Экскурсия как одна из форм внеурочной деятельности
статья на тему
Важную роль в активной познавательной деятельности обучающихся играют внеклассные мероприятия. Экскурсия является одной из форм такой внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ekskursiya_kak_odna_iz_form_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия как одна из форм внеурочной деятельности
Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью – один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Важную роль в активной познавательной деятельности обучающихся играют внеклассные мероприятия. Экскурсия является одной из форм такой внеурочной деятельности.
Предметные экскурсии позволяют более образно, ярко знакомить ребенка с материалом как по учебным дисциплинам, так и с общеразвивающей информацией, направленной на культурное развитие школьника. На экскурсии ребенок имеет возможность закрепить имеющиеся знания, от схематичного восприятия перейти к образному, получить новые знания. Экскурсия учит сосредотачивать внимание, формулировать вопросы и находить на них ответы, сравнивать, анализировать, развивает фантазию, интерес, подталкивает к открытиям.
Развивающие экскурсии не связаны с каким-либо предметом, способствуют общему развитию ребенка, его эстетическому и эмоциональному развитию, воспитанию патриотизма, бережному отношению к культурному наследию, формирует потребность в полезном досуге.
Кроме того, посещение музея, пешеходная прогулка или автобусная экскурсия дает возможность для повторения правил дорожного движения и правил поведения в общественных местах, учит ориентироваться в городском пространстве.
Общими целями такой формы внеурочной деятельности как экскурсия для обучающихся начальных классов является:
• осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;
• интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;
• воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;
• расширение кругозора обучающихся;
• воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;
• воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.
Выделяют несколько направлений экскурсионной работы:
1. Досугово-развлекательное направление предполагает организацию экскурсий и поездок на различные объекты района, города с целью знакомства с местами активного отдыха и организации такого отдыха обучающихся и их семей. Деятельность этого направления формирует у обучающихся навыки здорового образа жизни и экологической культуры, навыки социальной культуры, расширяет их знания о родных местах, формируя патриотические чувства.
Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками города создают прекрасный физиологический и психологический фон.
2. Научно-познавательное направление предполагает организацию экскурсий в музеи, на различные природные и производственные объекты. Отличие этих экскурсий от тех, о которых говорилось выше, в том, что их цель – развитие познавательных способностей и навыков, расширение и углубление предметных умений. Деятельность этого направления тесно связана с программами учебных предметов, хотя, конечно, связана и с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, так в процессе активного участия в подобных экскурсиях обучающиеся приобретают опыт социального взаимодействия с людьми разных профессий, с людьми разного возраста и разного образа жизни.
Природоведческие экскурсии формируют бережное отношение к природе, воспитывают любовь к родному краю, являются средством развития детского творчества.
Экскурсионная работа должна включать в себя не только непосредственно сами экскурсии. Чтобы эта форма работы достигала поставленных задач, необходимыми условиями становятся также предварительная работа и отчетная часть экскурсии.
Этапы проведения экскурсии:
1 этап – Выбор экскурсионной программы.
На данном этапе целесообразно провести анкетирование родителей и обучающихся на предмет интереса и увлечений.
2 этап – Организация экскурсии по выбранному направлению.
3 этап – Подведение итогов экскурсии (отчёт)
Отчёт может быть выполнен в различных вариантах:
• Отзыв
• Проект
• Фотогазета, коллаж
• Викторина или кроссворд
• Сочинение, эссе
Экскурсионные программы способны разнообразить школьную жизнь ученикам, помочь в усвоении нового материала и просто оставить яркие, увлекательные воспоминания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности
Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, по...
Презентация на тему: "Экскурсия- одна из форм внеурочной деятельности в школе"
Экскурсия- это процесс, в основе которого, прежде всего, лежит опыт зрительного и художественного восприятия. Важным является сочетание эстетического и познавательного в образовательной функции музея....
реферат "Предметная неделя как одна из форм внеурочной деятельности"
Реферат содержит следующие разделы: введение, теоретические основы внеурочной деятельности школьников, предметные недели в начальной школе (из опыта работы)...
Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время
Экскурсии создают условия для работ исследовательского характера, что помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с и...
Клубные часы ГПД как одна форм внеурочной деятельности и младших школьников
Опыт работы в группе продлённого дня...
Проект "Скаутинг- одна из форм внеурочной деятельности"
В своей воспитательной работе кроме кружковой деятельности, использую проекты....
Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности
Современный учебно-воспитательный процесс располагает большим арсеналом средств и методов обучения и воспитания. Одним из таких средств является школьная экскурсия.Актуальность экскурсии в настоящее в...