Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okr_miru_3_kl.docx | 68.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»
«Рассмотрено» на МО учителей начальных классов Протокол № 1 От 29.08.2017 г. Руководитель МО ………….(Н.А.Калинина) | «Согласовано» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2017 г. | «Утверждаю» Директор СОГБОУ«Демидовская школа-интернат» Приказ № 196 о/д от 31.08. 2017г. …………(А.В.Шевандин) |
Рабочая программа
по окружающему миру
в 3 классе
Шпаковой Е.А.
(первая категория)
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир» составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» (Сборник программ «Школа России» 1-4 кл. М.:Просвещение, 2011) и ориентирована на работу по УМК «Школа России». Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1.законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012.г.
2.Федеральным государственным образовательным Стандартом (далее – Стандарт) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП – приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
3.примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития – одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15)
4.Конституцией РФ
5.Конвенцией о правах ребёнка
6.СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
7.учебным планом школы на 2017-2018 учебный год
8.календарным учебным графиком школы на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету.
Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 3 класса с ЗПР. Настоящая программа составлена для 3 класса ЗПР СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат» в соответствии с учебным планом данного учебного заведения.
В ходе реализации программы учитель отводит особое место коррекционным упражнениям по развитию памяти, мышления, внимания, обогащению словарного запаса, логического мышления.
Цели и задачи курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2ч в неделю. Авторская и рабочая программа рассчитана на 68ч (34 учебные недели).
Содержание программы учебного года (68ч)
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (8ч)
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (9ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (13ч)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
5. Формы и средства контроля
Виды контроля | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | Год |
Количество проверочных работ | 1 | 1 | 2 | 4 |
Практических работ | 6 | 4 | 9 | 19 |
Тестов | 21 | 22 | 22 | 65 |
Экскурсий | 1 | 1 | - | 2 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
- определять место человека в мире;
- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- называть основные свойства воздуха и воды;
- объяснять круговорот воды в природе;
- определять основные группы живого (растений, животные, грибы, бактерии); группырастений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам гигиены; основам здорового образа жизни;
- правилам безопасного поведения в быту и на улице;
- распознавать основные дорожные знаки;
- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности' называть потребности людей, товары и услуги;
- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Учебно-методические средства обучения:
1. Сборник рабочих программ «Школа России» - М. просвещение 2011г
2.Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / А.А. Плешаков. – 8 –е изд. – М.: Просвещение, 2013г.
3.Окружающий мир .3 класс. Рабочая тетрадь
4.Окружающий мир . 3 класс . Тесты
5.Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. К УМК А.А.Плешакова М.: «ВАКО», 2013г
6.Контрольно – измерительные материалы ФГОС. Окружающий мир 3 класс, М.: «ВАКО», 2012 г.
Календарно - тематическое планирование
Дата | Тема урока | Цель урока | Основные понятия | Метод. и дид. сопр. | Оборудование | Стр. учеб. | |||
Как устроен мир? (7ч.) Цель: С опорой на изученные в 1-2 классах, расширить знания о природном многообразии, значении природы для людей; На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение; Воспитывать бережное отношение к людям, любовь к Родине. | |||||||||
1 | Природа. | Расширить знания о природном многообразии, значении природы для людей. Учить классифицировать природные объекты, моделировать экологические связи. | Природное многообразие, классификация, природные объекты, экологическая связь. | Карточки со словами (глина, трактор, медведь, облако, дождь), учебник, | Стр. 4-9 | ||||
2 | Человек | Рассмотреть отличие человека от других объектов живой природы: познакомить со ступенями познания. | Характер, мышление, память, воображение | Таблицы | 10-16 | ||||
