Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Шпакова Елена Александровна
Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир» составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» (Сборник программ «Школа России» 1-4 кл. М.:Просвещение, 2011) и ориентирована на работу по УМК «Школа России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okr_miru_3_kl.docx68.62 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»

«Рассмотрено»

на МО учителей начальных классов

Протокол № 1

От 29.08.2017 г.

Руководитель МО

………….(Н.А.Калинина)

«Согласовано» на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от 30.08.2017 г.

«Утверждаю»

Директор СОГБОУ«Демидовская школа-интернат»

Приказ № 196 о/д от 31.08. 2017г.

   …………(А.В.Шевандин)

Рабочая  программа

по окружающему миру

в 3 классе

Шпаковой Е.А.

(первая категория)

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир» составлена  на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» (Сборник программ «Школа России» 1-4 кл. М.:Просвещение, 2011) и ориентирована на работу по УМК «Школа России». Рабочая программа составлена  в соответствии со следующими нормативными документами:

1.законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012.г.

2.Федеральным государственным образовательным Стандартом (далее – Стандарт) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП – приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

3.примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития – одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15)

4.Конституцией РФ

5.Конвенцией о правах ребёнка

6.СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

7.учебным планом школы на 2017-2018 учебный год

8.календарным учебным графиком школы на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к предмету.

           Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 3 класса с ЗПР.  Настоящая программа составлена для 3 класса ЗПР СОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат» в соответствии с учебным планом данного учебного заведения.

В ходе реализации программы учитель отводит особое место коррекционным упражнениям  по развитию памяти, мышления, внимания, обогащению словарного запаса, логического мышления.  

Цели и задачи курса

Изучение   курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

—  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

—  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

 Основными задачами реализации содержания курса являются:

1)  формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2)  осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3)  формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

     Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

             Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2ч в неделю. Авторская и рабочая программа рассчитана на 68ч (34 учебные недели).

Содержание программы  учебного года (68ч)

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа (19 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье (8ч)

Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (9ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей.   Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (13ч)

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

5. Формы и средства контроля

Виды контроля

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Год

Количество проверочных работ

1

1

2

4

Практических работ

6

4

9

19

Тестов

21

22

22

65

Экскурсий

1

1

-

2

Требования к уровню подготовки учащихся

           В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:

-  определять место человека в мире;

-  распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

-  называть основные свойства воздуха и воды;

-  объяснять круговорот воды в природе;

- определять основные группы живого (растений, животные, грибы, бактерии); группырастений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

-  характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам гигиены; основам здорового образа жизни;

-   правилам безопасного поведения в быту и на улице;

-   распознавать основные дорожные знаки;

- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности' называть потребности людей, товары и услуги;

- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.

          Третьеклассники получат возможность научиться:

-  распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

-  проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

-  объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

-  владеть элементарными приемами чтения карты;

-  приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Учебно-методические средства обучения:

1.  Сборник рабочих программ «Школа России» - М. просвещение 2011г

2.Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / А.А. Плешаков. – 8 –е изд. – М.: Просвещение, 2013г.

3.Окружающий мир .3 класс. Рабочая тетрадь

4.Окружающий мир . 3 класс . Тесты

5.Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. К УМК А.А.Плешакова М.: «ВАКО», 2013г

6.Контрольно – измерительные материалы ФГОС. Окружающий мир 3 класс, М.: «ВАКО», 2012 г.

Календарно - тематическое планирование

Дата

Тема урока

Цель урока

Основные понятия

Метод. и

дид. сопр.

Оборудование

Стр. учеб.

Как устроен мир? (7ч.)

Цель: С опорой на изученные в 1-2 классах, расширить знания о природном многообразии, значении природы для людей; На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение; Воспитывать бережное отношение к людям, любовь к Родине.

1

Природа.

Расширить знания о природном многообразии, значении природы для людей. Учить классифицировать природные объекты, моделировать экологические связи.

Природное многообразие, классификация, природные объекты, экологическая связь.

Карточки со словами (глина, трактор, медведь, облако, дождь), учебник,  

Стр. 4-9

2

Человек

Рассмотреть отличие человека от других объектов живой природы: познакомить со ступенями познания.

  Характер, мышление, память, воображение

 Таблицы

10-16

3

Общество

Дать представление о людях, населяющих планету Земля, подвести к тому, чтобы дети проявляли дружбу и уважение к любому народу.

Политическая карта мира, России, символика России, общество, народ, семья, государство, флаг, герб

Политическая карта мира, Росси, рис. с символикой России, фото своей семьи.

