"Экскурсии в курсе "Окружающий мир" как одна из форм обучения"
учебно-методический материал по окружающему миру

Морозова Виктория Сергеевна

научная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh_mir.doc185.5 КБ
Office presentation icon diplom4.ppt1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Экскурсии в курсе «Окружающий мир»

 как одна из форм обучения

Содержание:

  Введение

Глава 1.  Формы организации учебного процесса в начальной          

школе

  1.   Понятие и сущность форм обучения 
  2.   Общая характеристика форм  обучения   

Глава 2.   Сущность и содержание экскурсии в курсе      

«Окружающий мир»

2.1   Характеристика курса «Окружающий мир»  

2.2   Значение, особенности и виды экскурсий в курсе

«Окружающий мир»

2.3 Познавательный интерес младших школьников

Глава 3. Изучение возможностей развития познавательного  

интереса младшего школьника в ходе проведения экскурсий в

курсе «Окружающий мир»

3.1 Изучение опыта работы учителей по данной проблеме

3.2 Описание и проведение исследования

3.3 Оценка результативности

Заключение

Список литературы  

Приложение

Введение

В период школьного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей - систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой.

Экскурсии по окружающему миру убеждают  учащихся в красоте, многообразии и богатстве природы нашей Родины, что способствует формированию у них патриотических чувств.

Экскурсия – это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно – развивающих задач.

           Объект: процесс изучения курса «Окружающий мир».

Предмет: Организация экскурсии в курсе «Окружающий мир».

Цель: Изучить особенности организации проведения экскурсий в курсе «Окружающий мир»

Задачи:

  1. Изучить научную, педагогическую и методическую литературу по данной теме;
  2. Изучить особенности организации и проведения экскурсий в курсе «Окружающий мир»;
  3. Познакомиться с опытом работы учителей по организации и   проведению экскурсий.        

             Гипотеза: мы предполагаем, что активное проведение экскурсий в курсе «Окружающий мир», будет способствовать более успешному развитию познавательного интереса младшего школьника.

           Методы исследования:

  • анализ литературы
  • изучение и обобщение передового педагогического опыта
  • анкетирование

База исследования: Вирандозерская малокомплектная СОШ.

Глава 1. Формы организации учебного процесса в начальной школе.

  1. Понятие и сущность форм обучения.

Формы организации обучения предполагают «упорядочение, налаживание, приведение в систему» взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала. Организация обучения преследует цель обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью учащихся со стороны учителя. Организация обучения, построенная на оптимальном сочетании компонентов процесса, способствует повышению его результативности. Организация обучения предполагает конструирование конкретных форм, обеспечивающих оптимальные условия для эффективной учебной работы учеников под руководством учителя.

В.К.Дьяченко считает, что понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики  может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение – это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности), накопленные человечеством».

Общение происходит между взаимодействующими преподавателем и учащимися. В зависимости от структуры учебного общения В.К.Дьяченко классифицирует  общие формы на индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

Понятие «организация» в «Философской энциклопедии» трактуется как «упорядочение, налаживание, привидение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположение  соотношение  частей какого либо объекта».

Обучение может происходить только тогда, когда оно каким-то  образом организовано. Оно происходит и существует, прежде всего, в определённых формах  его организации. Организационные формы обучения составляют материальную основу обучения.

Итак, форма обучения представляет собой  целенаправленную, содержательную, насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения,  позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у школьников системные знания и личностные качества.

Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала детьми различных возрастных групп. Содержание науки и возрастные особенности школьников требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм. [22]

1.2 Общая характеристика форм обучения.

В курсе «Окружающий мир» различают следующие организационные  формы обучения:  урок, экскурсия, внеурочная работа и внеклассная работа.

Урок является основной формой обучения.

Основными функциями урока окружающего мира являются:

1.Обучающая, связанная с приобретением учащимися определённых природоведческих, географических, исторических и экологических знаний, умений, навыков.

2.Воспитывающая, связанная с формированием у детей определённых эмоционально-ценностных отношений к природному и социальному окружению школьника.

3.Развивающая, связанная с развитием у младших школьников заложенных от природы задатков: наблюдательности, ума, воли, памяти, способности к эстетическому восприятию окружающего мира и др. [1]

Требования к уроку.

Грамотно построенный урок по изучению окружающего мира должен обладать следующими характеристиками:

1.Урок – это относительно самостоятельная, целостная единица общего учебного процесса. Это будет достигнуто, если:

а) содержание урока направленно на изучение той или иной природной или социальной целостности.

б) будет выдержана единая логика построения содержания.

в) методы, приёмы, средства обучения будут соответствовать рассматриваемой целостности: изучению географических объектов – методы географии, изучению биологических объектов – методы биологии, изучению исторического события – методы истории.

2.Чётко определенны цели и задачи урока. При определении цели учитель должен ясно предоставлять место данного урока в общей системе уроков курса.

При определении задач урока учитывают:

а) какие знания, умения, должны быть сформулированы или получить развитие.

б) какие отношения формируются и подлежат развитию:

-интерес к изучаемому предмету,

-чувств любви к природе,

-чувство тревожности за состояние  природы и др.

в) какие психические качества личности подлежат развитию: мышление, наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, память.

