Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. Тема: Страна, открывшая путь в космос
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Данный урок построен с применением здоровьесберегающей и личностно-ориентированной технологии.

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Организуя работу на уроке, старалась учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося.

При проведении урока ставились цели:

- Знакомство учащихся с жизнью страны, важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране;

-познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики;

Задачи:

- развивать умение аргументировано высказываться;

- развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики;

- воспитать чувство гордости и уважения к людям, которые внесли значительный вклад в сохранение и развитие нашей страны.

Обучение строилось в соответствии с требованиями к проведению уроков со здоровьесбрегающими и личностно-ориентированными технологиями:

  1. Динамичность восприятия.
  2. Продуктивная обработка информации.
  3. Развитие познавательных процессов, которые реализовывались через:

-задания, обеспечивающие смену видов деятельности;

-задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

-дозированную, поэтапную помощь учителя.

На уроке осуществлялась дифференциация заданий по объёму, положительный настрой на работу, была проведена физминутка. На уроке были видны достижения каждого ученика. Самостоятельно определяют тему урока, отвечают на вопросы по карточке, участвуют в тематической игре, оценивают свою деятельность.

Таким образом, проведённая работа на уроке позволила достичь поставленных целей и задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_strana_otkryvshaya_put_v_kosmos.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по окружающему миру.

Тема урока: Страна, открывшая путь в космос. УМК «Школа России»

Класс: 4.  Учитель: Ваганова Д.О.

Цель урока: Знакомство учащихся с жизнью страны, важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране.

Задачи: 1. Обучающие:

- познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики;

2. Развивающие:

- развивать умение аргументировано высказываться;

- развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики;

3. Воспитательные:

- воспитать чувство гордости и уважения к людям, которые внесли значительный вклад в сохранение и развитие нашей страны.

Формировать УУД:

Личностные:

- проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность;

Коммуникативные:

- уметь слушать друг друга, строить речевые высказывания;

Регулятивные:

- понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока;

- оценивать свои достижения на уроке;

- ориентироваться в учебнике;

- планировать свои действия на уроке.

Познавательные:

- осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: презентация, учебник (автор А.А. Плешаков), макеты космических кораблей, карточки с вопросами, детали космического корабля, звезды разных цветов, портреты космонавтов.

Ход урока.

Организационный момент

Цель: настрой учащихся на успешную работу.

Здравствуйте уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке окружающего мира.

-Ребята, а вам нравится урок окружающего мира?

-А за что вы любите этот предмет?

-Зачем нам знания?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

- Да, очень!

- Узнаем много нового интересного.

- Стать успешными людьми.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные: формирование  умения слушать и слышать.

Определение целей и задач урока

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся, а также память, внимание.

Ребята, на доске макеты ракет, но не хватает деталей. Ракеты не могут полететь в космос без участия конструкторов. Это люди, которые разрабатывают разные модели космических кораблей и отвечают за полет и безопасность. Я предлагаю вам почувствовать себя в роли конструкторов. Ваша задача собрать космические корабли по деталям. Но это не так-то просто. Для этого нужны определенные знания, которые в течении урока мы получим.

Чтобы работа была успешной, давайте разделимся на группы: 1-я группа – Конструкторы №1; 2-я группа – Конструкторы №2.

Делятся на две группы.

hello_html_m2051662d.jpghello_html_m2051662d.jpg

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Проверка домашнего задания

(4 мин.)

Цель: Соотносить то, что уже известно и усвоено и то, что ещё неизвестно.

Обратите внимание, у вас на партах лежат карточки. На них вопросы по теме прошлого урока, ответив на которые вы разгадаете ключевое слово.

1. Когда началась Вторая мировая война?

А) 1939 год ( К )

Б) 1940 год ( О )

В) 1937 год ( П )

2. Когда Германия напала на Советский Союз?

А) 22 июня 1941 год ( О )

Б) 20 июня 1940 год ( М )

В) 22 июля 1941 год ( И )

3. Сколько городов получили звание «город-герой»?

А) 8 ( А )

Б) 7 ( С )

В) 6 ( Т )

4. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

А) 800 дней ( П )

Б) 700 дней ( Р )

В) 900 дней ( М )

5. Когда начался штурм Берлина?

А) В апреле 1945 года. ( О )

Б) В марте 1944 года ( Л )

В) В мае 1945 года ( Е )

6. Какой день стал Днем Победы?

А) 9мая ( С )

Б) 1 мая ( Д )

В) 22 июня ( В )

К л ю ч е в о е с л о в о: космос.

Отвечают на вопросы и разгадывают ключевое слово: КОСМОС

Работа над новой темой

Цель: Формирование знаний- организация работы по усвоению понятий, научных фактов, хронологических событий.

Сегодня мы узнаем о величайших открытиях ученых нашей страны, позволивших вывести человека в космос.

- Ребята, а что такое космос?

В умах учёных много лет

Жила мечта заветная –

Взлететь при помощи ракет

В пространство межпланетное.

- Что вам известно по этой теме?

- Верно. И это будет тема нашего сегодняшнего урока “Страна, открывшая путь в космос”.

