Экологическая познавательная игра "Давайте беречь природу"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)
Экологическая познавательная игра "Давайте беречь природу", к 100-летию Баргузинского заповедника, для учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_urok_davayte_berech_prirodu.docx | 37.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Илькинская средняя общеобразовательная школа
671331,Республика Бурятия, Заиграевский район, с.Илька, ул.Трактовая 4, тел.57-2-16
e-mail:Isoch_2007@mail.ru.ilkinskaya@yandex.ru, сайт:http:isosh.uozrb.ru
«Экологический урок на тему «100 лет охраняя природу – Байкальская колыбель заповедной системы»
Экологическая учебно-познавательная игра для 1 класса «Давайте беречь природу!»
Разработал: Гончарова Марина Шамильевна,
Воспитатель ГПД 1 категории
Дата проведения: 1февраля 2017 года
С.Илька
2016-2017 уч.год
Экологическая учебно-познавательная игра «Давайте беречь природу!»
Описание: данный конспект предназначен для ознакомления учащихся 1 класса с заповедниками родного края – Баргузинский заповедник. Занятие расширит и углубит знания детей об особо охраняемых территориях.
Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с Баргузинским заповедником и особо охраняемыми природными территориями;
-сформировать представление детей о растительном и животном мире заповедников;
- закрепить знания об экологии.
Развивающие:
-развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;
-развивать интерес к изучению родного края.
Воспитательные:
-воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу;
-воспитывать нравственно-патриотические чувства к Родине через экологическое воспитание;
-воспитывать бережное обращение к природе.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Форма занятия: игровая
Ход занятия:
Ученица читает стихотворение
I часть Ознакомительная
Природа Сибири...а есть ли богаче?
Где кедры, как в зеркало, смотрятся в небо
Где ивы и вербы над речкою плачут,
Меня не поймет, только тот,кто там не был.
Там горы утрами укрыты туманом.
И облака по вершинам чуть движутся,
От воздуха горного, будто бы пьяный,
Воздухом этим никак не надышишься
Природа Сибири чудесна...не скрою,
А если уедешь, то снова вернешься,
К тем родникам с ключевою водою,
Которую пьешь и никак не напьешься
Все лето природа щедра разнотравьем,
И может быть край этот кажется диким,
Я много отдам за одно лишь желанье ,
Почувствовать вкус переспелой брусники.
И смотришь, как в вечность в озерную воду,
И если хоть раз побывать здесь случится,
Навечно влюбляешься в эту природу!!!!
И хочется снова сюда возвратиться!!!
Вступительное слово воспитателя.
Здравствуйте, дорогие ребята, гости!!! Начинаем наше мероприятие.
На планете есть такие места, которые отличаются особой ценностью и красотой своей природы, часто они замечательны еще и историческими и культурными памятниками. Природа России не исключение, она уникальна. Территории, занимаемые ею – это огромнейшее пространство, богатейший мир природы с могучими и полноводными реками, голубыми горами, бескрайними степями и зеленым океаном тайги, непревзойденными растениями и животными. Эти природные территории нуждаются в особой охране. Как раз для этого и создаются особо охраняемые природные территории.
В настоящее время в России существует 102 заповедника, 49 национальных и 58 природных парков, 70 федеральных и около 2000 региональных заказников.
В 2017 году заповедной системе России исполнилось 100 лет.
Первый отечественный заповедник, Баргузинский, создан на Байкале 11 января 1917 года (29 декабря 1916 г. по старому стилю). Особая гордость, что это у нас в Бурятии. Главная цель его создания – сохранение баргузинского соболя, численность которого в начале ХХ века катастрофически снизилась. С тех пор охраняемые природные территории возникали в разных уголках нашей необъятной страны. Российская заповедная система уникальна и по праву считается национальным достоянием, так как сохраняет природу нашей страны во всем ее великолепии и многообразии. К счастью, людей обеспокоенных угрозой исчезновения редких видов животных и растений, уникальных объектов культуры, становится год от года все больше.
Просмотр презентации «Баргузинский заповедник»
II часть. Практическая.
Воспитатель:
В 2015 году были сильные пожары, на территории прилегающей к Байкалу выгорело много лесов, был нанесен колоссальный урон, пострадали леса Баргузинского заповедника, многие животные.