16-21

4

Мир глазами эколога

Дать понятие об экологии как науке о взаимосвязи живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой.

Экология, экологические связи, живое, неживое

  Схемы - опоры «экологические связи» Стр. уч. 25

22-26

5

Природа в опасности!

Познакомить с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга,

Зоология, ботаника, Красная книга.

Картинки - знаки по правилам поведения в природе.

27-29

6

Природа вокруг нас (экскурсия)

Выявить отрицательное и положительное воздействие на природу человека

Природное многообразие

С.29-32

7

Природе нужна твоя помощь (практическое занятие)

Познакомить с правиламипосадки

Уход за саженцами

Лунка, черенок, саженец

Пр.р.

Тест

Саженцы кустарников и деревьев, лопаты, лейки, шпагат

Эта удивительная природа (19ч.)

Цель: Ознакомить с разнообразием природы, с природными взаимосвязями, с факторами угрожающими природе; Развивать мышление, наблюдательность, любознательность; Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

8

Тела, вещества, частицы.

Познакомить с телами и их составом; проверить знания по пройденной теме.

Тела - вещества, частицы естественные тела, искусственные, твердые, жидкие, газообразные)

Пр.р.

Карточки - опоры (тела - вещества, частицы естественные тела, искусственные, твердые, жидкие, газообразные)

С.34-38

9

Разнообразие веществ.

Познакомить с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота. Учить правильно пользовать этими веществами.

Соль, сахар, крахмал, кислота.

Тест

Соль, сахар, крахмал, кислота

С. 39-43

10

Воздух и его охрана

Познакомить с составом и свойствами воздуха, учить быть наблюдательным и бережливым.

Свойства воздуха, азот, кислород, углекислый газ, прозрачный, бесцветный, не имеет запаха.

Опыт(спички, колба, трубка, влажная тряпка, пакет, шприц без иглы)

44-48

11

Вода

Познакомить со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу.

Вода, состав воды, водород, кислород, примеси, минеральные соли

Пр.р.

Тест

Полоски цветной бумаги, глобус, лоток с лабор. посудой..

49-52

12

Превращение икруговоротводы.

Сформировать представление круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот  свойствами воды(переход из одного состояния в другое)

Расширяется, сжимается, растворитель, текучесть, прозрачность, лед, вода, пар.

  Опыт (спиртовка, стакан, колба с водой, треножник с сеткой, блюдце со льдом)

С.53-56

13

Берегите воду!

Рассмотреть причины загрязнения водоемов, познакомить с мерами охраны водоемов от загрязнения, учить бережно относиться к воде и экономить ее.

Состояние воды, причины состояния воды, круговорот

Схема «Круговорот воды в природе»

57-61

14

Как разрушаются камни.

Формировать представление о разрушении в природе твердых пород под воздействием определенных факторов.

Разрушение камней, колебания температур, вода, ветер, растения

  Схема «Разрушение камней»

62-64

15

Что такое почва.

Продолжить работу по представлению о почве как верхнем плодородном слое земли, выявить основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы, узнать о преобладающих почвах родного края

Почва, плодородный слой, состав почвы, перегной, глина, песок, микробы,

соли, воздух, растения, лишайники, животные, бактерии. серые лесные, подзолистые, черноземы, каштановые, солонцы, красноземы, сероземы

 Тест

 Прозрачные стаканы с водой, палочки, промокательная бумага, лабор. стекло, спиртовка, держатель, коллекция почв »

65-70

16

Разнообразие растений

Познакомить с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений

Бактерии, грибы, растения, люди, животные - живая природа, классификация растений, водоросли, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, мхи, ботаника

  Тест

Таб. с изобр. разных групп растений, таб. «Царства живой природы», таб. «Разнообразие растений».

71-75

17

Солнце, растения и мы с вами.

Рассмотреть связь солнца, растений и людей.

Солнце, растения, человек, живая и неживая природа, дыхание растений, кислород, углекислый газ.

Схемы «Питание растений «Дыхание растений»

76-79

18

Размножение и развитие растений.

Расширять знания о жизни растений, дать представление о размножении и развитии растений из семени.

Дыхание растений, хвойные деревья, разнообразие растений, низшие растения, высшие растения

Схемы, растения, образцы семян

80-83

19

Охрана растение

Обобщить знания о значении растений в жизни животных и человека. Рассмотреть основные правила, которые должны стать нормой поведения в природе.

Кора деревьев, березовый сок, лекарственные растения

Картины с изобр. растений,  «Правила поведения в природе»

84-88,

20

Разнообразие животных

Познакомить с классификацией животных и их групповыми признаками.

