Дикорастущие и культурные растения
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
МОУ «Сычевская СОШ»
Урок по окружающему миру
«Дикорастущие и культурные растения»
Разработала
учитель начальных классов
Виноградова Е.Н.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Начинаем наш урок с проверки д/з. Сегодня она пройдёт в виде игры «Крестики-нолики». Если высказывание верно – ставим «+», не верно – «0».
Игра «Крестики-нолики»
1. У трав стебли мягкие и сочные. +
2. Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. +
3. Бересклет относится к хвойным кустарникам. 0
4. У лиственных растений листья в виде хвоинок. 0
5. У кустарников несколько тонких стеблей. +
6. Можжевельник относится к хвойным кустарникам. +
1 + | 2 + | 3 0 |
4 0 | 5 + | 6 + |
Взаимопроверка.
III.Актуализация знаний.
На доске слова:
Слива
Крыжовник
Одуванчик
Вишня
Розы
Ель
Берёза
Калина
- На какие группы делятся растения?
- Подчеркните синим цветом деревья, красным - кусты, а зелёным – травы.
- А сейчас обведите в овал растения, которые можно встретить на лугу, в лесу, в поле.
- Почему не все растения обвели?
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
- Физпауза (игра на внимание «Деревья-кусты»)
- Открытие новых знаний.
- Знакомство с новыми понятиями.
– Итак, мы сказали, что есть растения, которые растут сами по себе, которые человек не сажал.
- Такие растения называются ДИКОРАСТУЩИЕ
- Приведите примеры.
2) Групповая работа. Игра «Собери и узнай растение»
- Давайте вспомним ещё травянистые дикорастущие растения. Разделимся на группы по рядам. Задание: собрать пазл (ландыш, колокольчик, купальница).
- Кто знает, что это за растения? ( редкие, занесены в красную книгу).
- С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою,
В том, что есть глаза у всех цветов.
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи -
Видел я: цветы, как люди, плачут,
И росу роняют на песок.
3) Знакомство с понятием культурные растения.
- А теперь назовите растения, которые сажает человек, за которыми ухаживает.
Сидит бабушка на грядках,
Вся она в заплатках,
А заплатку оторвешь-
Заплачешь и уйдешь. (Лук)
Зеленые поросятки выросли на нашей грядке,
К солнцу — бочком, хвостики у них — крючком.
Наши поросятки с нами играют в прятки. (Огурцы)
За кучерявый хохолок
Из норки лиску поволок.
Трогаешь — гладкая,
Кушаешь — сладкая. (Морковь)
В огороде есть жёлтый мяч.
Не пойдет он просто вскачь,
Словно полная луна…
В нем вкусные есть семена. (Тыква)
Стоит он задумчивый
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице.
(Подсолнух)
- Такие растения называются КУЛЬТУРНЫМИ.
- Как вы думаете, для чего человек выращивает некоторые виды растений?
- Какую роль в жизни людей играют овощи и фрукты?
4. Деление культурных растений на группы.
- Узнаем, на какие группы делятся культурные растения.
- Откройте учебник на стр.69, рассмотрите схемы и скажите.
5. Игра «Найди пару»
- А сейчас поиграем. Вам предстоит найти пару по определённым признакам.
( На столе лежат карточки со словами, учитель берёт одну, ученик ищет пару)
Пшеница – рожь
Пион – роза
Груша – яблоня
Лён – хлопок
Лук - редис
VI. Физпауза
Игра «Что у нас не растёт»
Хлопнуть в ладоши, если растение у нас не растет:
Яблоня, груша, малина, берёза,
Ель, саксаул, облепиха, лимон, апельсин,
Липа, клён, баобаб, мандарин,
Слива, осина, каштан,
Кофе, рябина, ольха,
Дуб, кипарис, алыча,
Тополь, сосна, каланча.
VII.Повторение и закрепление полученных знаний.
1. Работа в парах.
- Давайте обсудим, какую роль играют растения в нашей жизни. Обсудите это в парах.
(В процессе выяснения вывешиваются надписи: кислород, пища, древесина, ткани, украшение планеты, лекарство)
- Да, есть растения, которые лечат.
2. Сценка и презентация о лекарственных растениях.
Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать…
- А расскажет нам о них известная травница Агафья.
(презентация)
А: - Здравствуйте, дорогие ребята. Хочу вам рассказать, как растения помогают людям избавиться от любой хвори.
(показ презентации с рассказом о лекарственных растениях)
-Хочу рассказать легенду о подорожнике. Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре вернулась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.
- С растением мать - и мачеха связана одна легенда: Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки
- С бабушкой нашей пойдем далеко мы
В луг, где ей всякие травы знакомы,
Руки мелькают, не путаясь в травах,
В тонких и острых, в густых и кудрявых.
Вот от простуды, а вот от надсады,
Это от боли спасет головной!
Мы поучиться у бабушки рады
Мудрой науке ее травяной.
Вырастем – травами с нашего луга
Будем лечить, избавлять от недуга.
-Вот такие чудесные эти растения!
VIII. Рефлексия. Итог урока.
- Какие растения называют дикорастущими, а какие - культурными?
- Для чего люди выращивают культурные растения?
- Оцените свою работу на уроке. На вопросы отвечаем только ДА ( зелёный квадрат) или НЕТ (красный квадрат)
- Я знаю, чем отличаются культурные растения от дикорастущих.
- Я знаю, какую пользу приносят растения.
- Теперь я знаю, чем можно лечиться, если заболею.
Резерв.
Работа в парах с пословицами о природе и растениях
- Соберите и объясните пословицу.
= Растенье - земли украшенье.
= Зелёный наряд радует взгляд.
= Рощи да леса – всему краю краса.
= Зелёная ограда – живая отрада.
= Морковь прибавляет кровь.
= Чеснок да лук от семи недуг.
= Лук и капуста болезнь не пустят.
= Лён по клеверу посеешь – урожай уже имеешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дикорастущие и культурные растения.
Презентация к уроку окружающего мира поможет сформировать у учащихся представления о группах растений....
Дикорастущие и культурные растения.
В презентации повторяются вопросы деления растений на группы, значение растений для человека. В доступной форме вводятся понятия дикорастущих и культурных растений....
Урок по окружающему миру + презентация "Дикорастущие и культурные растения"
Конспект урока вместе с презентацией, окружающий мир, 2 класс, Школа России, Плешаков А. А."Дикорастущие и культурные растения"....
Дикорастущие и культурные растения.
Методическая разработка урока по окружающему миру в 1классе на тему "Дикорастущие и культурные растения", где учащиеся научатся отличать дикорастущие растения от культурных, приводить прим...
Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения
Методическая разработка урока по окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....
Презентация "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс
Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс. Программа "Перспектива"...
конспект урока на тему "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс УМК Планета знаний
Урок окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс Планета Знаний....