И так, как природе наносится вред по всей нашей стране, 2017 год объявлен годом экологии и годом особо охраняемых природных территорий в России
Ребята, мы познакомились с Баргузинским заповедником, с особо охраняемыми природными территориями. И наше занятие посвящено охране природе и оно так и называется «Давайте беречь Природу!» И мы с вами проведем экологическую учебно-познавательную игру. Вы будете выполнять разные задания и для этого поделитесь на две команды: «Соболёнок» и «Байкальчонок».
Угадайте о ком пойдет речь?
Хвост пушистою дугой, —
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
(Белка)
- Ребята, а что любит грызть белочка?
Послушаем стихотворение.
Ученик читает стихотворение.
Мягкий внутри,
Жёсткий снаружи,
Его грызть всегда,
Белочки любят!
Вкусный, ароматный
Кедровый орех.
И кладезь витаминов
Для деточек всех.
Воспитатель.
И к нам в гости пришла белка, и она в кедровых орешках принесла для вас первое задание
1. Орешки-задания.
Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:
солнце, девочка, яблоко, облака, вода, камни, цветок, рыбка, дождь, дерево.
2. Изобразите животных с помощью мимики и жестов: медведя, зайца, лису волка
3. Отгадайте загадки:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ёж)
Кто в берлогу спать ложится —
Волк, медведь или лисица? (Медведь)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней. (Лиса)
Есть у нас такой обычай:
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у темной елки.
Кто мы — лисы или волки? (Волки)
Он и сильный, он и быстрый,
У него рога ветвисты.
Средь заснеженных болот
Он лишайник вкусный рвет. (Олень)
Короткий хвостик, длинные ушки,
Весело скачет он по опушке. (Заяц)
У нее красивая шкурка
Пятнистая, как у Мурки.
Но ее поберегись,
Ведь она не кошка — ... (рысь).
Нацепил грибок на сук
Полосатый ... (бурундук).
У меня есть дупло,
В нем и сухо, и тепло.
Укрываюсь я хвостом,
Сплю в дупле я сладким сном. (Белка)
Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.
Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).
4. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.
Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.
А теперь давайте посмотрим фильм «Чему учит экология?»
5. Пофантазируйте: что было бы, если ...:
- Вдруг исчезли бы с лица земли все деревья?
- Не стало бы воды?
6 . Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных растений».
Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.
Подорожник
На тропинке, на дорожке –
Всюду чирьева трава,
Или просто подорожник –
Всем знакома, не нова!
Привязал листок к нарыву.
День-другой пройдет - и диво!
Ты здоров без докторов.
Вот простой листок каков!
Женьшень
Я - женьшень, чудесный корень.
Если кто-то сильно болен,
Разыщите корень мой,
И поправится любой.
Вам настойка из женьшеня
Аппетит вернет и смех,
Ведь женьшень обозначает
Чудо - «корень-человек».
Липа
Липа - средство от простуды,
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простудах
Пьют целебный липы чай.
Говорят, когда болеют:
«Ну-ка, липа, выручай!»
Пионы
Семена мои целебны –
При гастритах пьют настой.
Корни - убивают яды
И снимают в почках боль.
У меня одна беда:
Зацветаю я когда,
То цветов моих краса
Всем бросается в глаза.
И в букеты рвут меня,
Я боюсь их как огня!
Я прошу вас, пощадите
И пионы зря не рвите!
Лук, чеснок
В нас не только фитонциды,
Что микробам так страшны,
Мы содержим витамины,
Что, бесспорно, всем нужны.
И поэтому, чтоб реже
Приходилось вам болеть,
В каждом доме лук, чеснок
Круглый год должны иметь.
Тот, кто с нами крепко дружит,
Никогда не занедужит.
Мята
В доме много аромата,
Если в доме сохнет мята.
Мятная лепешка,
Настоя мяты ложка –
Нету больше тошноты,
Нету в горле хрипоты.
Валидол, зубная паста –
Всюду мята, мята, мята!
Собираем не напрасно
Эту травушку, ребята
Ромашка
Есть герань, гвоздика, кашка –
Всех цветов не сосчитать
Есть аптечная ромашка.
Про ромашку надо знать.
Белый крошечный цветочек –
Для припарок, для примочек.
Если воспаление,
Отвар - успокоение.
Перечислите, какую пользу приносят растения.
7. Сделайте правильный выбор.
Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.
ЗИМА
Прилетают птицы.
ВЕСНА Уборка овощей..
ЛЕТО Снегопад
ОСЕНЬ Купание
8. Игра «Запрещается-разрешается»
- А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «Запрещается» или «Разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Собрать мусор в яму и закопать (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)
Воспитатель:
- А теперь ребята споют песенку «Волшебный лес»
Песня.
ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС
На заре в янтаре весь, в янтаре весь
В серебристых паутинках
В дымке утренних небес.
Волшебный лес.
Красивые картинки.
Необычный мир лесной здесь, мир лесной есть
Бабочки, цветы, травинки.
В сказочной стране чудес
Волшебный лес,
Загадочный и дивный.
Припев:
В лесу волшебном этом живое всё вокруг
Зимой и летом греет
Огромный солнца круг.
В лесу волшебном этом
Всё дышит добротой
И лес наполнен светом
Янтарный, золотой ….
Если нам с тобой по пути, с тобой по пути.
Дойдём хоть до рассвета
И найдём в волшебной дали, в волшебной дали
Восьмое чудо света.
Лес пронзают солнца лучи и даже в ночи
Мир наполняют светом.
Бьют живые в небо ключи до самой мечты.
Волшебная планета!
Рефлексия.
Воспитатель:
- Ребята, у вас на столах лежат елочки трех цветов: красного, желтого и зеленого. Пожалуйста, приклейте на нашу полянку эти елочки в таком порядке, если вам понравилось задание, то приклейте елочку зеленого цвета, если не очень, то желтого, а если совсем не понравилось, то елочку красного цвета.
Учащиеся приклеивают елочки.
Воспитатель:
- Ребята, смотрите, какой красивый лес у нас вырос. Дети, берегите природу, любите ее и она ответит вам взаимностью. Она даст вам свои дары, даст вам здоровье и будет дарить хорошее настроение.
- Ребята, вы делились на две команды вы отвечали на вопросы, но мы вам не присуждали никаких баллов, вас, наверное, это удивило. Но я думаю в такой игре нет проигравших, все должны быть победителями, нам всем нужно беречь нашу природу, приумножать богатства нашей Родины!
А за то, что вы все очень хорошо работали, белочка приготовила вам сладкие призы.
Источники:
- https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-po-ghieoghrafii-barghuzinskii-zapoviednik-8-klass.html
- http://fs1.ppt4web.ru/uploads/ppt/5345/05efd1bf1fbfaa4e1073aa3dfa597b83.ppt
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/08/29/a-pleshakov-okruzhayushchiy-mir-4-klass-les-i
- http://krasotyrossii.ru/баргузинский-заповедник/
- http://www.stihi.ru/2013/07/01/8531
- http://загадки.su/загадки-про-орех/
- «Окружающий мир» А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова 4 класс,
- Энциклопедия для детей.Т2. Биология – 5-е изд./главюред.М.Д.Аксенова; вед.науч.ред. Г.Е.Вильчек – М.: Аванта +, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу «Я и мой мир» в системе уроков правового образования в начальной школе по теме «Жизнь на земле» в форме беседы «Почему надо беречь природу?»
Система правового образования, реализуемая через курс «Я и мой мир», позволила создать систему нравственно-правового воспитания учащихся, которая решает задачу становления гуманистически ориентированн...
Внеклассное мероприятие "Давайте беречь природу!"
Цель: развитие творческих способностей учащихся...
Внеклассное мероприятие "Беречь природу"
Уважаемые ребята, сегодня мы с вами отправляемся в уникальное заочное, но очень интересное и познавательное путешествие по экологическим тропинкам нашей планеты. Природа - первооснова красоты и величи...
Классный час. Разговор с учащимися. Зачем нужно беречь природу?
Разговор на данную тему позволит учащимся понять, для чего каждый из нас должен бережно относиться к природе....
Беречь природу - охранять Родину.
Внеклассное занятие по формированию правил поведения в лесу. Воспитание экологоческой грамотности у младших школьников....
Беречь природу - охранять Родину (продолжение)
Внеклассное мероприятие по формированию правил поведения в лесу. Воспитание Экологической грамотности у младших школьников....
«Давайте будем беречь природу!» Экологическая игра-путешествие по станциям.
Экологическая игра-путешествие по станциям.Мест...