Домашние и дикие животные, одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные, группы животных, признаки группы.

 Тест

Схема «Домашние и дикие животные», «Классификация животных»

89-95

21

Кто что ест.

Познакомить с классификацией животных по типу пищи рассмотреть цепи питания животных, изучить приспособленность животные добыванию пищи и защите от врагов.

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные

.

Схема «Животные по типу питания».

96-99

22

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

Познакомить с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в природе

Пищевая сеть, невидимая пирамида, невидимая сеть Экологическая пирамида

  «Правила поведения влесу»

100-104

23

Размножение иразвитиеживотных

Познакомить с размножением развитием животных: насекомых, рыб,

Яйцо, личинка, куколка, бабочка, икра, яйца, детеныши, птенец

  Таб. «Размножение и развитие животных»

105-111

земноводных и т.д.

24

Охрана животных.

Познакомить с Красной книгой и животными, которые нее внесены, рассмотреть экологические правила.

Красная книга, Черная книга

112-115

25

В царстве грибов.

Познакомить с разнообразием грибов, их строением, выявить связь грибов с другими организмами и их роль в природе.

Шляпки, ножки, грибница, съедобные, несъедобные.

Схема «Строение гриба»

118-123:

26

Великийкруговоротжизни.

Познакомить с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота

Организмы -производители, углекислый газ, солнечный свет, неорганические вещества, органические вещества.

Схема «Круговорот жизни», карточки

124-126

Мы и наше здоровье (8ч.)

Цель: Формировать общее представление об организме человека;

Развивать умения заботиться о своем здоровье;

Воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье.

27

Организм человека

Познакомить с организмом человека

Анатомия, физиология, гигиена, система органов.

Плакат с изображением организма человека и его органов, карточки с названием наук

128-131

28

Органы чувств

Познакомить с органами чувствии их значением для человека, учить беречь органы чувств.

Орган зрения, орган слуха, орган обоняния, орган осязания, орган вкуса.

Плакат «Человек», рис. С изобр. органов чувств, зеркало, платок.

132-135

29

Надежная защита организма

Познакомить с понятием «кожа», и ее функциями.

Ушиб, кожа, обмораживание, ранка, наружная оболочка,

Карточки-опоры, таб. «Строение кожи», кроссворд

136-139

Подкожный жир.

30

Опора тела и движение.

Узнать о строении своего тела

Опорно- двигательная система, осанка, скелет, мышцы.

 Тест

Плакаты «Строение тела человека», «Скелет тела», «Нарушениеосанки».

140-143

31

Наше питание.

Познакомить с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой. Выучить правила правильного питания

Пищеварительная система, тонкая кишка, печень, желудок, глотка, ротовая полость, толстая кишка.

Таб. «Пищеварительная система», этикетки различных продуктов.

144-147

32

Дыхание и кровообращение

Узнать об органах дыхания и выделения, научиться заботиться о своем здоровье.

Носовая полость, трахея, бронхи, легкие, легочные пузыри, сердце и кровеносные сосуды, строение сердив

Таб. «дыхательная система», «Кровообращения», «Органы выделения»

148-150

33

Умей предупреждать болезни

Обобщить знания об устройстве организма человека, дать простейшие понятия о сохранении и своего организма.

Контур человека и, внутренние органы человека

151-153

34

Здоровый образ жизни

Вести понятие «Здоровый образ жизни», познакомить с главными правилами здорового образа жизни

Питание, чистота, труд и отдых, движение, вредные привычки

Тест

  «Режим дня»

154-157

Наша безопасность (9ч.)

Цель: Ознакомить детей с опасностями разного вида, причинами их возникновения и возможностью избежать опасную ситуацию; Развивать кругозор детей, логическое мышление, умение анализировать ситуацию. Воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность.

35

Огонь, вода и газ.

Узнать, как выглядит опасность и почему она возникает.

Утюг, лечь, телевизор, елочная гирлянда, дым, пожарная команда

 Тест

Таб. «опасность игры с огнем», «Новогодняя елка», знаки безопасности.

С.4-7

36

Чтобы путь был счастливым.

Научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах, учить рецензировать ответы товарищей.

Пешеход, переход, движение, правила, пассажир

Викторина по знакам дор. движ.

Дор. знаки «Пешеходный переход», «Велосипедное движение», «Запрещен пешеходный переход»

с. 8-11

37

Чтобы путь был счастливым.