3. Определенное,  оптимальное содержание урока, соответствующее сформулированным задачам.

4.  Активность познавательной деятельности учащихся и др. [1]

              Виды внеурочной работы.

Внеурочные работы по курсу «Окружающий мир» выполняются непосредственно на природе, на учебно-опытном участке, в уголке природы. Необходимость организаций внеурочных работ вызвана тем, что многие наблюдения за окружающей средой, постановка опытов, для усвоения программных вопросов, не укладываются в рамках расписания. В зависимости от места проведения и характера внеурочной работы можно выделить следующие её формы:

а) систематические наблюдения в природе (работа с дневниками и календарём природы)

б) работа на учебно–опытном  участке,

в) работа в классном уголке природы,

г) домашняя работа.

             Систематические наблюдения в природе.

В настоящее время в связи с многовариантностью образования эта работа  в различных школах проводится по-разному. В одних случаях наблюдения продолжаются по традиционной схеме, в других эта работа проводится только в классе.

Работа на учебно-опытном участке и в классном уголке,

Используется  для проведения занятий по окружающему миру, географии, экологии, сельскохозяйственному труду.

На учебно–опытном участке дети учатся:

1.Распознавать отдельные декоративные, овощные, плодово-ягодные растения открытого грунта, сопутствующие им сорняки.

2.Наблюдать за ростом и развитием растений по временам года.

            3.Определять по внешнему виду почвы, растения, их потребность в данный момент в свете, тепле, воде, питании.

4.Обрабатывать почву и др.

Домашняя работа организуется для самостоятельного выполнения учащимися заданий учителя.

             Внеклассная работа.

Процесс образования в курсе «Окружающий мир» не может ограничиваться только учебными занятиями. Строгие рамки программ не всегда позволяют рассматривать те вопросы, которые учитель посчитал полезными для формирования тех или иных знаний, отношений. По степени охвата учащихся внеклассная работы подразделяется на:      

-индивидуальную

-групповую

-массовую.

             Внеклассная работа.

Индивидуальная работа-

Проводиться, если у учащихся появилась склонность к познанию окружающего мира, интерес к деятельности по охране природы или выявилась аномалия в отношении к природным и социальным  объектам, требующая вмешательство педагога, а также в случаях, когда массовые формы работы могут нанести вред природе.

              Групповая работа может быть в виде:

Кружковой работы

В процессе индивидуальной работы выявляется группа школьников, проявляющая устойчивый интерес в той или иной  образовательной области. Такие группы целесообразно объединить в кружки.

Клубной работы

В начальных классах используется ещё одна форма групповой внеклассной работы – клубная. Работа клубов привлекает детей непринуждённостью обстановки, возможностью общения по интересам, разнообразием приёмов и методов работы, включая и такие близкие для младшего возраста, как игры.[2]

                Массовой

Позволяют привлечь к участию практически всех учащихся. К массовой форме внеклассной работы относятся тематические просмотры научно-популярных и художественных фильмов о природе и их обсуждение, пресс-конференции, обзоры книг о природе, проведение вечеров, праздников и.т.п. по самой разнообразной тематике.

Глава 2.   Сущность и содержание экскурсии в курсе «Окружающий мир»

2.1 Характеристика курса «Окружающий мир».

Предмет «Окружающий мир» изучается в I—IV классах четырехлетней начальной школы и является альтернативным по отношению к предметам «Ознакомление с окружающим миром» (I—II классы). Особое значение этого интегрированного предмета в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней.

Исходя из этого, основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правильное поведение в ней. [14]

Каждый учебный предмет вносит определенную лепту в реализацию задач воспитания, однако, ни для одного учебного предмета, будь то родной язык, математика или музыка, эти задачи не являются главными. «...Обучение может порождать какие-то качества личности, но не воспитывать, если мы не организуем его так, чтобы оно было направлено на получение воспитательного эффекта, заданного как цель».

Это позволяет выделить особенности предмета «Окружающий мир», которые определяют его соответствие современным требованиям дидактики начального обучения:

-учет психологических особенностей младших школьников;

-необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира и др.

Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет:

              1) Установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;

2) Обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира;

3) Создать условия для плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Всё перечисленное фактически характеризует функции предмета, которые в обобщенном виде могут быть представлены следующим образом:

1. Образовательная — формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественно - научных, обществоведческих и исторических понятиях.

2. Развивающая — осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника.

3.  Воспитывающая — социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств.

Выделим и более конкретные задачи:

  • воспитание правильного отношения к объектам природы и результатам труда людей;
  •  формирование элементарной экологической культуры;
  •  воспитание гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
  • развитие интереса к окружающей жизни;
  •  формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии со знанием своего организма;
  •  изучение этого предмета должно обеспечить элементарную эрудицию ребенка, его культурный фонд.

В основе построения курса лежит принцип «позитивного центризма», т. е. отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, максимальный учет его психологических особенностей и возможностей, снятие авторитарного и установление демократического способа взаимодействия между учителем и учеником.

Таким образом, изменение содержания ознакомления с окружающим миром «тянет» за собой корректировку всех других звеньев методической системы: средств, методов, форм организации. Реализация этого положения ставит предмет «Окружающий мир» в особое положение по вкладу в развитие и воспитание младшего школьника и определяет его инвариантность в учебном плане четырехлетней начальной школы.

