Технологическая карта урока Окружающего мира по теме "Грибы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Нина Николаевна Дружкова

Программа "Начальная школа 21 века" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК: Начальная школа 21 века

Класс: 3

Предмет: Окружающий мир

Тема: Грибы

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

 Результаты:

Личностные: Успешно осуществляет учебную деятельность. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Метапредметные :

Познавательные: Понимать, что грибы - это особое царство природы. Кратко характеризовать особенности внешнего вида и строения грибов. Называть отличие их от растений. Комментировать правила сбора грибов.

Регулятивные: Оценивать результаты своих наблюдений как пассажир и пешехода, удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать собственную работу.

Коммуникативные: Владеть способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение). Оценивать жизненные ситуации с точки зрения их возможной опасности, осознание необходимости быть осторожным и предусмотрительным.

Предметные: Узнают общие условия, необходимые для жизни живых организмов, значение грибов в природе и жизни человека, виды и среда обитания  грибов

Научатся отличать грибы от растений.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс,  мультимедийный проектор, презентация «Грибы», карточки

                                                                                                                            Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. Садитесь.

- Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны.

Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места.

Личностные  УУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция..

Актуализация знаний учащихся

- Определите, что это за звуки.

- А что такое природа?

- Какая бывает природа?

- Чем отличается живая природа от неживой?

-У вас на партах картинки представителей живой природы. Распределите их по группам.

-А куда вы отнесли лисичку?

-Почему вы не отнесли её ни к одному царству?

Звуки природы

 То, что нас окружает и не создано руками человека

Живая и неживая

Личностные: умение слушать учителя

Коммуникативные: умение дать полный ответ на поставленный вопрос.

Формулирование темы, постановка цели.

- С каким царством мы сегодня более подробно познакомимся?

-А что бы вы хотели узнать об этом царстве?

- На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке.

Какое строение имеют грибы?

 - Какие они бывают? - Как правильно собирать грибы?

- Какое значение имеют грибы?

 - Узнать, какие грибы нужно охранять

  Усвоение новых знаний и способов действий

(12 мин)

Работа в группах

-Где растут грибы?

 -Как вы думаете, куда мы с вами отправимся?

В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти

-А как нужно вести себя в лесу?

-Вы будете не просто мальчиками и девочками, а грибниками.

-Кто такой грибник?

- Соня приготовила нам сообщение про грибы. Послушаем.

-Долгое время грибы считали растениями. Почему?

 Но это неверно, в настоящее время их относят к царству грибов. Давайте докажем, что грибы нельзя отнести ни к растениям, ни к животным. Поработаем в группах. Вспомним правила работы в группах

Перед вами листы с названиями царств живой природы и маленькие листочки, на которых написаны признаки этих царств. Вам нужно соотнести признак и царство.

- Так какой вывод мы можем сделать?

В лесу

В лес

Не шуметь, не ломать деревья, не пугать

Грибы – одни из самых удивительных живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 000 разновидностей грибов. Это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые грибы, паразиты и хищники.

 Многие грибы могут достигать огромных размеров. Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше – он потянул на 168 кг. А некоторые можно увидеть только под микроскопом.

Потому что они постоянно растут, как и растения

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен-предлагай!

Грибы не относятся ни к животным ни растениям, значит, грибы относятся к отдельному царству. Царству Грибов

Регулятивные: организация работы на уроке,

Познавательные:   Понимать методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества.

Предметные:  Узнают общие условия, необходимые для жизни живых организмов, значение грибов в природе и жизни человека, виды и среда обитания  грибов

Научатся отличать грибы от растений.

Физкультминутка

для глаз

Шли мы шли по лесу и увидели полянку грибов. Нужно собрать эти грибы в корзинку. Но собирать мы будем глазами. Внимательно следим за грибами.

Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке

Работа в парах Строение грибов.

Знакомство с разнообразием грибов.

-Отгадайте загадку.

Землю пробуравил
Грибницу оставил, 
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся.

-Это непростая загадка. В ней спряталось строение гриба.

- У вас на партах лежат листочки. Что вы видите? Это рисунок-схема. Какую работу будем выполнять? Почему листочек один? ( будем работать в парах). Вспомним правила работы в парах.

-Попробуйте в загадке найти части гриба. На парте лежит рисунок гриба и название частей. Обозначьте каждую часть.

-А теперь проверим.

- Давайте рассмотрим строение гриба

- Что находится в самом верху?

В ней созревают споры - это маленькие семена.

- Что находится ниже?

- Шляпка и ножка называется плодовое тело.

- Как называется подземная часть гриба?

Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними.

- Мы рассмотрели строение шляпочных грибов. Но они тоже бывают разные. Посмотрите на слайд. Какие грибы вы видите? Чем они отличаются?  Откройте учебники на стр. 51 и прочитайте, как называются такие грибы.

Но есть и другие виды грибов.

Дома вы выполняли практическую работу. Оставляли кусочек хлеба в пакете. Что произощло?

- Плесень это тоже гриб. А чего у плесени нет?

- Поэтому он не относится к шляпочным грибам.

- А как бы вы его назвали?

- Правильно. Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся. Вы слышали такое слово – антибиотики? А пенициллин?

Это лекарство изготавливают из плесневых грибов.

Отгадайте загадку: «Есть грибы и не в лесу: в тесте или квасу». Подсказка. Что заставляет тесто «убегать».

- Посмотрите, как оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Существует целая наука, посвященная их изучению. Она называется микология: микос – гриб, логос – наука. (на Слайде появляется слово - МИКОЛОГИЯ)

Подробнее о разных видах грибов вы узнаете в 6 классе.

