Технологическая карта урока Окружающего мира по теме "Грибы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Программа "Начальная школа 21 века" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchego_mira_po_teme_griby.doc | 82 КБ |
prilozhenie_k_uroku_okruzhayushchego_mira.docx | 1.51 МБ |
test.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК: Начальная школа 21 века
Класс: 3
Предмет: Окружающий мир
Тема: Грибы
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Результаты:
Личностные: Успешно осуществляет учебную деятельность. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.
Метапредметные :
Познавательные: Понимать, что грибы - это особое царство природы. Кратко характеризовать особенности внешнего вида и строения грибов. Называть отличие их от растений. Комментировать правила сбора грибов.
Регулятивные: Оценивать результаты своих наблюдений как пассажир и пешехода, удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать собственную работу.
Коммуникативные: Владеть способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение). Оценивать жизненные ситуации с точки зрения их возможной опасности, осознание необходимости быть осторожным и предусмотрительным.
Предметные: Узнают общие условия, необходимые для жизни живых организмов, значение грибов в природе и жизни человека, виды и среда обитания грибов
Научатся отличать грибы от растений.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс, мультимедийный проектор, презентация «Грибы», карточки
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. - Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. Садитесь. - Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны. | Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места. | Личностные УУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.. |
Актуализация знаний учащихся | - Определите, что это за звуки. - А что такое природа? - Какая бывает природа? - Чем отличается живая природа от неживой? -У вас на партах картинки представителей живой природы. Распределите их по группам. -А куда вы отнесли лисичку? -Почему вы не отнесли её ни к одному царству? | Звуки природы То, что нас окружает и не создано руками человека Живая и неживая | Личностные: умение слушать учителя Коммуникативные: умение дать полный ответ на поставленный вопрос. |
Формулирование темы, постановка цели. | - С каким царством мы сегодня более подробно познакомимся? -А что бы вы хотели узнать об этом царстве? - На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке. | Какое строение имеют грибы? - Какие они бывают? - Как правильно собирать грибы? - Какое значение имеют грибы? - Узнать, какие грибы нужно охранять | |
Усвоение новых знаний и способов действий (12 мин) Работа в группах | -Где растут грибы? -Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? В добрый лес, могучий лес, -А как нужно вести себя в лесу? -Вы будете не просто мальчиками и девочками, а грибниками. -Кто такой грибник? - Соня приготовила нам сообщение про грибы. Послушаем. -Долгое время грибы считали растениями. Почему? Но это неверно, в настоящее время их относят к царству грибов. Давайте докажем, что грибы нельзя отнести ни к растениям, ни к животным. Поработаем в группах. Вспомним правила работы в группах Перед вами листы с названиями царств живой природы и маленькие листочки, на которых написаны признаки этих царств. Вам нужно соотнести признак и царство. - Так какой вывод мы можем сделать? | В лесу В лес Не шуметь, не ломать деревья, не пугать Грибы – одни из самых удивительных живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 000 разновидностей грибов. Это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые грибы, паразиты и хищники. Многие грибы могут достигать огромных размеров. Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше – он потянул на 168 кг. А некоторые можно увидеть только под микроскопом. Потому что они постоянно растут, как и растения 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен-предлагай! Грибы не относятся ни к животным ни растениям, значит, грибы относятся к отдельному царству. Царству Грибов | Регулятивные: организация работы на уроке, Познавательные: Понимать методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества. Предметные: Узнают общие условия, необходимые для жизни живых организмов, значение грибов в природе и жизни человека, виды и среда обитания грибов Научатся отличать грибы от растений. |
Физкультминутка для глаз | Шли мы шли по лесу и увидели полянку грибов. Нужно собрать эти грибы в корзинку. Но собирать мы будем глазами. Внимательно следим за грибами. | Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке |
Работа в парах Строение грибов. Знакомство с разнообразием грибов. | -Отгадайте загадку. Землю пробуравил -Это непростая загадка. В ней спряталось строение гриба. - У вас на партах лежат листочки. Что вы видите? Это рисунок-схема. Какую работу будем выполнять? Почему листочек один? ( будем работать в парах). Вспомним правила работы в парах. -Попробуйте в загадке найти части гриба. На парте лежит рисунок гриба и название частей. Обозначьте каждую часть. -А теперь проверим. - Давайте рассмотрим строение гриба - Что находится в самом верху? В ней созревают споры - это маленькие семена. - Что находится ниже? - Шляпка и ножка называется плодовое тело. - Как называется подземная часть гриба? Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними. - Мы рассмотрели строение шляпочных грибов. Но они тоже бывают разные. Посмотрите на слайд. Какие грибы вы видите? Чем они отличаются? Откройте учебники на стр. 51 и прочитайте, как называются такие грибы. Но есть и другие виды грибов. Дома вы выполняли практическую работу. Оставляли кусочек хлеба в пакете. Что произощло? - Плесень это тоже гриб. А чего у плесени нет? - Поэтому он не относится к шляпочным грибам. - А как бы вы его назвали? - Правильно. Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся. Вы слышали такое слово – антибиотики? А пенициллин? Это лекарство изготавливают из плесневых грибов. Отгадайте загадку: «Есть грибы и не в лесу: в тесте или квасу». Подсказка. Что заставляет тесто «убегать». - Посмотрите, как оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Существует целая наука, посвященная их изучению. Она называется микология: микос – гриб, логос – наука. (на Слайде появляется слово - МИКОЛОГИЯ) Подробнее о разных видах грибов вы узнаете в 6 классе. Классификация грибов Ребята, представьте, что грибы умеют говорить и общаются между собой, как мы с вами. Послушаем разговор. Будьте внимательны. Постарайтесь ответить на вопрос, какие бывают грибы? Как называются грибы, которые вели разговор? А какие это грибы? Что должен знать грибник, чтобы не отравиться? - Какие съедобные грибы вы знаете? - Какие несъедобные грибы вы знаете? - Чем опасны несъедобные грибы? -Идя в лес, нужно помнить правила сбора грибов. - А кто из вас знает, как собирать грибы? - Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь? - Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох? - Почему нужно срезать грибы ножом? - Почему нельзя собирать большие старые грибы? - Почему нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов? | Участвуют в беседе, работают со схемой шляпка Ножка Грибница Трубчатые и пластинчатые Хлеб покрылся плесенью Шляпки Плесневый гриб Грибы – дрожжи. Сценка «Разговор грибов» Однажды красный мухомор Расхвастался перед грибами: - Ведь я один лишь украшаю бор, И это все отлично знают сами. Как я наряден, как умён! А шапочка моя, ну, просто сон! И тут лисичка отвечала: - В твоём наряде проку мало! Ты, батюшка, хорош на вид, Но очень уж ты ядовит! мухомор и лисичка Мухомор ядовитый, лисичка съедобная Грибы бывают съедобные и несъедобные . | Коммуникативные УУД: умение работать с тетрадью и учебником. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие. Предметные: Узнают общие условия, необходимые для жизни живых организмов, значение грибов в природе и жизни человека, виды и среда обитания грибов |
Физкультминутка | - Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъёдобный гриб, проходим мимо. Сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок. - Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком. | Выполняют движения | Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке |
Значение грибов | Сказка - А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие. Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас" Грибы ответили: "Не у ходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов. - А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос? -Что же связывает деревья и грибы друг с другом. - Что получают грибы от деревьев? Что же деревья получают от грибов? - Так почему деревьям плохо без грибов? Какой сделаем вывод? Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов. Мы узнали, как связаны между собой грибы и деревья. Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны. | Отвечают на вопросы Грибы получают от дерева питательные вещества. Грибы перерабатывают остатки живых организмов и образует перегной, очень нужный для деревьев | |
Закрепление нового материала. | Сегодня на уроке мы постарались ответить на все вопросы, которые вас интересовали. А теперь давайте проверим новые знания. - Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем самостоятельно. А теперь я предлагаю вам себя оценить. Если нет ошибок оценка 5 , одна ошибка -4, две ошибки -3. | 1. Что не входит в строение гриба? а) шляпка, б) ножка, в) корень. 2. Грибы, на нижней стороне шляпки которых находятся пластинки, называются… А) трубчатыми Б) пластинчатыми 3. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать? а) оставить его на месте, б) срезать и взять с собой, в) сбить ногой. 4. С чем взаимосвязаны грибы? а) с человеком, б) с деревьями, в) с животными. 5. Найди лишний гриб. А) подосиновик, Б) боровик, В) мухомор | |
Итог урока Рефлексия деятельности | - Наш урок подошёл к концу. Подведём итог. Какие открытия вы для себя сделали? - За активную работу на уроке получают оценки:... Многие тайны леса уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес. - Кому было интересно на уроке? - Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали. - А что вы уже знали раньше? - Что понравилось делать? - Что было трудно? На столе перед вами лежат сигнальные карточки. - Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите весёлый гриб, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите сердитый гриб | Коммуникативные УУД: умение полно и грамотно выражать свои мысли. Личностные УУД: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам. Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. | |
Рекомендации по выполнению домашнего задания |
- сочинить сказку про гриб - найти интересную информацию о грибах из разных источников: спросить у родителей, узнать из интернета, прочитать в книгах. | Личностные: осознание необходимости учения. Коммуникативные: умение подробно и полно ответить на поставленные вопросы Регулятивные: выбор вида деятельности, определение уровня предстоящей работы, анализ условий и возможностей |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тест Тест
1.Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный 1.Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный
он или нет. Что нужно сделать? он или нет. Что нужно сделать?
а) оставить его на месте, а) оставить его на месте,
б)срезать и взять с собой, б)срезать и взять с собой,
в) спросить у друзей. в) спросить у друзей.
2. Назови самый ядовитый гриб: 2.Назови самый ядовитый гриб:
а) желчный гриб, а) желчный гриб.
б) бедная поганка, б) бледная поганка,
в) ложный опёнок. в) ложный опёнок.
3. Что не входит в строение гриба? 3. Что не входит в строение гриба?
а) шляпка, а) шляпка,
б) ножка, б) ножка,
в) корень. в) корень.
4.С чем взаимосвязаны грибы? 4. С чем взаимосвязаны грибы?
а) с человеком, а) с человеком,
б) с деревьями, б) с деревьями,
в) с животными. в) с животными.
5.Найди лишний гриб: 3. Найди лишний гриб:
а) подосиновик, а) подосиновик,
б) боровик, б) боровик,
в) мухомор. в) мухомор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"
Урок окружающего мира по теме "Географическая карта" построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте
Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для организации деятельности ...
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...
Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)
Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...