2.2 Значение, особенности и виды экскурсии в курсе «Окружающий мир».

Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной учитель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна - набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают ее поэтические образы.

В начале экскурсии учитель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов. Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года.

На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.

В сельской местности детей знакомят с аграрным трудом, организуя для них встречи с хлеборобами, овощеводами, животноводами (чаще всего это родители учащихся). На таких занятиях учитель опирается на наблюдения учащихся, на их практический опыт. Дети рассказывают, какие животные у них в хозяйстве, как они помогают родителям ухаживать за ними и т. д.

В городских условиях проводятся заочные экскурсии-беседы с использованием диапозитивов, таблиц и других средств наглядности.

Принимая участие в уходе за комнатными растениями и домашними животными, работая на пришкольном участке, в саду, на огороде, дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них. [21]

Конкретные представления о предметах и явлениях окружающей природы, о труде людей в природе уточняются и закрепляются в ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр, требующих узнавания, классификации, соотнесения. Эффективным приемом формирования нравственно-эстетического отношения к природе является постановка проблемных ситуаций и во время экскурсий, и в ходе занятий в классе, на пришкольном участке, во время игры.

Познавательные ситуации чаще предлагаются учителем. Например, он показывает картину: на заснеженной лесной поляне - следы белки, зайца, видны мышиные норки в снегу, плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызи на коре осины. Ставятся вопросы, какие животные здесь побывали? Что о них можно сказать по этой картине? К ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они получили необходимые знания.

Важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от учащихся решения той или иной нравственной задачи. Например: «Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его». Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она?

Проведение экскурсий способствует решению экологических задач, стоящих перед начальной школой.

Использование игр в ходе проведения экскурсий.

Наиболее полно запросам экологического образования и воспитания учащихся младшего школьного возраста отвечают дидактические (познавательные) игры. Главное свойство дидактических игр состоит в том, что в них познавательные задачи выступают перед школьником в скрытом виде. Играя, ребенок не думает учиться - учение здесь протекает непреднамеренно. Увлекают детей игры с карточками, загадками о растениях и животных, игры-викторины. Например: «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?», «Лесные ориентиры, цветочные часы, лесные загадки» и др. Использование дидактических игр на уроках, экскурсиях, прогулках, во время турпоходов, при подготовке домашних заданий. На занятиях в группе продленного дня позволяет значительно расширить знания учащихся о взаимосвязях человека с природой, об объектах природного окружения, которые необходимо знать, чтобы умело использовать и оберегать.

Решению задач экологического образования в наибольшей степени способствуют творческие сюжетно-ролевые игры. Это игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь» В педагогической литературе эти игры называются по-разному - сюжетными, подражательными и т. д.

Установлено, что воспитательный эффект творческой игры постигается при соблюдении методики, при которой организация, распределение ролей и подготовка к игре сохраняют ее неповторимую прелесть, детскую непосредственность а также обеспечивают знания об объектах игры, приближение ее условий к реальным ситуациям.

При разработке содержания игр экологического характера необходимо, чтобы центром их были взаимоотношения людей, их гуманное, заботливое отношение к природной среде. В содержание ролевых игр включаются знания о моральных нормах и правилах поведения человека в природе, т. е. о проблемах, которые в процессе урока не могут рассматриваться достаточно глубоко и всесторонне. Система ролевых игр строится с учетом специфических целей на каждом этапе обучения. Так, для детей младшего возраста основная цель игры состоит в овладении конкретными знаниями и правилами поведения в природной среде, чему способствует исполнение школьниками ролей растений, животных и других обитателей местных природных сообществ, людей, которые используют и охраняют природу.

Педагогически правильно организованная игровая деятельность школьников позволяет достигать полного их самовыражения, активности и свободы действий, разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты природы и ее гармонии, развития чувства любви и заботливого отношения к ее объектам.

Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для детей.

Часто на экскурсиях у ребят возникает желание собирать занимательный материал. И тогда учителя предлагают учащимся завести

тетради и переписывать или наклеивать в них из журналов, газет, календарей небольшие тексты, загадки, ребусы, кроссворды и др. Тетрадям дают названия «Интересные или забавные странички», «Тетрадь занимательного материала». Собранный материал можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, уроков естествознания.

Изменение, движение, развитие - это универсальные свойства объектов окружающей среды. Если ребенок будет иметь представления об этих свойствах, он быстрее научится обобщать то, что видит. Наблюдая за явлениями живой природы, дети знакомятся с ростом и развитием живых существ, видят, как они приспособлены к сезонным условиям. Изменения в природе носят строго последовательный характер, определяемый временными промежутками. Особую роль в познании закономерных изменений в природе играет сопоставление, которое позволяет выявлять устойчивые и меняющиеся признаки объектов.

Чтобы закрепить, уточнить и систематизировать чувственные представления, следует результаты наблюдений фиксировать в календарях и альбомах природы. Особенно ценными они становятся тогда, когда отражают закономерно меняющиеся явления природы. [21]

Подготовка к экскурсии.