3 | Общество | Дать представление о людях, населяющих планету Земля, подвести к тому, чтобы дети проявляли дружбу и уважение к любому народу. | Политическая карта мира, России, символика России, общество, народ, семья, государство, флаг, герб | Политическая карта мира, Росси, рис. с символикой России, фото своей семьи. | 16-21 | ||||
4 | Мир глазами эколога | Дать понятие об экологии как науке о взаимосвязи живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой. | Экология, экологические связи, живое, неживое | Схемы - опоры «экологические связи» Стр. уч. 25 | 22-26 | ||||
5 | Природа в опасности! | Познакомить с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга, | Зоология, ботаника, Красная книга. | Картинки - знаки по правилам поведения в природе. | 27-29 |
6 | Природа вокруг нас (экскурсия) | Выявить отрицательное и положительное воздействие на природу человека | Природное многообразие | С.29-32 | ||||
7 | Природе нужна твоя помощь (практическое занятие) | Познакомить с правиламипосадки Уход за саженцами | Лунка, черенок, саженец | Пр.р. Тест | Саженцы кустарников и деревьев, лопаты, лейки, шпагат | |||
Эта удивительная природа (19ч.) Цель: Ознакомить с разнообразием природы, с природными взаимосвязями, с факторами угрожающими природе; Развивать мышление, наблюдательность, любознательность; Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. | ||||||||
8 | Тела, вещества, частицы. | Познакомить с телами и их составом; проверить знания по пройденной теме. | Тела - вещества, частицы естественные тела, искусственные, твердые, жидкие, газообразные) | Пр.р. | Карточки - опоры (тела - вещества, частицы естественные тела, искусственные, твердые, жидкие, газообразные) | С.34-38 | ||
9 | Разнообразие веществ. | Познакомить с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота. Учить правильно пользовать этими веществами. | Соль, сахар, крахмал, кислота. | Тест | Соль, сахар, крахмал, кислота | С. 39-43 | ||
10 | Воздух и его охрана | Познакомить с составом и свойствами воздуха, учить быть наблюдательным и бережливым. | Свойства воздуха, азот, кислород, углекислый газ, прозрачный, бесцветный, не имеет запаха. | Опыт(спички, колба, трубка, влажная тряпка, пакет, шприц без иглы) | 44-48 | |||
11 | Вода | Познакомить со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу. | Вода, состав воды, водород, кислород, примеси, минеральные соли | Пр.р. Тест | Полоски цветной бумаги, глобус, лоток с лабор. посудой.. | 49-52 |
12 | Превращение икруговоротводы. | Сформировать представление круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот свойствами воды(переход из одного состояния в другое) | Расширяется, сжимается, растворитель, текучесть, прозрачность, лед, вода, пар. | Опыт (спиртовка, стакан, колба с водой, треножник с сеткой, блюдце со льдом) | С.53-56 | |||
13 | Берегите воду! | Рассмотреть причины загрязнения водоемов, познакомить с мерами охраны водоемов от загрязнения, учить бережно относиться к воде и экономить ее. | Состояние воды, причины состояния воды, круговорот | Схема «Круговорот воды в природе» | 57-61 | |||
14 | Как разрушаются камни. | Формировать представление о разрушении в природе твердых пород под воздействием определенных факторов. | Разрушение камней, колебания температур, вода, ветер, растения | Схема «Разрушение камней» | 62-64 | |||
15 | Что такое почва. | Продолжить работу по представлению о почве как верхнем плодородном слое земли, выявить основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы, узнать о преобладающих почвах родного края | Почва, плодородный слой, состав почвы, перегной, глина, песок, микробы, соли, воздух, растения, лишайники, животные, бактерии. серые лесные, подзолистые, черноземы, каштановые, солонцы, красноземы, сероземы | Тест | Прозрачные стаканы с водой, палочки, промокательная бумага, лабор. стекло, спиртовка, держатель, коллекция почв » | 65-70 | ||
16 | Разнообразие растений | Познакомить с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений | Бактерии, грибы, растения, люди, животные - живая природа, классификация растений, водоросли, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, мхи, ботаника | Тест | Таб. с изобр. разных групп растений, таб. «Царства живой природы», таб. «Разнообразие растений». | 71-75 |
17 | Солнце, растения и мы с вами. | Рассмотреть связь солнца, растений и людей. | Солнце, растения, человек, живая и неживая природа, дыхание растений, кислород, углекислый газ. | Схемы «Питание растений «Дыхание растений» | 76-79 | |||
18 | Размножение и развитие растений. | Расширять знания о жизни растений, дать представление о размножении и развитии растений из семени. | Дыхание растений, хвойные деревья, разнообразие растений, низшие растения, высшие растения | Схемы, растения, образцы семян | 80-83 | |||