Классификация грибов

Ребята, представьте, что грибы умеют говорить и общаются между собой, как мы с вами. Послушаем разговор. Будьте внимательны. Постарайтесь ответить на вопрос, какие бывают грибы?

Как называются грибы, которые  вели  разговор?

А какие это грибы?

Что должен знать грибник, чтобы не отравиться?

- Какие съедобные грибы вы знаете?

- Какие несъедобные грибы вы знаете?

- Чем опасны несъедобные грибы?

-Идя в лес, нужно помнить правила сбора грибов.

А кто из вас знает, как собирать грибы?

- Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?

- Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?

- Почему нужно срезать грибы ножом?

Почему нельзя собирать большие старые грибы?

- Почему нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов?

Участвуют в беседе, работают со схемой

шляпка

Ножка

Грибница

Трубчатые и пластинчатые

Хлеб покрылся плесенью

Шляпки

 Плесневый гриб

Грибы – дрожжи.

Сценка «Разговор грибов»

Однажды красный мухомор

Расхвастался перед грибами:

- Ведь я один лишь украшаю бор,

И это все отлично знают сами.

Как я наряден, как умён!

А шапочка моя, ну, просто сон!

 И тут лисичка отвечала:

- В твоём наряде проку мало!

Ты, батюшка, хорош на вид,

Но очень уж ты ядовит!

мухомор и лисичка

Мухомор ядовитый, лисичка съедобная

Грибы бывают съедобные и несъедобные

.

Коммуникативные УУД: умение работать с тетрадью и учебником.

Регулятивные УУД:  принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей,  планировать своё действие.

Предметные: Узнают общие условия, необходимые для жизни живых организмов, значение грибов в природе и жизни человека, виды и среда обитания  грибов

Физкультминутка

- Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъёдобный гриб, проходим мимо.

Сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок.

- Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком.

Выполняют движения

Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке

Значение грибов

Сказка

- А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие.

Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас" Грибы ответили: "Не у ходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.

- А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос?

-Что же связывает деревья и грибы друг с другом.

- Что получают грибы от деревьев?

Что  же деревья получают от грибов?

- Так почему деревьям плохо без грибов? Какой сделаем вывод?

Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов.

Мы узнали, как связаны между собой грибы и деревья.

Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны.

Отвечают на вопросы

 Грибы получают от дерева питательные вещества.

Грибы перерабатывают остатки живых организмов и образует перегной, очень нужный для деревьев

Закрепление нового материала.

Сегодня на уроке мы постарались ответить на все вопросы, которые вас интересовали. А теперь давайте проверим новые знания.

- Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем самостоятельно.

А теперь я предлагаю вам себя оценить. Если нет ошибок оценка 5 , одна ошибка -4, две ошибки -3.

1. Что не входит в строение гриба?

а) шляпка,

б) ножка,

в) корень.

2. Грибы, на нижней стороне шляпки которых находятся пластинки, называются…

А) трубчатыми

Б) пластинчатыми

3. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?

а) оставить его на месте,

б) срезать и взять с собой,

в) сбить ногой.

4. С чем взаимосвязаны грибы?

а) с человеком,

б) с деревьями,

в) с животными.

5. Найди лишний гриб.

А) подосиновик,

Б) боровик,

В) мухомор

Итог урока

Рефлексия деятельности

- Наш урок подошёл к концу. Подведём итог. Какие открытия вы для себя сделали?

- За активную работу на уроке получают оценки:...

Многие тайны леса уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес.

- Кому было интересно на уроке?

- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.

- А что вы уже знали раньше?

 - Что понравилось делать?

- Что было трудно?

На столе перед вами лежат сигнальные карточки.

- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите весёлый гриб, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите сердитый гриб

Коммуникативные УУД: умение полно и грамотно выражать свои мысли.

Личностные УУД:  содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам.

Регулятивные УУД:  определять степень успешности выполнения своей
работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить
способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

Рекомендации по выполнению домашнего задания

  1. Стр. 50-53прочитать.
  2. Задания по выбору:

- сочинить сказку про гриб

         - найти интересную информацию о грибах из разных источников: спросить у родителей, узнать из интернета, прочитать в книгах.

Личностные: осознание необходимости учения.

Коммуникативные: умение подробно и полно ответить на поставленные вопросы

Регулятивные: выбор вида деятельности, определение уровня предстоящей работы, анализ условий и возможностей


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                 

                 Тест                                                                                             Тест

1.Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный      1.Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный

он или нет. Что нужно сделать?                                    он или нет. Что нужно сделать?

а) оставить его на месте,                                                    а) оставить его на месте,

б)срезать и взять с собой,                                                  б)срезать и взять с собой,

в) спросить у друзей.                                                          в) спросить у друзей.

2. Назови самый ядовитый гриб:                                  2.Назови самый ядовитый гриб:

а) желчный гриб,                                                                 а) желчный гриб.

б) бедная поганка,                                                               б) бледная поганка,

в) ложный опёнок.                                                               в) ложный опёнок.

3. Что не входит в строение гриба?                             3. Что не входит в строение гриба?

а) шляпка,                                                                           а) шляпка,

б) ножка,                                                                              б) ножка,

в) корень.                                                                             в) корень.

4.С чем взаимосвязаны грибы?                                    4. С чем взаимосвязаны грибы?

а) с человеком,                                                                    а) с человеком,

б) с деревьями,                                                                    б) с деревьями,

в) с животными.                                                                  в) с животными.

5.Найди лишний гриб:                                                   3. Найди лишний гриб:

а) подосиновик,                                                                 а) подосиновик,

б) боровик,                                                                         б) боровик,

в) мухомор.                                                                         в) мухомор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...