Конспект урока по окружающему миру 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру
Конспект урока по окружающему миру 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okr.miru_3_klass.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру 3 класс
Тема урока: « Свойства воды»
Цели урока:
Обучающие:
- формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её
использовании;
- формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;
- формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты,
вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;
- Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический
подход).
Развивающие:
- создать условия для личностного развития ученика;
- активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
- развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать
и делать выводы;
Воспитательные:
- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде,
хозяйственного подхода к использованию природных богатств;
- создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах,
выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда;
чувства взаимопомощи, поддержки.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и
слышать, спрашивать и отвечать?
-А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока
(Слова-подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.)
Урок мы будем --------------изучать
Информацию из урока----извлекать
Точку зрения------ высказывать
На вопросы------------------ отвечать
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом-------------- развивать
- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний) будем узнавать новое
- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? Что я не знаю?
Буду стараться узнать новое.
- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.
- Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
-Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию, а вы- исследователи. Давайте сейчас с вами отгадаем, что станет предметом нашего исследования.
Если реки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить , ни стирать,
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умереть?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …..(воды)
-О чем пойдет речь на нашем уроке? Внимание на экран (Видеофрагмент «Вода»)
-Итак, о чем будем с вами говорить на уроке? (О воде)
-А кто из вас сможет мне ответить что такое вода?
( Вода – вещество.)
А любое вещество имеет свои свойства.
А о свойствах воды вам известно? Нет
А если мы не знаем о свойствах воды, то тогда о чем мы будем говорить?
(находить свойства воды)
Сегодня на уроке мы узнаем о воде и какими свойствами она обладает
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Уч-ль: Ребята! Для того, чтобы понять насколько важную роль вода играет в жизни
человека, давайте обратимся к учебнику.
Для чего организму нужна вода? Давайте найдем правильный ответ в учебники и
зачитаем его.
– вода помогает переваривать пищу, доставлять питательные вещества всему организму и
выводить из него ненужные вещества.
Для того, чтобы познакомится со свойствами воды, давайте вместе с вами отправимся в
научную лабораторию.
Кто знает, что такое лаборатория?
(Место, в котором проводятся научные опыты.)
- А давайте заглянем в толковый словарь. (Сравнение с толковым словарем.)
Ребята, посмотрите, эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке?
Составьте слово.
Исследователи. ( Прочитать хором)
- Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)
- ребята, а где мы проверяем лексическое значение слова?
Проверим, правы ли мы? Толковый словарь.
- Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.
- Итак, начинаем…
- Итак, что такое вода? (жидкость).
Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество. (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)
К концу урока мы должны определить с вами что это за вещество?
Объектом нашего исследования – будет жидкость в сосуде.
- Как вы думаете, что это? (Ответы детей)
- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет!
Да! – ПОЧЕМУ?)- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)
- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств, вкус
запах.
- К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?» НА ДОСКЕ
- ну, что исследователи устали? Предлагаю вам отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
- Открытие новых знаний
Переходим к следующему этапу нашей работы, исследование воды.
Работа в парах.
ОПЫТ №1
Опыт 1.
Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Уч-ся: Видна
-Что можно сказать?
Вывод: вода прозрачна Запишем в лист исследования)
Опыт 2.
Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой бумаги. Сравните цвет жидкости
с цветом полоски. Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета
Вывод: вода не имеет цвета
Ну что ж,
Я фокусник известный
Чудесами вас «угощу»
Чистую, светлую водицу
В разные цвета превращу.
Ты вода-водица,
Друг мой прекрасный.
Стань вода-водица,
Не простой, а красной
Ты вода-водица,
Друг мой студеный.
Стань вода-водица,
Не простой – зеленой
Ты вода-водица,
Светлая как иней.
Стань вода-водица,
Не простой, а синей
Уч-ль: Ребята, что же произошло?
Уч-ся: Вода изменила цвет
Уч-ль: А от чего зависит цвет воды?
Уч-ся: Цвет воды зависит от того, что в ней растворили.
Уч-ль: А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?
Уч-ся: Когда утром завариваем чай или кофе. (По карточке дети делают вывод)
(Запишем в лист исследования)
ОПЫТ №2
- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них
находится? (Понюхать).
- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при
определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? (2 стакана обернуть бумагой:
кофе вода)
- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.
Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать.
(Узнают кофе, сок.)
- Какое чувство помогло вам? (Обоняние)
- Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)
- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? вода
- Какой сделаем вывод?
Отметьте это свойство в «Листе исследований».
ОПЫТ №3
- Как можно еще отличить вещества друг от друга? По вкусу пример ( сладкий, горький, кислый)
- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом
стакане, попробовав их.
- Вспомним правила безопасности.
- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете
их пробовать. Завязываем глаза.
- Какие ощущения? Стакан №1-молоко (сладкий)
№2 – сок (кислый)
№3 – вода (нет вкуса!!!)
- Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в «Листе исследований».
- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)
- Где в жизни вы с этим встречались?
ОПЫТ №5
Уч-ль: А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью?
Уч-ся: растворилась
Вывод: Вода – растворитель
ОПЫТ №6
Случайно проливаю воду.
- Ой! Что произошло? (Вы пролили воду.)
- И что же с ней произошло на полу? Растеклась.
Разлилась, расплескалась.
- Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести.
Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?
Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.
Вывод: Вода – жидкая; течет
Мы доказали с вами, что вода это жидкость. Да
Отметьте это свойство в «Листе исследований».
ОПЫТ № 7
Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится
- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований
- Какое вещество было объектом нашего исследования? (Вода)
- Какими свойствами она обладает?
Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.
Цвет/прозрачность | - |
Запах | - |
Вкус | - |
Вода -- растворитель | + |
Жидкая, течет | + |
Форма | - |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него.
«Является ли жидкость в сосуде – водой?»
- В начале мы могли это определить? А теперь?
- Сравним свойство этой жидкости со свойствами воды.
ПРОЗРАЧНА?
ЗАПАХ? – давайте проверим
Жидкая ? Наливаю в стакан.
- Что осталось определить? Вкус.
- Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?
- Но я точно знаю, что это вещество безопасно.
Кто желает оценить его вкус? Что это? (Вода.)
- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?
- Потому что обладает всеми свойствами.
- В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.
А сейчас внимание на экран
Внимание на экран (Видеофрагмент «Чистая вода»)
- Что нового о воде узнали?
- Давайте ответим на последний пункт нашего плана – бережное отношение к воде.
- Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.
- Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду
7. Рефлексия учебной деятельности.
Подведем итог нашего исследования.
- Мы выполнили план урока?
– Перечислите свойства воды.
- Как нужно относиться к воде? (бережно, экономно, охранять ее от загрязнения).
К логической развязке
Пришли мы без подсказки:
Как нам необходима всем всегда
Чистая вода.
Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.
- Оцените свои знания на конец урока (капельки)
Синяя – узнал на уроке много;
Желтая – узнал, но не все
Красная – ничего не узнал.
IX. Домашнее задание:
– проработать материал учебника на с.49– 52;
– подобрать пословицы о воде.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...