19 | Охрана растение | Обобщить знания о значении растений в жизни животных и человека. Рассмотреть основные правила, которые должны стать нормой поведения в природе. | Кора деревьев, березовый сок, лекарственные растения | Картины с изобр. растений, «Правила поведения в природе» | 84-88, | |||
20 | Разнообразие животных | Познакомить с классификацией животных и их групповыми признаками. | Домашние и дикие животные, одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные, группы животных, признаки группы. | Тест | Схема «Домашние и дикие животные», «Классификация животных» | 89-95 | ||
21 | Кто что ест. | Познакомить с классификацией животных по типу пищи рассмотреть цепи питания животных, изучить приспособленность животные добыванию пищи и защите от врагов. | Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные | . | Схема «Животные по типу питания». | 96-99 | ||
22 | Невидимая сеть и невидимая пирамида. | Познакомить с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в природе | Пищевая сеть, невидимая пирамида, невидимая сеть Экологическая пирамида | «Правила поведения влесу» | 100-104 | |||
23 | Размножение иразвитиеживотных | Познакомить с размножением развитием животных: насекомых, рыб, | Яйцо, личинка, куколка, бабочка, икра, яйца, детеныши, птенец | Таб. «Размножение и развитие животных» | 105-111 |
земноводных и т.д. | ||||||||
24 | Охрана животных. | Познакомить с Красной книгой и животными, которые нее внесены, рассмотреть экологические правила. | Красная книга, Черная книга | 112-115 | ||||
25 | В царстве грибов. | Познакомить с разнообразием грибов, их строением, выявить связь грибов с другими организмами и их роль в природе. | Шляпки, ножки, грибница, съедобные, несъедобные. | Схема «Строение гриба» | 118-123: | |||
26 | Великийкруговоротжизни. | Познакомить с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота | Организмы -производители, углекислый газ, солнечный свет, неорганические вещества, органические вещества. | Схема «Круговорот жизни», карточки | 124-126 | |||
Мы и наше здоровье (8ч.) Цель: Формировать общее представление об организме человека; Развивать умения заботиться о своем здоровье; Воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье. | ||||||||
27 | Организм человека | Познакомить с организмом человека | Анатомия, физиология, гигиена, система органов. | Плакат с изображением организма человека и его органов, карточки с названием наук | 128-131 | |||
28 | Органы чувств | Познакомить с органами чувствии их значением для человека, учить беречь органы чувств. | Орган зрения, орган слуха, орган обоняния, орган осязания, орган вкуса. | Плакат «Человек», рис. С изобр. органов чувств, зеркало, платок. | 132-135 | |||
29 | Надежная защита организма | Познакомить с понятием «кожа», и ее функциями. | Ушиб, кожа, обмораживание, ранка, наружная оболочка, | Карточки-опоры, таб. «Строение кожи», кроссворд | 136-139 |
Подкожный жир. | ||||||||
30 | Опора тела и движение. | Узнать о строении своего тела | Опорно- двигательная система, осанка, скелет, мышцы. | Тест | Плакаты «Строение тела человека», «Скелет тела», «Нарушениеосанки». | 140-143 | ||
31 | Наше питание. | Познакомить с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой. Выучить правила правильного питания | Пищеварительная система, тонкая кишка, печень, желудок, глотка, ротовая полость, толстая кишка. | Таб. «Пищеварительная система», этикетки различных продуктов. | 144-147 | |||
32 | Дыхание и кровообращение | Узнать об органах дыхания и выделения, научиться заботиться о своем здоровье. | Носовая полость, трахея, бронхи, легкие, легочные пузыри, сердце и кровеносные сосуды, строение сердив | Таб. «дыхательная система», «Кровообращения», «Органы выделения» | 148-150 | |||
33 | Умей предупреждать болезни | Обобщить знания об устройстве организма человека, дать простейшие понятия о сохранении и своего организма. | Контур человека и, внутренние органы человека | 151-153 | ||||
34 | Здоровый образ жизни | Вести понятие «Здоровый образ жизни», познакомить с главными правилами здорового образа жизни | Питание, чистота, труд и отдых, движение, вредные привычки | Тест | «Режим дня» | 154-157 | ||
Наша безопасность (9ч.) Цель: Ознакомить детей с опасностями разного вида, причинами их возникновения и возможностью избежать опасную ситуацию; Развивать кругозор детей, логическое мышление, умение анализировать ситуацию. Воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность. | ||||||||
35 | Огонь, вода и газ. | Узнать, как выглядит опасность и почему она возникает. | Утюг, лечь, телевизор, елочная гирлянда, дым, пожарная команда | Тест | Таб. «опасность игры с огнем», «Новогодняя елка», знаки безопасности. | С.4-7 |