Каждую экскурсию учитель готовит тщательно и заранее:

- он определяет тему экскурсии, представления и основные понятия, которые на экскурсии будут отрабатываться;

- выбирает место экскурсии, разрабатывает экскурсионный маршрут;

- непременно посещает место экскурсии для знакомства с ним,  отбирает  наиболее  интересные  и типичные объекты для демонстрации и самостоятельного  наблюдения учащихся;

- определяет места остановок для отдыха.

Эта работа учителя завершается составлением плана экскурсии.

В плане экскурсии должны быть отражены следующие элементы:                                          

              - образовательно – развивающие и воспитательные цели,  

- методы обучения на экскурсии,

- объекты наблюдения,

- ход экскурсии.

 Планируя ход экскурсии, учитель должен предусмотреть такие структурные элементы:

  • Краткое вступительное слово учителя или вводная беседа с учащимися, в которой необходимо отразить  время года,  состояние окружающей неживой  и живой природы;
  • Самостоятельная работа учащихся;
  • Форма отчётности школьников;
  • Проверка выполнения самостоятельной работы;
  • Обобщающая беседа.  

Учащиеся также должны быть  готовы к экскурсии:

- учитель заранее знакомит их с темой экскурсии, и её задачами, с вопросами, на которые учащиеся должны найти ответ;

- распределяет учащихся на звенья-группы для лучшего управления ими в ходе экскурсии;

- назначает среди группы старшего;

- выдаёт экскурсионное снаряжение: папки для гербария, баночка, сачки, лупу и  т.п. в зависимости от содержания и задач экскурсии;

- распределяет между группами задания для самостоятельной работы, сбора природного материал.

Проведение экскурсии.

Любую экскурсию в природу лучше всего начать с описания природного ландшафта. Учитель  обращает внимание детей на время года, на состояние неживой и живой природы в данном сезоне, даёт характеристику местности или проводит беседу с учащимися на основании их непосредственного наблюдения.

Далее учитель конкретизирует тему и задачи экскурсии, характеризует основные понятия материала и предлагает школьникам выполнять задания по самостоятельному наблюдению. Задания должны быть краткими и конкретными, направляющими внимание детей на изучаемый  объект или явление. В заданиях необходимо предусмотреть сравнение наблюдаемых предметов и явлений, выявление их признаков сходства и различия.

После выполнения учащимися заданий проводится их проверка и итоговая беседа, заканчивающаяся выводами.

Учитель должен помнить, что природный материал нужно собирать в ограниченном количестве и только тот, который действительно понадобится в учебном процессе на последующих уроках. Собранный материал надо доставить в школу и бережно хранить для дальнейшего использования. [8]

В качестве примера вариант экскурсии в III классе по теме «Растения и животные леса».

Экскурсия начинается краткой вступительной  беседой. Вопросы для беседы могут быть такие: какое сейчас время года? Какое небо? Как греет солнце? Как по вашим наблюдениям изменилась  погода в данной местности по сравнению с летом? Изменился ли по сравнению с летом внешний вид леса (сквера, парка)?

После беседы учитель обращает внимание детей на то, как изменения в погоде влияют на жизнь растений и животных.

Далее учитель закрепляет умения учащихся различать по внешним  признакам лиственные  и хвойные растения. С этой целью учащимся предлагается ряд упражнений. Учитель указывает на растение и предлагает определить, к какой из названных групп оно относится.

Затем на основании наблюдений проводится беседа по следующим вопросам и заданиям: посмотрите вокруг внимательно. Какие вас окружают деревья – лиственные или хвойные? Как можно назвать лес, в котором растут только  лиственные деревья? Как можно назвать лес, в котором растут только хвойные деревья?  Как можно назвать лес, в котором растут лиственные и  хвойные деревья? В каком лесу мы сейчас находимся?

После беседы учитель называет самые распространённые  породы деревьев и кустарников данной местности, показывает их, называет  и показывает травянистые растения.

Далее он предлагает внимательно посмотреть вокруг и постараться увидеть и услышать птиц, разглядеть насекомых (если позволит время года). Учитель называет животных, живущих в лесу, рассказывает и показывает, чем они питаются.        

В конце экскурсии делается вывод: жизнь растений и животных в лесу взаимосвязана.

Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний, главным образом, путём непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать изучаемые  объекты и явления под непосредственным руководством учителя.

Экскурсии выполняют те же функции, что и уроки:

- обучающую,

-воспитывающую,

- развивающую.

 Вместе с тем, экскурсии по сравнению с классными занятиями имеют ряд преимуществ. Они  позволяют сблизить методы  обучения и методы  научного исследования – экскурсию можно  рассматривать как аналог научной экспедиции.  Неоценимая роль экскурсий в экологическом образовании школьников, именно на экскурсиях представляется возможность,  непосредственно показать школьникам как негативные, так и позитивные последствия деятельности человека, привлечь их к выполнению  несложных природоохранительных мероприятий, способствовать формированию умений  вести себя не природе. Большие возможности отношений, развития мышления, наблюдательности. Не случайно многие прогрессивные методисты прошлого однократно подчёркивали возможность экскурсий в школьном обучении.