Закрепить правила безопасного поведения на улицах и дорогах, учить рецензировать ответы товарищей.

Тест

Дор. знаки «Пешеходный переход», «Велосипедное движение», «Запрещен пешеходный переход»

38

Дорожные знаки.

Познакомить с дорожными знаками, вспомнить правила безопасности на дорогах

Группы дорожных знаков

Игра

«Дорожныезнаки»

Карточки с дорожными знаками

С.13-17

39

Дорожные знаки

(экскурсия)

Закреплять знания и представления о безопасности дорожного движения

Тест

В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на дорогу»,

стр.34

40

Опасные места.

Выявить опасные места для человека; учить предвидеть опасность, избегать ее, при необходимости действовать -решительно и четко.

Помощь, оказание помощи, лед, опасные места, формула безопасности

Плакаты, и картины с изобр. опасных мест

18-22

41

О молниях, змеях, собаках и прочем.

Научить защищаться от природы, на практических примерах показать отрицательное влияние на жизнь человека.

Солнечный ожог, ядовитые растения и грибы, отравления

Атлас, картинки с изображением грибов и растений

23-28

42

Экологическая безопасность.

Познакомить с термином «Экологическая безопасность «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Экология»

«Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог».

Практ. раб опыт., сам. ра

Таб. «город», бытовой фильтр, пластиковая бутылка, соломка для коктейлей, кружок промокательной бумаги, крупные и мелкие камешки, крупный и мелкий песок, карточка с терминами

29-34

43

Экологическая безопасность    

Закрепить знания и умения о природе в новой ситуации, учить сравнивать и обобщать

Вредные вещества экологические задачи, прогноз, цепь загрязнения

 Тест

Плакаты и рис.

Чему учит экономика? (12 ч.)

Цель: Ознакомить с фундаментальными основаниями экономики (природные богатства, капитал, труд), на доступных примерах объяснить роль этих «трех китов» в производстве товаров и услуг; Развивать кругозор детей, учить анализировать,  обобщать, делать выводы;

Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи.

44

Для чего нужна экономика?

Познакомить с новым значением слова «экономика

«Стройка», «транспорт», «сельское хозяйство, «химический комбинат», «гидроэлектростанция»

Игра

«Отгадайслово»

Картины «стройка», «транспорт», «сельское хозяйство, «химический комбинат», «гидроэлектростанция»

С.36-39

45

«Три кита» экономики.

Познакомить с новыми понятиями в экономике.

Капитал, образование, шахтер, сталевар, ученый экономика,

Плакат «Три кита»: природные

богатства, капитал и труд.

Картинки «Работа сглиной», «Как рождается

книга», коллекция «Лен.

Шерсть. Хлопок»,

С.40-47

46

Полезные ископаемые

Познакомить со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые.

Полезные ископаемые, основные свойства, гранит, известняк, нефть, песок, использование

Пр. р.

 Тест

Образцы полезных ископаемых, картинки с изображением полезных ископаемых, кроссворд

С.48-52

47

Растениеводство

Познакомить с одной из отраслей сельского хозяйства -  растениеводством, научиться различать культурные

Рожь, овес, ячмень, пшеница, зерновые, кормовые, прядильные

Пр. р.

Тест

Гербарии, картинки с изображением сельскохозяйственных профессий. Картинки с

53-59

Растения, учиться анализировать, группировать, обобщать полученные знания

Названия культур.

48

Животноводство.

Узнать особенности разведен: и содержания домашних животных.

Животноводство,пчеловодство,рыбоводство,

птицеводство,

промышленность

Тест

«Животноводство»

Картинки с изображением домашних животных, карточки с названиями профессий и отраслей животноводства.

60-63

49

Какая бывает промышленность.

Познакомить с важнейшей отраслью экономики -промышленностью, научить различать продукция каждой отрасли промышленности.

Добывающая, металлургия, химическая, электроэнергетика, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность

 Тест

Картинки с изображением товаров, таблички с названием промышленности.

64-67

50

Что такое деньги?

Познакомить с монетами, денежными единицами, сбережениями

Монеты, денежные знаки сбережения

  Пр. р.

Монеты, карточки со словами.

68-72

51

Что такое

деньги?(продолжение)

Закрепить знания о денежных Знаках и монетах, денежных единицах, сбережениях

Купля- продажа, бартер, цена товара, лицевая и оборотная сторона

Монеты, кроссворд, карточки со словами.

71-72

52  

Государственный бюджет.