Мы поговорим, о том кто стоял у истоков развития космонавтики, имена тех людей, которые прославили нашу страну. Вспомним некоторые научные факты и события, которые происходили за долгие годы исследования космического пространства.

Кто из вас слышал фамилию Циолковский? Кто он?

Космонавтика сравнительно новая наука. Ее основоположником считается наш соотечественник – Константин Эдуардович Циолковский. Спустя всего 23 года после смерти великого ученого, в 1957 году был запущен первый искусственный спутник Земли. Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы.

- Откройте учебник на стр. 147, прочитайте последний абзац.

- Назовите имя легендарного человека, которому принадлежат эти замечательные слова:

« Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».

Полет человека в космос связан с именем выдающегося ученого, главного конструктора ракетно-космических систем, Сергея Павловича Королева.

-Что еще вы знаете о С.П. Королеве

Слово «космос» в переводе с греческого языка означает «мир», «Вселенная».

Наша страна одна из первых, которая покорила космос

12 апреля1961 года советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом   корабле     "Восток" стартовал с космодрома " Байконур" и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном пространстве продлился 108 минут.

Первый полет человека в космос 12 апреля 1961 года (Ю. А. Гагарин), полет первой женщины-космонавта В. В. Терешковой на корабле «Восток-6», выход человека в открытый космос (А. А. Леонов, март 1965 года), первый межпланетный перелет Земля–Венера на корабле «Венера-3» в марте 1966 года – эти события связаны с деятельностью С. П. Королева.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физ. минутка

Цель: Снятие эмоционального напряжение с целью переключения на другой вид деятельности.

Раз, два – стоит ракета,

Три, четыре – самолёт.

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре – и на месте походили.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднялись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь!

Выполнение физических упражнений.

Первичное закрепление

Цель: Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

Мы узнали много нового и интересного, и теперь можем приступать к работе по сбору космических кораблей.

Дидактическая игра «Собери ракету»

На доске из цветной бумаги вырезаны детали космических кораблей, на внутренней стороне которых записаны вопросы:

1. Когда впервые человек побывал в космосе?

2. Первый космонавт.

3.Как назывался космический корабль Ю. А. Гагарина?

4. Сколько минут провел на орбите Ю. А. Гагарин?

5. Первая женщина-космонавт.

6. Первый космонавт, побывавший в открытом космосе.

7. Когда был запущен первый спутник?

8. Когда прекратил свое существование Советский Союз?

9. Как называется костюм космонавта?

10. Как называется место для запуска космических ракет?

Участники команд Конструкторы№1 и Конструкторы №2 по очереди выходят к доске и отвечают на вопросы. Ответив правильно, наклеивают деталь на макет своего космического корабля. Побеждает та команда, чья ракета вперед будет собрана и готова в путь.

- 12 апреля 1961 г.

- Юрий Алексеевич Гагарин

- Восток

- 108 минут

- В.В. Терешкова

- А.А. Леонов

- в 1957 г.

- в 1991 г.

Скафандр

Космодром

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Итог урока. Рефлексия.

Цель: Фиксация самооценки своего психоэмоционального состояния своей деятельности.

Заканчивая наш урок, хочется вернуться к теме урока «Страна, открывшая путь в космос»

- Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства?

- Значит мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире..»:

- Перед вами ночное небо. Чего на нем не хватает? Украсьте небо звездами:

Если урок понравился и все было понятно – красную звезду.

Все понятно, но остались вопросы – желтую.

Ничего не понятно – зеленую.

- Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, столько новых знаний вы получили.

Слежение за погодой.

Управление полетами самолетов.

Передача телевизионного сигнала.

Организация телефонной связи.

Поиск объектов в океане.

Изучение поверхности Земли и других планет.

- Первыми запустили искусственный спутник Земли;

- Первыми совершили пилотируемый космический полет;

- Первыми направили космическую станцию на Луну;

- Первыми создали искусственный спутник Луны;

- Первыми вышли в открытый космос;

Домашнее задание

Цель: Пояснение содержания домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

Обязательное задание: прочитать ещё раз текст учебника с.147-152, выполнить задания в рабочей тетради, стр. 54 № 4.

- Дополнительное задание: выполнить творческую работу по теме урока в свободной форме – кроссворд, презентация, используя справочную литературу или информацию сети Интернет.

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения учебными действиями;

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач.

Коммуникативные:

- проявлять активность в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос».

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Страна, открывшая путь в космос» знакомит детей с важнейшими моментами освоения космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. ...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос". 4 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос" для 4 класса (Программа "Школа России"). Презентация расширяет представления детей о развитии отечественной космонавтики....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Страна, открывшая путь в космос"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Урок ставит следующие цели:1) познакомить с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране, 2) расширять кругозор, развивать устную речь, 3) ф...

Тест по окружающему миру по теме "Страна, открывшая путь в космос"

Тест по окружающему миру по теме "Страна, открывшая путь в космос", программа Школа России", учебник "Окружающий мир. 4 класс" А.А.Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Страна, открывшая путь в космос", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о первом полёте человека в космос.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания об истории страны в период СССР;Познакомить ...