В то же время на практике мы видим, что количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно – обычно не более трёх-пяти в год. Это связанно с тем, что далеко  не все изучаемые объекты и явления можно наблюдать в окрестностях школы, своего населённого пункта. Кроме того, проведение экскурсий связанно  с определёнными организационными трудностями:  проведению   экскурсий может помешать погода; в городских школах при проведении экскурсий часто

необходим транспорт; экскурсии, как правило, занимают больше времени, чем время, отводимое  на урок, да и сама подготовка к экскурсии

часто требует от учителя  большего объёма  времени, чем подготовка к  уроку. Для начинающих учителей,  студентов-практикантов проведение экскурсий часто связанно с  трудностями управления классом (поддержание дисциплины). Дети часто  воспринимают экскурсию как прогулку, на которой можно вести себя свободнее, чем на уроках.

Тем не менее, учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, учителю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношений человека и природы.

Виды экскурсий в соответствии с основными объектами изучения экскурсии по курсу «окружающий мир» можно упорядочить следующим образом:

Объект  изучения

Экскурсии

Человек, его организм, охрана здоровья

В школьный медпункт, оздоровительные центры, на спортивные сооружения, в медицинские учреждения, в анатомический музей

Природное окружение

На природу: по изучению сезонных изменений в природе, по изучению компонентов природы ( к обнажениям горных пород  и почв, к оврагу, к роднику), по изучению природных сообществ, экосистем ( в лес, на луг, в поле, к водоёму)

В местный музей, отдел «Природа»

В зоопарк, заповедник, национальный парк.

Социальное, производственное окружение

В ателье, обувную мастерскую, швейную фабрику, теплицу, магазин, библиотеку.

В местный исторический музей; к памятникам истории.

В картинную галерею, на выставку изделий народного мастерства

Экскурсии можно подразделить на: предметные и комплексные.

На предметных экскурсиях основное внимание уделяется изучению какого-то одного компонента  природы, одного вопроса темы. Например, на экскурсии по теме «Поверхность нашего края»  изучаются только формы рельефа (геоморфологическая экскурсия); по теме «Растения поля» рассматриваются ботанические объекты с сельскохозяйственные культуры и сорняки и т.п.

На комплексных  экскурсиях изучается комплекс объектов. Например, в ходе комплексной экскурсии по теме «Природа нашего края» изучаются встречавшиеся по маршруту движения горные породы, формы рельефа, растения, животные, следы деятельности человека.

Природоведческую экскурсию можно считать и экологической, если на ней не только даются определения наблюдаемым растениям и животным, объектам неживой природы, но и выявляются и те единства (сообщества), к которым они принадлежат. На экологических экскурсиях школьники осваивают правила поведения на природе, некоторые приёмы её использования и охраны.

По месту в системе других школьных занятий экскурсии можно подразделить на вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения материала темы) и обобщающие (после изучения материала темы)

На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом  материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные  наблюдения. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия в III классе по теме «Весенние изменения в природе» - если проводится в начале изучения темы.

Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе.  Примером текущей экскурсии может быть экскурсия на тему «Ознакомление  с особенностями местного водоёма, его использованием и охранной».

Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части её и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изучаемого материала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей их природе то, что изучали в классе и по учебнику дома, и ответили  на поставленные учителем вопросы. Примером обобщающей экскурсии может быть экскурсия в IV классе на тему «Формы земной поверхности».

Вопросы охраны природы на экскурсиях.

Экскурсии обладают широкими возможностями для воспитания у школьников бережного отношения к природе. Дети не только  должны знать, что природу нужно беречь, но и понимать, почему необходимо бережно относиться к экскурсиям в ходе их проведения. Учитель должен  объяснить детям, что нельзя ломать ветки деревьев  и кустарников, вырывать с корнями цветущие растения, обрывать с растений цветы, портить кору деревьев, сбивать ногами грибы, даже если они несъедобны, так как многие из них питаются животными.  Учащиеся должны также понимать, почему нельзя разгонять стаи птиц, опустившихся на землю в поисках пищи, почему нельзя шуметь в лесу в период их гнездования. Во время экскурсии не только закрепляются экологические знания школьников, но и формируются умения правильно вести себя в природе.

Экскурсия способствует стимулированию поисковой активности учащихся. В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия. Достоинства экскурсий как нельзя лучше подчёркивает несколько «затёршееся» от частого употребления, но от того не переставшее быть верным утверждение о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Ещё в начале ХХ века специалисты в области исследовательского обучения отводили экскурсии особое место. Она рассматривалась как постоянный спутник исследовательского метода обучения. Некоторыми педагогами даже утверждалось, что существует особый экскурсионно-исследовательский метод обучения. Вряд ли с этим можно согласиться, скорее об экскурсии следует говорить как об одной из форм организации учебной деятельности, которая может и должна использоваться при проведении детьми собственных исследований.

Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, даёт бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. В ходе нашей работы мы активно использовали эту форму организации.  Часто экскурсия, так же, как и тот или иной мини-курс, служила стартовой площадкой для детских исследований, давала мощный импульс детскому мышлению, позволяла увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий, продуцировать большое количество самых  разных гипотез. Бесконечно большое количество источников для получения новых сведений создавало прекрасную базу для аналитической работы мысли, выработки суждений, умозаключений и выводов.

2.3. Познавательный интерес младших школьников.

В последние годы стал вопрос о формировании общих приёмов познавательной деятельности.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. (М.Г Чошанов)

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным».

Когда ребёнок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идёт совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес.