Познакомить с терминами: бюджет, расходы, доходы, налоги

Семейный бюджет, доходы, расходы, налоги заработок, плата, пенсия, стипендия, пособие

Надпись «гос. бюджет», газета, где опубликованы денежные расходы и доходы.

73-76

53

Семейный бюджет.

Познакомить с понятием «семейный бюджет»

«доход», «расход», «накопление», «процент»

 Тест

Таб. «доход», «расход», «накопление», «процент»

77-80

54

Экономика и экология.

Познакомить с задачами экономики и двумя сторонами экономики

Экологические прогнозы,

Хозяйственнаядеятельность

Пр. р.

Пробирки, раствор соды, стиральный порошок, мыло, уксусная кислота, перманганат калия, индикатор,

81-86

55

Экономика и

экология

(продолжение)

Закрепить знания об экономике и двумя сторонам* экономики

Экологические прогнозы,

хозяйственная

деятельность

81-86

.

Путешествие по городам и странам (15ч.)

Цель: Познакомить с городами России и зарубежной Европы (их столицами), их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. Воспитывать патриотов своей страны, людей достойных называть своей Родиной Россию.

56

Золотое кольцо России.

Познакомить с интересными городами нашей страны и некоторыми ее достопримечательностями

Золотое кольцо, Москва, Юрий Долгорукий, Сергиев Посад

Карта «Золотое кольцо

России»,

Слайды, фотографии

88-91

57

Золотое кольцо

России

(продолжение).

Расширить знания о городах нашей страны и некоторых  достопримечательностях

Ярославль, Кострома, Углич, Суздаль

Карта «Золотое кольцо

России»,

  фотографии

91-95

58

?*■-'*

Золотое кольцо

России

(продолжение).

Закрепить полученные знания о городах нашей страны и некоторых ее достопримечательностях

Владимир, Плес, Ростов Великий

Сообщения о городах

Карта «Золотое кольцо

России»,

  фотографии

98-99

59

Наши ближайшие соседи.

Познакомить с государствами - ближайшими соседями России

Казахстан, Монголия, Япония, Белоруссия, Украина.

Политическая карта России, фотографии изучаемых стран,                   плакаты  с флагами

100-109

60

На севере Европы.

Познакомить с северными европейскими государствами

Норвегия, Исландия, Финляндия, Дания

Политическая и физическая карты Европы фотографии изучаемых стран, макеты флагов

110-119

61

На севере

Европы

(продолжение).

Закрепить знания о северных европейских государствах.

Сельдь, креветки,  холодильник

Литературная викторина

Политическая и физическая карты Европы, фотографии изучаемых стран, макеты флагов

110-119

62

Что такое Бенилюкс?

Познакомить со странами Бенилюкса, экономикой этих стран.

Бенилюкс, экономика

Таб. «Страны Европы», Политическая и физическая  карты Европы, фотографии  изучаемых стран, макеты

120-126

флагов

63

В центре Европы.

Познакомить с Германией, Австрией и Швейцарией.

Германия, Швейцария, Австрия

Таб. «Страны Европы», Политическая и физическая карты Европы, фотографии изучаемых стран, макеты флагов

127-133

64

Путешествие по Франции и Великобритании

Познакомить с европейскими странами - Францией и Великобританией

Францией и

Великобританией, Шарль Перро,

достопримечательности Сена, Рейн и т.д.

Таб. «Страны Европы», Политическая и физическая карты Европы фотографии изучаемых стран, макеты флагов

134-143

65

Путешествие по Франции и Великобритании (продолжение)

Повторить и закрепить знания, полученные о е европейскими странами -Францией и Великобританией

Францией и Великобританией Шарль Перро, достопримечательности Сена, Рейн и т.д.

Таб. «Страны Европы», Политическая и физическая карты Европы фотографии изучаемых стран, макеты флагов

66

На юге Европы.

Познакомить со странами, расположенными на юге Европы: Греция, Италия.

Греция, Италия, Афины, Олимпийские игры, Венеция, Амстердам, столица, глава государства, месторасположение,

Политическая и физическая карты Европы фотографии изучаемых стран, макеты флагов (Франции и Великобритании)

144-150

67-68

Что мы узнали, и чему научились за год (итоговый урок

Повторить основной учебный материал всех изученных разделов курса

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру (1 класс) на тему: Окружающий мир - живая и неживая природа

Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Окружающий мир- живая и  неживая природа...

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.

Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....

Игра-викторина по окружающему миру "Знатоки окружающего мира" 2 класс

Игра-викторина по окружающему миру для 2 класса "Знатоки окружающего мира" в рамках декады по окружающему миру с итоговой таблицей...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...