36 | Чтобы путь был счастливым. | Научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах, учить рецензировать ответы товарищей. | Пешеход, переход, движение, правила, пассажир | Викторина по знакам дор. движ. | Дор. знаки «Пешеходный переход», «Велосипедное движение», «Запрещен пешеходный переход» | с. 8-11 | ||
37 | Чтобы путь был счастливым. | Закрепить правила безопасного поведения на улицах и дорогах, учить рецензировать ответы товарищей. | Тест | Дор. знаки «Пешеходный переход», «Велосипедное движение», «Запрещен пешеходный переход» | ||||
38 | Дорожные знаки. | Познакомить с дорожными знаками, вспомнить правила безопасности на дорогах | Группы дорожных знаков | Игра «Дорожныезнаки» | Карточки с дорожными знаками | С.13-17 | ||
39 | Дорожные знаки (экскурсия) | Закреплять знания и представления о безопасности дорожного движения | Тест | В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на дорогу», | стр.34 | |||
40 | Опасные места. | Выявить опасные места для человека; учить предвидеть опасность, избегать ее, при необходимости действовать -решительно и четко. | Помощь, оказание помощи, лед, опасные места, формула безопасности | Плакаты, и картины с изобр. опасных мест | 18-22 | |||
41 | О молниях, змеях, собаках и прочем. | Научить защищаться от природы, на практических примерах показать отрицательное влияние на жизнь человека. | Солнечный ожог, ядовитые растения и грибы, отравления | Атлас, картинки с изображением грибов и растений | 23-28 | |||
42 | Экологическая безопасность. | Познакомить с термином «Экологическая безопасность «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Экология» | «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог». | Практ. раб опыт., сам. ра | Таб. «город», бытовой фильтр, пластиковая бутылка, соломка для коктейлей, кружок промокательной бумаги, крупные и мелкие камешки, крупный и мелкий песок, карточка с терминами | 29-34 |
43 | Экологическая безопасность | Закрепить знания и умения о природе в новой ситуации, учить сравнивать и обобщать | Вредные вещества экологические задачи, прогноз, цепь загрязнения | Тест | Плакаты и рис. | |||
Чему учит экономика? (12 ч.) Цель: Ознакомить с фундаментальными основаниями экономики (природные богатства, капитал, труд), на доступных примерах объяснить роль этих «трех китов» в производстве товаров и услуг; Развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы; Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи. | ||||||||
44 | Для чего нужна экономика? | Познакомить с новым значением слова «экономика | «Стройка», «транспорт», «сельское хозяйство, «химический комбинат», «гидроэлектростанция» | Игра «Отгадайслово» | Картины «стройка», «транспорт», «сельское хозяйство, «химический комбинат», «гидроэлектростанция» | С.36-39 | ||
45 | «Три кита» экономики. | Познакомить с новыми понятиями в экономике. | Капитал, образование, шахтер, сталевар, ученый экономика, | Плакат «Три кита»: природные богатства, капитал и труд. Картинки «Работа сглиной», «Как рождается книга», коллекция «Лен. Шерсть. Хлопок», | С.40-47 | |||
46 | Полезные ископаемые | Познакомить со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые. | Полезные ископаемые, основные свойства, гранит, известняк, нефть, песок, использование | Пр. р. Тест | Образцы полезных ископаемых, картинки с изображением полезных ископаемых, кроссворд | С.48-52 | ||
47 | Растениеводство | Познакомить с одной из отраслей сельского хозяйства - растениеводством, научиться различать культурные | Рожь, овес, ячмень, пшеница, зерновые, кормовые, прядильные | Пр. р. Тест | Гербарии, картинки с изображением сельскохозяйственных профессий. Картинки с | 53-59 |
Растения, учиться анализировать, группировать, обобщать полученные знания | Названия культур. | |||||||
48 | Животноводство. | Узнать особенности разведен: и содержания домашних животных. | Животноводство,пчеловодство,рыбоводство, птицеводство, промышленность | Тест «Животноводство» | Картинки с изображением домашних животных, карточки с названиями профессий и отраслей животноводства. | 60-63 | ||
49 | Какая бывает промышленность. | Познакомить с важнейшей отраслью экономики -промышленностью, научить различать продукция каждой отрасли промышленности. | Добывающая, металлургия, химическая, электроэнергетика, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность | Тест | Картинки с изображением товаров, таблички с названием промышленности. | 64-67 | ||
50 | Что такое деньги? | Познакомить с монетами, денежными единицами, сбережениями | Монеты, денежные знаки сбережения | Пр. р. | Монеты, карточки со словами. | 68-72 | ||
51 | Что такое деньги?(продолжение) | Закрепить знания о денежных Знаках и монетах, денежных единицах, сбережениях | Купля- продажа, бартер, цена товара, лицевая и оборотная сторона | Монеты, кроссворд, карточки со словами. | 71-72 | |||