Использование экскурсий влияет на развитие познавательных процессов младшего школьника: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путём определённой организации познавательной деятельности учащихся.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связанно со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

3. Глава. Изучение возможностей развития познавательного интереса младшего школьника в ходе проведения экскурсий в курсе «Окружающий мир».

3.1 Изучение опыта работы учителей по данной проблеме.

Нами изучены статьи учителей из школ России, активно использующие экскурсию как форму обучения и как разновидность урока. Некоторые учителя придают большое значение экскурсиям. Учителя считаю, что в ходе проведения экскурсий:

-лучше формируются понятия;

-формируются навыки работы в коллективе;

-воспитывается чувство товарищества;

-воспитывается любовь и бережное отношение к природе.

Кроме этого они отмечают, что экскурсии нельзя заменить обычным уроком, использование наглядности или использование ИКТ. Необходимо живое общение и погружение в живую среду. Хотя не исключают возможностей проведения виртуальных экскурсий.

Нами изучен опыт работы учителей,  мы использовали материал по данной проблеме перечисленных учителей:

  • Уроки-экскурсии в начальной школе

      Четвертакова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов 

ГОУ "Средняя общеобразовательная школа № 577", г. Санкт-Петербург

  • Урок-экскурсия на тему: "Поиск Истины"

         Черезова Елена Фёдоровна, учитель начальных классов

МБОУ "Гимназия №48", г.Норильск, Красноярский край

  • Урок-экскурсия во 2-м классе "В гости к осенней рябинке"

Власенко Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов

МОУ СОШ №8, г. Белово

  • Урок-экскурсия "В гости к зиме"

Радковец Людмила Михайловна, учитель начальных классов

МОУ СОШ №1, г. Великие Луки

  • "Бережное отношение к природе"

Посаднева Наталия Юлиановна, учитель начальных классов

МОУООШ №99 им. Героя России Д.Д. Тормахова, г. Сочи, Краснодарский край и др.

Конспекты уроков будут полезны студентам и начинающим учителям в работе. Конспекты представлены в приложении.

3,2,Описание и проведение исследования.

Для подтверждения гипотезы и выполнения поставленных задач была проведена исследовательская работа.

Исследование проходило на базе Вирандозерской малокомплектной СОШ Беломорского района. Было взято два класса  2 и 4. В 4 классе 4 человека, во 2 классе 3 человека.  Класс занимается по учебно – методическому комплекту «Школа России», автор Плешаков Алексей Андреевич, 2 и 4 класс (2 часть).

Цель исследования: убедиться в эффективности активного проведения экскурсий в курсе «Окружающий мир» на развитие познавательного интереса у младших школьников.

Исследование было проведено в три этапа:

  1. этап - Констатирующий
  2. этап – Формирующий
  3. этап – Контрольный

1 этап Констатирующий.

Цель:  выявить уровень развития  познавательного интереса на начальном этапе исследования.

Учащимся была предложена следующая анкета:

  1. Какой предмет в школе тебе больше всего нравится?
  2. Тебе нравится урок окружающего мира? Почему?
  3. Нравится ли тебе, когда на уроках окружающего мира проводятся экскурсии? Почему?
  4. Использование экскурсии делает урок окружающего мира более интересным? Почему?
  5. Чем полезны экскурсии?

 2 этап – Формирующий.

В рамках дисциплины «Окружающий мир» были разработаны и проведены 6 уроков и 5 внеклассных занятий с проведением экскурсий. Цель - повышение уровня познавательного интереса к урокам окружающего мира с активным проведением экскурсий.

При подборе материала к урокам и занятиям учитывались индивидуальные особенности учащихся класса.

Все материалы конспектов и занятий представлены в приложении.

3 этап – Контрольный.

Было проведено повторное исследование уровня развития познавательного интереса – с использованием анкеты, описанной в первом этапе.

          Цель: повторное определение уровня развития познавательного интереса.

Кроме того, на протяжении всего исследования нами была проведена диагностика на определение:

  • уровня эмоционального  состояния учащихся;
  •  уровня познавательной активности учащихся;
  •  уровня познавательного интереса к обучению у учащихся.

Диагностика автора  Рыдзя, О.А. – психолога Проекта «Начальная школа XXI века». [4]

Существуют следующие типы эмоционального состояния младшего школьника:

  • Отчётливо отрицательное эмоциональное состояние: ребёнок всё время отвлечён, что-то делает, толкает, трогает соседа, двигает руками. Дети такого типа почти не задают никаких вопросов познавательного характера, их интересы сосредоточены лишь на организации деятельности (что и как делать).
  •  Нейтральное эмоциональное состояние: ребёнок безразличен к теме урока, на вопросы отвечает вяло, оживляется только при использовании учителем ярких новых наглядных средств, а так же при проявленном обращении. Дети такого типа редко задают вопросы познавательного характера, хотя отдельные яркие примеры из жизни окружающего мира вызывают их любознательность.
  •  Отчётливо положительное эмоциональное состояние: ребёнок внимательно следит за педагогом, интонационно, выразительно отвечает на вопросы, часто поднимает руку, при особом желании ответить подпрыгивает, встаёт, эмоционально реагирует на любое высказывание педагога. Дети такого типа достаточно часто задают вопросы, не только касающиеся содержания, но и проявляют любознательность независимо от него.

