожить появление недругов, какое-либо бедствие. -Все мужчины были охотниками, рыболовами. -Охотились они на кабанов, косуль. - Собирают мед диких пчел -Женщины готовили пищу, развод огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав. - Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес. Место выбирали безопасное, вблизи рек, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме. Жилища до половины уходили землю. В доме было: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-черному, без трубы. Дым выходил наружу через небольшие открытые окошки и низенькую дверь. Стекол не было. От холода окна прикрывали досками, соломой, ветками | Составление конспекта. Группировка материала. Презентация | Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
7. Итог урока | Понравился ли вам урок, ребята? Чем? По шкале от 1 до 10 оцените свою работу на уроке. | Да. Мы узнали многое о древних славян. 9 | Настроение, Личное отношение к теме. | Регулятивные: осуществляют контроль Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельност Регулятивные: осуществляют контроль Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельност Регулятивные: осуществляют контроль Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельност Регулятивные: осуществляют контроль Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности |
8. Домашнее задание | Дома вам необходимо сделать кроссворд по теме «Жизнь Древних славян» от 5-8 слов. | Воспринимают домашнее задание, записывают | Творческое задание | Познавательные: владение навыком поиска информации; Регулятивные: способность к самоконтролю. |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока.
Урок был проведен в 4 классе по программе «Школа России». Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию. Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Содержание учебного материала и виды работ, используемых на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Работа на интерактивной доске позволила рационально использовать учебное время и развивать познавательный интерес учащихся.
Элементом здоровьесбережения можно назвать смену видов деятельности и проведение физминутки.
Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно – ориентированного подхода (к доске вызывала тех учащихся, которые предпочитали отмалчиваться во время ответов на вопросы), интересных заданий и наглядно – демонстрационного материала. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность
На первом этапе урока ( актуализация знаний обучающихся) провели самоконтроль готовности к уроку, старалась создать условия для мотивации. Для активизации мышления обучающихся использовала беседу по изученной теме. Этот этап, хотя и был непродолжительным, но позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Второй этап постановка темы и цели урока. Тему и цели урока обучающиеся определили самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На этапе работы по новой теме- этапе изучения нового материала использовался метод наглядности (демонстрация слайдов, учебный фильм) и фронтальная беседа, были созданы проблемные ситуации, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность обучающихся.
На уроке дети работали в группах, а это одна из необходимых форм системно-деятельностного подхода, именно в такой работе развиваются такие базовые качеств личности, как , коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Работа в группах позволила организовать самостоятельное получение новых знаний, используя страницы учебника.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока. Знания не давались в готовом виде. Обучающиеся сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысленного чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы. Презентация сопровождала каждый этап урока, активизируя внимание ребят. Дети выполняли задания в рабочей тетради. Провели игру в парах.
Завершающим этапом была оценка результатов урока, подведение итогов, выставление отметок.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 4 класса. Учебная информация была привлекательна для детей
На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказаться. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей данного класса Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования четвероклассников, соответствовал их жизненному опыту.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на хорошем эмоциональном уровне: и обучающиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у обучающихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....
Технологическая карта по теме "Жизнь древних славян"
Данная технологическая карта предназначена для работы в 4 классе по УМК "Школа России"....
Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"
Урок окружающего мира по теме "Географическая карта" построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь древних славян"
Тип урока: открытие нового знания.Форма проведения: урок-путешествие.Формы и методы работы: индивидуальная, групповая, частично-поисковая.Материально-техническая база: ноутбук, проектор, интерактивная...
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме:«Жизнь древних славян»
Технологическая карта представляет собой подробную разработку урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Жизнь древних славян" УМК "Школа России". На уроке учащиеся работают в гру...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Древние соборы. Выполнение древнего собора из бумаги" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: знакомство обучающихся с древними соборами на Руси.Задачи урока:Дидактические:1. дать обучающимся представление о древних соборах Руси, рассмотреть соборы Золотого кольца;2. рассмотреть ст...