52 | Государственный бюджет. | Познакомить с терминами: бюджет, расходы, доходы, налоги | Семейный бюджет, доходы, расходы, налоги заработок, плата, пенсия, стипендия, пособие | Надпись «гос. бюджет», газета, где опубликованы денежные расходы и доходы. | 73-76 | |||
53 | Семейный бюджет. | Познакомить с понятием «семейный бюджет» | «доход», «расход», «накопление», «процент» | Тест | Таб. «доход», «расход», «накопление», «процент» | 77-80 | ||
54 | Экономика и экология. | Познакомить с задачами экономики и двумя сторонами экономики | Экологические прогнозы, Хозяйственнаядеятельность | Пр. р. | Пробирки, раствор соды, стиральный порошок, мыло, уксусная кислота, перманганат калия, индикатор, | 81-86 | ||
55 | Экономика и экология (продолжение) | Закрепить знания об экономике и двумя сторонам* экономики | Экологические прогнозы, хозяйственная деятельность | 81-86 | . |
Путешествие по городам и странам (15ч.) Цель: Познакомить с городами России и зарубежной Европы (их столицами), их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. Воспитывать патриотов своей страны, людей достойных называть своей Родиной Россию. | ||||||||
56 | Золотое кольцо России. | Познакомить с интересными городами нашей страны и некоторыми ее достопримечательностями | Золотое кольцо, Москва, Юрий Долгорукий, Сергиев Посад | Карта «Золотое кольцо России», Слайды, фотографии | 88-91 | |||
57 | Золотое кольцо России (продолжение). | Расширить знания о городах нашей страны и некоторых достопримечательностях | Ярославль, Кострома, Углич, Суздаль | Карта «Золотое кольцо России», фотографии | 91-95 | |||
58 | ?*■-'* | Золотое кольцо России (продолжение). | Закрепить полученные знания о городах нашей страны и некоторых ее достопримечательностях | Владимир, Плес, Ростов Великий | Сообщения о городах | Карта «Золотое кольцо России», фотографии | 98-99 | |
59 | Наши ближайшие соседи. | Познакомить с государствами - ближайшими соседями России | Казахстан, Монголия, Япония, Белоруссия, Украина. | Политическая карта России, фотографии изучаемых стран, плакаты с флагами | 100-109 | |||
60 | ■ | На севере Европы. | Познакомить с северными европейскими государствами | Норвегия, Исландия, Финляндия, Дания | Политическая и физическая карты Европы фотографии изучаемых стран, макеты флагов | 110-119 | ||
61 | На севере Европы (продолжение). | Закрепить знания о северных европейских государствах. | Сельдь, креветки, холодильник | Литературная викторина | Политическая и физическая карты Европы, фотографии изучаемых стран, макеты флагов | 110-119 | ||
62 | Что такое Бенилюкс? | Познакомить со странами Бенилюкса, экономикой этих стран. | Бенилюкс, экономика | Таб. «Страны Европы», Политическая и физическая карты Европы, фотографии изучаемых стран, макеты | 120-126 |
флагов | ||||||||
63 | В центре Европы. | Познакомить с Германией, Австрией и Швейцарией. | Германия, Швейцария, Австрия | Таб. «Страны Европы», Политическая и физическая карты Европы, фотографии изучаемых стран, макеты флагов | 127-133 | |||
64 | Путешествие по Франции и Великобритании | Познакомить с европейскими странами - Францией и Великобританией | Францией и Великобританией, Шарль Перро, достопримечательности Сена, Рейн и т.д. | Таб. «Страны Европы», Политическая и физическая карты Европы фотографии изучаемых стран, макеты флагов | 134-143 |
65 | Путешествие по Франции и Великобритании (продолжение) | Повторить и закрепить знания, полученные о е европейскими странами -Францией и Великобританией | Францией и Великобританией Шарль Перро, достопримечательности Сена, Рейн и т.д. | Таб. «Страны Европы», Политическая и физическая карты Европы фотографии изучаемых стран, макеты флагов | ||||
66 | На юге Европы. | Познакомить со странами, расположенными на юге Европы: Греция, Италия. | Греция, Италия, Афины, Олимпийские игры, Венеция, Амстердам, столица, глава государства, месторасположение, | Политическая и физическая карты Европы фотографии изучаемых стран, макеты флагов (Франции и Великобритании) | 144-150 | |||
67-68 | Что мы узнали, и чему научились за год (итоговый урок | Повторить основной учебный материал всех изученных разделов курса | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру (1 класс) на тему: Окружающий мир - живая и неживая природа
Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Окружающий мир- живая и неживая природа...
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.
Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....
Игра-викторина по окружающему миру "Знатоки окружающего мира" 2 класс
Игра-викторина по окружающему миру для 2 класса "Знатоки окружающего мира" в рамках декады по окружающему миру с итоговой таблицей...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...