Уровень познавательной активности определяется по параметрам:

  • Часто задают вопросы не только на уроках, но и во внеурочное время.
  • Поднимают руки.
  • Проявляют интерес к изучению каждой темы на уроке и др.

Согласно с диагностикой можно выявить уровень познавательного интереса:

  • Низкий: интерес внешний, ситуативный, проявляющийся только в занимательных, ярких учебных ситуациях. В основном это интерес к процессу, а не к результату деятельности. Интерес неустойчивый, быстро пропадает. Высока активность в течении 8 – 10 минут.
  • Средний: интерес более глубокий, но не длителен, неустойчив, зависит от эмоциональности урока, используемых учителем методических приёмов, быстро гаснет при однообразной деятельности. Полная активность не более 15 или 20 минут.
  • Высокий: интерес глубокий, устойчивый, сохраняется в течение всего урока, гаснет редко, только при длительной однообразной работе. Дети проявляют интерес, как к процессу, так и к результату деятельности.[4]

После каждого урока оставлялись протоколы по результатам исследования.

(см. приложение № 5)

3.3 Оценка результативности.

Анкетирование.

      При обработке анкет I и III этапов рассматривались ответы учащихся. Учитывалось количество учащихся, ответивших положительно на вопросы диагностики, а так же ответивших отрицательно на вопросы анкеты. Далее ответы считались по количеству учащихся.

Результаты анкетирования I и III этапов.

Проанализировав анкеты, были выявлены следующие результаты.  [см. приложение №  6]

При ответе на первый вопрос, на I этапе 1 ученик ответил, что нравится урок математики, 4 ученик ответили, что нравится урок физкультуры, 2 ученика ответили, что нравится урок ИЗО.

На III этапе на первый вопрос ответы были такими: 5 ученикам нравится урок окружающего мира,1 ученик ответил, что нравится урок математики, 1 ученик ответил, что нравится урок физкультуры.

Результаты второго вопроса: на I этапе были следующими:  5 ученикам нравится урок окружающего мира, а 2 не нравится. На III этапе 6 ученикам нравится урок окружающего мира, и 1 ученик ответил, что нет.

Ответы на третий вопрос были такими: На I этапе 1 ученику не нравится, когда на уроке проводят экскурсию, 6 ученикам нравится, а на III этапе всем ученика нравится, когда проводят на уроках экскурсии.

Ответы четвёртого вопроса: на I этапе 1 ученик ответил, что экскурсии не делают уроки окружающего мира более интересными, а 6 учеников считают, что экскурсии делают урок окружающего мира более интересным, на III этапе результат не изменился.

Результаты пятого вопроса: дети ответили, что экскурсии полезны тем, что на свежем воздухе или в классе можно наблюдать за природой, знакомиться с интересными городами, памятниками и многим другим.

На основании диагностики Рыдзя О.А. на определение уровня познавательного интереса и протоколов уроков с проведением экскурсий, мы пришли к следующим результатам. [см. приложение № 4]

По результатам диагностики на определение уровня познавательного интереса можно сделать вывод: проведение экскурсий способствует повышению уровня познавательного интереса или удерживает его стабильно высоким.

Вывод: в ходе проведения исследования выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. При активном использовании экскурсий на уроках окружающего мира можно повысить познавательный интерес младших школьников.

Заключение:

В ходе проведённой работы  поставленные цель и задачи были достигнуты. Наши теоретические и практические исследования показали, что наша тема в курсе обучения окружающего мира актуальна и имеет практическую значимость. В работе мы рассмотрели и изучили имеющуюся научную литературу в рамках рассматриваемой проблемы. Изучили опыт работы учителей по организации и проведению экскурсий. Мы считаем, что проведённая работа будет интересна и познавательна педагогам в работе. Мы провели исследование на выявление эффективности активного проведения экскурсий в курсе «Окружающий мир» на развитие познавательного интереса у младших школьников.

Таким образом, активное проведение экскурсий в курсе «Окружающий мир», будет способствовать более успешному развитию познавательного интереса младшего школьника.  Наша гипотеза подтвердилась.

Изучение окружающего мира с проведением  экскурсий оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка, и прежде всего, на его умственное развитие и познавательный интерес.

Список литературы:

  1. Аквилева Г.Н, Клепинина З.А. Методика преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования педагогического профиля / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.-240с.
  2. Алабина П.В. Методика и техника проведения экскурсий [Электронный ресурс] / П.В.Алабина. – Режим доступа к ст.: //saiaxat.mi.ru/Excurs/Virtual/3.htm. – загл. с экрана.
  3. Виноградова  Н.Ф. Рыдзе О.А.«Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе. [Электронный ресурс] / Н.Ф. Виноградова О.А. Рыдзе.- Режим доступа к ст.:  nsc.1september.ru/articlef.phq?lD=200701702. – загл. с  экрана.
  4. Виноградова И.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы / И.Ф Виноградова.-  М,2004.-240с.
  5. Власенко И.Г. Урок-экскурсия во 2-м классе "В гости к осенней рябинке" [Электронный ресурс] / И.Г. Власенко. – Режим доступа к ст.: http://festival.1september.ru/articles/526088/.- загл с экрана.
  6. Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: учебное пособие для учащихся педагогических училищ по спец. – 2-е изд., дораб. / В.П. Горощенко, И.А. Степанов. – М.: просвещение, 1985 – 159с.
  7. Григорьева Е.В. Краеведческие экскурсии как форма организации  изучения окружающего мира в начальной школе / Е.В. Григорьева. // Начальная школа плюс до и после. -2011. - №1. - 44-47с.
  8. Емельянов. Б.В. Организация и проведение экскурсий. [Электронный ресурс] / Б. В. Емельянов. Режим доступа к ст.: www.skitalets.ru/books/metod/excursi. - загл. с экрана.
  9. Иванова Т.Б. Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу [Электронный ресурс] / Т.Б. Иванова.  – Режим доступа к ст.:// revolution.allbest.ru/…/00019939_0.html. – загл. с экрана.
  10. Козина Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Ф. Козина. – М.: Издательский центр «Академия». – 2007. – 224с.
  11. Кривских О.Г. Осенняя экскурсия в природу -3 класс / О.Г .Кривских // Начальная школа до и после.- 2007.- №9. -  44 – 48 с.
  12. Лисицина Е.А, Остапенко И.В. Экскурсии в школьный музей природы  / Е.А. Лисицина, И.В Остапенко //Начальное образование. – 2008. - №2. – 30-34 с.
  13. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. / М.В. Матюхина, Е.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. – М:Изд-во Просвещение, 1984.-256с.
  14. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: учебное  пособие  для студентов факультетов педагогике и методике начального образования педвузов / А.В. Миронов.  - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 360с.
  15. Нагалевский О.Я. Экологическое образование младших школьников в курсе  «Окружающий мир».[Электронный ресурс]  / О.Я. Нагалевский режим доступа к ст.:www. BestReferat.ru/referat-50857.html. – загл. с экрана.
  16. Онисенко Е.А. Урок-экскурсия "Осенние изменения в неживой и живой природе", 1 класс.  [Электронный ресурс] / Е.А. Онисенко. – Режим доступа к ст.:  http://festival.1september.ru/articles/212766/. – загл. с экрана.
  17. Пакулова В.М., Кузнецова В.М. Методика преподавания природоведения: учебник  для студентов педагогических институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / В.М. Пакулова, В.М. Кузнецова.  - М.: Просвещение, 1990.-192с.
  18. Педагогический энциклопедический словарь  / гл.ред. Б.М. Бим – Бад; редкол. М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 528 с.
  19. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для
    студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. -  М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.
  20. Плешаков А. А.  Школа России – Окружающий мир [Электронный ресурс] / А. А.  Плешаков. – Режим доступа к ст.:  school-russia.prosy.ru/info.aspx?od_no=16976. – загл. с экрана.
  21. Руднянская Е.И, Черезова Л.Б. Особенности организации и проведения сезонных экскурсий с младшими школьниками. / Е.И Руднянская, Л.Б Черезова  //Начальная школа плюс до и после 2009.-№9.- 72-76 с.
  22. Сосновская Е.Б. Методика преподавания природоведения: учебник для ссузов  / Е.Б. Сосновская. – М.: «Приор - Издат». – 2005. – 208 с.
  23. Суходуля Любовь. Правила дорожного движения – презентация [Электронный ресурс] / Любовь Суходуля.- Режим доступа к ст.: http://viki.rdf.ru/cat/okrujaushy_mir/?page=4#list. – загл. с экрана.
  24. Шерстобитова А.С, Коллекция презентаций к урокам окружающего мира в начальной школе [Электронный ресурс] / А.С. Шерстобитова. – Режим доступа к ст.: http://www.rusedu.ru/detail_5308.html. -загл. с экрана.
  25. Черезова Е.Ф. Урок-экскурсия на тему: "Поиск Истины" (образовательная программа "Школа-2100"). 1-й класс. [Электронный ресурс] / Е.Ф Черезова.- Режим доступа к ст.: http://festival.1september.ru/articles/413392/.- загл с экрана.
  26. Четвертакова И.А. Уроки-экскурсии в начальной школе. [Электронный ресурс] / И.А. Четвертакова.- Режим доступа к ст.:http://festival.1september.ru/authors/102-523-422.- Загл. с экрана.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проектной деятельности как одной из форм обучения в начальной школе

В статье рассматриваются особенности проектной деятельность в начальной школе, виды проектов, правила выбора темы и этапы работы....

Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности

Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, по...

Презентация на тему: "Экскурсия- одна из форм внеурочной деятельности в школе"

Экскурсия- это процесс, в основе которого, прежде всего, лежит опыт зрительного и художественного восприятия. Важным является сочетание эстетического и познавательного в образовательной функции музея....

Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время

Экскурсии создают условия для  работ  исследовательского характера, что  помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с и...

Домашняя работа как одна из форм обучения.

Эффективность домашней работы, способы ее проверки во время урока....

Экскурсия как одна из форм внеурочной деятельности

Важную роль в активной познавательной деятельности обучающихся играют внеклассные мероприятия. Экскурсия является одной из форм такой внеурочной деятельности....

Предметное обучение как одна из форм обучения учащихся начальной школы

В данной статье представлен опыт работы Гимназии по созданию условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе....